Файл: Лаврушин_Банковское дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2024

Просмотров: 1560

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Банковское дело

Глава 10. Кредитование юридических лиц

Глава 11. Организация отдельных видов кредита

Предисловие

Раздел 1. Характеристика банка как предприятия Глава 1. Сущность банка и организационные основы его построения

1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития

1.2. Современные представления о сущности банка

1.3. Банк как элемент банковской системы

1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком

1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений

Глава 2. Правовые основы банковской деятельности

2.1. Структура современного банковского законодательства

2.2. Эволюция банковского законодательства в россии

2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года

2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства

Глава I. Общие положения (ст. 1-8).

2.5. Законодательные основы деятельности современного банка

2.6. Обеспечение безопасности банков

2.7. Банковская монополия

2.8. Взаимоотношения банка с клиентами

РазделIi. Общие вопросы деятельности коммерческого банка Глава 3. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база

3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика

3.2. Понятие и структура собственного капитала банка

3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка

3.4. Привлеченные средства коммерческого банка

Глава 4. Структура и качество активов банка

4.1. Состав и структура активов

4.2. Качество активов банка

Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка

5.1. Доходы коммерческого банка

5.2. Расходы коммерческого банка

5.3. Процентная маржа

5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка

5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка

5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка

Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка

6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка

6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков

6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков

Глава 7. Банковская отчетность

7.1. Значение и виды банковской отчетности

7.2. Баланс банка и принципы его построения

7.3. Текущая бухгалтерская отчетность

7.4. Годовая бухгалтерская отчетность

7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках

РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков

8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков

8.2. Депозитные и внедепозитные операции

Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка

9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента

9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий

9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка

9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика

9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента

9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента

9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий

9.4. Оценка кредитоспособности физического лица

Глава 10. Кредитование юридических лиц

10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования

10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов

10.3. Объекты кредитования

10.4. Особенности современной системы кредитования

10.5. Условия кредитования

10.6. Этапы кредитования

10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования

10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов

10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования

10.7.3. Процедура выдачи кредита

10.7.4. Порядок погашения ссуды

Глава 11. Организация отдельных видов кредита

11.1. Современные способы кредитования

11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту

11.3. Ипотечный кредит

11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)

11.5. Межбанковские кредиты

11.6. Кредиты банка россии

11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты

Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом

12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом

12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора

12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике

12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом

Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита

13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита

13.2. Залог и залоговый механизм

13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности

13.4. Гарантии и поручительства

13.5. Классификация предприятий по степени кредитного риска в зависимости от финансового состояния и качества обеспечения кредита

Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения

14.1. Основы платежного оборота

14.2. Платежная система и ее элементы

14.3. Принципы организации безналичных расчетов

14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)

14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)

Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков

15.1. История возникновения и развития лизинга

15.2. Сущность лизинговой сделки

15.3. Основные элементы лизинговой операции

15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций

15.5. Организация и техника лизинговых операций

15.6. Содержание лизингового договора

15.7. Риски лизинговых сделок

Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами

16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг

16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг

16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами

16.4. Операции репо

Глава 17. Валютные операции коммерческих банков

17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков

17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии

17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии

17.4. Валютные риски и методы их регулирования

17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков

Глава 18. Прочие операции коммерческих банков

18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков

18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков

18.3. Организация прочих операций коммерческих банков

Глава 19. Новые банковские продукты и услуги

19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике

19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей

19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях

19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте

19.5. Хранение ценностей

19.6. Форфейтинговые операции банков

19.7. Опционы, фьючерсы, свопы

Глава 20. Банковский процент и процентные начисления

20.1. Банковский процент и механизм его использования

20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления

20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов

Оглавление

Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211

Глава 8 Пассивные операции банков.213

Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222

Глава 10 Кредитование юридических лиц..243

Глава 11 Организация отдельных видов кредита..269

===35===

стоятельств, прежде всего то, что отношения банка с клиентами носят прямой характер, происходят без посредников; они касаются весьма острой материи - денег, кредита, расчетов в наличной и безналичной формах; весьма специфичны в силу особенностей банковского учета, банковской технологии в целом

Нельзя также забывать, что, помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка, которые клиент также должен знать и ими руководствоваться. Клиенту необходимо быть уверенным в том, что то или иное требование коммерческого банка является не его выдумкой, а имеет определенное юридическое основание.

