Файл: Конспект по теме 1 Понятие уголовноисполнительного права Вопрос Понятие и предмет уголовноисполнительного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 853

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План-конспект по теме № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права»

План-конспект по теме № 2«Возникновение и развитие пенологии, пенитенциарной науки»

Пенитенциарные воззрения основоположников тюрьмоведения Джона Говарда и Иеремии Бентама

3. Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы

План-конспект по теме № 3 «История развития пенитенциарного законодательства»

Введение

2. Современные международные правительственные организации, занимающиеся вопросами обращения с правонарушителями

Заключение

Введение

1. Понятие и классификация международно-правовых стандартов обращения с заключенными

2. Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

3. Реализация международных стандартов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения

Заключение

1. Понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы

2. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными

1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

3. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Заключение

или учреждения уголовно-исполнительной системы, во втором – производится проверка деятельности названных подконтрольных объектов по четко определенному вопросу.

2. По стадиям проведения контроля он делится на предварительный, текущий и последующий. Целью первого являются предупреждение и профилактика правонарушений в уголовно-исполнительной системе; второго – выяснение состояния законности и дисциплины в учреждениях и органах, исполняющих наказания, вынесение оценки правильности совершаемых объектами контроля действий по исполнению наказаний; третьего – проверка реального исполнения соответствующих судебных решений (приговоров, постановлений и определений) по уголовным делам и предписаний контролирующих органов, осуществляющих как надзор, так и проверку исполнения законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и органов УИС.

3. В зависимости от субъектов контроля и характера их полномочий выделяются: а) международный контроль, осуществляемый международными организациями; б) контроль Президента Российской Федерации; в) контроль органов законодательной (представительной) власти; г) контроль органов исполнительной власти, разновидностью которого является ведомственный контроль;д) контроль органов судебной власти; е) общественный контроль, который может осуществляться международными и российскими общественными организациями в пределах, определенных международными документами и нормативными актами Российской Федерации.

4. В зависимости от целей, стоящих перед контролирующим органом, и того, какой субъект проводит контрольные мероприятия, контроль может быть комплексным(по всем или нескольким направлениям) либо выборочным (по отдельному направлению или частным вопросам).

Виды контроля и проверяемые сферы обусловливают выбор форм контрольной деятельности: инспектирование, ревизия, проверка; запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности; предоставление учреждениями и органами УИС различных форм отчетности; личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля; посещение учреждений уголовно-исполнительной системы; обжалование незаконных действий должностных лиц учреждений и органов УИС.
2. Контроль органов государственной власти за деятельностью
персонала учреждений и органов УИС России

Статья 19 УИК РФ предусматривает, что федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления данного вида контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

Действующее законодательство РФ наделяет полномочиями контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, отдельные органы государственной власти и их должностных лиц. При этом выделены контрольные полномочия Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

1. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне: решая вопросы назначения на должность и освобождения от должности федеральных министров и руководителей федеральных служб, он одновременно контролирует их деятельность.

Применительно к УИС Президент Российской Федерации издает указы, закрепляющие правовой статус ее учреждений и органов, определяет основные направления функционирования и реорганизации УИС, участвует в разработке и принятии законов и иной нормативной базы, регулирующей деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляет помилование лиц, осужденных за преступления.

Контрольные полномочия Президент Российской Федерации реализует посредством определяющих государственных структур – Администрации Президента РФ, Контрольного управления Президента РФ, Комиссии по помилованию при Президенте РФ, своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации.

2. Контрольные полномочия органов законодательной власти осуществляются в соответствии со ст. 10 Конституции РФ, закрепившей самостоятельность каждой из трех ветвей государственной власти.

Основной функцией федеральных органов законодательной власти является приведение законодательства, регулирующего порядок и условия отбывания наказаний, в соответствие с изменениями в политической, экономической и социальной сферах жизни нашего общества, а также с международными договорами Российской Федерации и международными стандартами обращения с осужденными.

К ведению Государственной Думы

, кроме принятия законов, Конституция Российской Федерации относит объявление амнистии (п. «е» ч. 1 ст. 103), проведение которой является важной формой контроля органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с Конституцией Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) осуществляет парламентский контроль за деятельностью всех исполнительных органов государства, в том числе исполняющих уголовные наказания. Такой контроль имеет несколько форм: проверка исполнения принимаемых законов, регулирующих вопросы исполнения наказаний; рассмотрение жалоб, поступающих в парламент, в том числе от лиц, отбывающих наказания; заслушивание на заседаниях парламента руководителей исполнительных органов.

