Файл: 4_Историческая динамика европейской культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28Цит. По: История средневековой философии. Хрестоматия в двух частях. Часть 1. Патристика. Минск, 2002, с. 15-16.

29Там же, с. 16-17. Приведенное рассуждение свидетельствует о стремлении к синтезу платонической и библейской идей, при очевидном приоритете второй. По мере развития патристики этот принцип приобретает все более отчетливый и доминирующий характер

30См.: Владимиров А. Кумран и Христос. М., 2002 и Владимиров А. Апостолы. Гностико-эллинистические истоки христианства. 2003. С. 252-255. В этом исследовании утверждается, что «Рождение Христа далеко предшествовало нашей эре», а традиционные даты его смерти и времени проповеднической деятельности первых апостолов христианства так же не соответствуют реальности. Подобные дискуссии связаны с отсутствием каких бы то ни было документальных свидетельств как о жизни и смерти самого Христа, так и деяниях первых последователей его учения. Румынскими астрономами из обсерватории в Клуже, использовавшими компьютерную программу, сопоставившую библейские предания с историческими данными древних астрономов и произведших дополнительные расчеты, была установлена точная дата и даже время смерти Христа, она произошла 3 апреля 33 года н. э. в 15.00 (Публикация в журнале «GEOFocus», №4, 2004).

31Свенцицкая И.С. Цит. соч. С. 74.

32Ряд исследователей считает, что деятельность апостолов(Петра, Иакова, Иоанна, Павла) осуществлялась спустя 150-180 лет после смерти Христа. См. А . Владимиров. Апостолы.

33По языку Евангелие от Иоанна близко к богословию есеев и их эсхатологическому мифу (подробнее о сходстве идей монахов из Кумрана и первохристиан см.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.II. М., 2002, с. 297-307.)

34«Бог начал свою работу с сотворения материи, а закончил сотворением человека – телесного, наделенного полом, свободного образом подобного творцу. «История» есть отрезок времени, в течение которого человек учится быть свободным и очиститься от грехов, т. е. проходит ученичество (выделено мной - Г.П.) в «профессии бога»… творение завершается появлением праведного человечества… человека нельзя сделать богом против его собственной воли… христианство (в отличие от гностицизма и неоплатонизма - Г.П.) – не доктрина возврата… но доктрина творения» (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.II, М., 2002. С.333-334.)

35Сенека. Письма к Луцилию 88,89,90.

36«Гносис»(букв. «познание»). В учениях гностиков обозначал новый, опирающийся не на разум а на непосредственное озарение, способ постижения истины.Исходным тезисом гностицизма является утверждение, что мир творение не Бога, а «злонамеренного Демиурга, созданный им космос порочен.


37В процессе критики гностического учения о гносисе (знании), христианскими мыслителями, среди которых было немало сторонников гностицизма, оно очищалось от мифологических элементов и приводилось в соответствие с христианской доктриной. Критика гностицизма как еретической версии христианства диктовалась необходимостью утверждения христианства, в качестве единой господствующей религии. Вместе с тем в возникшей на основе христианской доктрины христианской мифологии явственно ощутимы заимствования из гностического мифа (см. «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада» М., 1998. Приложение, а так же Афонсин Е.Ф. «Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб. 2002, с. 26-27.)

38Керинтуприписывалось составление одного из вариантов Евангелия.Василид в 120-130 годах в Египте утверждал, что получил тайное, эзотерическое знание, восходящее непосредственно к апостолу Петру, и развивал его в комментариях к Евангелию.Макрионотрицал Ветхий завет, призывал к аскетической жизни и был изгнан из христианской общиной Рима за свои сектантские взгляды.

39Владимиров А. Апостолы.2003,с.16

40Вил Дюрант. Цезарь и Христос. М.,1995. С. 335.

41Там же. С. 332.

42Адо И., с.375.

43Крупнейшим представитель эллинистического гностицизмахристианской ориентации былВалентин.Будучи активным деятелем христианской церкви, он претендовал даже на пост епископа Рима хотя и не получил его. Суть учения В. состояла в том, что «откровения Логоса и Евангелия принципиально не должны отличаться. Древние философы, утверждал Валентин, знали совершенную истину, но она была забыта. Подлинными наследниками древней традиции (Логоса) являются не иудеи и греки, а христиане, получившие новое откровение логоса.Несмотря на то, что влияние гностицизма на становление христианской теологии и мистицизма в середине 2 века было настолько значительно, что дало основание современным исследователям утверждать, что «гностические системы – это первые по времени опыты построения христианской теологии»(см. Афонсин. Античный гностицизм, с.67). Апологеты христианства Климент Александрийский, Ириней Лионский, Тертулиан подвергли гностицизм критике как еретическое учение, несовместимое с ортодоксальным христианством, за наличие в их учениях элементов языческого мистицизма и за то, что они приписывали Христу стремление обучать своих учеников особым мистериям, а также за их поклонение изображениям Христа, наряду с изображениями античных философов Пифагора, Платона и Аристотеля.


44Афонсин Е.В. Античный гностицизм. Спб, 2002, с. 140.

45Владимиров А. Апостолы. С. 60-61.

46Карпократбыл первым, наряду с Керинтом, христианским автором гностической ориентации. Ему приписывалось составление варианта Евангелия, над которым он якобы работал одновременно с апостолом Иоанном (пресвитером). По свидетельству епископа Лионского Иринея, в своем трактате «Развенчание и опровержение того, что ложно зовется гносисом» Керинт учил, что «Христос вошел в Иисуса во время крещения в ответ на «призыв», адресованный к неведомому Отцу, и покинул его (Иисуса) накануне распятия».

47Климент Александрийский. Стоматы. Кн.1.5.(43)

48Цит. по: С. С. Аверинцев Поэтика ранневизантийской литературы,с.292

49Цит. по: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989, с. 216.

50Антисери Д. и Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. С. 396-397.

51Там же. С.398.

52Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.,1989, с.151.

53Неоплатонизмфилософское направление в эллинистической философии. Н. оказал влияние на христианскую теологию своим учением о гармоническом миропорядке, о бытии как высшем Благе и о зле как простом отсутствии добра.. Христианство, введя понятие «греха» и «духовного обновления», превратило неоплатоническую схему в глубинную основуличной эмоциональной жизни человека, акцентировало идею личной ответственности человека ,как за изначальную греховность человеческого рода так и задуховное обновление, открывающее путь к блаженной жизни и истинной добродетели. Неоплатониками был завершен процесс рефлексии античной мифологиии в результате, которой она была трансформирована в систему философских понятий и фактически прекратила свое существование в качестве фундаментальной основы мировоззрения человека эллинистической эпохи, открыв тем самым, дорогу утверждению в качестве такой основы христианской религии.

54Она характеризует то «своеобразное» отношение которое испытывали христиане к герметизму. О нем писал Ф.Ф. Зелинский в своей работе «Гермес Триждывеличайший». Оно свидетельствует, что «пророк Гермес внушал им едва ли не более уважение, чем отвращение». Цит по книге: «Гермес Трисмегист», с.365.

55Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Ч. 2. Изд. Саратовского ГУ. 1988. С.159-160.

56

57Арианствовозникло в начале 4 века и получило широкое распространение во всех провинциях римской империи. Его основателем был александрийский пресвитер Арий, он отрицал один из главных догматов христианства троицу – символ единого бога.


58Для древних греков было характерно отсутствие развитого представление о таких категориях, как «смысл истории», «время», «индивидуальность», «свобода воли» - имеющие прямое отношение к индивиду. «Древние греки жили в пространстве полиса и для полиса, лишь в нем представляя себя. Уничтожение полиса сделало греческого философа индивидуалистом, отчаявшимся найти новый тип сообщества» (Д.Антисери и Д.Реале, цит. соч., с. 379).

59С. Неретина, А. Огурцов. Время культуры. Спб.2000,7

60Теизм первое из трех главных направлений Средневековой философии. Основным принципом ,которого является возможность синтеза разума и откровения, веры и знания при непременном приоритете откровения. Его основателем и крупнейшим представителем является Августин. Особенностью этого идейного течения является то, что в нет достаточно четкого разграничения между собственно философскими и теологическими проблемами.

