ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 327
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
4. Формирование «ученой культуры» Средневековья,стремительный рост интереса к знанию («вежеству») среди различных слоев средневекового общества. Переводы с греческого и арабского языков «Начал» Эвклида, сочинений Аристотеля по метафизике, логике и поэтике. В преподавании используется стандартная учебная программа изучения 7 «свободных искусств», в которой противоречиво сочеталось изучение традиционных дисциплин: диалектики, арифметики, геометрии, музыки, астрономии, грамматики (предназначаемая для философии) и таких, какфизика –представлявшая собой смесь предрассудков, алхимических и магических представлений о природной действительности инекромантия (общение с душами умерших). «Ученым человеком» считался всякий, кто прошел курс изучения этих дисциплин.
5. Большое значение в развитии «ученой культуры» имело создании единой системы знания.Она сложилась в результате включения в систему знания, наряду с семью «свободными искусствами, исеми «механических искусств», объединявших дисциплины, имеющие отношение к практической деятельности. В результате эти искусства получили право. Этим актом обозначалось их законное (с точки зрения христианской этики) право, наряду со «свободными искусствами участвовать в «трудах духа». Одновременно, с этим он способствовал и тому, что в самой системе «свободных искусств» изменились приоритеты. Ведущее место в изучении этих дисциплин отводится не наукам «тривия», имевшим отношение к философии, а наукам «квадрия» - «математическим» дисциплинам, непосредственно связанным с системой «механических искусств». Создание единой системы знания сыграло в дальнейшем важную роль в развитии европейской науки и искусства в качестве самостоятельных форм культуры разума. Произведения готического стиля в архитектуре и малых формах (миниатюра, например) стали первыми примерами творческих решений, которые были органически связаны с формами организациитруда мастерови определялись нормами,ремесленной», а не клерикальной среды, хотя сознание мастера-ремесленника безусловно оставалось при этом «погруженным в стихию веры». При этом происходитсинтез веры и стихии мирской жизни. Символом этого нового синтеза стал готический храм, воспринимавшийся не только как сакральный символ, но и как синтез наук и искусств.
6. Формирование нового художественного стиля –готики, возникшего в результате взаимодействия различных новых факторов в духовной жизни средневекового общества на границе перехода от раннего к зрелому Средневековью, о которых речь шла выше, а также в результате развития ремесла, которое приобретало все более и более самостоятельное значение по отношению к церкви98. Произведения готического стиля в архитектуре и малых формах (миниатюра, например) стали первыми примерами творческих решений, которые были органически связаны с формами организациитруда мастерови определялись нормами,ремесленной», а не клерикальной среды. Хотя сознание мастера-ремесленника безусловно оставалось при этом «погруженным в стихию веры», получение ремесленником статуса «мастера» безусловно придавало его деятельности индивидуальный характер. Формируется новое отношение к труду, как богоугодному делу, а технические нововведения больше не считаются греховными. В результате достигалсясинтез веры и стихии мирской жизни. Символом этого нового синтеза сталготический храм, воспринимавшийся не только как сакральный символ, но и как синтез наук и искусств, что привносило в стихию христианской веры новый гуманистический элемент, наполняло ее живым дыханием человеческого чувства и мысли99.
7. Возникновение на базе крупных школ первых университетов(«всеобщих школ»). Их автономия определяется королями и папами. Первыми такими университетами были университеты в Реджо, Болонье, Салерно, Оксфорде, Париже, Монпелье, в них имелись факультеты богословия, права, медицины, искусств.
1048-1131 |
Омар Хайям-персидско-таджикскийпоэт, математик, физик, астроном и философ.Развивал в своих математических сочинениях идеи Эвклида, к трудам которого написал комментарии и учения о числе пифагорейцев. Автор «Трактата о бытии и долженствовании» и многочисленных математических сочинений. |
1079-1142 |
Пьер Абеляр – французскийфилософ-схоласт, писатель,богослов. Автор автобиографической книги «История моих бедствий» (до 1136) и знаменитой переписки со своей женой аббатисой Элоизой, в которых теология и гуманизм, любовь божественная и любовь человеческая, стремление к постижению божественной мудрости и самопознанию образуют органический синтез. Благодаря этим произведениям, имевшим широкое хождение в списках, «интерес к человеческим чувствам и самовыражению, присущий в эту эпоху ограниченному кругу изощренных умов, развился до невиданных размеров»100. Ученик Росцелина и Гильома из Шампо –основателя Сен-Викторской философской школы-центра ортодоксального богословия (впоследствии Абеляр стал его решительным противником). В 1113 Абеляр основал свою школу. Благодаря систематическому использованию логики при обосновании церковной доктрины, фактически заложил основы современной теологии. Выступал в роли оппонента Бернарда Клервосского – одного из авторитетных «отцов церкви», вдохновителя крестовых походов, теолога–мистика, ортодокса, отстаивавшего незыблемость церковного предания и порицавшего схоластику за новшества и рационализм. |
1090-1153 |
Бернард Клервосский – церковный и полит. деятель, мистик, «учитель церкви», сторонник папской теократии, вдохновитель 2 крестового похода. Стоял на позициях крайней ортодоксии и догматизма, порицал за рационализм схоластику. По мнению К., только любовь к Богу открывает путь к духовному совершенству, которое достижимо только в экстатическом «слиянии души с Богом». Противник Абеляра и гонитель еретиков. |
1096-1141
|
