ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 1546
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 10. Кредитование юридических лиц
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития
1.2. Современные представления о сущности банка
1.3. Банк как элемент банковской системы
1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
Глава 2. Правовые основы банковской деятельности
2.1. Структура современного банковского законодательства
2.2. Эволюция банковского законодательства в россии
2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года
2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства
Глава I. Общие положения (ст. 1-8).
2.5. Законодательные основы деятельности современного банка
2.6. Обеспечение безопасности банков
2.8. Взаимоотношения банка с клиентами
3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика
3.2. Понятие и структура собственного капитала банка
3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка
3.4. Привлеченные средства коммерческого банка
Глава 4. Структура и качество активов банка
4.1. Состав и структура активов
Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
5.1. Доходы коммерческого банка
5.2. Расходы коммерческого банка
5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка
5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка
5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков
6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков
Глава 7. Банковская отчетность
7.1. Значение и виды банковской отчетности
7.2. Баланс банка и принципы его построения
7.3. Текущая бухгалтерская отчетность
7.4. Годовая бухгалтерская отчетность
7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках
РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков
8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков
8.2. Депозитные и внедепозитные операции
Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка
9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий
9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента
9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий
9.4. Оценка кредитоспособности физического лица
Глава 10. Кредитование юридических лиц
10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования
10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов
10.4. Особенности современной системы кредитования
10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования
10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов
10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
10.7.3. Процедура выдачи кредита
10.7.4. Порядок погашения ссуды
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
11.1. Современные способы кредитования
11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту
11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)
11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты
Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом
12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом
12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
13.2. Залог и залоговый механизм
13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности
13.4. Гарантии и поручительства
Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения
14.1. Основы платежного оборота
14.2. Платежная система и ее элементы
14.3. Принципы организации безналичных расчетов
14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)
14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)
Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
15.1. История возникновения и развития лизинга
15.2. Сущность лизинговой сделки
15.3. Основные элементы лизинговой операции
15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций
15.5. Организация и техника лизинговых операций
15.6. Содержание лизингового договора
Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг
16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами
Глава 17. Валютные операции коммерческих банков
17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии
17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии
17.4. Валютные риски и методы их регулирования
17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков
Глава 18. Прочие операции коммерческих банков
18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков
18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков
18.3. Организация прочих операций коммерческих банков
Глава 19. Новые банковские продукты и услуги
19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике
19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей
19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
19.6. Форфейтинговые операции банков
19.7. Опционы, фьючерсы, свопы
Глава 20. Банковский процент и процентные начисления
20.1. Банковский процент и механизм его использования
20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления
20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов
Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211
Глава 8 Пассивные операции банков.213
Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222
19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
Наряду с использованием банкоматов, электронных систем расчетов и платежей ведение банковских операций на дому ("home banking") представляет собой самостоятельную форму банковских услуг населению, основанных на использовании электронной техники.
В начале 80-х гг. особого накала достигла борьба западноевропейских банков за пальму первенства в предоставлении своим клиентам банковских услуг на дому. В ноябре 1982 г. строительное общество Nottingam Building Society совместно с Банком Шотландии и британской телефонной компанией British Telecom внедрило систему Homelink. которая начала функционировать в середине 1983 г. Затем аналогичные системы стали создавать крупные коммерческие банки и другие кредитные институты.
Пользователи систем электронных банковских услуг на дому самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют клиенту банка, используя экран монитора или телевизора, персональный компьютер, подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует "ключ" в коде защиты от неправомочного подключения к системе. Пользование данной системой позволяет управлять текущим счетом, вкладом, расчетами клиента с бюджетом, счетами платежей и сбережений.
Среди операций, выполняемых при подключении персонального компьютера к банковской компьютерной системе, выделим следующие: получение баланса счета на текущий день; ознакомление с деталями инструкций, правил, в соответствии с которыми могут вноситься изменения, исправления и т.д.; возможность заказать чековую книжку и отчет о движении средств на счете за определенный период времени; осуществление перечислений по счетам клиентов; оплата услуг различных
===629===
компаний (например, выпускающих кредитные и другие пластиковые карточки, причем при помощи компьютера на дому можно оплатить счета вперед); выполнение операций с ценными бумагами и др. Кассовое обслуживание клиентов на дому в ряде случаев не ограничивается их счетами в национальной валюте.