61Цит. по: К. М. Муратова Мастера французской готики М.1988,с.61

62См. Э. Жильсон « Разум и откровение в Средние века». В кн. «Богословие и культура Средневековья. Киев.1992, с. 14.

63Цитируется по: И. Адо.Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002, с. 118. О необходимости изучения в «определенных пределах», т.н. « свободных искусств», т. е., наук, имеющих отношение к интеллектуальной, .прежде всего философской деятельности говорит Аристотель в трактате «Политика». Кн .8.II, 1-2.

64Говоряо христианской духовностиследует учитывать ее принципиальное отличие от понимания духовности в античном мире, основу которого составляет процесс «самоодухотворения» человека. «Христианство – ни в коем случае не религия духа, - замечает С.С.Аверинцев, - это религия «Святого Духа». Его идеал – не самоодухотворение, а «покаяние», «очищение», «святость». Взятый же сам по себе дух или душа, это то, что лишь оживляет тело и наполняет его жизнью и не имеет прямого отношения к Божьей благодати.Поскольку онапроявляет желаниеонаволя,поскольку вспоминает-память,поскольку рассуждает иразличает она– разум,поскольку отдается созерцанию онадух,поскольку полагает способность чувствоватьдуша естьчувство», - пишет Августин в трактате «О душе».

65Здесь Августин следует так же неоплатоническим идеям, которые выражены в словах неоплатоника Прока, который утверждал: «сколь велика польза математики для других искусств мы можем представить, поняв, что математика придает законность и порядок теоретическим наукам, как риторика, и всем тем наукам, которые воплощаются в речи, и дает им обрести полноту благодаря первого, серединного и конечного, подобно математике.(Цит. по Адо, с. 137.)


66Разграничение «раннего средневековья» (V-IX вв.) и «зрелого средневековья» (X-XIII вв.) условно, так как не укладывается в жесткие хронологические рамки. Основы новой культуры начинают формироваться в недрах средиземноморской цивилизации задолго до появления первых признаков (экономических, социальных) новой европейской цивилизации. По отношению к этому периоду развития культуры особенно справедливо замечание С Аверинцева – то, что «никакая эпоха не может быть вполне равна себе», в противном случае «следующая эпоха не имела бы шансов когда-либо наступить…» Эпоха, о которой идет речь, была «особенно далека даже от самого относительного «равенства себе»: см. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 6.

67Средневековый образ мирачленится в пространстве и времени на две части, которые не равны по своему достоинству и иерархии. У времени два яруса: «сей век» и превосходящий его «будущий век». У пространства также два яруса: «поднебесный мир» и превосходящий его «занебесный мир». В Христианском богословии эта оппозиция выражается как «священное» и «священнейшее». Ветхий завет «свят», однако Новый завет «более свят». «Христианство ни в коем случае не религия духа; это религия Святого Духа». Его идеал не самоодухотворение, а покаяние, очищение, святость. Для христианства главная дихотомия не телесного и бестелесного, вещественного и невещественного, а дихотомия «Бога и твари» (Аверинцев).

68См. История средневековой философии в двух частях. Часть1. Патристика. Минск, 2002, с. 6-12.

69В эллинистический период (IIв.) в Афинах, Риме, Александрии, Берите (Бейрут) существовали учебные центры, в которых было сосредоточено высшее образование. Собственно университетов не было. В них по желанию студентов в качестве дополнительных занятий изучались философия и риторика. Константинопольская школа была первым высшим учебным заведением, обучение в котором была почти алогично программе средневековых университетов, появившихся в ХIIIвеке.

70Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М. 2002, с. 230.

71По Псевдо-Дионисию ангельские существа составляют иерархию из девяти групп – три триады по три группы. Вся иерархия носила наименование «девяти чинов (чин – это «порядок», «ряд», «сословие») ангельских». Их нисходящий порядок: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Земной порядок сословий, как считали в Средние века, является отражением небесной иерархии.