Файл: Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1230
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Гафурова Н. Б., Сазанова Н. М.Кабир
Глава II.Легенды о жизни Кабира
Глава III."Кабир грантхавали"и проблемы творческого наследия Кабира
Глава IV.Бхакти Кабира и его поэзия
1. Глава о Божественном гуру (1)
2. Глава о поминании (1) [имени Рамы]
3. Глава о разлуке (1) [с Рамой]
4. Глава о разлуке со знанием (1)
5. Глава о знакомстве [с Богом] (1)
11. Глава о бескорыстной преданности
15. Глава о неуловимом слиянии [с Божеством]
18. Глава о слове без дела (1)
21. Глава о [состоянии] слияния с Всевышним
23. Глава об [искоренении] заблуждения
29. Глава о свидетельствах святости
31. Глава о срединном [пути] (1)
32. Глава о постижении сути [Бога]
36. Глава о распознании Возлюбленного
38. Глава о всемогуществе [Бога]
40. Глава о слове [истинного гуру]
41. Глава об умершем при жизни (1)
43. Глава о поисках наставления учителя
51. Глава о милости и дружелюбии
52. Глава о прекрасной [возлюбленной] (1)
53. Глава о мускусной антилопе
55. Глава о лишенных [благих] качеств
В человека легко ль воплотиться?
Кабир. Отрывки сатсангов Шри Харилала. В. Л. Пунджи
[Хоть] все и любит Раму, [но все равно] остаются верны своим страстям.
43.10. Много встречается околдованных мирским бытием [и] тех, кто предпочитает произносить никчемные речи.
[Но] не встретился еще такой, чье сердце ранено любовью к Господину.
43.11. Много встречается храбрых бойцов, но раненых [любовью к Раме] не встретишь.
Когда раненый (4) встречает раненого, то любовь становится сильнее.
43.12. Я повсюду ищу влюбленного [в Бога], но не встретился мне воистину влюбленный.
[Если] любящий встречает любящего, то весь яд превращается в амриту.
43.13. Я сжег свой дом, взяв в руки факел.
Теперь я сожгу дом того, кто пойдет вместе со мной.
Комментарий
(1) Аллегория: адепт ("антилопа") вверяет свое тело и душу истинному гуру ("охотник").
(2) Под пятью сыновьями подразумеваются пять дурных страстей, искореннеи которых необходимо для бхакта. Ср. примеч. 20 (5.19), а также "Адигрантх" [11, 83]: "Кабир: Нет такого, кто бы сжег собственный дом [и], убив [своих] пятерых сыновей, отдал [свою] любовь Раме".
(3) три рода влюбленных – три цели, которые человек старается достичь в своей жизни: богатство (artha), физическая любовь (kama) и выполнение своего ддлга (dharma); четвертой является спасение (moksa, или mukti), т.е. соединение со Всевышним и избавление от круга перерождений.
(4) раненый – преданный бхакт, который ранен наставлением-словом истинного гуру, связанным с Божественным откровением.
«Человек должен обладать настолько сильной верой в Бога, что он сможет сказать: "Что? Я повторял имя Бога, разве может грех по-прежнему прилипать ко мне? Разве я могу все еще быть грешником? Разве я могу все еще быть в рабстве?» Рамакришна
44. Глава о нежности и любви
44.1. Ночной лотос обитает в воде Хари, [а] луна обитает на небе,
[Но тот, кто] любит, всегда [находится] рядом.
44.2. Кабир: гуру живет в Бенаресе, [а его] ученик – на берету океана.
[Но ученик] ничего (1) не забыл – таковы свойства [его] души.
44.3. Любящие встречаются время от времени,
[Но] тот, кто вручил [свое] тело [и] душу [Возлюбленному], никогда не отдалится от [Него].
44.4. Хозяин [и] слуга – единое целое, я слился душою с богом.
Господину не нравится хитрость [его слуги],
[Он] признает благородство.
«Можно ли найти Бога в Священных Писаниях?.. Вы можете прочитать тысячи томов, произнести сотни стихов и гимнов, но если вы не можете всею душою погрузиться в океан духовности, вы не можете достигнуть Бога» Рамакришна
45. Глава об отваге
45.1. Трусостью не обретешь спасения, так будь же храбрым.