Японские банки, например, сообщают своим клиентам сведения о состоянии их счетов, открытых в Нью-Йорке, Лондоне и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сколь-нибудь серьезных ограничений на выполнение операций клиентами банка в порядке самообслуживания не выходя из дома практически не существует. Клиент банка может выполнить любую банковскую операцию в любое время дня и ночи.(Банк осуществляет последующий контроль.)
В настоящее время, например, во Франции прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США в конце 80-х гг. подобными услугами пользовались 33 тыс. американцев, а электронные программы осуществления таких услуг имел 41 банк. Сегодня все крупные банки Америки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.
В последние годы в России коммерческие банки также стали предлагать своим клиентам электронные услуги по ведению банковских операций на дому или в офисе. Клиенты - пользователи системы получают в банке ключевую дискету и пароль, после чего они могут составить и переслать по модему платежное поручение, подписав его электронной подписью. В банке документ принимается, проверяется, и при отсутствии неполадок автоматически производится списание денежных средств со счета клиента. В Вычислительный центр Банка России платежное поручение передается не позднее 17 часов текущего дня, а на утро следующего дня деньги отправятся в РКЦ банка получателя. Особенностью, например, системы "Optimum Cash" (одной из первых подобных систем на российском рынке) являлся тот факт, что в отличие от многих отечественных систем "Клиент-Банк" она функционировала в режиме реального времени, что позволяло клиентам выполнить все операции за один сеанс связи.
Для урегулирования отношений с РКЦ клиент предоставлял банку "Оптимум" право на основании электронного платежного поручения составить бумажный документ от имени клиента, но за подписями председателя правления и главного бухгалтера банка, и заверить его печатью. Таким образом, необходимость личных контактов клиентов и банковских служащих сводилась к минимуму.
Пользуясь электронными системами обслуживания клиентов на дому или на их рабочем месте, потребитель получал доступ к информационным услугам, предоставляемым базой данных, и, в свою очередь, мог передавать сообщения компьютеру, базе данных или какому-нибудь другому терминальному устройству.
Аналогичные услуги предоставляют своим клиентам и коммерческие банки, работающие в тесном контакте с компаниями - разработчиками новейшего программного обеспечения и компьютерных систем. Например, фирма "Программ Банк" осуществляет установку и сопровождение системы автоматизации банковских операций. Автоматизи-
===630===
рованная система Банк-Клиент" - одна из новейших разработок фирмы Программ Банк". Эта система работает со следующими типами документов: сообщение участнику (участникам) системы; платежное поручение в рублевом (валютном) формате или в формате SWIFT; ответ на платежное поручение; выписки по счету (счетам) клиента. Кроме того, каждому банку - пользователю системы предоставляется возможность сформировать документы произвольного вида. Система "Клиент-Банк" позволяет:
• передавать в банк платежные документы;
• получать выписки со счетов клиентов;
• получать электронные копии платежных документов по зачислению средств на счета клиентов;
• обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями:
• получать справочную информацию (перечень выполняемых банковских операций, курсы валют и т. д.);
• осуществлять импорт (экспорт) информации с системой автоматизации предприятия-клиента.
Система "Клиент-Банк" обладает многоуровневой системой защиты и обеспечивает достоверность, сохранность и конфиденциальность передаваемой информации.
Предлагая клиентам воспользоваться услугами системы "Клиент-Банк", банк консультирует клиентов по вопросам приобретения необходимого оборудования. В частности, в настоящее время клиентам рекомендуется приобрести: IBM PC/AT - совместимый компьютер; MS DOS версии 3.3 или выше, модем (Физтех-1200 или Hayes - совместимый с аппаратным протоколом коррекции ошибок MNP5, V42 bis или выше). Кроме того, банк гарантирует техническую поддержку при установке системы и начальном обучении персонала; обновлении программного обеспечения при появлении новых версий системы; консультации и рекомендации при работе с системой по телефону.
