ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Представление о мир ,который виделся людям античности телесным и разумным объектом – космосом, а людям Средневековья и Ренессанса –универсумом-объектом в котором воплощен Божественный разум его творца , в принципе лишало человеческую жизнь ,какой бы то ни было автономии и самостоятельности по отношению к общемировому процессу. Создание культуры разума, открывшее путь формированию научной картины мира, стало основой обретения человеком, нового культурного статуса-субъекта культуры, а вместе с тем предопределило антропологическую направленность всего культурного процесса. Изменилось и смысловое содержание самого термина культура,которое обозначае культуру , как средство реализации «верховных ценностей»,право человека «жить своим умом»,а не следовать «велениям» Мирового Ума в каком бы качестве он ни выступал, в суждениях античных авторитетов или христианских ортодоксов будь то Платон и Аристотель или Отцы церкви – творцы христианской теологии. Этот новой взгляд на культуру открывал путь формированию нового человека- как свободой личности, способной ставить перед собой любые цели в их свободе используя при этом, все достижения культуры прошлого. При этом свободный выбор любых целей своей жизни и деятельности, становится его законным и неотъемлемым правом личности ,которое должно быть закреплено законом.
КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
Я мыслю ,следовательно существую Р.Декарт
Главным культурным достижением «века Разума».было завершение культуры разума, начало которой было положена Аристотелем Его непосредственным результатом было начало формирования новый взгляд на природу, цивилизацию и культуру. Вместе с тем в это время еще отсутствует то противопоставление научного и поэтического взгляда на природу ,которое оформится только в последующем веке когда она в «Энциклопедии».созданной Д. Дидро и Деламбера ,получит определение как «машина вселенной или совокупность всего сотворенного»,которое было противопоставлено ее пониманию в эпоху Ренессанса ,как своего рода божества. Объективным основанием нового взгляда на природу и место человека в «системе природы» были два , связанных между собой процесса, научная революция 1543 -1687 г. Г. И промышленная революция, начало которой положило развитие промышленности в Англии в 1575-1620 гг.Общекультурное значение научной революции состояло в том, что связанные с ней открытия в различных областях знания: математики, астрономии, оптики ,механики истории, поэтики ,эстетики, позволили создать «научную картину мира», а человеку осмыслить себя в качестве субъекта, но и объекта познания и творчества. Благодаря этому наука получила новый статус- самостоятельного института культуры , независимого, от традиций связанных, как с античной космологической эстетикой ,так и средневековой теологией. Конкретное выражение процесс «онаучивания» знания нашел в том, что ни наука, ни искусство перестают рассматриваются в качестве «служанок» теологии, а выступают в роли средств посредством, которых человек реализует свое стремление всесторонней самореализации себя в качестве свободной личности –т.е «нового человека».При этом ,такого рода устремления в целом не противоречили новозаветной религиозной традиции ,призывавшей христианина опираясь на мудрость и разум найти верный путь от «ветхого Адама» к тому, чтобы и стать «новой тварью»,причем решить он эту задачу, поставленную перед ним богом, может только по собственной воле.