Отринь [лживое] оружие заблуждений [и] овладей копьем-поминанием.
45.2. Забившись в угол, не обретешь спасения, о глупец!
Кабир: чтобы достичь спасения, умри на поле брани с мирскими страстями.
45.3. Кабир: тот [настоящий] герой, [кто] сражается со [страстями своей] души,
[Кто], сразив пятерых пехотинцев (1), уничтожит двойственность (2).
45.4. Герой тот, кто сражается, окруженный [врагами] со всех сторон,
Кто сражается с одним войском, того не признавай героем, – говорит Кабир.
45.5. Кабир: тот герой, [кто], войдя в лес (3), остается [в нем] властелином,
[Кто] остался верен своему Господину, не ожидая награды [от Него].
45.6. В пустоте раздается звон литавр, гремит барабан войны,
Герой сражается на поле брани, презрев саму смерть.
45.7. Кабир: я возлюбил Хари, и во мне не осталось сомнений.
На широком поле [бытия] я сражаюсь с вожделением и гневом.
45.8. Герой, взяв в руки меч [сосредоточенности], надел доспехи единства [с Божеством].
Он взобрался на слона знания, теперь настало время покинуть поле [боя].
45.9. Того признавай героем, [кто] сражается ради любви [к своему Господину].
[Если] даже [его] разорвут на мелкие кусочки, [он не покинет поля [боя].
45.10. Герой не оставит поля [битвы], сражаясь с [вражеским] войском,
В душе [своей] не думай ни о жизни, ни о смерти.
45.11. Не оставляй [поле] сражения, не беги вспять, ведь твой дом далек.
Вручи [свою] голову Господину, не заботясь ни о чем.
45.12. Случилось так, что сбылось желание души –
Зачем бояться смерти, когда в руках синдур? (4)
45.13. Мир боится смерти, а я радуюсь [ей],
Когда же я умру, когда же увижу Истинное блаженство (5)?
45.14. Трус любит бахвалиться, герой никогда не хвастает.
Только их дела покажут – на чье лицо падает свет (6).
45.15. Иди [и] спроси у раненого, [который] не спит от боли ни днем, ни ночью.
[Эту] боль знает [только тот, кто] пустил стрелу, или тот, кого [она] поразила (7).
45.16. Раненый [словом гуру] бродит повсюду и не ищет убежища.
Кто ранен стрелой гуру, не переживет [боли] – смертельна его рана (8)
.
45.17. Дерево высокое, плоды [его] в небе; птицы погибли, отчаявшись [достать их].
Великие мудрецы исчерпали [свои силы], тщась достать [их, но] безупречные плоды остались недосягаемы (9).
45.18. Остался вдалеке [от Всевышнего] – ну и что? Отдай свою голову [Господу] и станешь близким ему.
Но пока не вручишь [свою] голову [Всевышнему], не достигнешь успеха.
45.19. Кабир: этот дом любви — не дом кхалы (10).
Сняв собственную голову, вручи [ее Господу] – вот плата за вход в [этот] дом.
45.20. Кабир: дорога к истинному дому любви – тернистая [и] труднопроходимая.
[Если] снимешь [свою] голову и положишь к ногам Всевышнего, тогда почувствуешь вкус любви.
45.21. Любовь не растет в поле, любовь не продается на базаре.
Раджа или слуга – всяк получит [ее], если взамен отдаст [свою] голову.
45.22. Отрезав [свою] голову, сделал противовес и отдал свою жизнь за каплю любви.
Всякий, кто хочет, пусть берет любовь за ту цену, какую я установил.
45.23. Герой снял [свою] голову, отрекшись от [всех] желаний тела.
[Тогда] Хари издалека увидел слугу и радостно встретил [его].
45.24. Бхакти – супруга Рамы, она не для трусливых.
[Кто] снимет [свою] голову и вручит [ее Раме], тот обретет имя Рамы.
45.25. Бхакти – супруга Рамы, [она], словно [острое] лезвие.
