Файл: Лаврушин_Банковское дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 1531

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Банковское дело

Глава 10. Кредитование юридических лиц

Глава 11. Организация отдельных видов кредита

Предисловие

Раздел 1. Характеристика банка как предприятия Глава 1. Сущность банка и организационные основы его построения

1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития

1.2. Современные представления о сущности банка

1.3. Банк как элемент банковской системы

1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком

1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений

Глава 2. Правовые основы банковской деятельности

2.1. Структура современного банковского законодательства

2.2. Эволюция банковского законодательства в россии

2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года

2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства

Глава I. Общие положения (ст. 1-8).

2.5. Законодательные основы деятельности современного банка

2.6. Обеспечение безопасности банков

2.7. Банковская монополия

2.8. Взаимоотношения банка с клиентами

РазделIi. Общие вопросы деятельности коммерческого банка Глава 3. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база

3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика

3.2. Понятие и структура собственного капитала банка

3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка

3.4. Привлеченные средства коммерческого банка

Глава 4. Структура и качество активов банка

4.1. Состав и структура активов

4.2. Качество активов банка

Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка

5.1. Доходы коммерческого банка

5.2. Расходы коммерческого банка

5.3. Процентная маржа

5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка

5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка

5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка

Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка

6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка

6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков

6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков

Глава 7. Банковская отчетность

7.1. Значение и виды банковской отчетности

7.2. Баланс банка и принципы его построения

7.3. Текущая бухгалтерская отчетность

7.4. Годовая бухгалтерская отчетность

7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках

РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков

8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков

8.2. Депозитные и внедепозитные операции

Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка

9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента

9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий

9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка

9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика

9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента

9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента

9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий

9.4. Оценка кредитоспособности физического лица

Глава 10. Кредитование юридических лиц

10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования

10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов

10.3. Объекты кредитования

10.4. Особенности современной системы кредитования

10.5. Условия кредитования

10.6. Этапы кредитования

10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования

10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов

10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования

10.7.3. Процедура выдачи кредита

10.7.4. Порядок погашения ссуды

Глава 11. Организация отдельных видов кредита

11.1. Современные способы кредитования

11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту

11.3. Ипотечный кредит

11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)

11.5. Межбанковские кредиты

11.6. Кредиты банка россии

11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты

Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом

12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом

12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора

12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике

12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом

Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита

13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита

13.2. Залог и залоговый механизм

13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности

13.4. Гарантии и поручительства

13.5. Классификация предприятий по степени кредитного риска в зависимости от финансового состояния и качества обеспечения кредита

Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения

14.1. Основы платежного оборота

14.2. Платежная система и ее элементы

14.3. Принципы организации безналичных расчетов

14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)

14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)

Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков

15.1. История возникновения и развития лизинга

15.2. Сущность лизинговой сделки

15.3. Основные элементы лизинговой операции

15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций

15.5. Организация и техника лизинговых операций

15.6. Содержание лизингового договора

15.7. Риски лизинговых сделок

Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами

16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг

16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг

16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами

16.4. Операции репо

Глава 17. Валютные операции коммерческих банков

17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков

17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии

17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии

17.4. Валютные риски и методы их регулирования

17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков

Глава 18. Прочие операции коммерческих банков

18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков

18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков

18.3. Организация прочих операций коммерческих банков

Глава 19. Новые банковские продукты и услуги

19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике

19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей

19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях

19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте

19.5. Хранение ценностей

19.6. Форфейтинговые операции банков

19.7. Опционы, фьючерсы, свопы

Глава 20. Банковский процент и процентные начисления

20.1. Банковский процент и механизм его использования

20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления

20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов

Оглавление

Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211

Глава 8 Пассивные операции банков.213

Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222

Глава 10 Кредитование юридических лиц..243

Глава 11 Организация отдельных видов кредита..269

3. Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, по которому государство не отвечает за деятельность банков, а банки - за деятельность государства.

Впервые в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " были определены особый его статус как эмиссионного центра, его новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка РФ должна была приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой. В законе были обозначены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, порядок лицензирования и надзора за работой кредитных институтов.

В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности"была сделана первая попытка на новой основе определить понятия "банк" и "банковская система", уточнить операции, которые могли выполнять кредитные учреждения. Закон определял взаимоотношения банка с его клиентами на основе анализа их кредитоспособности, ликвидности кредитных институтов, обеспеченности ссуд.

Первые банковские законы, бесспорно, имели положительное значение, ибо устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила игры в банковском секторе.

