Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 838
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»
План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»
Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама
3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы
План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»
1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными
2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными
1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы
2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными
2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Основным и непосредственным субъектом безопасности являются учреждения УИС России, их персонал и осужденные. Правовую основу обеспечения их безопасности составляют УИК РФ (ст. 10, 13. 14, 18, 68, 73, 80. 82, 84-86 и др.): законы РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 48); «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О чрезвычайном положении» (закрепляет порядок деятельности государственных органов, в том числе исправительных учреждений, при введении чрезвычайного положения); ведомственные инструкции по вопросам обеспечения безопасности УИС (например, приказ 252 «о надзоре» (имеются основания введения).
Таким образом, безопасность уголовно-исполнительной системы представляет собой социально-правовой институт, обеспечивающий защиту данной системы при исполнении уголовных наказаний от внешних и внутренних опасностей. Содержанием данного института выступают объекты, подлежащие защите, а формой — нормы права, призванные регулировать различные мероприятия по обеспечению безопасности при исполнении наказаний.
Институту безопасности УИС присущ также специфический метод правового регулирования — императивный, защитно-упорядочивающего воздействия. При этом в процессе обеспечения безопасности решаются следующие задачи, вытекающие из определения данного института:
1. Защита охраняемых объектов от возможных опасностей как внешнего, так и внутреннего формирования.
2. Устранение явных опасностей в экстренных случаях (например, пресечение групповых неповиновений осужденных, их нападений на персонал учреждений, исполняющих наказания, иных действий, которые могут повлечь массовые беспорядки).
3. Обеспечение охраны и защиты объектов учреждений и органов УИС.
4. Обеспечение противопожарной безопасности в учреждениях и органах УИС, а также безопасности труда персонала и осужденных.
5. Обеспечение личной безопасности персонала, осужденных и иных граждан, находящихся на территории учреждений и органов УИС.
6. Нейтрализация и устранение организованной преступности и коррупции среди персонала УИС России.
Решение обозначенных основных задач способствует созданию нормальных условий для исполнения уголовных наказаний, исправления осужденных. С учетом этих задач института обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы определяется и его социальное предназначение.
2. Правовое регулирование обеспечения безопасности персонала УИС России
Под безопасностью персонала учреждений и органов УИС России понимается обеспечение неприкосновенности личности работников УИС, их чести и достоинства посредством законодательного закрепления различных форм защиты.
Безопасность персонала не исчерпывается только зашитой его от преступных посягательств со стороны осужденных или иных лиц. Она включает в себя и защиту от действий опасных технических, медицинских и иных неблагоприятных факторов, которые особенно негативно влияют на деятельность учреждений, исполняющих наказания, и представляют угрозу безопасности их персонала.
Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности работника УИС.
Угроза безопасности персонала от преступных посягательств осужденных может зарождаться в учреждениях, исполняющих наказания, но осуществляться за их пределами (при следовании на работу, с работы, по месту проживания, а также в отношении родных и близких работников учреждений). Поэтому при решении вопросов обеспечения личной безопасности персонала важно учитывать характер и вид угрозы.
Безопасность персонала во многом зависит от социально-экономического и политического положения в стране.
В этой связи в местах лишения свободы увеличивается количество осужденных за совершение преступлений, представляющих повышенную общественную опасность, в том числе преступлений против личности. Кроме того, сокращение объемов производства предприятий УИС, вызванное объективными причинами, обуславливает безработицу трудоспособных осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Осужденные, не занятые общественно полезным трудом, выпадают из исправительного процесса и нередко пополняют группировки осужденных, отрицательно настроенных к персоналу. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования УИС негативно сказывается на содержании осужденных. Такое положение многократно усиливает угрозу безопасности их персонала.
Регулирование вопросов обеспечения безопасности персонала относится к компетенции не только уголовно-исполнительного права. Соответствующие нормы содержатся и в иных отраслях права (административного, трудового, гражданского, уголовного и др.).
Эти нормы можно сгруппировать следующим образом:
-
нормы, устанавливающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда представителям персонала (ч. 2 ст. 313, 319, 320, 321 УК РФ). -
нормы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья и достоинства личности (ст. 105, 107-119, 126, 131 и др.); -
нормы, предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, относящихся к персоналу учреждений и органов УИС (ст. 318 УК РФ — применение насилия либо угроза его применения в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей).