Гуго Сен-Викторский – философ-схоласт и богослов, педагог.Самый крупный представительСен- Викторской Философской школы, основаной Гильомом де Шампо. Автор многочисленных богословских трактатов. Следовал традициям раннехристианской литературы. Будучи убежден в в высоких достоинствах человеческого разума, включил в общую систему человеческого знания, наряду с 7 «свободными искусствами», 7 «механических искусств»: ремесло, вооружение, торговлю, сельское хозяйство, охоту, медицину и театр. И дал их детальную характеристику в своем сочинении «Дидоскалион или Семь книг назидательного обучения».101Стоя на позициях дидактического обучения, он определил главной задачей своего сочинения научение учащихся в том, что и в какой последовательности должно изучать, чтобы быстрее постигнуть искусства и науки. Т.к. считал , что человек приближается к богу постепенно через «путешествие ума»102.Он принимает аристотелевское деление знания на четыре категории ,наполняя его, при этом новым актуальным смыслом. Он разделяет знания на теоретические, практические, механические и логические. «Тривиум» и «квадриум», в этой системе знания, сохраняют свое первоначальное приоритетное значение, но будучи соотнесены в ней с «механическими искусствами», приобретают более широкое значение так как ориентированы не только на формирование духовного мира человека(в христианском его понимании),но так же и на связь(через посредство «механических искусств» , с практической деятельностью в том ее качестве как она выглядела в конце XI начале XII вв. Термин механические искусства» он использует для обозначения принципиального различия «божественного творения» и «человеческого творчества»103. Человеческое творчество (механическое искусство») всего лишь «обман», результат ловкости и искусности, оно лишь копирует работу природы. В этой способности «имитировать природу» - сущность творчества. Все вещи, которые создает человек, имитируют предметы природы. Так, скульптор, создающий статую, имеет моделью человеческое тело, строитель, построивший дом, гору, портной, который шьет «одежду, глядел на то, как вещи, растущие одна за другой обладают их собственным покрытием, их природу от опасности защищающим». Вместе с тем «…разум человеческий блистает ярче в изобретении всех этих вещей, чем если бы он обладал ими от природы… Отсюда возникло бесконечное разнообразие живописи, тканья, резьбы и строительства, так, что мы с удивлением созерцаем не только природу, но равно и художника»104. В сочинении дается характеристика культурного значения торговли, которое состоит в том, что она является не только процессом обмена товарами, но расширяет знания человека о неведомых доселе мирах, примиряет народы останавливает войны, укрепляет мир на земле и соединяет народы к их общей пользе. Включения в систему «механических искусств» театр Гуго не только отдает ему должное как «самому популярному месту для развлечения», но замечает при этом, что этим удовольствием «ум освежается». |
1033-1109 |
Ансельм Кентерберийский –теолог,последователь Августина. Один из родоначальников средневековой схоластики105. Ему принадлежит известная формула христианской теологии «Верить, чтобы понимать» (credo utuntelligam) и разработка онтологического доказательства бытия Бога. В своих рационалистических комментариях христианских текстов использовал глубокое знание философии Платона и Плотина, интерпретируя христианские верования в терминах логических доказательств. Ансельм и его ученики, пишет современный теолог и историк философии средневековья Э.Жильсон, прославились «дерзким применением рационалистических доказательств»106. |
1100 |
Теофил (Рогерус из Хельмарсхаузена) - мастер собора,монах францисканской церкви. Автор «De diversis atribus» («О различных искусствах») - учебника разнообразных искусств, самого значительного средневекового пособия по прикладному искусству. В нем содержится подробное описание приемов и методов работы живописца, литейщика колоколов, витражиста, мастера золотых и серебряных дел. Одновременно дается и общая характеристика мастерства художника. Согласно Теофилу, оно является даром Божьим. Для художника его мастерство – единственно возможный путь познания Бога. Величайшим мастером является сам Бог, для художника же его мастерство единственно возможный путь познания Бога через его творение. (В таком истолковании художественного творчества Теофил следует традиции, идущей от Аристотеля, который в «Метафизике» и «Никомаховой этике» отличает ремесленника, имеющего всего лишь опыт, от художника-мастера, владеющего тем или иным искусством. «Владеющие опытом способны научить, а имеющие опыт не способны» пишет Аристотель в «Метафизике 107Вместе с тем эта традиция в трактате переосмыслена в духе христианской мифологии и мистики. Все рецепты связанные с приготовлением красок, литьем, обработкой драгоценных камней и металлов ,сопровождаются советами а, заимствованными из средневековой магии и местной языческой мифологии. В результате написанный на латыни трактат, по существу воспроизводит способ мышления средневекового человека в котором синтезированы античная традиция и местный фольклор108. |
1100-1160 |
Петр Ломбардский – философ-схоласт и богослов. |
1113-1125 |
Владимир Всеволодович Мономах – великий князь Киевский, объединяет большинство русских земель. |
1113-1118 |
«Повесть временных лет»-древнейший свод русских летописей. |
1117 |
Владимир Мономах «Поучение». |
1125 |
В Севилье открывается мастерская по переводу с арабского на латынь научных и философских трудов (переведено около 20 трудов). |
1126-1198 |
Ибн Рушд (Авероэс) – арабскийфилософ, представитель восточного аристотелизма, врач.Автор многочисленных комментариев к сочинениям Стагирита. В трактате «Самоопровержение самоопровержения» отрицал бессмертие человеческой души и утверждал идею бессмертия всеобщего разума. Оказал влияние на формирование одного из трех главных течений средневековой (христианской) философии – аверроизма. |
1130 |
Бернардр Шартрский – философ-схоласт,магистр шартрской школы. Утверждал идею абсолютного приоритета нравственности над ученостью и отстаивал тезис «Без этики (христианской) нет учености». |
1133 |
Конрад Регенсбургский«Песнь о Роланде» (нем. версия франц. хроники), ее прототипом послужила старофранцузская эпическая поэма. |
1135-1204 |
Моисей Меймонидеврейский религиозный философ.Автор труда «Путеводитель колеблющихся», в котором стремился к синтезу библейской веры и философского умозрения и предлагал те места из библейского текста, которые противоречат доказательствам разума понимать иносказательно. Оказал влияние на европейскую схоластику 13-15 вв. |
1137 |
Готика во Франции (до начала 16 в.)родоначальница этого стиля. Начало готики обозначено строительством в 1144году в Париже аббатства Сен. Затем следует ее повсеместное распространение в городах Зап. Европы, в Англии, Германии и др.109. |
1140 |
«Песнь о моем Сиде» (исп.) |
1147 |
Первое летописное упоминание о Москве. Летописание на Руси: Киевская летопись. Владимирский летописный свод. Новгородская первая летопись. |
1147-1149 |
Второй крестовый поход. |
1150 |
Появление раннего (анонимного) миннензанга нем. поэтов-певцов. Одноголосое светское искусство трубадуров и труверов в Юж. Франции (до нач. 14 в.). |
1151 |
Врачи медицинской школы в Салерно образуют «Гиппократово общество» (прообраз более поздних научных обществ). |
1179 |
Церковь официально запрещает христинам ростовщичество. |
1125 –1195 |
Бернарт де Вентадорн – трубадур из Прованса-расцвет придворной куртуазной поэзии (до сер. 13 в.). |
До середины XII века |
Расцвет Владимиро-Суздальской школы изобразительного искусства и архитектуры (Строительство соборов на Руси (Переяславль-Залесский, Новгород, Псков и др.) |
1164 |
Начало строительства Успенского собора во Владимире главного храма Владимиро-Суздальской Руси (расписан фресками Андрея Рублева и Даниила Черного). |
1126-1198 |
Ибн Рушд (лат. Аверроэс) – выдающийся арабский философ,представитель арабского аристотелизма,переводчик на лат. «Начал» Эвклида, астрономических таблиц и тригонометрии арабского математика аль-Хорезми. |
1100-1160 |
Петр Ломбардский – франц. философ-схоласт и богослов,ученик П. Абеляра и Г. Сен-Викторского, автор сочинения «Сентенции», в котором дал систематическое изложение католического богословия. |
1163 |
Начало строительства кафедрального собора Парижа Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери) –шедевр ран. франц. готики. |
1165 |
Церковь Покрова-на-Нерли – шедевр русской архитектуры. |
1167 |
Церковь Св. Георгия в Ст. Ладоге (Новогородская школа). |
1165 |
Начало расцвета немецкой куртуазной поэзии(следовала французским образцам) иформирования немецкого литературного языка. |
1169 |
Распад Киевской Руси. Андрей Боголюбский, возглавив коалицию 11 князей, захватывает и разграбляет Киев, после чего Киев утрачивает значение столицы. |
1176-1212 |
Правление ВсеволодаIII Большое гнездо. В этот период Владимиро-Суздальская Русь достигает наивысшего расцвета. |
1169 |
Основание русскими монахами монастыря на Афоне. |
1170 |
Эльхард фон Эберге– Первое переложение сюжета о «Тристане и Изольде» на немецком языке. |
1170-1215 |
Гартман фон Аруэ, поэт-миннезингер,автор рыцарских романов цикла о короле Артуре, «Григорий Столпник», «Бедный Генрих», песен о крестовых походах. |
1180 |
Немецкая переработка французского «Романа о Лисе». |
1181 |
Кретьен де Труа - автор поэм о рыцарях Короля Артура и повести «Персеваль, или повесть о Граале». |
1181-1226 |
Франциск Ассизский – монах, бродячий проповедник, канонизирован в 1228 как один из величайших святых христианской церкви.Покровитель Италии. Основатель нищенствующего ордена францисканцев. Называл себя «Божьим скоморохом». В проповедях призывал любить все живое, сотворенное Богом: людей, животных. Автор ряда сочинений на лат. языке: «Похвала добродетели», «Похвала Богу», на ит. языке «Кантики брата Солнца, или похвала Творению». |
1185 |
Поход Новгород - Северского князя Игоря Святославича против половцев. Жестокое поражение и пленение русских князей. |
1190 |
Первые упоминания о «праздниках дураков»- Шутовских фестивалях в Зап. Европе. Были приурочены к церковным праздникам и пародировали культовые ритуалы и тексты Священного писания. Запрещались церковью, но пользовались популярностью в низших слоях клира и у студентов. |
1189-1192 |
Третий крестовый поход. |
1193-1280 |
Альберт Великий – нем. философ, богослов, учитель церкви, естествоиспытатель-алхимик, учитель церкви. Преподавал в Парижском и Кёльнском университетах. Комментатор Аристотеля, которого истолковывал с позиций католического богословия. Вместе с ему принадлежит заслуга введения в контекст христианской мысли идей Аристотеля, которого он считал наряду с Августином одним из двух высших авторитетов в философии и теологии. Августин является для него высшим авторитетом в характеристике «высшего разума», Аристотель разума научного. Истинная мудрость, по его мнению, основывается на «высшем» Божественном разуме, а наука на «разуме низшем ». Эту традиции позднее продолжил его ученик Фома Аквинский. Отдавая должное Аристотелю как ученому и мыслителю Альберт боролся против аристотелизма в богословии считая, что «теологи открыли в душе новую способность, о которой философы и не подозревали» - ту часть души, которая дает работу не науке, а мудрости»110. Автор многочисленных трудов по логике, этике, физике, ботанике, химии, механике. Боролся против ересей и аверроизма. В сочинении «Сумма теологии» предпринял попытку создать единую систему католического богословия. Его сочинение в трех книгах «О свойствах трав, камней и животных», представлявшее собой причудливую смесь наблюдений, предрассудков, средневековой магии и алхимии», было обязательным учебным пособием для учащихся и студентов монастырских школах111. |
1193 |
Начало строительства собора Нотр-Дам в Шартре.
|
1195 |
Гартман фон Аруэ «Бедный Генрих» - роман в стихах. |
1198-1216 |
Иннокентий III – римский папа.Идеолог 3 крестового похода и инквизиции.Автор сочинения «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния», в котором отстаивалась идея папской теократии: короли-вассалы папы, папы - «викарии Иисуса Христа» и подвергалась решительной критике гуманистическая идеология. Все сочинение пронизано проповедью религиозного аскетизма и презрением к человеку, выраженному в самых крайних его формах. Человек объявляется в этом сочинении самым «жалким и ничтожным» из всех живых существ, воплощением вселенского плотского греха. Сочинение переиздавалось и повсеместно распространялось церковью в течение последующих трех веков в качестве образцового выражения принципов религиозного аскетизма. В эпоху итальянского Ренессанса стало объектом критики таких гуманистов, как Петрарка и Маннети. |
Конец XII |
«Слово о полку Игореве» (1185-1187, 1196). |
1199-1204 |
Четвертый крестовый поход. Основание нем. духовно-рыцарскоготевтонского ордена. |
1200 |
Роберт де Борн-фр. Роман «Мерлин» Вольфрам фон Эшенбахэпич. роман «Титурель». Записана «Песнь о Нибелунгах», ставшая впоследствии знаменитой как произведение немецкого средневекового героического эпоса. Ее сочинил австрийский поэт неизвестного происхождения. Сюжеты «Песни» нашли отражение и в песнях «Эдды» о Сигурде и Атле, в «О Вольсунгах» (13 в.), «Поэме о Зигфриде» (12-13 вв.). Основание университета в Перудже. |
XIII век
|
Рост значения городов.
|
1250 |
В Италииво Флоренции устанавливается власть торгово-ремесленных слоев горожан (пополанов). Во Франции и Германиипереходот ранней к зрелой готике.Расцвет книжной миниатюры, витража эмалей и скульптуры (Франция). В Парижском университете образованы 4 национальных коллегии (галлская, английская, пикардийская, норманнская). Прокураторы этих коллегий выбирают ректора. В Германии поэзия бюргеров (мейстерзинг) вытесняет рыцарскую поэзию. В Англииразговорный английский язык начинает использоваться в английской словесности наряду с французским и латынью. В Оксфорде основан университетский колледж. В Италиирасцвет в Болонском университете школы права. Во Флоренции чеканят монету, получающую общеевропейское хождение. Центр тяжести деятельности церкви перемещается в города. Христианство из религии священников становится религией масс.В ее проповедях содержится резкая критика феодалов и ростовщичества (ростовщик объявляется врагом Бога, природы и человека)112. Развитие ремесленного производства во Франции и Италии. |
1248 |
Все большие права приобретают имперские города (охрана торговых путей, чеканка монет, таможни ) в Германии до 70-ти имперских городов. Формирование немецкой народности,оформлениев Германиифеодального права («Саксонское» и «Швабское зерцало»). Развитие литературы на немецком языке. Начало строительства крупнейшего готического собора на фундамента романской церкви в г. Кёльне. |
Вторая пол. XIII – нач. XIV вв. ) |
Во второй половине XII и XIII века образование профессиональных корпораций и цехов, рост строительных объединений и их строгая регламентация. Возникновение во многих городах Европы университетов.
Формирование аверроизма113.
В деятельности некоторых христианскихпроповедников появляетсяинтерес к вопросам морали и поведения, к личной ответственности человека за его деяния способствующие спасению души. Расцвет средневековой схоластики. Томизм114. Завершение христианской рефлексии античной философской традиции. Формирование новой национальной поэзии и литературы французской, немецкой, английской. |
1200-1266 |
Тангейзер – немец. странствующий поэт, близкий к вагантам, представитель “деревенской” куртуазной поэзии, герой сказаний и поэтических и музыкальных произведений. |
1202 |
Иоахим Флорский – итал. мыслитель, монах –автор сочинений «Согласование Нового и Ветхого заветов» и «Пособия к Апокалипсису», в которых в символической форме обосновывается мистико-диалектическая концепция исторического процесса. Всемирная история представляется в виде трех эпох, соответствующих трем лицам Троицы. В первую эпоху Бог раскрывается человеку как господин, в Новозаветную эпоху как отец, последняя – грядущая эпоха Святого духа – время полного общения в любви человека с Богом, победа духа свободы, любви и мира над насилием и злом. Леонардо Пизанский - автор учебника «Книга абака»,в которой обобщена математика этого периода. В ней впервые в Италии вводятся арабские цифры. Была переработана в XIII веке.Приведенные в книге задачи включаются в другие учебники математики вплоть до XVIIIв. |
1204 |
Крестоносцы захватывают, грабят и разрушают Константинополь.После его падения в византийских провинциях возникают три самостоятельных государства: Трапезундская империя,Никейская империя, Эпирское царство. |
1207 |
Готфрид Страдбургский – немец. поэт. Рыцарский роман в стихах «Тристан и Изольда» (закончен в 1210 г.).
Основание Франциском Ассизским нищенствующего монашеского ордена францисканцев. |
1208 |
Саксон Грамматик– дат. историк-хронист, автор «Деяния данов» - хроники, включавшей древне-скандинавские сказания, в том числе и легенду опринце датском Гамлете. |
1210 |
Вольфрам фон Эшенбах – рыцарский роман в стихах«Парцифаль». |
1209 |
Основание университета в Кембридже. |
1209 |
Иннокентий начинает поход против альбигойцев, завершающийся их полным уничтожением. |
1212 |
Начало крестового похода детей. |
1215 |
Основание Парижского университета и его законы.В его состав входили четыре факультета: искусств, канонического права, богословия и медицины (становится главным центром преподавания богословия).
Учреждение ордена странствующих проповедников-доминиканцев, на который возлагается задача борьбы с еретическими движениями. В 1232 году папа передает ему инквизицию. |
1218 |
Основан университет в Саламанке (исп.) |
1220 |
Гильом де Лоррис - франц. куртуазный поэт.Автор аллегорического романа в стихах «Роман о Розе».
|
1220-1278 |
Никколо Пизано – итал.скульптор, один из основоположников Проторенесанса. Основатель пизанской школы скульптуры (до 14 в.).
Леонардо Пизанский – «Практическая геометрия» (планиметрия, стереометрия, способ вычисления числапи). |
1221-1274 |
Фома Аквинский – выдающийся представитель средневековой философии.Итальянский монах доминиканец. Имел почетный титул «учитель ангелический и всеобщий».Ученик Альберта Великого. Магистр и глава кафедры теологии Парижского университета. Основные сочинения «О сущном и сущности», «О началах природы», «О троице», «Сумма философии об истинности католической веры против язычников». Главный труд – грандиозная «Сумма теологии» (не завершен). В споре об универсалиях занимал позицию умеренного реализма. В споре об двух истинах отстаивал позицию, связанную с предпочтением истины откровения. Главной проблемой, занимавшей А., были вопрос о взаимоотношении веры и разума, философии и теологии. Разум и философию он считал лишь введением в веру, т.к. все рассуждения о мире и человеке могут носить истинный характер, если они осуществляются в контексте Откровения. Основатель томизма и самый крупный представитель схоластики. Был связан с аристотелевской философской традицией, которую использовал с целью полного подчинения философии теологии. Теология и философия, считал Ф.А., заняты одним и тем же, т.к. рассуждают о Боге, человеке и мире. Но философия дает об этих предметах знание несовершенное, а богословие – истинное, то, которое ведет к спасению. Вместе с тем философия не подменяет философию. Так же как и богословие она основана на Разуме, а он универсален. Соответственно этому рациональный подход способен примирить философию и теологию в споре об отношении между Богом и тварным миром. В «Сумме теологии» Фома логически обосновывает «пять доказательств бытия Бога». Рассуждая о человеке, Аквинский заявляет, что он по своей природе «натура рациональная». Разум самое могучее, что есть в человеческой природе. Поэтому человек должен действовать сознательно, в соответствии с четко определенной целью. Такой подход должен быть определяющем как в моральной, так и в общественной деятельности. Целесообразная деятельность составляют основу свободной воли, которой Бог наделил человека. Таким образом, Разум – причина человеческой свободы. Но именно в свободе, считает Фома, коренится источник зла. Связано это с тем, что действуя свободно человек забывает об универсальных законах, которые открывает Разум, и о Божественном откровении и впадает в грех. Фома называет три типа таких закона: вечный закон (lex aeterna) – это рациональный план бога, универсальный порядок вещей. Этот закон знаком только Богу, блаженным и святым, Eстественный закон (lex naturaiis) – связан с участием человека в универсальном, божественном порядке вещей. С ним тесно связан человеческий закон (lex humana) – он предписывает человеку жить в обществе и действовать согласно своей разумной природе и стремится к познанию истины. Естественный закон лежит в основе правового закона115, установленного человеком. Поверх этих законов – Божественный закон (iex divina) – Откровение. В философии Фомы находит завершение христианская рефлексия античной философской традиции, берущей свое начало в учении Платона и Аристотеля. Отныне «…все проблемы греческой философии модифицированы. В контексте томизма Бог –источник бытия и само бытие, в греческом горизонте бог – тот, кто дает форму миру, лепит предсуществующую материю (Платон) или дает исток космосу, увлекая его к совершенству. Греческий бог не дарует бытие, он сам определяет модус бытия. Его бытие не тотально, а частично, ибо материя существует от века и независимо от него. Томизм интересуют не столько формы, сколько бытие, конкретизирующее эти формы. Бог дарует своим созданиям бытие, а это больше чем формы. Бог не просто Вечный двигатель, как называет его Аристотель, он – частный акт, творец и как творец двигатель. Томистские доказательства существования Бога не физические ,а физико-метафизические…Новое вино наполнило старые меха, античная проблематика вошла в новую перспективу веры, обретя иные очертания… Все подчинено Богу. «Бог сотворил небо и землю», «Бог есть тот, кто есть»116. В противовес принципу ранней схоластики – «верую чтобы познать», утверждается принцип – «верить с помощью познания разумом». Ф.А. считал, что откровение сверхестественный, но не противоречащий разуму источник познания истин священного писания. |
1221-1274 |
Бонавентура – итальянскийфилософ-мистик, схоласт, богослов,монах,кардинал, имел статус «учителя церкви». Развивал доктрину средневекого реализма. В трактате «Возвращение наук к теологии» пытался согласовать теизм с элементами аристотелизма. Считал, что Теология является владычицей всех наук. В своем основном сочинении «Путеводитель души к Богу» изложил свое мистическое учение. |
1222 |
Основан университет в Падуе. |
1209-1229 |
Альбигойские войны. Закат куртуазной поэзии – трубадуров во Франции, многие из которых принадлежали к альбигойцам и были вынуждены бежать в Италию иИспанию. |
1223 |
Битва при Калке. Войска Чингисхана наносят жестокое поражение объединенным русско-половецким войскам и преследуют их до Днепра. Почти все русские князья захвачены татарами в плен. |
1224 |
Основание университета в Неаполе. |
|
Технические достижения. Распространение очков. Механические часы. |
1225 |
Леонардо Пизанский - «Практическая геометрия» (планиметрия, стереометрия, способ вычисления числапи). |
225-1280 |
Вителлло из Силезии – польский философ и естествоиспытатель. Автор трактата по оптике «Перспектива» (1271), многократно переведенного в Европе и опубликованного в XVI в. |
1227 |
Смерть Чингисхана, разделение его империи, простиравшейся от Черного моря до Тихого океана, между его сыновьями. Установление в завоеванных монголами странах татаро-монгольского ига. |
1228 |
Начало 6-го крестового похода. |
1229 |
Основание университета в Тулузе. |
1230 |
Епископ Кирилл на Руси в Ростове Великом. Создает книгописную мастерскую и большую библиотеку. |
1232 |
Император Фридрих II превращает свой дворв Палермо в центр итальянской культурной жизни.Здесь переживает расцвет итальянская лирическая поэзия, которая способствовала развитию итальянского литературного языка. Фридрих впервые, официально разрешает раз в 5 лет производить вскрытие человеческих трупов на медицинском факультете университета Салерно, что способствовало развитию анатомических знаний и медицины. В Германии он уступает важные имперские права духовным и светским князьям.
Конфронтация папы Иннокентия III и императора Фридриха II. (На Лионском соборе (1245) Иннокентий объявляет о низложении Фридриха.) |
1233 |
Во Франции король Людовик IX Святой учреждает инквизицию. |
1235-1315 |
Раймунд Луллий – исп. философ, богослов, алхимик, писатель –автор философского романа «Книга о Бланкерне». Имел титул «учитель озаренный». Крупнейший знаток мусульманской теологии и арабской культуры. Противник аверроизма и теории «двух истин». Истинное познание, считал Л., возможно только в свете откровения. В своем главном сочинении «Великое искусство» разрабатывал методы логических операций и принципы «первой логической машины», а также изложил свои взгляды на алхимию. Верил в возможность превращения одних металлов в другие и считал, что все тела состоят из ртути и серы. |
1235-1282 |
Сигер Брабантский– франц. философ, основателеь зап. европейского аверроизма, профессор факультета искусств в Париже.Автор трактатов «О разумной душе», «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин», комментариев к соч. Аристотеля «Физика». «Метафизика» и др. Сформулировал теорию двух истин: философской и религиозной, между которыми, по его мнению, в принципе возможно противоречие. Признавая вслед за Аристотелем Бога как перводвигателя, отрицал творение из ничего, считая ,что мир «совечен» Богу Бога как первопричины. Центральное место в его учении занимала концепция единого, универсального разума-общего для всего человечества. Был прозван современниками «Великим». Его взгляды были осуждены церковью, а он сам подвергнут суду инквизиции, взастенках которой был убит. |
1240 |
Монголы захватывают и разрушают Киев. Князь новгородский Александр Невский разбивает на Неве шведов. |
1240 |
«О Лисе Рейнарде» - животный эпос (Нидерланды) – источник многочисленных вариантов поэм о Рейнеке Лисе. |
1240-1302 |
Чимабуэ – итал. живописец, представитель флорентийской школы, творчество которого ознаменовало переход от византийского влияния к Возрождению. |
1240-1276 |
Гвидо Гвиницели – итальянский поэт, основоположник «сладостного стиля» («дольче стиль нуово») – философской лирики, развитой, позднее Данте Алигьери в его сонетах и канцонах. |
1179-1241 |
Снори Стурлусон – историк, поэт – видный представитель т.н. исландского возрожденияXIIIвека. Автор мифологизированной истории конунгов «Круг земной» и «Младшая Эдда» и Гильфагининг(трактата о языческой мифологии скальдов). |
1242 |
Основание ханом Батыем татарского государства «Золотая орда».
«Ледовое побоище» - разгром тевтонских рыцарей Александром Невским на Чудском озере. Окончание натиска Ливонского ордена на Русь. |
1243 |
Батый признает великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича верховным правителем Руси. |
1246 |
«Слово о погибели Русской земли» -памятник древнерусской литературы. |
1185-1245 |
Александр Гэльский – философ, богослов.Имел титул «учитель носпоримый», основатель богословской францисканской школы при парижском университете. Комментатор «Сентенций» Петра Ломбардского, на основе его сочинений и сочинений его учеников составил «Сумму теологии». Ввел ставшую после него традиционной схоластическую форму изложения.117 |
1245 |
Вилан де Оденкур – французский архитектор.Автор «Книги по строительству» (в ней описание вечного двигателя, лесопилки с водяным колесом). |
1250-70 |
Бертольд Регенсбургский –францисканский монах, проповедник. В его проповедях с «необычайной остротой для своего времени были поставлены проблемы социального устройства и сущности человеческой природы». Так, в проповеди «О пяти талантах» («фунтах»), которыми Господь наградил человека, он утверждает, что «наша собственная персона», сотворенная по образу и подобию Бога и наделенная («облагороженная») свободой воли, включает пять качеств, признаков человека, образующих некую систему. Первое место в ней принадлежит «твоей свободе воли». Второе – твоей должности-«amt» (служению, призванию). Третье – времени – «zit» (отпущенному человеку для земных дел и спасения души). Четвертое – имуществу – «guot» (богатство, доставшееся человеку, которое он должен преумножить». Пятое – любви к ближнему (которого ты должен любить как самого себя). В характеристике этих талантов зафиксирована социальные обязанности индивида, принадлежащего к сословному феодальномуобществу118. |
1250-1318 |
Генрих фон Майсен Фрауэнлоб – немецкий миннезингер,основатель первой певческой школы мейстерзингеров. |
1250 |
Расцвет университета в Болонье как школы права |
1254 |
Рейнский союз – объединение 50 немецких городов с целью защиты от набегов и поборов рыцарей, мешавших развитию городов. |
1255 |
Факультет искусств119 Парижского университета предписывает учащимся изучение сочинений Аристотеля. |
1259 |
Фома Аквинский – «Сумма философии об истинности католической веры против язычников» - один из основных трудов философии томизма. |
1260 |
Жан де Мен (Клопинель) –поэт-клирик, автор 2-й части «Романа о Розе» (автор первой части Гильом де Лоррис). |
1263 |
«Житие Александра Невского» - памятник древнерусской литературы (сочетание повествование о воинской доблести и жития святого. |
1190-1254 |
Винцент из Бове –монах-доминиканец,ученый-энциклопедист, автор энциклопедии «Великое зерцало» в 80-ти кн., включающей разделы «Зерцало науки» (богословие, метафизика, математика, практические знания), «Зерцало истории» (сведения по философии, истории, естественным наукам). Позднее, в XIV в. в это сочинение было включено и «Зерцало морали». |
1214-1292 |
Роджер Бэкон – английский мыслитель и ученый, преподавал в Оксфорде и Париже. Последователь Аристотеля, которого считал самым совершенным среди людей. Выступал против схоластики, которую считал источником царящего в мире невежества. Путь к истине лежит не через следование авторитетам, а через эксперимент и опыт. Родоначальник европейского научного знания. Автор трех «Сочинений»: «Большого», «Малого» и «Третьего», являющихся подлинной энциклопедией средневекового знания (до 1268). Ему принадлежит, ставшее «крылатой фразой» изречение «Знание – сила». Истина – дитя времени, ее можно получить только посредством эксперимента. Через внешний опыт мы приходим к знанию природных истин, через внутренний к знанию сверх природных. Фундаментальное значение для получения знания, по мнению Бэкона, имеет математика, она «ключ для всех наук». Много занимался проблемами оптики и сконструировал очки, высказал многочисленные догадки в области, механики, аэронавтики, навигации. |
1260-1327 |
Иоганн Экхаррт (майстер Экхарт) – нем. монах, учился и преподавал в университетах Парижа, Кёльна, Страсбурга. Философ-мистик.Следуя традиции неоплатонизма и идеям Псевдо-Дионисия Ареопагита, развил учение о Боге как первооснове всех вещей, о сотворении мира как акте Божественной любви, о способности Человека непосредственно познать Бога, т.к. в нем самом есть «несотворенный свет – искорка», единосущная Богу. Церковь считала, что целый ряд положений его учения не соответствуют Священному писанию и являются ложными120.
Итальянский Проторенессанс (дученто) время Данте и Джотто
|
1265-1288 |
Расцвет творчества выдающегося скульптора итальянского Проторенессанса Н. Пизано. |
1265-1321 |
Данте Алигьери –политический деятель, писательвеликий итальянский поэт-гуманист. Д.принято считать последним поэтом Средневековья и первым поэтом Новой Европы. Автор книги «Новая жизнь»(«Vita Nuova»), сборника лирических стихов («Canconiere»), незаконченного философского трактата «Пир», филологического трактата «О народном языке» («De vuigari eloquentia»), политического трактата на латинском языке («Monarchia»), небольшого научного трактата «Исследование о воде и земле» («Quaestio de agua et terra»). Славу Данте составила его знаменитая поэма «Божественная комедия»121(«Incipit Comedia Dantis Alagherii, Florentini natione, njn moribus».) В основе той удивительной художественной целостности, которая отличает это великое произведение европейской литературы, лежит органическое единство в ней трех основных смыслообразующих элементов западно-европейской культуры: христианства, рационализма и гуманизма. Главную цель своей поэмы Д. определяет как убежденный христианин: «Вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию блаженства». В основе созданной в поэме модели мироздания лежит птолемеевская концепция мироздания, канонизированная в качестве христианского универсума. Все образы поэмы носят символический характер. Одновременно с этим в качестве «проводника» в нем выступает Вегилий – знаменитый римский поэт, считавшийся в эпоху Средневековья не только великим поэтом, но мудрецом, пророком, предвозвестником христианства. В поэме же он выступает в качестве символа разума, направляющего людей к земному блаженству, хотя и не дающего им «вечного блаженства и полноту мудрости, которое может дать человеку только Божественное откровение, олицетворенное в поэме в образе Беатриче, возносящей поэта от Земного Рая в Эмпирей, к созерцанию бога»122. Не случайно, именно Вергилий после «знакомства» Данте с величайшими поэтами древности Гомером, Горацием, Овидием и Луканом, вводит его в «Высокий замок» (Ад. Песнь 4. 106-109) - «обитель мудрости и славы», семь стен которого олицетворяют семь человеческих добродетелей: нравственные (благоразумие, справедливость, мужество, умеренность) и умственные (разум, знание, мудрость), или же семь частей средневековой философии: физика, метафизика, этика, политика, математика, силлогистика. Семь ворот – это семь «свободных искусств» схоластической школы: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия. Родник, опоясывающий стены замка – символ красноречия. Существуют разные варианты этих толкований»123. Одновременно с религиозно-философскими и рационалистическими мотивами поэме Д. присущ и отчетливо выраженный гуманистический элемент, который заключается как в образах реальных персонажей и событий политической жизни Италии, современником и участником которых был Данте, так и в образе самого творца великой поэмы. Переводчик «Божественной комедии» М.Л. Лозинский писал в связи с этим: «Данте создал книгу о Вселенной. Но в такой же мере это – книга о нем самом. Среди мировых памятников поэзии вряд ли есть другой, в котором так резко запечатлелся бы образ ее творца. Недаром первые читатели «Божественной комедии» называли ее просто «I1 Dante» - Данте»124. |
1266-1337 |
Джотто ди Бондоне – великий итальянский живописецэпохи итальянского проторенессанса. Учился в мастерской Чимабуэ. Родоначальник новой живописи, свободной от византийских живописных канонов. Автор фресок Капеллы дель Арена в Падуе, в церкви Санта Кроче во Флоренции, проекта колокольни собора во Флоренции. |
1268 |
Этьен Буало –парижский прево (мэр)пишет знаменитую«Книгу ремесел», представляющую собой подробную запись уставов 100 ремесленных цехов, подробные регистры объединений строителей, живописцев, скульпторов, портных, гранильщиков, каменщиков, камнерезов, штукатуров, цементщиков, лучников, портных идр. В нее вошли так же списки некоторых налогов и цеховых привилегий125. |
1266-1308 |
Иоанн Дунс Скот – философ-схоласт,монах-францисканец.Учился и преподавал в Оксфорде, Париже, Кёльне. Приоритетное значение придавал не разуму, а воле. Учение о свободе воли является центральным в учении «скотизма» - течения христианской мысли, отличного от других ее направлений: «теизма», «авероизма» и «томизма». Выступал против примирения философии и теологии, провозглашенной Фомой Аквинским, и утверждал идею разделения философии и теологии. Целью Ума является не умственное созерцание Бога, а соединение с ним посредством акта воли. Отрицал рациональное построение этики, т.к. ценность человеческих действий определяется не разумом, а соответствием воле Бога. Для определения индивидуальной характеристики человека ввел понятие – «этость». |
1225-1280 |
Вителлло из Силезии – монах, польский философ и естествоиспытатель.Автор трактата по оптике «Перспектива» (1271), многократно переведенного в Европе и опубликованного в XVI в. |
1275-1342 |
Марсилий Падуанский – итальянский философ, ученый, врач,политик. С 1313 г. ректор Парижского университета. Автор сочинения «Защитник мира», в котором одним из первых пытался обосновать идею возникновения государства на основе общественного договора. Выступил против папской теократии и заявлял, что церковь должна подчиняться государству, за что был от нее отлучен Папой в 1327 г. |
1276 |
Начало борьбы русских князей (сыновей Александра Невского) за власть, опустошавшая Русь. |
1267 |
Фома Аквинский – «Сумма теологии» (до 1273). |
1270-1340 |
Николай Лирский –французский монах-францисканец,богослов.Учился и преподавал в Парижском университете. Один из наиболее значительных средневековых толкователей Библии. Автор комментариев ко всем ее книгам. |
1275-1340 |
Жан Жаден – французский философ, магистр факультета искусств в Парижском университете.Сторонник аверроизма. |
1285-1349 |
Номинализм.
Уильям Оккам –английскийфилософ-схоласт,гл. представитель номинализма,учился и преподавал в Оксфорде .В известном смысле слова был переходной фигурой от средневековья к проторенессансу126 Утверждал принцип разделения сфер государственной и церковной власти, философии и теологии. Философия не служанка теологии, а теология не наука. Боролся против средневекового реализма. Философия ориентирована на логическое доказательство, вера на мораль, что делает их несоотносимыми. Предметом истинного знания является не «универсальное», а «индивидуальное». Оккам практически отказывается от платоновско-аристотелевского представления о космосе, заменяя его «совокупностью случайных существ», целиком зависимых от свободного выбора Бога. Такой взгляд на мироздание предопределял приоритетный интерес в познании к опыту и эксперименту. Критикуя точку зрения реализма, Оккам отрицает реальность «универсалий»127. Оккам отрицает какую бы то ни было непосредственную связь логики и реальности и утверждает ее автономный статус науки, оперирующей «чистыми символами», открывающей путь развитию современной символической логики, основой которой является разделение между «синтаксисом» и «семантикой». Идеи Оккама существенно повлияли на развитие средневековой философии и логики, физики и политики. Основные сочинения: «Сумма логики», «Об истолковании». Приверженцем его учения был Николай из Отрекура (1300-1350), связавший номинализм с атомизмом. Еще одним представителем номинализма был Жан Буридан, философ-схоласт, ученик Оккама, проф. Парижского университета. Считал логически неразрешимой проблему свободы воли. Его именем назван парадокс детерминизма в учении о свободе воли («буриданов осел»). |
1288 |
В Вене создается «Братство св. Николая» - объединение народных бродячих музыкантов с целью их обучения и защиты прав. Многочисленные агрономические трактаты. |
1289-1335 |
Иоанн де Мурис –французскийматематик, астроном. Теоретик«ars nova», автор книги «Ars nova musikcae». |
1292 |
Данте «Новая жизнь» (изд. 1576). |
1295-1298 |
Строительство готических соборов во ФлоренцииСанта Кроче, Санта дель Фьоре, Палаццо. Начало строительства Палаццо Веккьо. |
1298 |
«Книга Марко Поло»- венецианского путешественника.В ней он передает свои впечатления о посещении стран Азии и сообщает многочисленные сведения по их географии, этнографии, о их достижениях в области культуры и техники. Книга явилась первым знакомством европейцев со странами Востока. |
1198 |
Основание в Москве Свято- Данилова монастыря |
1300 |
Поэзия горожан вытесняет в европейских странах рыцарскую поэзию. Расцвет скульптуры зрелой готики. Проторенессансные тенденции во французской и итальянской музыке– песенное искусство стиляarsnova(мадригал, баллада).Рыцарский миннезинг, сменяется бюргерским майстерзингом.Музыка народных танцев становится основой многоголосого песенного искусства. Расцвет искусства жонглеровв Сев. Франции. Первое профессиональное объединение (цех) жонглеров и менестрелей (имели свою больницу, церковь, казну, регламент). Строительство крупных торговых судов (Венеция). |
1300 |
Новгородская республика –вободный город-государство под управлением веча. Его территория простирается до Белого моря. Расцвет торговли с Ганзой. Повсемсестная грамотность т.н. « берестяные грамоты» использовались в сфере торговли, учета с/х продукции ,повседневном быту. Грамоте и письму обучались все слои населения : бояре ,купцы , крестьяне, ремесленники ,в том числе и женщины |