Весьма значительна роль банковского законодательства и для общего развития народного хозяйства.

Банковские законы важны не только для них самих. Банки принимают активное участие в перераспределении ресурсов в народном хозяйстве, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют значительные денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы экономического развития; банки при всей их осторожности, однако, способны содействовать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах, возможность их банкротства доказывается как прошлым историческим опытом, так и современной практикой. Банкротами становятся как малые, так и крупные банки. Если учесть, что кредитные учреждения работают преимущественно не на своих, а на чужих деньгах, в том числе сбережениях частных лиц, то станет ясно, что это может вызвать нежелательные социальные последствия. Из новейшей российской истории всем известны требования граждан о возврате тех денежных средств, которые они поместили на счета в банках.

Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банкротство вызывает сокращение финансовой помощи, замедление экономического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме. В интересах обеспечения хозяйственной стабильности государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их деятельность интересам развития экономики в целом, инициировало создание объединений банков, новых кредитных учреждений, способных финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Государство всегда было заинтересовано в концентрации капиталов, в оживлении промышленности, торговли, предпринимательства, где банкам отводилась первостепенная роль. Законы, относившиеся к банковскому сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банковской активности, с другой стороны, сдерживали банки там, где это мешало государству в общем экономическом регулировании.


Государство при этом всегда было вынуждено балансировать между тем, как сделать банки послушными и самостоятельными, активными и ликвидными, как сделать так, чтобы, обеспечивая регламентацию банковской деятельности, не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами. Можно сказать, что государство по многим

===36===

причинам всегда стремилось "дружить" с банками, но не прочь было и одернуть тех из них, которые стремились быть чрезмерно с его точки зрения независимыми и самостоятельными. К сожалению, в банковских законах всегда было достаточно того, чтобы допустить как то, так и другое.

Банкиры не оставались в долгу. С одной стороны, банки старались быть законопослушными. Не в их интересах нарушать закон, ибо это может обернуться не только значительными финансовыми штрафами, дополнительным налогообложением, но и аннулированием лицензии на банковскую деятельность Недаром банки зачастую нанимают аудиторов, которые могли бы им показать допущенные ошибки с тем, чтобы избежать этих нарушений в последующем. С другой стороны, банки, если закон в чем-то становится для них помехой, искали способы, как его обойти также законным путем. Эта игра продолжается до сих пор.

Разумеется, мы не касаемся здесь прямых, сознательных нарушений банковского законодательства, приводящих к огромным хищениям денежных и материальных ресурсов.

Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов - как банков, так и их клиентов и государства. Банковское законодательство, с позиции мирового опыта, хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться. Эти изменения в банковском законодательстве России мы рассмотрим особо.


2.2. Эволюция банковского законодательства в россии

В начале XX в. российское банковское законодательство отражало общие тенденции, складывающиеся в мировом банковском хозяйстве. Существовали законы, регулирующие деятельность как государственного банка, так и отдельных банковских институтов. В целом оно более всего отражало представления, заложенные в романо-германском праве, было достаточно сбалансированным, обеспечивало интересы как кредитора, так и заемщика. В полной мере это, к примеру, касалось законодательства об ипотеке и ипотечных банках.

Российские банковские законы, отражая общие закономерности, имели, однако, свои особенности, отличающие их от европейского законодательства. В частности, Закон о государственном банке предоставлял ему не только возможность быть эмиссионным центром, но и осуществлять кредитование народного хозяйства.

Октябрьская революция 1917 г., последующие события обобществления в России привели к отрицанию многообразия типов банков как по функциональному назначению (характеру деятельности), так и виду собственности. Постепенно из банковской практики и банковского законодательства исчезают коммерческие, ипотечные, муниципальные (городские) банки, кредитная кооперация, мелкие кредитные учреждения, а также законодательные нормы, определяющие их деятельность.