===39===

4. Децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям не означали, однако, введение полной, ничем не ограниченной деятельности банков. Новое законодательство предусматривало сохранение контроля за многообразными сторонами деятельности банков. На Центральный банк РФ, как отмечалось, была возложена обязанность осуществлять надзор за деятельностью кредитных институтов.

5. При всех своих положительных свойствах данные законы страдали, однако, явными недостатками. В них еще было много "белых пятен". Зачастую эти законы не были актами прямого действия. Законы как бы отсылали субъекта к инструкциям Центрального банка РФ. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" недостаточно четко был отражен перечень банковских операций, не было проведено различий между банками и другими кредитными учреждениями, выполняющими отдельные банковские операции.

6. Банковское законодательство тех лет отличалось своим переходным характером. Оно отражало общее состояние, когда Центральный банк РФ уже не был прежним государственным банком, но и не являлся банком рыночного типа. В Законе "О Центральном банке РСФСР (Банке России) " недостаточно четко еще были обозначены функции и задачи Центрального банка РФ, порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.


В свою очередь, коммерческие банки уже не были банками, подчиненными одному центру, однако они не были в полном смысле независимыми кредитными институтами. Закон не ограждал банк от возложения на него не свойственных ему задач выполнения определенных операций (например, отслеживание кассовых операций клиентов), не отвечающих их интересам. Процедура открытия филиалов банка была технически сложна, требовала значительного количества документов. Процедура соблюдения банковской тайны была слабо описана.

7. Банковские законы не позволяли в полной мере осуществлять контроль со стороны государства за определенной частью банковских операций. Развитие рынка порождало создание инвестиционных фондов, которые принимали вклады от населения, не обеспечивая в последующем не только выплату обещанных дивидендов, но и возврат позаимствованных денежных средств. Законы 1990 г. не защищали вкладчиков от потерь и махинаций, да и сейчас у населения нет полных гарантий от невозврата их депозитов, положенных не только в специальные финансовые институты, но и в коммерческие банки, аккумулирующие средства граждан.

8. Банковские законы 1990 г. не создавали систему безопасности банковской системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалась и тем, что банки не формировали у себя специальных резервов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с конца 1994 начала 1995 г. коммерческие банки получили предписание Центрального банка РФ о конкретных отчислениях в резервные фонды в зависимости от длительности неплатежей по ссудам и степени их обеспеченности.

===40===

9. К сожалению, в начале и середине 90-х годов можно было наблюдать и слабую исполнительную дисциплину. Банки закрывались не только по причине отзыва лицензий, они наказывались за целый ряд нарушений. Так, только за 5 месяцев 1994 г. по Москве было оштрафовано 154 коммерческих банка (примерно каждый пятый из них), в том числе за следующие нарушения:

недовзнос средств в фонд обязательных резервов - 31 банк;

нарушение лимита открытой валютной позиции - 57 банков;

нарушение правил выпуска и регистрации ценных бумаг - 22 банка;

непредставление отчета о результатах расхода средств на потребление предприятиями и организациями - 20 банков;

непредставление отчетов о кассовых оборотах - 24 банка.

10. В целом банковское законодательство, отражая противоречия переходного периода, начальной стадии формирования банковской системы рыночного типа, определенный недостаток знаний о том, как должна выглядеть эта система, было в известной степени упрощенным, несовершенным. Это, вероятнее всего, был каркас того, что должно было приобрести более законченные формы. Не случайно уже в 1993-1994 гг. началась работа по подготовке проекта новых банковских законов.



2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства

Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " от 26 апреля 1995 г, и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г.

Принятая редакция этих законов не является кардинальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям законов это удалось.

Из законов были частично изъяты отсылки к нормативным актамЦентрального банка РФ, в связи с чем они приблизились к нормативным актам прямого действия.

Законы стали более подробными.Это касается описания порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности.

Законы сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа.Прежде всего это касается идеи универсальности. Закон действителен для всех банков, всех их типов. Унифицированным остается контроль за банками.

Универсальность законов не означает, что они отвергают принцип необходимости функционирования многообразия банков в условиях рыночного хозяйства. Напротив, законы допускают существование

===41===

разных банков по типу собственности, юридическому статусу, характеру деятельности, перечню выполняемых операций, не допускают принципа уравниловки в управлении банками.

Новые законы направлены на известную либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизмачиновников. Так, в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" при создании кредитного учреждения устранены ограничения на число участников, по размеру их доли в уставном капитале. Сократился перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков (при одновременном усилении требований к ним). Для облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.

В Федеральном законе "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)"введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем Национального банковского Совета (НБС) является Председатель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Президента Российской Федерации, министр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа представителей кредитных организаций и экспертов.


В целом структура Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) "выглядит следующим образом: