Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 838

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение


Основным и непосредственным субъектом безопасности являются учреждения УИС России, их персонал и осужденные. Правовую основу обеспечения их безопасности составляют УИК РФ (ст. 10, 13. 14, 18, 68, 73, 80. 82, 84-86 и др.): законы РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды» (ст. 48); «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О чрезвычай­ном положении» (закрепляет порядок деятельности государствен­ных органов, в том числе исправительных учреждений, при введе­нии чрезвычайного положения); ведомственные инструкции по вопросам обеспечения безопасности УИС (например, приказ 252 «о надзоре» (имеются основания введения).

Таким образом, безопасность уголовно-исполнительной систе­мы представляет собой социально-правовой институт, обеспечивающий защиту данной системы при исполнении уголовных наказа­ний от внешних и внутренних опасностей. Содержанием данного института выступают объекты, подлежащие защите, а формой — нормы права, призванные регулировать различные мероприятия по обеспечению безопасности при исполнении наказаний.

Институту безопасности УИС присущ также специфический метод правового регулирования — императивный, защитно-упоря­дочивающего воздействия. При этом в процессе обеспечения безо­пасности решаются следующие задачи, вытекающие из определе­ния данного института:

1. Защита охраняемых объектов от возможных опасностей как внешнего, так и внутреннего формирования.

2. Устранение явных опасностей в экстренных случаях (напри­мер, пресечение групповых неповиновений осужденных, их напа­дений на персонал учреждений, исполняющих наказания, иных действий, которые могут повлечь массовые беспорядки).

3. Обеспечение охраны и защиты объектов учреждений и орга­нов УИС.

4. Обеспечение противопожарной безопасности в учреждениях и органах УИС, а также безопасности труда персонала и осужденных.

5. Обеспечение личной безопасности персонала, осужденных и иных граждан, находящихся на территории учреждений и органов УИС.

6. Нейтрализация и устранение организованной преступности и коррупции среди персонала УИС России.

Решение обозначенных основных задач способствует созданию нормальных условий для исполнения уголовных наказаний, ис­правления осужденных. С учетом этих задач института обеспече­ния безопасности уголовно-исполнительной системы определяет­ся и его социальное предназначение.

2. Правовое регулирование обеспечения безопасности персонала УИС России

Под безопасностью персонала учреждений и органов УИС России понимается обеспечение неприкос­новенности личности работников УИС, их чести и достоинства посредством законодательного закрепления различных форм защиты.

Безопасность персонала не исчерпывается только зашитой его от преступных посягательств со стороны осужденных или иных лиц. Она включает в себя и защиту от действий опасных технических, меди­цинских и иных неблагоприятных факторов, которые особенно нега­тивно влияют на деятельность учреждений, исполняющих наказания, и представляют угрозу безопасности их персонала.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, со­здающих опасность жизненно важным интересам личности работни­ка УИС.

Угроза безопасности персонала от преступных посягательств осужденных может зарождаться в учреждениях, исполняющих на­казания, но осуществляться за их пределами (при следовании на работу, с работы, по месту проживания, а также в отношении род­ных и близких работников учреждений). Поэтому при решении во­просов обеспечения личной безопасности персонала важно учиты­вать характер и вид угрозы.

Безопасность персонала во многом зависит от социально-эко­номического и политического положения в стране.

В этой связи в местах лишения свободы увеличивается количество осужденных за совершение преступлений, представляющих повышенную общественную опасность, в том числе преступлений против личности. Кроме того, сокращение объемов производства предприятий УИС, вызванное объективны­ми причинами, обуславливает безработицу трудоспособных осуж­денных, содержащихся в исправительных учреждениях. Осужден­ные, не занятые общественно полезным трудом, выпадают из ис­правительного процесса и нередко пополняют группировки осуж­денных, отрицательно настроенных к персоналу. Отсутствие доста­точного бюджетного финансирования УИС негативно сказывается на содержании осужденных. Такое положение многократно усиливает угрозу безопасности их персонала.

Регулирование вопросов обеспечения безопасности персонала относится к компетенции не только уголовно-исполнительного права. Соответствующие нормы содержатся и в иных отраслях пра­ва (административного, трудового, гражданского, уголовного и др.).



Эти нормы можно сгруппировать следующим образом:

  • нормы, устанавливающие уголовную ответственность за дейст­вия, специально направленные на причинение вреда представителям персонала (ч. 2 ст. 313, 319, 320, 321 УК РФ).

  • нормы, предусматривающие ответственность за преступле­ния против жизни, здоровья и достоинства личности (ст. 105, 107-119, 126, 131 и др.);

  • нормы, предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в отношении должностных лиц правоо­хранительных или контролирующих органов, относящихся к пер­соналу учреждений и органов УИС (ст. 318 УК РФ — применение насилия либо угроза его применения в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должност­ных обязанностей).

В число основных средств обеспечения безопасности персонала входят меры уголовно-исполнительного характера, которые с уче­том их правовой природы также можно подразделить на ряд групп.

