ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Осень средневековья
XIV- XV века
XIV век
Урбанизация Европы
(главные центры: сев. и центр. Италия, Фландрия, Чехия, Франция, прирейнские области Германии).
Германия. Оформление союза сев.-нем. городов Ганзы во главе с Любеком.
Венеция – один из крупнейших и богатых городов (на 100 тыс. человек) тыс. кораблей. Государственная мануфактура «Арсенал» (3 тыс. наемных рабочих).
Италия – зарождение европейского гуманизма.
Ранее Возрождение в Италии (треченто)
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Возрождение –термин был введен Якобом Буркхардом в XIX веке в его книге «Культура Ренессанса в Италии» и первоначально использовался для обозначения культурной эпохи, противоположной культуре Средневековья, сложившейся в Италии в XIV-XV веках и предполагавшей в качестве главного принципа возрождение античного культурного наследия и его использование для борьбы с отжившим средневековым наследием. В настоящее время применяется в более широком значении имеющим отношение к тем периодам европейской культурной истории (латинскому, средневековому, новоевропейскому, современному), для которых характерны приоритетный интерес к античному культурному наследию, как средству обновления форм европейской жизни, которые культивировались в разные периоды европейской истории догматически настроенными представителям церкви. В период непосредственно предшествовавший Итальянскому Ренессансу идея возрождения была связана, во-первых с надеждами на национальное Возрождение Рима и единой Италии, во вторых, с реформой церкви главной целью которой должно было стать не участие ее в делах государственных, как это было прежде, а духовное обновление человечества, приобщение людей к «свету» знания, которое должно было им помочь выйти из «темноты и невежества». Поэтому не является случайностью тот факт, что среди активных деятелей Возрождения XIV-XVI вв. оказалось немало высокообразованных представителей высшего духовенства.. С этой точки зрения история европейской культуры может быть представлена как эволюционный процесс смены «ренессансных состояний», в котором Итальянское Возрождение с наибольшей полнотой обнаруживает сущность и глубинные основы исторической динамики европейской культуры, генетически связанной с процессом культурного самосознанания индивида. Если в эпоху Средневековья «ренессансные» состояния были связаны прежде всего с проблемой сохранения античной традиции путем использования в средневековых школах, а позднее и в университетах в качестве учебных пособий латинских текстов (греческие оригиналы, вплоть до XIV-XV вв. были недоступны как в силу утраты большинства греческих источников, так и отсутствия у большинства интеллектуальной элиты знаний греческого языка), то положение дел коренным образом изменяется в период Итальянского Ренессанса, когда Платона и Аристотеля начинают не только переводить на латынь, но и читать в подлинниках. Благодаря этому античное культурное наследие «открывается в новом качестве, как акт личного творчества великих мыслителей Греции». В итоге это коренным образом изменяет, в конце концов, само отношение к этому наследию. Античные тексты больше не используются только в качестве «учебно-вспомогательного» материала для толкования Священного писания и текстов «отцов церкви». Они выступают в роли стимула развития у читателя его личной творческой мысли и действия. Это творческое отношение к традиции и стало той основой, на которой сформировался новоевропейский тип человека-гуманиста, пришедший на смену средневековому «ученому» человеку128.
Гуманизм – термин HUMANITAS в XIV в. употреблялся преподавателями грамматики, поэзии, истории и философии морали для обозначения воспитания и образования человека (т.е. в его эллинском значении). При этом изучению этих дисциплинпридавалось приоритетное значение в его духовном формировании.Совокупность этих дисциплин обозначалась термином studia humanitatis (гуманитарные дисциплины) или studia humaniora (у Цицерона и Авла Гелия). Начиная со 2-й половины XIV в. сочинения латинских и греческих авторов рассматривались как непревзойденные образцы гуманитарных наук, а их авторы как подлинные учителя европейского человечества. В этом веке появились первые кафедры греческого языка и литературы. Гуманизм как новый способ чтения античной классики, давший импульс развитию новой философии, науки и искусства. Родоначальником итальянского гуманизма принято считать Петрарку, его предшественником Данте. Наиболее видные представители раннего гуманизма: Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Пьетро Барччолини, Леон Баттиста Альберти, Джанноццо Манетти, Лоренцо Валла.