Характеризуя создание науки, как первой из пяти сущностных явлений новоевропейской культуры М.Хайдеггер в статье «Время картины мира писал:» основной процесс Нового времени есть покорение мира, как картины…человек борется здесь за позицию такого сущего, которая сему сущему задает меру и предписывает норму… Картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир понятый как картина (выделено мной Г.П)…Превращение мира в картину есть тот же самый процесс, что превращение человека внутри сущего в субъекта. Составляя такую картину, человек сам себя выводит на сцену…Начинается тот вид человеческого существования, когда вся область человеческих способностей оказывается захваченной в качестве пространства, где намечается и производится овладение сущим в целом»141
Создание «научной картины мира»,превращает научное знание в универсальный инструмент культуры, а самой культуре придает форму КУЛЬТУРЫ РАЗУМА. Ее доминирующее влияние, начиная с XVII века, ощутимо по отношению ко всем основным формам культурной деятельности: технологии, философии, искусству. Именно в этот период начинается размежевание науки и традиционной философии, которая по мнению идеологов научной революции должна быть реформирована и перейти от «философии слов» к «философии дела». Теперь она должна ориентироваться не на логику Аристотеля ,а на опытное знание и опираясь на него выработать «аксиомы объективного знания»(Ф.Бэкон).Объективным фактором, сыгравшим решающую роль в становлении новой системы знания («новой науки») стало создание в конце XVI века (1543г.)Николаем Коперником, новой гелиоцентрической модели вселенной, отличной от античной геоцентричной модели Аристотеля-Птолемея, которая сохранялась и в эпоху Средневековья ,как соответствующей духу священного писания .В этом же веке итальянский маг и ученый, основатель физической академии в Неаполе Джованни Батиста лли Порта исследует законы оптики, магнетизма, кристаллографии, усовершенствует камеру обскуру. В 1589 году использует ее в качестве «машины для рисования»-выполнения рисунков и их проектирования (прообраз проекционного фонаря).Занимаясь законами оптики, он в своей книге «естественная магия» отводит особый раздел, освященный оптическим образам
В 1536 году немецкий врач, маг и алхимик Парацельс, в своей книге «Большая хирургия».высказывает мысль о необходимости объединения хирургии и терапии и тем самым определяет путь развития медицины, как науки. В 1545 году врач-маг и великий математик Джероламо Кардано, издает трактат «Великое искусство» ,посвященный изложению метода научного решения сложных математических задач (алгебра) .
Важнейший вклад в формирование «новой науки» в был сделан в процессе попыток научного обоснования ее объективной достоверности великим итальянским ученым и мыслителем Г.Галилеем , который считается одним из родоначальников европейской науки и выдающимся немецким математиком и астрономом И.Кеплером
Галилео Галилей(1564 1642),он был членом первой европейской Академии Наук(Academia dei Lincei (естествоиспытателей), основанной , в 1603 году во Флоренции. Академия была замкнутым научным сообществом. Преподавание в ней велось на латыни ,.хотя некоторые ее члены привлекались к публичным чтениям лекций на итальянском языке. В полной драматизма борьбе с официальной религиозной идеологией за доказательство истинности учения Коперника о гелиоцентрическом строении вселенной, продолжавшееся не одно десятилетие им были сформулированы основные принципы «новой науки».Первым из них было принципиальное разграничение целей и задач науки и теологии. Главная цель теологии- укрепление веры, цель- спасение. Главная задача науки- объективное знание, цель-познание действительности независимое ни от веры ни от авторитетов. Соответственно этому наука не имеет ничего общего с догмой, которая составляет основу религиозной веры. Возможность научного знания природы, связана с описанием «объективных качеств тел и их «количественных, поддающихся измерению, изменений» ,исключая, при этом воздействие на процесс познания субъективных свойств человека. Объективное познание действительности возможно потому, что «книга природы написана языком математики».С помощью математики можно не только «описать тела».но и определить их движение в пространстве. Галилея , интересует, при этом не «чистая математика»,а физика. Такой взгляд на роль математического знания, позволил не только доказать верность гелиоцентрической модели вселенной ,созданной Коперником, но и открыть путь развитию «новой физики»,начало ,которой было положено созданием Иоганном Кеплером «учения о законах «небесной механики и открытия Исааком Ньютоном «классической механикой». Новый взгляд на роль математики, которая в «новой науке» должна была занять то место, которая в «старой» Аристотелевской системе занимала философия, позволил И.Кеплеру математически обосновать и законы небесной механики .В 1609-1619 годах математически обосновал не только структуру коперниковской вселенной, но и определил три главных закона движения входящих в нее планет(1. движение планет по эллипсу .
2.Неравномерность скоростей движения планет.(Зависимость периодов движения планет от расстояния, каждой из них от солнца ).
В 1609 И.Кеплер публикует свой труд «Новая астрономия»в ,котором излагает основные принципы современной астрономии. Галилей и Кеплер, стали пионерам и в использовании оптических приспособлений для подтверждения опытным путем своих математических открытий. В 1609 году, основываясь на изобретениях голландских оптиков )142изобретает телескоп. В 16011 году он использует подзорную трубу для астрономических наблюдений Благодаря этому ,предмет, первоначально не имевший никакого научного значения, становится важнейшим орудием научного астрономического знания143 . В 1613 году, по схеме И . Кеплера ,Г. Шейнер создает первый телескоп-рефрактор в, котором используется более сложная оптика.
С именем Исаака Ньютона связано завершение первой научной революции. В его исследованиях:«Новая теория света и света»(1672) «Математические начала натуральной философии(1687),«Оптика»(1704 г.),нашли окончательное оформление идеи высказанные до него Г. Галилеем, И.Кеплером, Ф.Бэконом
В «Началах»,важнейшем сочинении Ньютона, были сформулированы три закона движения, составившие основу классической механики(1. Закон –инерции 2. Закон- произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе ,а направление ускорения совпадает с направлением силы.3 .Закон - действию всегда соответствует равное противодействие),которые до конца XVIII века рассматривалась ,как «ключ к пониманию всех явлений физического порядка». Открытие Ньютона позволило объяснить природу исходя из нее самой ,как «принципиально дегуманизированное , трансцедентальное бытие ,которое принадлежит трудному и ,вообще говоря ,бесконечному процессу познания ,освоения и гуманизации».144 Вместе с тем ,ни для самого Ньютона ,ни для большинства его современников не означало отказа от традиционных представлений о происхождении мира. Завершая один из наиболее значительных своих трудов «Математические начала натуральной философии» Ньютон писал ,подчеркивая свою верность античной традиции и христианской доктрине в основе ,которой лежала космологическая идея:»Эта удивительная система Солнца ,планет и комет могла появиться только по проекту премудрого и могущественного Существа… Это Существо «управляет всеми вещами не как мировая душа ,но господин всего; и благодаря этому управлению. Его обычно называют Господь Бог Вседержитель , или Пантократор …Он вечен и бесконечен , всемогущ и всезнающ»145
Процесс «онаучивания» знания в XVII опирался не только на исследования в области естественнонаучного знания, не меньшее значение имел и пересмотр традиционных позиций в системе знания философии, логики и социальных наук. С этой точки зрения, наиболее существенный вклад в создание новой науки был сделан Ф. Бэконом, Р.Декартом, Т.Гоббсом, Д. Вико.
Деятельность великого английского философа и выдающегося общественного деятеля Френсиса Бэкона автора знаменитых произведений философского трактата «Новый органон»(1620),научного сочинения «О достоинстве и приумножении наук»(1623) и социальной утопии «Новая Атлантида». В первом из названных сочинений Бэкон подвергает критике античную философию, которую он называет «деткой» так, как она строится не на основе не знаний о природе и истории на основе общих рассуждений немногих философов или «конструирования мира, так сказать из категорий, как это делал Аристотель». Это философия слов, а не философия дела. И выдвинули на авансцену необходимость замены традиционных форм философствования, магии и алхимии, новой философией- «философией дела» .Главная ее задача, считает Ф.Бэкон ,«философии дела» «очищение разума» от предрассудков, порожденных «идолами» -иллюзиями : рода(выдающих за истину «видимость вещей»),пещеры(выдающие за истину субъективные суждения отдельных людей),рынка( выдающие за истину суждения , сложившиеся в процессе общения людей на рынках) театра (отождествляющими истину с философскими доктринами, годными лишь для разыгрывание их в « платоновском театре»). Реформа науки и ее цель не «служение» философии (теологии),а открытие «форм природы» путем извлечения аксиом из опыта- «знать значит уметь». Вся природа должна стать предметом опытного знания. В философской повести «Новая Атлантида» Бэкон создает утопический образ абсолютной монархии организованной на основе универсального прогресса т.н. «механических искусств»,носящих коллективный характер и сообществ людей объединяющихся в процессе занятий в университетах , научных обществах и лабораториях. В этом обществе нет месса представителям «философии традиционную слова»,магам и алхимикам. . Бэкон подвергает критике традиционную(аристотелевскую) логику в силу ее неспособности к научным открытиям. В этих рассуждениях Ф.Бэкона, по существу, содержится мысль о необходимости создания новых технических средств и нового знания ,которое должно оперировать аксиомами, которые постепенно выводятся из опыта, связанного с проникновением в суть вещей ,а не на авторитет древних философов. Создание научного метода познания было осуществлено в XVII веке французским мыслителем Декартом, а изобретение новых технических средств- рабочих машин было осуществлено в конце XVII - XVIII веках.