Файл: Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1211
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Гафурова Н. Б., Сазанова Н. М.Кабир
Глава II.Легенды о жизни Кабира
Глава III."Кабир грантхавали"и проблемы творческого наследия Кабира
Глава IV.Бхакти Кабира и его поэзия
1. Глава о Божественном гуру (1)
2. Глава о поминании (1) [имени Рамы]
3. Глава о разлуке (1) [с Рамой]
4. Глава о разлуке со знанием (1)
5. Глава о знакомстве [с Богом] (1)
11. Глава о бескорыстной преданности
15. Глава о неуловимом слиянии [с Божеством]
18. Глава о слове без дела (1)
21. Глава о [состоянии] слияния с Всевышним
23. Глава об [искоренении] заблуждения
29. Глава о свидетельствах святости
31. Глава о срединном [пути] (1)
32. Глава о постижении сути [Бога]
36. Глава о распознании Возлюбленного
38. Глава о всемогуществе [Бога]
40. Глава о слове [истинного гуру]
41. Глава об умершем при жизни (1)
43. Глава о поисках наставления учителя
51. Глава о милости и дружелюбии
52. Глава о прекрасной [возлюбленной] (1)
53. Глава о мускусной антилопе
55. Глава о лишенных [благих] качеств
В человека легко ль воплотиться?
Кабир. Отрывки сатсангов Шри Харилала. В. Л. Пунджи
(10) Буква, обозначающая слог, с которого начинается имя Хари или рамы ("ХА" и "РИ"; "РА" и "МА").
(11) См. примеч. 27 (12.54).
(12) джайн – последователь джайнизма – индийского религиозно-философского учения, возникновение которого связано с именем Махавиры Джины (VI век до н.э.). Джайны отличаются крайним аскетизмом и бережным отношением ко всему живому. Джайны пьют воду, процеживая ее, боясь, что вода содержит какие-нибудь зародыши, на рот надевают марлевую повязку, чтобы невзначай не проглотить мушку, ходят с веником, очищая себе дорогу, дабы не раздавить какое-нибудь насекомое.
(13) остался со ртом, полным песка, т.е. "остался ни при чем". "Адигрантх" [11,98] дает иной вариант: "Кабир: [Пусть] песком наполнится рот у того, кто дает советы другим. Он следит за урожаем чужих, а свой давно проел". Двустишие представляет собой пословицу.
(14) Каши (Варанаси, Бенарес) – считается святым городом (штат Уттар-Прадеш). Расположен на берегу Ганга.
(15) По представлению индуизма, бренное человеческое тело бесконечно умирает и рождается снова.
«Все принадлежит Господу. Смешно, когда человек говорит: «Я карта (делающий), все эти вещи мои» Рамакришна
18. Глава о слове без дела (1)
18.1. Что с того, что читаешь проповеди, если не подтверждаешь [их делом]?
Это похоже на крепость из земляной опоки, [которая] разрушается на ваших глазах.
18.2. Подкрепляй делами слова, [которые] исходят из [твоих уст].
[Тогда] будешь жить рядом с Парабрахмой (2), и он в один миг проявит к [тебе свою] милость.
18.3. Те, кто говорят одно, а [в жизни] поступают иначе,
Не люди, а собаки; связанные, они пойдут в Джампур.
18.4. От пения пад (3) радуется сердце, от чтения сакхи (4) проистекает покой.
[Но ты] не постиг [сердцем] суть Господа, и веревка [смерти] опутывает [твою] шею.
18.5. Распевает киртаны (5), подняв высоко голову.
[Но он] не понимает их божественной сути, [он] слеп, словно туловище без головы (6).
Комментарий
(1) В этой главе речь идет о пандитах, которые рассказывают народу предания из эпоса и пуран, сопровождая их комментариями и назиданиями.
(2)См. примеч. 4 (5.3).
(3) пад, или шабда (сабад), – небольшие стихотворения – гимны различных метрических размеров. В падах содержатся раздумья и душевные переживания.
(4) сакхи (букв. "свидетель") – одна из основных жанровых форм в творчестве Кабира. По форме это двустишие, по содержанию – афоризм.
(5)киртан – религиозный гимн, прославляющий и восхваляющий Бога.
(6) В тексте: "тунда", что означает "клюв птицы" или "голова животного".
«Абсолютный Брахман не может быть познан путем рассуждения. Будьте его слугой, прибегайте к Нему с молитвой, искренне и глубоко. И тогда Он, наверное, откроется вам. Книжное знание и интеллектуальные рассуждения не могут открыть Божество» Рамакришна
19. Глава о деле без слов
19.1. Я считаю ученость благом, йогу – лучше учености.
Возлюби же имя Рамы, даже если люди осудят [тебя] (1).
19.2. Кабир: брось чтение, пусти книги плыть по реке.
Ищи среди пятидесяти букв [«ра» и «ма»] (2) и cocpедоточь свои мысли [на имени Рамы] (3).
19.3. Кабир: брось чтение – мир и так грамотен.
[Если в сердце] не появилась боль любви, то что пользы от твоего крика?
19.4. От чтения [священных] книг вымер мир, [и] не осталось ни одного пандита.
[Но кто] познает хоть одно слово Возлюбленного, тот станет [истинным] пандитом.
Комментарий
(1) Возлюби же имя Рамы, даже если люди осудят [тебя]. Второе полустишие в "Адигрантхе" (11,45) гласит: "... (Но) буду (только) бхактом, (преданным) Раме, даже если люди осудят меня". В данном двустишии отражено отношение Кабира к путям достижения спасения. Из шести путей Кабир выбрал единственный путь преданности – бхактимарга (bhaktimarga).
(2) Пятьдесят две буквы – алфавит санскрита в основном состоит из сорока восьми (48) букв. Но если к ним прибывить, как это практиковала традиция йоги, еще три буквы и мистический звук Аум, то мы получим пятьдесят две буквы. Кабир выделяет из всего алфавита только два слога, составляющих имя Всевышнего ("РА" и "МА", или "ХА" и "РИ"). Ср. примеч. 10 (17.11).
(3) Ср. "Адигрантх" [11, 173]: "Кабир: Отбрось сомнения, пусть книги плывут (по реке). Изучи пятьдесят две буквы и склони свои мысли к стопам Хари".
«Абсолютный Брахман не может быть познан путем рассуждения. Будьте его слугой, прибегайте к Нему с молитвой, искренне и глубоко. И тогда Он, наверное, откроется вам. Книжное знание и интеллектуальные рассуждения не могут открыть Божество» Рамакришна
20. Глава о чувственном муже
20.1. Женщина в трех мирах (1), словно змея.
Любящие Раму спаслись [от нее], чувственных мужей пожрало пламя [страсти].
20.2. Женщина, словно пчела, кто подойдет [к ней], того и жалит.
[Но она] не приближается к тому, кто предан стопам Хари.
20.3. Те, кто прелюбодействуют с чужой женой, пользуются ворованным добром.
Они наслаждаются недолго [и] в конце концов погибают.
20.4. Мало кто избавлен [от желания обладать] чужой женой.
Они [сначала] едят сахар, который затем превращается в смертельный яд.
20.5. Страсть к чужой жене – порок, а не добродетель.
[Мужчины], словно рыбы, сколько их плавает в горько-соленом океане [бытия]!
20.6. Любить чужую жену, что есть чеснок.
[Хоть и] спрячешься в углу, но в конце концов запах обнаружится (2).
20.7. [Связь] мужчины и женщины – сущий ад, когда [их охватывает] похоть.
Говорит Кабир: те [люди] принадлежат Раме, кто поминает [его имя], не ведая похоти.
20.8. [Мужчина], полюбив женщину, теряет все: разум и рассудок.
[О человек]! Зачем ты тратишь силы [ради любви к женщине], ведь так [ты] не добьешься успеха (3)
.
20.9. Еда всех видов, превосходная еда, развлечения с женщиной.
Скорее брось [все это, а не то] будешь сожалеть, когда тело [твое] разрушится.
20.10. Женщины разрушают три вида счастья, когда [они] находятся рядом с мужчиной.
Мужчина, [любящий женщину], никогда не обретет любовь [к Господу], не обретет спасение [и] Божественное знание.
20.11. Золото и женщины – одно и то же: они подобны отравленным плодам.
Посмотришь на них – отравишься, употребишь [их] – умрешь.
20.12. Золото и женщины – словно пламя огня.
Смотришь на них – загорается тело, дотронешься – сгоришь.
20.13. Кабир: из-за счастья обладания женщиной сколько погибло!
Сколько [их] сегодня, веселящихся, отправляется в преисподнюю.
20.14. Женщина – очистки мира, [она – нечто] среднее между хорошим и плохим.
[Кто держится] от нее дальше – хорош, низок тот, кто близок с ней.
20.15. Женщина – колодец ада, редок [тот мужчина], который сдерживает свои желания.
Спаслись [от нее только] редкие садху – весь мир умер в [ее] объятиях (4).
20.16. Лучше кол, чем красавица; мало кто спасается [от нее].
Железо, сгорая в огне, медленно превращается в золу, [так даже твердые характером мужи гибнут от связи с жениной].
20.17. Ослепленный [любовью к женщине], мужчина ни чем не думает, теряя самообладание.
Говорят, Хари прощает все грехи, [если поминать Его имя], но у сластолюбца нет ни веток, ни корней.
20.18. Наслаждаясь, сластолюбцы разрушают бхакти.
Они потеряли [бесценный] Алмаз [и] провели [свою] жизнь напрасно.
20.19. Сластолюбцу не правится амрита, [он] ищет яда.
Сластолюбие не покидает его душу, [даже если сам] Всевышний предостерегает ослепленного любовной страстью.
20.20. Страсти пожирают душу, как червь [пожирает] зерно.
Не взойдет побег знания [в сердце сластолюбца], даже если [истинный гуру] или сам Всевышний наставляют eго.
20.21. Надев на себя змеиную кожу чувственной страсти, превратился в змею.
Хоть разбей ему голову, не воспринимает истину – кто может быть несчастней его!
20.22. Чувственный муж никогда не поклоняется Хари и не повторяет имени Кешава (5).
[Хоть и] произносит [имя] Рамы, но [все равно] умирает, сгорает за свои прошлые грехи.
20.23. Чувственный муж не ощущает стыда
, он радуется в душе, предаваясь чувственным наслаждениям.
[Сластолюбие бывает неразборчивым, как] и усталость не требует [удобной] постели, [а] голод не нуждается во [вкусной] пище.
20.24. Присвоив чужую жену, предается чувственному наслаждению – [такой человек] пойдет в ад.
Все, [кто связан с женщиной], говорят: "Огонь", "Огонь", но не суй [свои] руки [в него].
20.25. Кабир: я постоянно повторяю, [что женщина – это грех], но глупые [люди] не слушают [меня].
Что отшельник, что домохозяин – сластолюбцев и там и здесь хватает.
20.26. Если [сластолюбец] хоть немного о чём-то ведает, то уже считает себя всезнайкой, ему неведомо сомнение.
Лучше бы задумался, почему он, попав во власть своих чувств, предается чувственным наслаждениям.
20.27. [Сластолюбец] восхваляет себя, считая себя Творцом.
[Но] мирянин лучше его, [потому что] в душе [у него] есть страх [перед Богом].
Комментарии
(1) См. примеч. 2 (2.3).
(2) Ср. "Адигрантх" [11, 17]: "Кабир: Шакт подобен (тому, кто ест) пищу с чесноком. Сидя в углу (тайком) съешь, но в конце концов (запах) обнаружится".
(3) Сравни подобную мысль в "Дхаммападе": "Беспечный человек, желающий чужую жену, получит четыре вещи: достижение бесчестья, нарушенный покой, в-третьих, осуждение, в-четвертых, преисподнюю" [12, с. 111].
(4) Традиционное для религий понятие особой греховности женщины (см. христианство, ислам, буддизм), противопоставленное аскетизму спасающегося праведника.
(5) См. примеч. 16 (2.16).
(6) Т.е. среди и мирских людей, и аскетов.
«Разум слаб, вера всемогуща. Разум не может идти достаточно далеко и должен останавливаться, не доходя до своей цели. Вера делает чудеса» Рамакришна