В Италии гуманисты обновляют язык,возрождая литературную латынь, исоздавая сочиненияна национальном языке,и начинают преподавать в университетахпоэтику,основанную на античной литературе, и«моральную философию», основным принципом которой становится идея примирения веры и светского образования для совершенствования общества и человека.
В философии гуманистоввозобновляется интерес к философии Платона и натурфилософским трудам Аристотеля.Создаются многочисленные частные гуманистические школы.
В Болоньераспространяется аристотелизм (аверроизм) т.н. «падуанской школы».
Франция.Расцвет номинализма. Многие представители этого направления философии исходили из принципа разделения светской и духовной власти.
Оформление «концепции двух истин»:философской, опирающейся на рациональное познание, и истиныбогословия, опирающейся на религиозные догматы.(Конец дискуссии по поводу двух истин положил Латеранский собор 1512 года, провозгласивший: «Истина истине не противоречит».)
Византия.«Палеологический ренессанс» в византийском искусстве. Массовая эмиграция византийской ученых в Италию, способствовавшая возрождению в Европе интереса к знанию греческого языка и греческой философии, чему способствовала деятельность византийских учителей, преподававших на греческом языке, и переписка ввезенных ими греческих рукописей. Они также основывают музеи, галереи и библиотеку Ватикана (XIV-XVвв).
Русь.
Развитие городов, население крупнейших городов достигает нескольких десятков тысяч человек (Новгород, Киев). Установление прочных торговых связей со странами Востока, Северной и Западной Европы.
Москва становится церковной столицей Руси. Основание монастырей на о. Валаам и Спаско Преображенского монастыря со скитом Оптина пустынь. Расцвет Псковской школы изобразительного искусства и архитектуры (XIV-XV вв.) и Московской школы древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Складывается тип «белокаменного храма» (конец XIV - нач.XV вв.).
1300-1377 |
Гильом де Машо, крупнейшийфранцузскийпоэт и композитор;автор сб. баллад «Похвала дамам», аллегорических поэм «Сказ о саде», «Приговор короля Богемии», «Приговор короля Наварры», «Лекарства от злой судьбы», стихотворного трактата об искусстве поэзии «Пролог». |
|
1301 |
Возвышение Московского княжества и объединение под его началом сев.-вост. Руси. |
|
1302 |
Данте –приор Флоренции, приговорен к смерти как противник партии папы (бежал из города еше в 1301 г.). |
|
1303 |
Основание университета в Риме. Беогард Гордонский –французскийврач, автор книги «Лилия медицины» (описания чумы, туберкулеза, чесотки, эпилепсии, трахомы и др. болезней, неоднократно публиковалась на протяжении XV в. в различных городах Италии и Франции. |
|
1304 |
Данте.Трактат (лат.) «О народной речи». |
|
1304-1374 |
Франческо Петрарка – великий итальянский поэт. |
|
1306 |
Джотто – «Оплакивание Христа», «Мадонна на троне». Основание университета в Орлеане. |
|
1307 |
Данте «Божественная комедия (до 1321, издана в 1472 г., сохранилось 600 списков текста.) |
|
1308 |
Основан университет в Коимбре.
|
|
1309 |
Начало строительства Дворца дожей в Венеции. |
|
1309-1374
1312
|
Конрад фон Мегенберг – нем. ученый, каноникиз Регенсбурга.Автор «Сферы», одного из первых учебников физики. «Книги природы» - естественной током античной и христианской истории на немецком языке. Данте –трактат «О монархии» (лат.), запрещен из-за его антиклерикальной направленности.
|
|
1313-1374
1313-1375 |
Франческо Петрарка– великий итальянский поэт.Родоначальник итальянского гуманизма.Автор книг:«Канцоньере» («Книга песен»); поэм «Триумфы», «Африка», «Буколики»; Книги диалогов «Моя тайна или книга бесед о презрении к миру», трактатов «Об уединенной жизни», «О монашеском досуге»; трех сочинений автобиографической прозы: «Книги писем о делах повседневных», «Старческих писем» и «Писем к потомкам»,идр.Друг и последователей Петрарки Боккаччо в биографии поэта писал о том, что он был не только выдающимся поэтом, но и блестяще образованным человеком, который «старательно подражая философам-этикам, более всего Туллию Цицерону и славному Сенеке… так усвоил манеру речи Цицерона и образ жизни Сенеки, что с полным основанием мог бы считаться одним из них»129. Не меньший пиетет П. испытывал и к представителям патристики, прежде всего к Августину. При этом «Петрарка не обратился к изучению уже устаревшего, но с успехом занимался, что было ему близко». Близким же для него оказалось поэтическое творчество и вопрос о том, какое место призвана поэзия занять в семье «свободных искусств». Программное значение о целях поэтического творчества сыграло знаменитое «Слово» Петрарки, прочитанное им в Риме в апреле 1341 года на Капитолии, во время венчания его лавровым венком «короля поэтов». В ней он говорит, постоянно ссылаясь на авторитет великих римских поэтов и мыслителей Вергилия, Овидия, Цицерона, о трех главных «корнях», из которых вырастает поэтическое творчество: величия государства, украшение собственной славой и поощрения чужого трудолюбия. Поэта должна вдохновлять любовь к отечеству, жажда собственной славе и следование примеру тех великих поэтов, которые подобно великому Гомеру. стремились «под покровом поэтического вымысла дать мудрым понять истину «…под покровом истины поэты выводят то истины естественной и нравственной философии. то исторические события (при этом)… между делом поэта и делом историка и философа, будь то в нравственной или естественной философии, различие такое же, как между облачным и ясным небом, за тем и другим стоит одинаковое, сияние, только наблюдатели понимают это различно. При этом поэзия тем сладостней, чем шаг за шагом увлекательней становится с трудом отыскиваемая истина »
|
|
1313-1375
|
В одном из писем к брату, озаглавленном как рассуждение О сложном разнообразии и разброде в человеческих занятиях и действиях», П., опираясь на рассуждение Августина о том, что «стремления и чувства людей находятся в раздоре с самими собой», дает характеристику поэзии как такого рода искусство, которое призвано преодолеть этот раздор, подобно тому как теология призвана преодолевать противоречие между разумом и откровением. С этих позиций он подверг критике две основных тенденции определявших интеллектуальную и духовную жизнь позднего средневековья – схоластику и аверроизм, которые претендовали на роль универсального средства разрешения не только дел «божеских», но и «человеческих». Вместе с тем поэзия так же точно, как теология, едины в том, что «Бог дает душу, Бог – жизнь, Бог – разум, Бог стремление к благу Бог дарует свободу воли»130. Вслед за Августином П. различает два рода жизни: для одного характерно стремление к наслаждению, для другого к действию. К ним относятся все искусства именуемые ремесленными («механическими»), они, как правило, противопоставляются или с трудом допускаются в сферу свободных искусств, связанных с философией. При этом немногие посвящают себя в «наш век» мудрости и созерцанию. Причем истинная мудрость одна – познавать и чтить Бога, ибо в писании сказано: «Мудрость есть благочестие» более святого и высокого занятия людям не дано, только вот суетность наша, извратив его, успела превратить теологию в диалектику (П. имеет в виду понимание диалектики как умение вести схоластические споры – Г.П.). Однако приходится иметь дело с тем, что называет мудростью толпа и что я правильнее назвал бы наукой. В ней тоже – сколько несогласия! Одни составляют правила для слов, другие восхищенно рассматривают словесные завитушки и блестки. третьи выстраивают выводы из посылок, а то еще опять-таки исчисляют числа, другие сочетают числа со звуками, третьи мерят землю, четвертые только смотрят на небо и звезды, - а были бы счастливы, если бы разглядели лучше создателя неба. Все эти искусства именуются свободными: к ним добавляются еще и другие. Есть ведь и такое искусство, которое исследует природу вещей, - прекраснейшее занятие, если бы только оно не забывало создателя природы, как постоянно с ним случается; есть и такое, которое как медицина телу, обещает здоровье духу- полезнейшее искусство.Из искусств, врачующих души, одни заботятся об отдельном человеке, другие о семействе, третьи о государстве (этика, экономика, политика)…По всем разветвлениям этоготретьего пути(первые два относятся кмеханическим исвободным искусствам -Г.П.) одни люди движутся открыто (моралисты, экономисты, законодатели), другие тайно – это поэты (особенно редкая в наш век порода людей). П. ссылается на то, что различение этих трех путей имеет место уже у Аристотеля. Путь поэта менее мужественный и величавый, чем пути воспитателя, организатора и наставника людей, он более смиренен и мягок и более близок людям, которые «…в неутомимом труде постоянно ищут светлых дней и счастья здесь на земле, где все светлые дни, все счастье, весь покой, все спасение, вся жизнь и вообще все – не что иное, как кремнистый путь к вечной жизни, когда мы ее не отвергаем, или когда мы ею пренебрегаем, то к вечной смерти? Пока есть время, надо там искать светлых дней, где все прекрасно и совершенно»131.