Для клиента банка, физического или юридического лица, важнейшим сдерживающим моментом для вступления в число пользователей подобных систем остается плата за пользование услугами системы. С позиций бизнесмена важнейшим преимуществом этого вида электронных банковских услуг является возможность получения любой информации в любое время суток наряду с использованием других возможностей. Для банков относительно сложно оценить эффективность этих систем, во-первых, с точки зрения сокращения расходов на содержание зданий, сооружений, штата служащих, бумажного документооборота и т.д.; во-вторых, из-за возможных потерь в результате быстрого перевода клиентами своих денежных средств со счетов, не приносящих процентов, на доходные счета. Серьезного анализа требует также конкуренция со стороны зарубежных банков и других финансово-кредитных институтов, предоставляющих .аналогичные услуги по выполнению банковских операций на дому и в офисе.
Важнейшей проблемой дальнейшего развития и совершенствования банковских операций на дому является модернизация коммуникационных систем. Известно, что ведение банковских операций на дому и в офисе
===631===
стало доступно клиентам банков уже относительно давно. Они получали по почте (или по телефону) банковские отчеты о движении средств на счетах и сами отправляли свои чеки в банк. Такой тип общения клиента с банком предполагал широкое использование бумажных документов. Современные телекоммуникационные системы для ведения банковских операций на дому и в офисе, по мнению специалистов, будут неизбежно усложняться и затем широко использоваться во всех странах мира.
В будущем банковское обслуживание клиентов на дому, вне всяких сомнений, превратится в основную форму розничных банковских услуг - услуг населению. Оно обеспечит объединение услуг, основанных на использовании банкоматов, кредитных и платежных карточек, и услуг, оказываемых отделениями банков, в единую систему банковских видеоуслуг на дому.
В недалеком будущем, по мнению западных экономистов, банковские учреждения ожидают революционные изменения. Развитие телекоммуникаций и персональных компьютеров позволит миллионам служащих работать дома. Это высвободит около 4 млн мест в офисах, и, таким образом, уменьшится необходимость в административных зданиях и служебных помещениях. Дом станет для служащего тем рабочим местом, куда будет собираться и откуда будет передаваться вся необходимая для работы информация. Компьютеры будут установлены и в машинах, чтобы не терять ни минуты рабочего времени. Предполагается, что в результате нововведений производительность труда повысится примерно в 4 раза, снизятся накладные расходы компаний, резко возрастут их доходы и рентабельность.
19.5. Хранение ценностей
Хранение ценностей обеспечивается банком в двух формах:
а) предоставление сейфов во временное пользование для хранения ценностей;
б) хранение ценностей в стальной камере.
Банк, предоставляя сейф и обеспечивая услуги, связанные с хранением, контролирует доступ к сейфу. А хранение ценностей в стальной камере отличается от услуг по предоставлению сейфов, так как в этом случае сам банк принимает на хранение ценности и выступает в роли агента. При этом небольшие банки, не имеющие собственных хранилищ, пользуются услугами крупных банков.
19.6. Форфейтинговые операции банков
ФОРФЕЙТИРОВАНИЕ - это один из альтернативных подходов в финансировании международной торговли, который представляет собой покупку экспортных требований форфейтером (коммерческим банком или специализированной компанией по финансированию) с исключением права регресса на экспортера (форфейтиста) в случае неуплаты.
===632===
Важнейшими предпосылками его развития служит усиление международной интеграции, рост конкурентоспособности банков, устранение государственных ограничений на экспортную торговлю, а также рост рисков, которым подвергаются экспортеры.
Итак, ФОРФЕЙТИНГ (или, используя французское выражение, -a forfait) - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как переводной или простой вексель, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от своего права на обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:
• в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
• в экспортных сделках для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были "чистыми" (содержащими абстрактное обязательство).
Форфейтинг возник после второй мировой войны. Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфейтиро-вание осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций "а-форфе" стали создаваться также специализированные институты.