ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Рубеж II-III веков
Абстрагирование понятие “церковь”. Оформление церковной иерархии
внутри объединения христианских общин-клира. Клирики: епископы
пресвитеры, дьяконы. Первоначально они выбирались. Позднее из
числа клириков назначался епископ, являвшийся высшим должностным
лицом. Первые епископы появились в Малой Азии и Сирии. В течении
этих двух веков епископы становятся единоличными руководителями
большинства общин52.
Оформление канонических книг “Нового завета
Раздел 2
РЕФЛЕКСИЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. РЕНЕССАНС. НОВОЕ ВРЕМЯ
Единая культура Запада на самом деле распадается на три культуры…нужды нет,что истоки Ренессанса приходится искать в средневековье ,как исток культуры нового времени в Ренессансе…Мир средневековья -неподвижный ,извечно данный мир иерархически координированных понятий завершающийся, всеохватывающимся понятие Бога, tns realisimum , и соответствующих понятиям вещей-символов.Мир Ренессанса- непрерывно становящийся мир творчески самораскрывающихся форм. Мир Нового времени столь же динамичен,как мир Ренессанса. Но ему недостает того,что роднит мир Ренессанса со средневековым: гармонической целостности.
П. Бицилли
Рефлексия античной культурной традиции, прошла целый ряд этапов в ходе которых отношение к ней трижды менялось коренным образом. Вместе с тем все эти изменения осуществлялись на единой мировоззренческой основе, которая была связана с ролью Христианского религиозного вероучения.. Соответственно этой идейной установке в эпоху Средневековья, Ренессанса
и Нового Времени осуществлялись поиски синтеза христианской доктрины и античной гуманистической традиции в ее греческом и римском варианте. Формы синтеза менялись в ходе различного понимания создателями христианской культуры отношения между верой и разумом. В Средние века при всех различиях в понимании этого отношения представителями различных направлений христианского вероучения и связанных с ним философских доктрин(теистов, аверроистов , томистов),античное наследие используется только, как одно(причем не главное) средство доказательства истинности священного писания. При этом отношение к античному наследию менялось от чисто негативного ,способного ввести христианина только в заблуждение, до позитивного.. как источника знаний необходимых для лучшего понимания истинности слова божьего ,текстов Священного писания.и тех нравственных обязанностей. которые оно предъявляет каждому человеку.
III век Начало « языческого средневековья»
200 |
Лонг – греческий писатель, автор буколического романа «Дафнис и Хлоя» |
|
202 |
Септимий Севериздает «Истинное слово» - первый указ против христиан. Император Максимилиан обрушивается на церковную иерархию. |
|
212 |
Каракалла – император, вводит в Риме культ Солнца. |
|
220 |
Диоген Лаэртский. «Жизнеописания и мнения знаменитых философов» в 10 книгах. |
|
30-80 годы |
Всеобщий кризис римского мира |
|
В середине 3 века начинается активная борьба империи с христианством. Особую популярность во всех провинциях Римской империи получают в 3-4 веках мистерии Митры.«Тайный культ Митры сумел соединить иранское наследие с греко-римским синкретизмом» (Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.2. С. 275.). Распространение герметизма, религиозно-философского течения с элементами платонизма, стоицизма, пифогореизма, халдейской астрологии и персидской магии, носящего эзотерический характер. Упадок Платоновской академии,продолжавшийся до 150 года, положил начало формированию новые философских школы (диатрибы) они появились в Риме, Афинах, Александрии, Лариссе и других центрах. Руководили ими профессиональные философы или «индивидуальные наставники, придерживавшиеся различных взглядов. В некоторых из них не допускались к обучению «простые люди», другие довольствовались публичными выступлениями в духе греческой традиции.Ведущую роль играл среди них неоплатонизм. Оформление неоплатонизма53 начинаетсяв 203 году в Александрии с создания в Александрии его родоначальником Аммонием Саккасом христианской теософской школы. Позднее в ней работали его ученик Ориген (язычник) и систематизатор неоплатонизма Плотин. Возможно, ее слушателем был и знаменитый христианский мыслитель раннего средневековья Ориген. В 234 году школа получила церковный статус, а в конце 4 века была закрыта епископом Теофилом. |
||
204-270 |
Плотин – систематизатор неоплатонизма,ученик Аммония Саккаса. В 244 году основывает в Риме школу неоплатоников, позднее в ней работал и его ученик Порфирий. |
|
232-304 |
Порфирий – философ неоплатоник, ученик и издатель сочинений Плотина. В старости руководил в Риме философской школой. Комментатор Платона и Аристотеля. Автор многочисленных сочинений по риторике, грамматике, астрономии, математике –наукам., которые позднее вошли в состав т.н. «свободных искусств». В процессе систематизации семи свободных наук Боэций, Августин, Коссиодор опирались на идеи Порфирия. В Средние века его сочинения» использовались в качестве учебных пособий. |
|
250 |
Эдикт Деция,обязывающий всех граждан Рима под страхом репрессий приносить жертвы римским богам. |
|
250-325 |
Лактанций – христианский писатель-апологет, ритор, стихотворец.До крещения был преподавателем риторской школы в Никомедии. По философским убеждениям был близок к стоицизму. Автор «Божественного установления» - одной из известнейших христианских апологий. Его называли христианским Цицероном. С позиций раннехристианского антропоцентризма выступал против античных мыслителей, которые принижали человека как природное существо (в этом отношении интересна его отношение к герметизму) 54. Некоторые идеи Лактанция были в 15 веке восприняты итальянскими гуманистами (в частности, Манетти), в борьбе против проповеди христианского аскетизма»55. |
|
257-258 |
Регулярные преследования христиан при императоре Валериане. |
|
265 |
Порфирийиздает сочинение Плотина «Эннеады» (начало записи сочинений Плотина). |
|
260-303 |
Затишье в преследовании христиан. Быстрое распространение христианства. |
|
282-246 |
Сделан первый перевод Библии на европейские языки, получивший название «Септуагинта». 70 переводчиков-иудеев из Александрии осуществили перевод библейского текста на греческий язык. Перевод включал 50 книг «Ветхого завета». |
|
300 |
Основание сирийской неоплатонической школы Ямвлихом. |
IV век
Утверждение христианства в качестве господствующей религии. Борьба с арианством56.
Золотой век патристики (IV – первая половина V века).
Последствием потрясших церковь во 2 в. кризисов стало систематическое богословие, что было связано с критикой гностических сект, пытавшихся синтезировать античную философию, восточный мистицизмом и христианскую доктрину. Его окончательное оформление было осуществлено в IV- начале V веков благодаря деятельности т.н. «Капподакийских отцов»: Василием и Григорием Нисскими и Григорием Назианзином, а также представителями поздней греческой патристики Дионисием ареопагитом и Иоанном Дамаскиным. Если представители ранней патристики были связана непосредственно с апостольской традицией и стремились придать ей систематический богословский характер путем синтеза ее с эллинистической философией, то иную цель ставили перед собой «капподакийцы». Они стремились использовать античное наследие с целью создания «тотальной христианской цивилизации» и превратить античную философскую мысль в «служанку богословия». Христианская доктрина, при этом, обретала ортодоксальный характер и рассматривалась, как «законная преемница» греко-римской культуры западной – римской патристики Августином и восточной – греческой, представленной кападокийцами лишь частями. Водораздел между этими двумя тенденциями предопределил два полюса в развитии христианской культуры: латинский, центром которой был Рим, и греческий центром, которой стал Византий (Константинополь).
Христианская «ортодоксия»
являлась одновременно теологией и юридическим институтом, соответственно этому определяющее значение в ней имели:
1. Верность Ветхому завету и апостольской традиции.
2. Неприятие эксцессов мифологизирующего воображения.
3. Уважение к систематическому мышлению, а значит и к греческой философии.
4. Важность, придаваемая общественным и политическим институтам, т. е. юридической мысли-категории, характерной именно для римского гения (такая характеристика христианской ортодоксии дается в книге М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т. II. М., 2002. С.333-336.)
Борьба с арианством57 и его сосуществование с традиционными культами.
Христианская культура
Создание «систематического богословия», которое было осуществлено посредством синтеза христианской доктрины и эллинистической философской традиции и закреплено в процессе борьбы с еретическими концепциями гносиса имело не только религиозное, но и культурное значение, что было связано с началом формирования новойхристианской культуры, которая в отличие от культуры эллинистической была ориентирована на связь сновым типом человеческой личностикоторый, начал формироваться уже в эпоху заката классического эллинства. Для представителя этого нового человеческого типа приоритетную роль играли интересы связанные с реалиями его собственной жизни, а не с его бытованием в системе мирового космоса, а сам. себя он ощущал индивидом» обладающим лишь двумя достоинствами, на которые он только и мог положиться в условиях разрушения привычного миропорядка58. Классическое определение его было дано Боэцием. Христианская культура апеллировала к индивиду к его чувствам, его разуму, его вере в возможность обновления своей жизни и самого себя жизнь, – вере, которая была ему жизненно необходима в условиях, когда на его глазах гибла великая цивилизация, которая еще недавно представлялась несокрушимой и вечной, как само мироздание. Провозвестником такой веры не могли стать божества, символизирующие, подобно богам Олимпа, мировые стихии. Таким божеством мог стать только «богочеловек» - непосредственно связанный посредством «договора» с каждым конкретным человеком, во всем подобным человеку, разделяющим с ним все проблемы его человеческой жизни и дающим человеку истинноезнание, еесмысл ивысшей цели. Не случайно термин «богочеловек» впервые появляется в христианской теологии у Оригена в тот период, когда христианская мысль достигает своего высшего философского уровня, и он вслед за Филоном разрабатывает учение о трех смыслах библейского текста - «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном), «духовном» (философском). В таком осмыслении священного писания очевидно стремление создателей христианской культуры не только подчеркнуть его значение как личного послания, но и синтезировать христианскую доктрину с опытом этической и философской мысли эллинизма. Предыстория христианской культурыотносится к эпохе т.н.языческого Средневековья – периода, когда была заложена основалатинской культуры, возникшей на основе синтеза христианской ортодоксии и эллинистической культурной (главным образом римской) культурной традиции. Синтез этот был осуществлен при доминирующей, приоритетной роли христианской культуры, высшей целью которой было использование древней мудрости для укрепления христианской ортодоксии. В условиях гибели средиземноморской цивилизации и глобального кризиса античной культуры создатели христианской культуры явились единственными наследниками и хранителями ее великого наследия, хотя отношение к этому наследию у различных ее представителей носило весьма сложный и противоречивый характер.