Джованни Боккаччо - итальянскийписатель, гуманист,друг Петрарки. Автор кн. новелл «Декамерон», поэм «Охота Дианы», «Филострато», «Тесеида», «Фезоланские нимфы», кн. «Жизнь Данте Алигьери», трактатов «О знаменитых женщинах» и др. |
|
1315 |
Джотто – «Успение богоматери».
|
|
1321-1391 |
Сергий Радонежский – основатель и игумен Троицкого монастыря (Троице-Сергиевой лавры). |
|
1270-1326 |
Мондино де Луцци – итальянскийанатом,магистр Болонского университета, первым провел публичное вскрытие трупа. Автор первого й в Зап. Европе учебника анатомии, служившего главным пособием по анатомии до Везалия. |
|
1320 |
Филипп де Витри вводитпонятие «ars nova». |
|
1321 |
Основан университет во Флоренции. |
|
1323-1382 |
Николай Орем –французский.математик, физик, экономист,один из первых философов науки.Ученик У. Оккама, проф. париж. ун-та, переводчик и комментатор Аристотеля («Книга о небе и мире»); автор «Трактата о сфер» (франц.), «Трактата об отношениях», «Алгоритма отношений» (лат.) и др. Впервые представил графическое изображение движения, напоминающий разработанный позднее метод координат. |
|
1-я четверть XV в. |
Ипатьевская летопись
|
|
1326 |
Строительство в Москве соборногокаменного храма Успения Богородицы. |
|
1330 |
Основание в России (Кострома) Ипатьевского монастыря. Древнейшая из московских церквей– церковь Спаса на Бору. |
|
1330 |
Начало в Европе «охоты на ведьм» (была запрещена декретом в 791 году во время Великой франц. революции). «Menetriers» -цеховой союз профессиональных музыкантовв Париже. |
|
1331- 1406 |
Колуччо Салютати, итальянский гуманист и политический деятель, канцлер Флоренции (с 1375). Последователь Петрарки.Пригласил византийского грека М. Хрисолора преподавать греческий язык во Флорентийском университете. Критик схоластики, почитатель Цицерона. Автор многочисленных сочинений: «О роке судьбе и случайности», «О жизни в миру и монашестве», «О подвигах Геракла» и др. «О благородстве законов и медицины» и «Письмо» в дискуссии с медиками и естественниками отстаивал превосходство «свободных» искусств, представление о философии как послании к жизни, а не способе рационалистических конструкций в духе средневековой схоластики». С. писал: «Я, по правде сказать, смело утверждаю и искренне признаюсь в том, что оставляю с удовольствием и без зависти и возражений тех, кто воспаряет в сферы чистого умозрения, и всех других, восходящих к высоким истинам, только бы мне оставили понятие о человеческих вещах… Я… всегда буду погружен в действие, направленное к высшей цели, чтобы всякое мое деяние было полезно мне и моему семейству, и, что более важно, чтобы оно послужило для пользы моим друзьям и родине а тогда оно может послужить примером и человеческому обществу»132. |
|
1335-1397 |
Франческо Ландино – итальянский композитор и органист из Флоренции; писал мадригалы и баллады в стиле “arsnova”. |
|
1337 |
Сергей Радонежскийосновывает в 70 км от Москвы Троицкий монастырь (с 1744 г. Троицкая лавра). |
|
1338 |
Дж. Боккаччо – поэма «Филострато».
Основан университет в Гренобле. |
|
1340-1405 |
Феофан Грек, иконописец, миниатюрист,выдающийся мастер монументальной росписи. Родился в Византии. Расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне. В России (Новгороде, Москве) работал со второй половины XIV в. |
|
1339 |
Ф.Петрарка – эпическая поэма «Африка» (лат. закончена в 1342 г.).Сюжетную основу поэмы составляет повествование о подвигах римского полководца Сципиона Африканского победителя Карфагена. |
|
1341 |
Ф. Петраркаувенчан лаврами как «король поэтов»в Риме на Капитолии. |
|
1341 |
Боккаччо«Амето, или Комедия о флорентийских нимфах» (пастораль). |
|
1342 |
Ф. Петрарка«Моя тайна, или о презрении к миру» - лат. (Диалог с Августином о спасении души.) |
|
1342 |
«Римские деяния» (Gesta Romanorum) –памятник латинский литературы, ставший «народной книгой», в большинстве стран Европы опубликован в 1357 г.). Составлен в Англии или Германии в конце XIII в. Вначале включал анекдотический материал из позднеримских писателей, затем был дополнен многочисленными средневековыми легендами притчами, новеллами с любовной тематикой, отрывками из историческиххроник,сюжетами восточной (индийской и арабской) дидактической иповествовательной прозы. Предназначались как иллюстративный материал для проповеди христианства в миру, и поэтому новеллы оканчивались «морализациями» - нравственными аллегорическими пояснениями. Сборники оказали влияние на всю средневековую и ренессансную литературу Зап. Европы миру. На Руси были известны с XVII века в переводе на старорусский с польского перевода (около 40 новелл). Из него заимствовали сюжеты Дж. Боккаччо, Чосер, Шиллер, Шекспир, Л. Толстой, В. Гаршин. |
|
1343 |
Основан университет в Пизе. |
|
1344 |
Петрарка – «Письмо к потомкам». |
|
1344 |
Начало строительства в Праге собора Св. Вита. |
|
1346 |
Ф.Петрарка: трактат «Об уединенной жизни», поэма «Буколики». |
|
1347 |
Дж. Боккаччо «О жизни и нравах господина Франческо Петрарки из Флоренции». |
|
1346-1406 |
Эсташ Дешан – французский.поэт.Автор баллад, поэмы «Зерцало брака», трактата «Искусство слагать и сочинять песни». |
|
1346 |
Основан университет в Вальядолиде (Кастилия).
|
|
1347 |
Начало эпидемии чумы в Зап. Европе. |
|
1350 |
Эпидемия чумы на Руси (до 1351) опустошила Псков, Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Москву, Суздаль, Владимир. |
|
1348 |
Псковская республика получает самостоятельность от Новгорода. |
|
1340- 50-е годы |
«Сказание о битве новогородцев с суздальцами».
|
|
1348 |
Основание университета в Праге. |
|
1350 |
Появление в Европе первых доменных печей. |
|
1355-1415 |
Мануил Хрисолор–византийскийгуманист, философ, ученый и писатель. В 1396 г. начинает публично преподавать во Флоренции греческий язык написал на греч. языке учебник «Вопросы» в форме диалогов и перевел его на латынь. Опираясь на знание греческого языка, итальянские гуманисты изучают и переводят наряду с латинскими и греческие литературные тексты и подражают им в своих произведениях, написанных на национальных языках. На лекциях в Хрисолора в 1397 г. присутствует в качестве ученика Л. Бруни (впоследствии крупный представитель итальянского гуманизма). |
|
1350-1389 |
Князь Дмитрий Иванович (Донской) –разбил хана Мамая. При нем Москва утвердила свое главенствующее положение в русских землях. Построил в Москве белокаиенный Кремль. Впервые передал великое княжение своему сыну без санкции Золотой Орды. |
|
1-я пол. XV в. |
«Русский хронограф». |
|
1360 |
Создание во Флорентийском университете по инициативе ученого из Византии Леонтия Пилата первой в Зап. Европе кафедры древнегреческого языка. Создание в Москве муж. Андроникова Спаса Нерукотворного монастыря (В XIV-XV веках стал одним из центров переписки книг. |
|
1361 |
Создание в Англии института мировых судей. В парламенте Англии впервые употребляется английский язык. Основание университета в Павии.
|
|
60-е |
Основание на Руси многочисленных монастырей: Борисоглебского (около Ростова Великого), Покровского (в Суздале), Чудова (Московский Кремль) и др. Некоторые из них становятся центрами по переписке книг (Чудов монастырь). |
|
1364 |
Основан университет в Кракове.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - памятник древнерусской литературы |
|
1364-1431 |
Кристина Пизанская– франц. поэтесса и писательница.Автор баллад и рондо (в т.ч. «Послание богу любви»), поэм «Сказ о Розе», «Сказ о Жанне д`Арк» (1429), трактатов «Град женщин», «Книга о трех добродетелях», ист. соч. «Книга о делах и добрых обычаях короля Карла» и др. |
|
1365 |
Основан университет в Вене |
|
1366 |
В Парижском университетедействуетстатус, требующий знания выпускником факультета «свободных искусств», знания не только сочинений Аристотеля по логике, но и его «Метафизики», «Этики» и «Метеорологии». |
|
1367 |
Дмитрий Донской начинает возведение в Москве белокаменного Кремля. |
|
1370 |
Ганза в зените могущества. |
|
1370-1444 |
Лоренцо Бруни – итал. историк, переводчик, гуманист. Ученик М. Хрисмолора. Автор «Истории Флоренции в XII книгах» и др. соч., связанных с историей Флоренции. Пер. «Политики» и «Никомаховой этики» Аристотеля. |
|
1370-1444 |
Пьер-Паоло Верджерио – итальянский гуманист, писатель, философ и педагог.Преподавал логику в университете Падуи и одновременно изучал право. Изучал во Флоренции у византийца Хрисолора греческий язык. Был последователем идей гуманистов первого поколения Петрарки и Саллютати. Выступал активным защитником античной культуры и пропагандистом идей гуманистов, как подлинных наследников античной традиции. Написал педагогический трактат «О благородных нравах и свободных науках» (1402), оказавший влияние на формирование новоевропейской системы воспитания, который только до XVI века переиздавался 40 раз. Изложенная в трактате В. система воспитания и образования была связана с идеей формирования нового типа человека-индивида, способного самостоятельно оценивать свои «природные качества» (indenium) и использовать полученные в результате изучения “свободных наук” знания для их развития и совершенствования в соответствии с идеалом добродетельной жизни. Основой добродетельной жизни В. считает: стремление к лучшему и любовь к славе, добросердечие и стремление к примирению, приверженность к занятиям достойным свободного человека. Достижению славы и знания всех наук наиболее способствуют военное дело и литература. Военное дело – это то, что связанно со славой предков и защитой отечества. Литература же лежит в основе образованности. Вместе с тем образованность сама по себе не делает человека добродетельным, но занятия свободными науками, которые мы получаем из книг, делают людей свободными и предоставляют им право самим решать, следует ли им идти по пути добродетели или по пути наживы и получения удовольствий. Значение литературы определяется тем, что она является хранительницей памяти и содержит в себе знание истории. Наука истории является важнейшей частью «гражданской науки». Второй частью ее является моральная философия (наука, формирующая человека как члена общества). Третьей – красноречие. Все другие искусства (науки) называются «свободными», т.к. приличествуют свободным людям. К ним относятся «теоретические дисциплины»: грамматика, диалектика (которая истолковывается как искусство ведения спора), риторика (риторика в эту эпоху утратила свое прежнее значение и понималась как искусство составления писем), поэзия (ближайшее к красноречию искусство), музыка (искусство имеющее большое значение для спокойствия души) и связанная с ней наука о числах (арифметика) и величинах (геометрия), астрономия. Более всего «созвучно и сообразно человеческому занятию» изучение природы (scinetia de natura – наука о природе). Благодаря этой науке мы познаем начала и изменения природных тел, одушевленных и неодушевленных, причины и результаты движений и изменений того, что находится в небе и на земле… и связанные с ними такие (области – Г.П.) знания, как учение о перспективе и весе, те (все они – Г.П.) равным образом прекрасны»133. Здесь имеет место, по существу, первая серьезная попытка разграничить в системе европейского образования гуманитарные и естественно-научные дисциплины. Для телесного здоровья, замечает В., полезно медицины. Знание законов (юридическая наука). Богословие (Божественная наука – это знание возвышеннейших причин и удаленных от наших чувств вещей), которых мы достигаем только умом. Все названные науки между собой связаны,но каждая требует специального изучения. «При этом нам следует знать, что память без ума немного значит, а ум же без памяти вообще ничего не значит, по крайней мере в том, что касается науки»134. |
|
1375 |
Расцвет лютневой музыки в Италии благодаря изобретению нотной печати. |
|
1376 |
Объединение швабских городов «Швабский союз» выступает против притеснения князей и феодалов. |
|
1377 |
Английские народные баллады о Робин Гуде. |
|
1378 |
Ватикан становится резиденцией папы. Великий раскол католической церкви (схизма). Католический мир разделяется на два враждующих лагеря, а папский престол до 1417 года занимают два или три папы. Рим становится центром средневековой музыкальной жизни
Феофан Грек – создает фрески в церкви Спаса на Ильинской улице в Новгороде. |
|
1379 |
В Москве основан Симонов монастырь(в нем жили Вассиан Патрикеев и Максим Грек). |
|
1380 |
Куликовская битва. Победа русских войск под предводительством Дмитрия Донского над ханом Мамаем «Задонщина», древнерусская повесть.
Объединение горожан Парижа осуществляет постановки мистерий(в 1402 году получает за них королевские привилегии).
Венеция, одержав победу над Генуей, становится ведущей морской державой в торговле с Востоком. |
|
1380-1471 |
Фома Кемпийский – нем. религиозный мыслитель, мистик.Развивал идею о том, что погрязший в грехах мир может спастись только путем подражания жизни Христа. Автор ставшего на Западе классическим соч. по христианской аскетике «О подражании Христу». |
|
1381-1455 |
Лоренцо Гиберти – итальянский скульптор и ювелир Ран. Возрождения.
Рейнский союз городов объединяется со Швабским городским союзом для борьбы против князей и знати. |
|
1382 |
Нашествие монголов на Русь. Хан Тохтамыш захватывает и сжигает Москву.
Дж. Уиклифт – теолог, предтеча протестантской Реформации, переводит Библию с латинского на английский язык. |
|
1384 |
Поздний расцвет франц. рыцарской культуры в Бургундии |
|
1385 |
Начало строительства Миланского собора (до 1856).
Основание старейшего университета Германии в Гейдельберге. |
|
1386-1466 |
Донателло – итальянский скульптор, представитель флорентийской школы ран. Возрождения (флорентийская школа Ран. Возрождения). Автор работ: «Св. Георгий». «Давид», «Юдифь и Олоферн» и живописного рельефа в ц. Сант-Антонио в Падуе. |
|
1387 |
Жан де Аррас - франц. писатель.Автор романа «Мелузина», одной из популярнейших книг эпохи Возрождения. Содержащиеся в ней сюжеты артуровского цикла породили многочисленные переложения на европейские языки. |
|
1388 |
Основан университет в Кёльне. |
|
1388 |
Дж Чосер –«Кентерберийские рассказы» -сб. стихов и новелл, поэм: «Книга герцогини», «Птичий парламент», «Дом славы»; перевода «Романа о Розе». Значительно повлияли на развитие английского литературного языка. |
|
1390 |
Византия попадает в сильную зависимость от турок.
Распространение литературы на национальных языках. Латынь сохраняется в качестве а письменного языка в дипломатии, церкви, науки вплоть до Нового времени.
Начало расцвета миниатюрной живописи.
|
|
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
|
||
1314 |
Первые публичные часы во Франции. |
|
1320 |
Пороховые пушки
|
|
1335 |
Первые башенные часы в Европе. (Во дворце Висконти в Милане и одном из аббатств Англии), положившие начало их широкого использования в жизни средневековых городов |
|
1347 |
Развитие доменных печей |
|
1381 |
В Нюрнберге изобретен педальный ткацкий станок |
|
1389 |
Бумажная фабрика (Нюрнберг). Индустрия хлопка Англия. В Европе вводят «рабочие законодательства», согласно им нищих в принудительном порядке заставляют трудиться, ограничивая их личные права. В Англии мировым судьям дается право устанавливать размер зарплаты в зависимости от уровня цен в данной местности. |
|
1396 |
Мануил Хрисолор – византийский ученый и писатель –начинает публично преподавать во Флоренции греческий языке и тем самым открывает широкий доступ к греч. литературе. Итал. гуманисты начинают переводить греческих авторов и подражать им. |
|
1398 |
В Европе впервые появляется гравюра на дереве. Применялась в виде отдельных листов и часто раскрашивалась. |
|
1390-1441 |
Ян ван Эйк – один из основоположников ренессансной живописи Нидерландов.Осн. Работы: участие вместе с братом Хубертом в росписи Гентского алтаря, алтарные образы Мадонн, портреты («Портрет Дж Арнольфини с женой» и др.). |
|
1391 |
Основан университет в Ферраре. |
|
1392 |
Основан университет в Эрфурте (до 1816), один и центров немецкого гуманизма.
Э. Дешан - трактат «Искусство сочинять и слагать песни, баллады, виреле и рондо»(первая французская поэтика)
|
|
1395 |
Джан Галлеацо Висконти – герцог Милана (до 1402), присоединяет Пизу, Сиену, Перуджу, Падую, Верону, Болонью; покровительствует искусству и науке, начинает строительство собора в Милане.
Феофан Грек, Симеон Черный – роспись церкви Рождества Богоматери в Московском Кремле. |
|
1396-1459 |
Джаноццо Манетти – итальянский гуманист из Флоренции, писатель, политический деятель.Переводил с греческого и комментировал труды Аристотеля. Опубликовал ряд диалогов на этические темы «Диалог о смерти сына» (1438) , «Диалог на дружеском пиру» (1448). Главное сочинение «О достоинстве и превосходстве человека» (1451-1452) в 4-х книгах. В нем он открыто выступает против идеологов христианского аскетизма и прежде всего против Иннокентия III, автора трактата «О презрении к миру, или ничтожестве человеческого состояния». Опираясь на традицию идущую от Аристотеля и авторитет Цицерона М. характеризует человека как самого совершенного из живых существ и обосновывает идею о его высоком и творческом предназначении.Человек – это «социальное и гражданское животное наделенное разумом и пониманием»135 Являясь представителем христианского гуманизма М. вместе с тем утверждает, что «…создание человека есть собственное дело только Бога. Будучи искусным выдумщиком мира, Он сначала создал все (прочее), а затем сотворил и образовал человека… Бог, видимо, посчитал это достойное и выдающееся свое творение настолько ценным, что сделал человека, прекраснейшим благороднейшим, мудрейшим, сильнейшим и, наконец могущественнейшим»136Гуманисты последующего поколения и, прежде всего Пико делла Мирандола, развивая свое учение о достоинстве человека как «божественного мастера», опирались на трактат Манетти. |
|
|
Епифаний Премудрый –инок Троицко-Сергиевского монастыря, писатель-агиограф, мастер экспрессивно- эмоционального «стиля плетения словес». «Житие Стефана Пермского». |
|
1397 |
Кирилл Белозерский и монах Ферапонт- основывают на берегу Сиверского озера Кирилло-Белозерский монастырь. Основание близь Звенигорода Савино-Сторожевского монастыря. |
|
1398-1458 |
Иньего Лопес де Мендоса маркиз де Сантаяна–испанский ученый и поэт, автор поэм «Триумф любви», «Ад влюбленных», сонетов и песен. |
|
1399-1468 |
Иоганн Гутенберг – изобретателькнигопечатания с подвижным шрифтом. |
XV век
В Англииначинается освобождение крепостных крестьян, в результате превращения пахотных земель в пастбища(для разведения овец) и передачи их небольшому числу, практически исчезает крестьянское сословие арендаторов
Развитие национальных языков.
Расцвет цехов в Европейских странах (с начала 16 века испытывают острую конкуренцию со стороны домашнего товарного производства и мануфактур)
Распространение в Европе алхимических трактатов с рецептами получения важных химических соединений
Распространение информации и торговля новостями (Лейпциг, Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург, Франкфурт),появляются информационные представительства(прообраз информ агентств.
Налаживается регулярная почтовая связь
между Европейскими странами (Германия,Франция, Нидерланды, Италия).
Римское право через Болонскую школу проникает в Германию.
Расцвет искусств (архитектуры, литературы, живописи, скульптуры, музыки).
Франция и Германия.
Поздняя готика. Развитие стиля «пламенеющей готики» (до начала16 века).
Франция.
Расцвет«танцевальной песни».
Изобретениеклавесина иусовершенствование органа.
Италия.
кватроченто) – период «зрелого Возрождения» (до сер. XVI в.)
НАЧАЛО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ-
КВАТРОЧЕНТО
Флоренция становится центром итальянского гуманизма
Ввозвышение рода Медичи, покровительствующих развитию культуры и искусства:Повышается степень знакомства с греческой культурой. В результате переселения из Византии в ученых-греков ( М. Хрисолора,
И.Аргиропула, Ф. Газа, Г. Трапезундского, В. Никейского). Улучшается качество переводов и комментирования трудов Аристотеля и Платона.
Возрождается интерес,в среде гуманистов,к философии платонизма.