ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Расцвет духовной драмы и появлениепридворного бала
Италия, Германия, Нидерланды Расцвет живописи
(Беато Анжелико, Мазаччо ,Пьеро делла Франческо, Мантенья,
Джорджоне, Леонардо да Винчи, Дж. Беллини,, Босх, Дюрер)
Австрии, Баварии, Чехии, Польше
Скульптура т.н. «мягкого стиля» мастеров прекрасных Мадонн
Россия.
Придворная жизнь организуется по правилам Византийского двора.Символом государства становится двухглавый орел..
Культурный подъем,
Формирование русской национальной культуры. Развитие литературы, в которой типичным жанром был жанр «Жития святых», в который включались не только сюжеты, связанные с жизнью святых, но и разнообразные сведения географического, исторического, литературно-художественного характера, рассуждения о пользе книг. Типичным представителем этого жанра в это время был Епифаний Премудрый Развитие книжных центров в Новгороде, Пскове, Твери, Ростове, Суздальском княжестве, большинство которых было связано с монастырями. Рост грамотности широких масс населения Высокий уровень знаний, связанный со строительством и значительные достижения в искусстве, прежде всего в иконописи (А. Рублев, Д.Черный, Дионисий ) 137.
1400-1464 |
Рогир ван дер Вайден – нидерландский живописец, оказавший значительное влияние на развитие Европейской живописи. |
1400-1470 |
Якопо Беллини –итальянский. живописец,представитель венецианской школы живописи |
1401-1464 |
Николай Кузанский- нем. философ, ученый теолог, кардинал и легат всей Германии. К. обладал широкими гуманистическими интересами разыскивал и собирал старинные рукописи ,признавал вращение земли вокруг своей оси. Составил географическую карту Цен. Европы. Явился одним из тех представителей христианского гуманизма,идеи которых оказали непосредственное влияние на формирование таких представителей культуры Возрождения как Леон Батиста Альберти, Джордано Бруно, Пикко делла Мирандола Вместе с тем «Кузанский лишь отчасти принадлежит эпохи Возрождения»138. В основе его философских взглядов лежала связь античной традиции(платонизм в истолковании Дионисия и Скота Эреугены), схоластики, (оккамизм), мистики (Экхард) и гуманистического естествознания (прежде всего и математики).Был автором многочисленных сочинений богословского философского, научного характера в том числе: «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях»(1441-1444), диалогов о «простеце» («Простец о мудрости», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами» (1450) и др. Трактатов по математике «О предположениях» и др. «Игра в шар». «Охота за мудростью», «Вершина созерцания» (1458-1464). Бесед религиозно- нравственного характера: «Утешитель же дух», «Поступайте по духу» (1455). В беседе «Поступайте по духу» К. утверждает, что «душа имеет свою меру» и уподобляет «разумную душу» числу. Подобно числу, «которое одновременно и простое и составное», разумная душа так же простая и составная, но душа является числом «не в смысле математического числа или количества, а в смысле бытийного числа (т. е. отражающего реальные соотношения и закономерности предметного мира, его ритм и соразмерность Г.П.) из которого понятия математического числа извлекаются по подобию …Сама по себе душа, конечно и не число, и не гармония, …но будучи сотворена для того, чтобы ей была показана слава всемогущего творца, она имеет духовное око ума для видения всех созданий бога ,для различения или суждения…Однако всякое различие ,без которого невозможно суждение предполагает число…».Проводя различие между «математическим» и «живым» числом К. придает учению о числе новый нравственный смысл, что теоретически обосновывало, то сближение «свободных» и «механических (основывавшихся на математических знаниях) искусств», которое наметилось в период зрелого Средневековья и в конце концов стало свершившимся фактом в связи с развитием науки и искусства в 14-15 веках. Тем самым был сделан важный шаг на пути создания единой системы знания. С этого момента конкретному знанию и художественному ремеслу, вооруженному представлением о «живом числе», открывается доступ к «плодам духа»139. Провозглашая религиозную идею о Боге как воплощении Всемогущества и «возможности всякой возможности», К. вместе с тем не отрицал и могущества человеческого ума, хотя оно и не беспредельно. По мнению К., человек является наседником божественной мудрости, т. к. «созданный по образу и подобию Божьему, одушевленный божественным дыханием и наделенный разумом заслужил участия в мудрости и таланте божественного ума. К. предпринял попытку реформирования схоластики путем приведения ее в соответствие с новыми достижениями знания: «Бог пользовался при сотворении мира арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией всеми искусствами, которые и мы так же применяем, когда исследуем соотношения вещей, элементов и движений», - пишет К. в трактате «Об ученом незнании» (гл. XIII). К. Вместе с тем в этом же трактате К. утверждает: «Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем то неделимом», т.