Кто колеблется, тот порежется об него, стойкий пройдет по нему [невредимым].
45.26. Бхакти – супруга Рамы, [она], словно пламя огня.
[Кто] прыгнет [в него], тот спасется, сгорит [тот, для кого оно – просто] зрелище.
45.27. Кабир: осторожно взберись на коня любви.
И, вооружившись знанием, сильным ударом снеси голову смерти.
45.28. Кабир: [я] сторговал Алмаз по безумно дорогой цене:
Взамен [его] отдал [свое] тело и пожертвовал головой.
45.29. У меня столько врагов, сколько звезд на ночном небе.
[Но, если даже] отрежут [мне] голову и насадят на зубец крепости, а тело – на железный кол.
То [я все равно] не смогу отделиться от Тебя, [мой Господин].
45.30. Если [я] останусь побежденным, то буду с Хари; стану победителем – моя удача.
Буду служить Парабрахме ценою своей головы – это не такая большая плата.
45.31. Ценою [своей] головы служи Хари, оставь мирские заботы.
Кто отдал [свою] голову и встретил Хари – удачно сторговал [Алмаз].
45.32. Если оборвется канат, натянутый высоко в небе
, никто не поддержит акробата.
[Так] садху, сатн [и] герой балансируют на острие меча.
45.33. Сати восклицает, взойдя на костер: "Слушай, о мой муж на погребальном костре!
Все люди ушли, и наконец мы с тобой остались [наедине]".
45.34. Несчастная душа совершила обряд сати – расстелила [брачное] ложе на костре.
[Она] заснула вместе со своим Возлюбленным, [и] огонь охватил |их] со всех сторон.
45.35. Сати и герой совершили подвиг, отдав [свое] тело [и] душу.
Пожертвовали собой ради Возлюбленного, и теперь поляна сожжения прославляет [их].
45.36. Сати вышла, чтобы сгореть [на костре, который разжег Возлюбленный], поминая Его с любовью.
Услышав [одно] слово [Возлюбленного], лишилась жизни, забыв о своем теле.
45.37. Сати вышла, чтобы сгореть [на костре, который разжег Возлюбленный], она думала только о Единственном
Когда [она] вверила тело [и] душу своему Возлюбленному, [тогда] не осталось различия [между ними].
45.38. Кабир: я спрашиваю у тебя, о подруга, почему не умерла при жизни?
Умерла [вслед за Возлюбленным], совершив обряд сати, [но] почему [ты] при жизни не сделала это?
45.39. Кабир: взывай к Раме открыто, не воспевай [имя] Рамы тайком.
Избавься от соломенной занавеси майи, чтобы не загорелась [она] второй раз.
45.40. Кабир: Хари почитает всех, [но] никто не почитает Хари.
Пока ты заботишься о своем теле, не станешь слугой [Всевышнего].
45.41. Весь мир охвачен корыстью, даже бхакт корыстен в [своем] служении [Раме].
[Но] корысть Кабира – [только] Рама, поэтому я расстался со своими желаниями.
Комментарий
(1) См. примеч. 20 (5.19).
(2) См. примеч. 1 (гл. 31).
(3) лес – традиционный символ темных и греховных желаний. Ср. подобную идею в "Дхаммападе" [12, 106]: "...Из леса рождается страх. Вырубив лес и чащу, вы, о бхикшу, станете свободными".
(4) синдур – поскольку синдур (красная краска) служит символом супружеской верности (ср. примеч. 2 (11.4), герой уподобляется верной жене (сати). Ср. "Адигрантх" [11, 71]: "Мечта сбылась. (Рама простер над) душой свою милость. Что мне смерть, когда уже в руках синдур?"
(5) увижу Истинное блаженство – т.е. Всевышнего.
(6) на чье лицо падает свет – т.е. на чьей стороне будет победа.
(7) Ср. подобную идею 3.14.
(8) См. гл. 41 "Мертвый при жизни".
(9) Аллегория: "птицы" – бхакты, ищущие Божественного откровения, "плоды" – результат познания Всевышнего истинным бхактом.