К первой группе относятся меры, направленные на поддержа­ние в учреждениях, исполняющих наказания, установленного ре­жима, а также меры убеждения, реализуемые в ходе воспитатель­ной работы с осужденными с целью разъяснения им необходимос­ти соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотно­шений с персоналом, ответственности за преступные посягатель­ства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей. Названные меры не направлены непосредственно на обеспечение бе­зопасности персонала, но они призваны укреплять правопорядок и своевременно предупреждать поступки осужденных, которые могут угрожать личной безопасности представителей персонала.

Вторую группу средств обеспечения безопасности персонала со­ставляют меры дисциплинарной ответственности осужденных и вли­яющий на их эффективность порядок применения. Как показывает практика, непривлечение осужденных к дисциплинарной ответствен­ности за допущенные проступки либо несправедливость наложенно­го взыскания нередко провоцируют осужденных на совершение но­вых правонарушений, вызывают агрессию по отношению к конкрет­ным сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания.

В третью группу входят меры безопас­ности (физическая сила, специальные средства и оружие, основа­ние и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), и иные меры пре­сечения противоправных действий.


Важным средством обеспечения безопасности персонала явля­ется профилактическая деятельность которая включает в себя меры общей и индивидуальной профилактики и осуществляется на основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ, а также ведомственных нормативных актов Минюста России.
3. Правовые основы обеспечения безопасности осужденных
Ряд международных правовых актов (Всеобшая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.) в качестве определяющих состо­яние безопасности человека декларируют такие права, как право на жизнь, право на уважение физической, духовной и моральной непри­косновенности личности. Азиатско-Тихоокеанская декларация прав индивидов и народов (1988), закрепившая право человека на безо­пасность в коллективе и государстве, провозглашает, что сохране­ние его безопасности на всех уровнях является заботой и обязан­ностью как самого индивида, так и государства.

Вопросы обеспечения личной безопасности осужденных рас­сматриваются в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, в которых последовательно излагаются нормы, на­правленные, в частности, на удовлетворение физиологических и социальных потребностей лиц, лишенных свободы (требования к помещениям, в которых проживают и работают осужденные, к их питанию, медобслуживанию, обучению и т. д.). К конкретным ме­рам обеспечения безопасности осужденных, предусмотренным Правилами, например, относятся защита осужденных от оскорбле­ний и унижений при перемещении (пр. 45), учет совместимости осужденных при размещении в спальных помещениях, а также по­стоянный надзор за осужденными ночью (пр. 9). Методологичес­кое значение данного международного документа при решении вопросов личной безопасности осужденных в исправительных уч­реждениях определено его положением о том, что лишение свобо­ды не должно усугублять страдания осужденных, за исключением случаев, когда этого требуют соображения дисциплины или инте­ресы общественной безопасности (пр. 57).

Гарантии личной безопасности осужденных при отбывании уго­ловных наказаний закреплены и в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), который вменяет в обязан­ность сотрудникам исправительных учреждений: защиту человече­ского достоинства и прав человека по отношению ко всем лицам, в том числе к осужденным (ст. 2); обеспечение охраны здоровья пра­вонарушителей (ст. 6).


Запрещение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающе­го достоинство обращения и наказания является абсолютным по международному праву. Так, в ст. 3 Декларации Генеральной Ассам­блеи ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчело­вечных или унижающих достоинство видов обращения и наказа­ния (1975) отмечается, что даже «исключительные обстоятельства, такие, как состояние войны или угроза войны, внутренняя полити­ческая нестабильность или любое другое чрезвычайное положе­ние, не могут служить оправданием пыток и других жестоких, бес­человечных или унижающих достоинство видов обращения и нака­зания».

В группу международных правовых документов, устанавливающих гарантии личной безопасности осужденных в местах лишения свобо­ды, также входят Основные принципы применения силы и огнест­рельного оружия должностными лицами по поддержанию правопо­рядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступ­ности и обращению с правонарушителями (Гавана (Куба), 27.08.-07.09.1990г.). В этом документе указано, что сотрудники исправительных учреждений вправе применять силу исключительно для поддержания безопасности и порядка в учрежде­ниях или при угрозе личной безопасности (ст. 15).

Основываясь на положениях международного права и Консти­туции Российской Федерации, можно утверждать, что личная безо­пасность осужденных выступает как необходимая жизненная по­требность человека, нашедшая свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах.

Профессор А.Ф. Кистяковский (1833-1885, украинский юрист, доктор права, профессор) еще в XIX в. при разработке данной научной категории отмечал, что безопасность граждан сла­гается из ненарушимого пользования как естественными, так и приобретенными правами. К первым относится право на жизнь, неприкосновенность тела и свобода; ко вторым – право на честь, имущество, возможность следовать собственным убеждениям.

Исходя из определения безопасности УИС и с учетом теоретических определений безопасности личности, под безопасностью осужденных понимается гарантиро­ванная международным правом и российским законодательством защищенность жизни, здоровья, иных жизненно важных и соци­ально значимых интересов личности осужденного от причинения вреда, а также предотвращение опасностей и угроз, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний в виде ог­раничения свободы, ареста, лишения свободы.