Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 596
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
своей дальнейшей работы в следующей смене. Не забудьте, пополнить свою копилку идей самыми интересными для де- тей событиями, делами, играми.
Вот еще один из примеров успешных дел «Мальчики и девочки: навстречу друг другу».
В одновозрастном отряде, где подобрались ребята подрост- кового возраста, может возникнуть ситуация конфликта меж- ду мальчиками и девочками. Нужно быть во всеоружии, что- бы выйти из конфликтной ситуации «без потерь» в начальный адаптационный период смены.
Вы решаете (заблаговременно договорившись с дирекцией) отправить всех своих мальчиков (!) на очень «трудную» фи- зическую работу. Девочек ставите в известность, что только ребята из их отряда смогут справиться с этой работой... И де- вочки целый день находятся одни.
Ваш первый шаг – активизируйте присущую данному воз- расту потребность в самоутверждении («Мальчики пошли выполнять трудную и очень важную для лагеря работу, а чем мы – девочки можем им помочь, находясь в отряде?»).
Ваш второй шаг – помогите девочкам поставить цель как об- раз желаемого результата, подскажите, что мальчишек надо обязательно хорошо встретить. Необходимо, чтобы они сами предложили варианты действий.
Третий шаг – надо помочь девочкам принять решение – «на- чинаем немедленно действовать!». Пусть они обсудят про- ект вечернего праздника, определят свои ролевые позиции в данном деле.
И начинается работа по группам:
кто-то пишет добрый плакат, кто-то подбирает песни к вечернему огоньку, кто-то украшает отрядное пространство, а кто-то готовит сюрпризы.
Или другой вариант. От имени девочек мальчикам вечером в спальню подбрасывается грамота: «Дорогие ребята, завтра в 21.00 состоится торжественное посвящение в рыцарские ордена, если вы хотите испытать свои силы в достойных муж- ских состязаниях, то напишите ответ. Ваши дамы». Если ответ последует, то необходимо разработать турнир и посвящение таким образом (это уж задача вожатого), чтобы в любом кон- курсе ребята могли бы блеснуть ловкостью, остроумием, си- лой, интеллектом, своими маленькими талантами.
Разделите с напарником деятельность: один – с ребятами, другой – с девочками, устройте хороший праздник, роман- тическое посвящение и, наконец, бал. Твоими помощниками в этом процессе могут быть беседы и мини-лекции, диспуты, дискуссии, ток-шоу, деловые игры. Без назидания и порица- ний ты можешь только ускорить процесс приобщения детей к полезным делам.
Что такое подвижные игры и как
их организовать с детьми, учитывая возрастные особенности?
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой дея- тельности, в которых ярко выражена роль движений. Для под- вижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленны- ми ведущим или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В детском лагере используются коллективные и индивиду- альные подвижные игры, а также игры, подводящие к спор- тивной деятельности.
Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одно- временно участвуют как небольшие группы участников, так и целые отряды или спортивные секции, а в некоторых случа- ях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно соз- даются и организуются детьми. В таких играх каждый может
намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности – это си- стематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успеш- ному овладению детьми элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Запомни! Организация и проведение подвижных игр в лагере требует от вожатого учета возрастных особен- ностей детей!
В данной части пособия представлены подвижные игры, ко- торые вы можете использовать в работе с младшими школь- никами, подростками и старшеклассниками.
-
Примеры подвижных игр для детей младшего школь- ного возраста:
«Лягушка и цапля»
Цели:упражнять детей в прыжках с продвижением вперед на двух и на одной ноге, с ноги на ногу; воспитывать выносли- вость, ловкость; развивать чувство равновесия; совершен- ствовать координацию зрительного и моторного анализато- ров; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.
Оборудование: шапочки для цапель – 2 шт., браслеты с изо- бражением лягушат – по количеству игроков.
Ходигры.Взрослый предлагает детям вспомнить, кто живет на болоте. Выслушав ответы детей, предлагает отгадать за- гадку:
Прыгает зверушка – не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Затем предлагает поиграть в лягушек и цапель.
В середине игровой площадки обозначается (чертится или выкладывается шнуром) круг большого диаметра – это «бо- лото». Все и игроки – «лягушки». Они располагаются на «гни- лушке» – островке безопасности возле болота. Двое водя- щих – «цапли».
Они сидят в своих «гнездах» (кругах, начерченных на земле) в 3-5 шагах от болота. В начале игры лягушки запрыгивают в большой круг (в болото) и скачут внутри контура на двух но- гах с продвижением вперед, произнося слова:
Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулись лягушки. Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки.
Цаплю увидали, Прочь все поскакали.
Как только игроки закончат произносить рифмовку, цапли вы- летают из своих гнезд и ловят лягушат. Если лягушке удает- ся выпрыгнуть на берег и
допрыгать до гнилушки, то цапле
ловить ее не разрешается. После того как водящие поймают 3–4 игроков, кон заканчивается. Пойманные игроки возвра- щаются в игру, выбираются новые водящие.
«Ловля обезьян»
Цели: упражнять детей во влезании на лестницу и спуске с нее в разном темпе, сохраняя координацию движений, ис- пользуя одноименный и разноименный способы лазанья; развивать гибкость, быстроту; воспитывать решительность, выдержку; способствовать общему укреплению организма.
Оборудование: гимнастическая лесенка; шапочки-маски
«Обезьяна».
Ходигры.Взрослый рассказывает, что для выступления в цир- ке понадобились обезьяны. В далекую Индию отправились ловцы, чтобы поймать животных для аттракциона. Обезьяны очень ловкие, они проводят жизнь на деревьях, и поймать их ловцы могут только, когда животные спускаются на землю. Взрослый предлагает детям поиграть так.
Дети объединяются в две группы. Игроки, изображающие обезьян, залезают на оборудование для лазанья (лесенки- лазалки). На противоположной стороне площадки находятся
«ловцы» обезьян.
По сигналу взрослого: «Начали!» – ловцы договариваются между собой, какие движения они будут делать, затем выхо- дят на середину площадки и демонстрируют их обезьянам.
Обезьяны наблюдают за движениями ловцов. Показав дви- жения, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с «дере- вьев», выходят на середину площадки и повторяют движения ловцов.
По сигналу воспитателя: «Ловцы!» – обезьяны бегут к лесен- кам и влезают на них. Ловцы стараются поймать обезьян, не успевших влезть на дерево, и забирают их с собой.