Существенным моментом при выполнении парламентом контрольных функций является и то, что им утверждается бюджет страны, а также отдельной строкой средства, предназначенные на функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания. Следовательно, он полномочен проводить проверки правомерности их расходования. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации для контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату, которая полномочна вести проверки правомерности и целесообразности расходования средств бюджета любыми органами, включая органы уголовно-исполнительной системы.

Помимо названных форм, в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в ред. от 07.05.2013г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутат или группа депутатов могут обратиться с депутатским запросом к министру юстиции по тем или иным проблемам в сфере исполнения наказаний, ставшим им известными. На основании указанного Закона на запрос должен быть дан ответ в течение 15 дней органом, в чей адрес он был направлен. Также на основании депутатских запросов компетентными органами могут проводиться проверки, расследования и назначаться слушания в Государственной Думе или Совете Федерации.

3. Контроль органов исполнительной власти принято подразделять на общий, ведомственный и надведомственный.

Осуществление общего контроля связано с деятельностью прежде всего Правительства Российской Федерации, к компетенции которого уголовно-исполнительное законодательство относит принятие ряда нормативных актов по проблемам исполнения наказаний.


Федеральный закон от 8 января 1997 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» к компетенции Правительства РФ относит принятие положений об уголовно-исполнительных инспекциях, дисциплинарной воинской части, об арестных домах и др. Кроме того, только Правительство Российской Федерации вправе устанавливать нормы питания осужденных к лишению свободы, принимать нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы, их правовую защиту и социальное обеспечение. Разумеется, правительство не только разрабатывает и принимает указанные нормативные акты, но и контролирует их исполнение и реализацию.

Для осуществления своих контрольных полномочий представители органов государственной власти Российской Федерации наделены правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, причем Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации – без специального на то разрешения (п. «а» ч.1 ст. 24 УИК РФ).
3. Судебный контроль за деятельностью персонала

УИС России

Эффективность борьбы с преступностью во многом предопределяется надлежащим исполнением назначенных судами наказаний лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Применительно к порядку исполнения назначенных по приговорам судов уголовных наказаний или мер принудительного характера общеобязательность и неизменность приговора имеют особое значение. Это связано с тем, что, во-первых, никто не может подвергать сомнению вступивший в законную силу приговор, менять его существо, предпринимать какие-либо меры, которые могли бы поколебать акт правосудия, отрицательно сказаться на его силе, авторитете и правовых последствиях; во-вторых, содержащиеся в приговоре судебные решения подлежат безоговорочному исполнению на территории Российской Федерации всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и предприятиями, их должностными лицами и гражданами.

Сущность судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, заключается прежде всего в том,
чтобы вступивший в законную силу приговор исполнялся в точном соответствии с установленными в нем и законодательстве нормами, а недостатки данного акта правосудия исправлялись не путем его неисполнения, а с соблюдением предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством процедуры.

Судебный контроль как самостоятельный вид контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания и меры принудительного характера, впервые предусмотрен ст. 20 УИК РФ, которая называет формы его осуществления: контроль исполнения наказаний при решении вопросов об УДО от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким его видом, об отсрочке отбывания наказания или освобождении от него, а также об изменении вида исправительного учреждения; рассмотрение судом жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; уведомление названными учреждениями и органами суда, вынесшего приговор, о начале и месте отбывания осужденным назначенного ему наказания.

Основные виды, формы и методы контрольной деятельности суда достаточно эффективны и разнообразны и не исчерпываются только положениями рассмотренной статьи УИК РФ.

Регламентирование судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется уголовно-исполнительным законодательством в неразрывной связи с нормами уголовного и уголовно-процессуального права, что позволяет выделить три стадии судебного контроля за исполнением наказаний: на стадии приведения приговора в исполнение; в процессе исполнения наказаний; при разрешении вопросов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания. На каждой из этих стадий функции суда и правовое положение участников уголовного процесса, равно как и их состав, различаются. Неразрывность же норм уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права вполне объяснима тем, что они регулируют процессуальные отношения, последовательно вытекающие одни из других.

В соответствии со ст. 393 УПК РФ обязанностью суда, вынесшего приговор, является контроль за приведением в исполнение его приговора, определений и постановлений. Распоряжение об исполнении приговора вместе с его копией посылается судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение. В случае изменения приговора при рассмотрении дела в кассационном или надзорном порядке к копии приговора прилагаются копии определения или постановления кассационной или надзорной инстанций.