===37===

Впрочем, постепенно исчезает и само банковское законодательство, уступая место постановлениям правительства, принимаемым вслед за решениями партийных съездов, общему хозяйственному праву.

К началу 30-х годов банковское законодательство, регулирующее деятельность кредитных учреждений, было крайне ограниченным. Накануне перестройки Верховным Советом СССР был принят Закон о кредитной системе. Его особенность, однако, состояла в том, что он не претендовал на подробное описание норм банковской деятельности. Можно сказать, что в нем содержались лишь общие основы, принципы деятельности банков в условиях централизованной системы управления.

Данный закон оставлял подавляющую часть положений о кредитовании, расчетах, других операциях банков специальным инструкциям Госбанка СССР, Стройбанка СССР, Сбербанка СССР и Внешторгбанка СССР. К примеру, по системе Госбанка СССР действовала инструкция № 1, регламентирующая кредитование сезонных отраслей промышленности, заготовительных организаций, транспорта и связи. Отдельно существовали инструкции, определяющие правила кредитного планирования (инструкция № 8), организации безналичных расчетов (инструкция № 2), кредитования несезонных отраслей промышленности (инструкция № 3), кредитования торговли и сбыто-снабженческих организаций (инструкция № 4), кредитования совхозов (инструкция № 14), кредитования колхозов (инструкция № 15), кредитования по укрупненному (совокупному) объекту и т.д. Выполнение этих инструкций являлось обязательным как для банков, так и их клиентов, не имеющих возможности обратиться за банковским продуктом в кредитное учреждение другого типа. Все банки были государственного типа, они подчинялись единым правилам, приобретавшим силу ведомственного "закона" и действовавшим по всей территории страны,


Наряду с данным законом был принят Закон о предприятии (объединении), где банкам был отведен небольшой отдел (параграф), описывающий основные направления банковской деятельности.


2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года

На смену монополии ведомственных инструкций пришли законы, утвержденные высшей законодательной властью - Верховным Советом. Их особенности состояли в следующем.

1. Банковские законы при всей их очевидной необходимости были приняты не сразу с начала объявленной банковской реформы. Сказалась традиция, вначале перестройка (с ограниченной информацией о том, как ее надо делать), а затем более или менее продуманная регламентация (порядок) деятельности. Известно, что перестройка банковской системы в СССР началась в 1987 г. Согласно постановлению Совета Министров СССР на базе учреждений Госбанка были образованы три новых банка - Агропромбанк, Промстройбанк и Жилсоцбанк, получившие право осуществлять разнообразные операции, включая как

===38===

краткосрочное, так и долгосрочное кредитование (до этого Стройбанк осуществлял главным образом долгосрочное кредитование промышленности, краткосрочное и долгосрочное кредитование строительных организаций, в то время как учреждения Госбанка занимались преимущественно краткосрочным кредитованием основной производственной деятельности предприятий). Образование специализированных государственных банков без достаточно продуманной схемы их реорганизации, без описания юридических законов их деятельности в какой-то степени сокращало монополизм Госбанка, однако оно не привело к изменению содержания и методов банковской работы. Не удивительно поэтому, что эти маленькие министерства в лице крупных спецбанков были упразднены и на их смену пришли коммерческие и кооперативные банки.

Первые кредитные учреждения нового типа стали создаваться в 1989 г. Однако и здесь их создание не сопровождалось формированием достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и ведомственные банковские инструкции не были созданы, а старые регулирующие акты не поспевали за практикой. Разумеется, в условиях, когда предприятия действовали по принципу "все можно, что не запрещено", создавалось поле для собственной интерпретации деятельности, разработки собственных правил ведения банковских операций.

2. В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно при этом то, что в те годы образовалось двоевластие законов. Дело в том, что в 1990 г. еще существовал СССР, поэтому наряду с Законом о Госбанке СССР на территории России действовал и Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России) "от 02.12.1990 г. Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".