Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 596

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив

Содержание

Вместо предисловия

Напутствие вожатому

РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Чем вожатый отличается от педагога?

Каковы условия успешной организации деятельности детей?

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?

Каковы физиологические особенности подросткового возраста?

Зачем вожатому знание физиологии подростов?

Каковы психологические особенностей подросткового возраста?

Как правильно организовать работу с подростками?

В чем особенности юношеского возраста?

РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ

Что такое подвижные игры и как

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Как познакомить детей с лагерем?

Какова роль лагерных традиций и законов?

Что такое внутриотрядная рефлексия?

Лидер в детском самоуправлении: кто он?

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.

Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?

В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?

Каковы условия конструктивного взаимодействия

Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?

Каковы основные этапы разрешения конфликтов?

РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?

Как поддерживать дисциплину в отряде?

Как избежать дисциплинарных проблем?

Вместо заключения

Список литературы

мероприятия, проведенные в отряде и лагере, и наметить основные вехи
своей дальнейшей работы в следующей смене. Не забудьте, пополнить свою копилку идей самыми интересными для де- тей событиями, делами, играми.


Вот еще один из примеров успешных дел «Мальчики и девочки: навстречу друг другу».


В одновозрастном отряде, где подобрались ребята подрост- кового возраста, может возникнуть ситуация конфликта меж- ду мальчиками и девочками. Нужно быть во всеоружии, что- бы выйти из конфликтной ситуации «без потерь» в начальный адаптационный период смены.

Вы решаете (заблаговременно договорившись с дирекцией) отправить всех своих мальчиков (!) на очень «трудную» фи- зическую работу. Девочек ставите в известность, что только ребята из их отряда смогут справиться с этой работой... И де- вочки целый день находятся одни.

Ваш первый шаг – активизируйте присущую данному воз- расту потребность в самоутверждении («Мальчики пошли выполнять трудную и очень важную для лагеря работу, а чем мы девочки можем им помочь, находясь в отряде?»).
Ваш второй шаг помогите девочкам поставить цель как об- раз желаемого результата, подскажите, что мальчишек надо обязательно хорошо встретить. Необходимо, чтобы они сами предложили варианты действий.

Третий шаг надо помочь девочкам принять решение «на- чинаем немедленно действовать!». Пусть они обсудят про- ект вечернего праздника, определят свои ролевые позиции в данном деле.

И начинается работа по группам:
кто-то пишет добрый плакат, кто-то подбирает песни к вечернему огоньку, кто-то украшает отрядное пространство, а кто-то готовит сюрпризы.




Или другой вариант. От имени девочек мальчикам вечером в спальню подбрасывается грамота: «Дорогие ребята, завтра в 21.00 состоится торжественное посвящение в рыцарские ордена, если вы хотите испытать свои силы в достойных муж- ских состязаниях, то напишите ответ. Ваши дамы». Если ответ последует, то необходимо разработать турнир и посвящение таким образом (это уж задача вожатого), чтобы в любом кон- курсе ребята могли бы блеснуть ловкостью, остроумием, си- лой, интеллектом, своими маленькими талантами.
Разделите с напарником деятельность: один – с ребятами, другой – с девочками, устройте хороший праздник, роман- тическое посвящение и, наконец, бал. Твоими помощниками в этом процессе могут быть беседы и мини-лекции, диспуты, дискуссии, ток-шоу, деловые игры. Без назидания и порица- ний ты можешь только ускорить процесс приобщения детей к полезным делам.


Что такое подвижные игры и как


их организовать с детьми, учитывая возрастные особенности?
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой дея- тельности, в которых ярко выражена роль движений. Для под- вижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленны- ми ведущим или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В детском лагере используются коллективные и индивиду- альные подвижные игры, а также игры, подводящие к спор- тивной деятельности.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одно- временно участвуют как небольшие группы участников, так и целые отряды или спортивные секции, а в некоторых случа- ях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно соз- даются и организуются детьми. В таких играх каждый может
намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Игры, подводящие к спортивной деятельности – это си- стематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успеш- ному овладению детьми элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Запомни! Организация и проведение подвижных игр в лагере требует от вожатого учета возрастных особен- ностей детей!



В данной части пособия представлены подвижные игры, ко- торые вы можете использовать в работе с младшими школь- никами, подростками и старшеклассниками.
  1. Примеры подвижных игр для детей младшего школь- ного возраста:


«Лягушка и цапля»
Цели:упражнять детей в прыжках с продвижением вперед на двух и на одной ноге, с ноги на ногу; воспитывать выносли- вость, ловкость; развивать чувство равновесия; совершен- ствовать координацию зрительного и моторного анализато- ров; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.

Оборудование: шапочки для цапель – 2 шт., браслеты с изо- бражением лягушат по количеству игроков.
Ходигры.Взрослый предлагает детям вспомнить, кто живет на болоте. Выслушав ответы детей, предлагает отгадать за- гадку:

Прыгает зверушка не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка.

Затем предлагает поиграть в лягушек и цапель.
В середине игровой площадки обозначается (чертится или выкладывается шнуром) круг большого диаметра – это «бо- лото». Все и игроки «лягушки». Они располагаются на «гни- лушке» – островке безопасности возле болота. Двое водя- щих – «цапли».

Они сидят в своих «гнездах» (кругах, начерченных на земле) в 3-5 шагах от болота. В начале игры лягушки запрыгивают в большой круг болото) и скачут внутри контура на двух но- гах с продвижением вперед, произнося слова:

Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулись лягушки. Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки.

Цаплю увидали, Прочь все поскакали.

Как только игроки закончат произносить рифмовку, цапли вы- летают из своих гнезд и ловят лягушат. Если лягушке удает- ся выпрыгнуть на берег и
допрыгать до гнилушки, то цапле
ловить ее не разрешается. После того как водящие поймают 3–4 игроков, кон заканчивается. Пойманные игроки возвра- щаются в игру, выбираются новые водящие.

«Ловля обезьян»



Цели: упражнять детей во влезании на лестницу и спуске с нее в разном темпе, сохраняя координацию движений, ис- пользуя одноименный и разноименный способы лазанья; развивать гибкость, быстроту; воспитывать решительность, выдержку; способствовать общему укреплению организма.

Оборудование: гимнастическая лесенка; шапочки-маски

«Обезьяна».
Ходигры.Взрослый рассказывает, что для выступления в цир- ке понадобились обезьяны. В далекую Индию отправились ловцы, чтобы поймать животных для аттракциона. Обезьяны очень ловкие, они проводят жизнь на деревьях, и поймать их ловцы могут только, когда животные спускаются на землю. Взрослый предлагает детям поиграть так.

Дети объединяются в две группы. Игроки, изображающие обезьян, залезают на оборудование для лазанья (лесенки- лазалки). На противоположной стороне площадки находятся

«ловцы» обезьян.
По сигналу взрослого: «Начали!» – ловцы договариваются между собой, какие движения они будут делать, затем выхо- дят на середину площадки и демонстрируют их обезьянам.
Обезьяны наблюдают за движениями ловцов. Показав дви- жения, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с «дере- вьев», выходят на середину площадки и повторяют движения ловцов.

По сигналу воспитателя: «Ловцы!» обезьяны бегут к лесен- кам и влезают на них. Ловцы стараются поймать обезьян, не успевших влезть на дерево, и забирают их с собой.