В число основных средств обеспечения безопасности персонала входят меры уголовно-исполнительного характера, которые с учетом их правовой природы также можно подразделить на ряд групп.
К первой группе относятся меры, направленные на поддержание в учреждениях, исполняющих наказания, установленного режима, а также меры убеждения, реализуемые в ходе воспитательной работы с осужденными с целью разъяснения им необходимости соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотношений с персоналом, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей. Названные меры не направлены непосредственно на обеспечение безопасности персонала, но они призваны укреплять правопорядок и своевременно предупреждать поступки осужденных, которые могут угрожать личной безопасности представителей персонала.
Вторую группу средств обеспечения безопасности персонала составляют меры дисциплинарной ответственности осужденных и влияющий на их эффективность порядок применения. Как показывает практика, непривлечение осужденных к дисциплинарной ответственности за допущенные проступки либо несправедливость наложенного взыскания нередко провоцируют осужденных на совершение новых правонарушений, вызывают агрессию по отношению к конкретным сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания.
В третью группу входят меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие, основание и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), и иные меры пресечения противоправных действий.
Важным средством обеспечения безопасности персонала является профилактическая деятельность которая включает в себя меры общей и индивидуальной профилактики и осуществляется на основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ, а также ведомственных нормативных актов Минюста России.
3. Правовые основы обеспечения безопасности осужденных
Ряд международных правовых актов (Всеобшая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.) в качестве определяющих состояние безопасности человека декларируют такие права, как право на жизнь, право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности личности. Азиатско-Тихоокеанская декларация прав индивидов и народов (1988), закрепившая право человека на безопасность в коллективе и государстве, провозглашает, что сохранение его безопасности на всех уровнях является заботой и обязанностью как самого индивида, так и государства.
Вопросы обеспечения личной безопасности осужденных рассматриваются в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, в которых последовательно излагаются нормы, направленные, в частности, на удовлетворение физиологических и социальных потребностей лиц, лишенных свободы (требования к помещениям, в которых проживают и работают осужденные, к их питанию, медобслуживанию, обучению и т. д.). К конкретным мерам обеспечения безопасности осужденных, предусмотренным Правилами, например, относятся защита осужденных от оскорблений и унижений при перемещении (пр. 45), учет совместимости осужденных при размещении в спальных помещениях, а также постоянный надзор за осужденными ночью (пр. 9). Методологическое значение данного международного документа при решении вопросов личной безопасности осужденных в исправительных учреждениях определено его положением о том, что лишение свободы не должно усугублять страдания осужденных, за исключением случаев, когда этого требуют соображения дисциплины или интересы общественной безопасности (пр. 57).
Гарантии личной безопасности осужденных при отбывании уголовных наказаний закреплены и в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), который вменяет в обязанность сотрудникам исправительных учреждений: защиту человеческого достоинства и прав человека по отношению ко всем лицам, в том числе к осужденным (ст. 2); обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6).
Запрещение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания является абсолютным по международному праву. Так, в ст. 3 Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975) отмечается, что даже «исключительные обстоятельства, такие, как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
В группу международных правовых документов, устанавливающих гарантии личной безопасности осужденных в местах лишения свободы, также входят Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана (Куба), 27.08.-07.09.1990г.). В этом документе указано, что сотрудники исправительных учреждений вправе применять силу исключительно для поддержания безопасности и порядка в учреждениях или при угрозе личной безопасности (ст. 15).
Основываясь на положениях международного права и Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что личная безопасность осужденных выступает как необходимая жизненная потребность человека, нашедшая свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах.
Профессор А.Ф. Кистяковский (1833-1885, украинский юрист, доктор права, профессор) еще в XIX в. при разработке данной научной категории отмечал, что безопасность граждан слагается из ненарушимого пользования как естественными, так и приобретенными правами. К первым относится право на жизнь, неприкосновенность тела и свобода; ко вторым – право на честь, имущество, возможность следовать собственным убеждениям.
Исходя из определения безопасности УИС и с учетом теоретических определений безопасности личности, под безопасностью осужденных понимается гарантированная международным правом и российским законодательством защищенность жизни, здоровья, иных жизненно важных и социально значимых интересов личности осужденного от причинения вреда, а также предотвращение опасностей и угроз, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы.