Файл: 4_Историческая динамика европейской культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119На этом факультете преподавались науки, имеющие отношение к изучению природы (механика, физика, другие практические знания).

120Широкое распространение идеи христианского мистицизма получили вXIVвеке в Византии. Видным представителем мистического учения получившего название «исихазм» был византийский богослов и церковный деятельГригорий Палама,систематизировавший это учение. Согласно ему, сторонник этого учения непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога (Фаворский свет).Это учение было официально признано византийской церковью в 1351 г. В Европе к мистической общине «Друзья Бога» принадлежал ученик ЭкхардаИоганн Таулер, немецкий монах и философ-мистик.

121Сам Данте назвал свою поэму «Комедия», этим термином обозначающим ее как произведение среднего стиля «с устрашающим началом и благополучным концом». Термин «Божественная» был добавлен к названию поэмы вXVвеке Боккаччо. СXVIвека название «Божественная комедия» становится общепринятым.

122Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. Спб, «Азбука»,1996 . Приложение 1, с. 293.

123Там же. С.305.

124Там же. С. 280.

125В переписи-«тальи» 1292 года будут указаны уже 350 ремесел.

126Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье.М.2001.с632

127«Оккампостулирует индивидуально-множественный универсум, где нет места неизменному и необходимому… Вся реальность – «синолос»,отдельное.Следует воздерживаться от всего того, что не индивидуально и доверятся лишь эмпирическому познанию как фундаментальному» (там же, с.636-637).

128В эпоху Средневековья «ученым человеком» считался всякий человек, получивший образование церковное, светское, школьное или университетское. Различие же между ними носили не принципиальный, а иерархический характер. Объединяло же все эти «степени» учености то, что в их основе лежал единый принцип – приобщение человека к «истине» Священного писания. Постижение же этой истины в полной мере считалось не доступным «человеческому разуму» в силу его ограниченности. Только «безграничная» вера и любовь к Богу делают ее доступной человеку. С этой точки зрения «незнание» и «знание» равны перед мудростью Бога.

129

130там же,с.478

131там же,с.480-483

132Цит. по: Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Пневма. 2002, с. 27.


133Цит по: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. М., 1988, с. 92-93.

134Там же, с. 93.

135Цит. по кн.: Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.Сборник текстов. ЧастьII. Изд. Саратовского университета. 1988, с.17.

136там же, с.19, 21.

137Д.С. Лихачев Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.СПб..1962.

138Антисери Д. И Реале Дж.Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта.Спб.2002,с37

139любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержаниеназваны «плодом духа» в Послании к ГалатамСвятого апостола Павла» (V. 22-23) станут, начиная с эпохи Ренессанса,постоянными сюжетами европейского искусства(поэзии, живописи, скульптуры).

140Цит. по: Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-ч т. Т. 1. М., 1981, с.96.

141 Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993 ,с .49

142 Первый телескоп был изобретен в 1608 году голландцем Х. Липперсгейлом

143 Д . Антисери и Д.Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. М.2002.с.209.В 1611 году появилась зрительная труба, которую Галилей использовал для астрономических наблюдений. «В ХVII веке Почти все ученые изготовляли оптические стекла…Начиная с 1630-1640 годов наука без зрительной трубы уже немыслима…Принцип

настоящей астрономической трубы был сформулировал Кеплер в 1611 году в «Диоптрике»

( П. Шоню . Цивилизация классической Европы . Екатеринбург 2005 ,с .414-415)

144 Ахутин А. Понятие «природа» в Античности и Новое время. М. 1988 ,с .19

145 Цит . по Д .Ансьери и Д. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта .М. 2002 ,с. 249 -250

146 Рене Декарт. Сочинения в двух томах . Т. 1, М. ,1989, с. 260

147 Цит . по: Антология мировой философии в четырех томах .Т. 2. ,М .1970 ,с .293-294

148 Р . Декарт . Избранные произведения. М. 1950, с. 89

149 Мираб Мамардашвили .Как я понимаю философию .М .1990 ,с. 340

150 Характер этого процесса детально был проанализирован М.Хайдеггером в известной статье «Время картины мира»// Мартин Хайдеггер. Время и бытие .М .1993, с. 41-61

151 «зачем тщетно искать рассудком то ,что можно постичь одним порывом любви», утверждал один из идеологов Итальянского Ренессанса Пикко дела Мирандола. «Меня любовь преображает в Бога из твари становлюсь я Божеством», пишет Джордано Бруно в своей знаменитой поэме «О героическом энтузиазме».

152. Рене Декарт. Сочинения в двух томах. Т. 1. М. 1989, с. 259-260

153./ Мартин Хайдеггер Бытие и время. Статьи и выступления». Время картины мира М. 1993,с.41-63


154 Шарль Перро. Параллель между древними и новыми в отношении искусств и наук. Цит. по : Спор о древних и новых. Составление и вступ. Статья В. Я. Бахмутского. М .1985 ,с. 82-84, 88

155 Там же ,с .20

156 Клодель П. Глаз слушает .М .2006 ,с. 7-96

157 Вико Д. Основания Новой науки об общей природе наций. Москва.Киев.1994,с.525

158 Там же ,с .113

159 Там же ,с .73

160 Там же ,с. 77

161 Там же . с.495

162 Там же ,с. 496

163 Там же, с. 90-91,116

164 Там же, с. 76

165 Кант. И . Ответ на вопрос что такое просвещение? Собр. Соч. в 6-ти т. Т. 6, М . ,1966 ,с .27

166 Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Л.-М., 1959. С. 79.

167 Там же.

168 Там же. С. 6.

169 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 6-7.

170 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М .1977, с . 5

171 там же, с .112

172 там же ,с 128

173 Там же, с. 230

174 Там же с .230-231

175 Там же с. 426

176 Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 6. М., 1966. С. 48

177 Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 6. М., 1966. С. 48

178 Кант И. Соб соч. в 6-и томах. Т. 2. М .1964 с. 210

179 Там же,с. 219

180 Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 6. М., 1966. С.8

181 Там же ,с .9

182 Там же, с. 10

183 Там же ,с .11

184 Там же, с. 13

185 Там же , с. 18

186 Там же , с. 19-20

187 Кант И. Собр. соч. в 6-и томах. Т. 3. М., 1964. С. 692.

188 Там же, с. 482, 464

189 Там же. с. 464

190 Там же, с. 466-467

191 Кант И. Собр. Соч. в 6-и томах .Т. 6. М. 1964 ,с. 351

192 Там же, с. 357

193 Там же, с 479-480

194 Там же ,с .526-527

195 Там же , с.

196 Там же. С .578

197 Кильен Ж. Культура "Bildung" и разум у В. фон Гумбольдта. // Разум и культура. М., 1983. С. 156-168.