е. в Боге ибо он является воплощением той бесконечности в которой «свертываются» и совпадают противоположности. «Мудрость не в риторическом искусстве и не в толстых книгах, а в отделении от чувственных вещей и в обращении к простейшей и бесконечной форме…научись принимать мудрость в храме тела очищенном от всякого порока, и прилепляться к ней жаркою любовью…» Бог по К. является воплощением «формы форм» и источник всех иных форм поэтому мудрость состоит в любви к богу-любви очищенной от всех плотских вожделений. |
1401-1428 |
Мазаччо – итальянский живописец,крупнейший представитель флорентийской школы Ран. Возрождения (росписи в Пизе и Флорентийской Санта-Мария Новелла |
1403-1472 |
Виссарион Никейский–византийский философ, богослов, епископ Никеи, кардинал.Знаток древностей. Представитель христианского гуманизма. Стремился примирить платонизм с христианством. Гл. труд «Против клеветников Платона». Перевел на латынь «Метафизику» Аристотеля, «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта. Собрание его рукописей составило основу венецианской библиотеки Сан Марко. |
|
Основан университет в Турине. |
1404-1472 |
Леон Баттиста Альберти – выдающийся итальянский архитектор, ученый, теоретик искусства. Автор трактатов: «О статуе», «О живописи», «О зодчестве». В архитектуре использовал античную ордерную систему. |
1405 |
Андрей Рублев совместно с Феофаном Греком расписывает Благовещенский собор в Московском Кремле. |
1408 |
А. Рублев и Д.Черный, роспись Успенского собора во Владимире. |
1410 |
А.Рублев: иконы звенигородского чина «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».
Основана одна из первых английских торговых компаний (купцов-предпринимателей), соперник Ганзы.
|
1407-1457 |
Лоренцо Валла -выдающийся итальянский гуманист, мыслитель и писатель. Автор многочисленных сочинений в которых затрагивались актуальные, для эпохи раннего Возрождения проблемы этики ,филологии, философии и религии. Опираясь на античную традицию В. стремился творчески ее переосмысливает в соответствии с общей Ренессансной установкой –приоритетным интересом к реалиям человеческой жизни и противопоставляя этот интерес взглядам, как античных мыслителей, так и средневековых схоластов Основными работами В. являются: 1. Диалог «Об истинном и ложном благе» в котором, подвергаются переосмыслению традиционные (стоические, эпикурейские и перипатетические – аристотелевские) представления о Благе и добродетели и формулируется основной принцип гуманистического истолкования этих проблем, который состоит в том, что истинным принципом этики не может быть философское (абстрактное) определение блага и добродетели, а практическое действие в соответствии с естественным стремлением человека к удовлетворению личного интереса, собственной пользе, что является подлинным источником Блага и связанного с ним наслаждения. При этом следует исходить из правильного понимания личного интереса, которое состоит в том, что «большее благо» индивида достижимо только путем согласования своего интереса с интересами других людей. Т.к. важнейшим условием большего блага является любовь других людей. Основным принципом человеческой этики должна стать не «Добродетель – пустое и бесполезное слово, ничего не выражающее и не доказывающее, … ради нее ничего не следует делать…»140,а руководствоваться во всех своих действиях «одной лишь пользой», помня при этом, что главным должен быть принцип» быть полезным человеку с тем, чтобы он был полезен тебе. 2.Трактат «Диалектические опровержения» (анализ логики Аристотеля), в котором подвергается решительной критике схоластический метод философствования, которому противопоставляется филологический метод чтения священных текстов и очищения его от позднейших искажений, привнесенных в него тенденциозными комментаторами. 3. В рассуждении «О ложном и вымышленном дарении Константина» он опровергает присвоение церковью права на светскую власть. 4. В «Замечаниях о сравнении различных кодексов Нового завета» и других филологических исследовании». В. делает попытку вернуть тексту священного писания его первоначальный вид и смысл. 5. В диалоге «О свободе воли» решительно отвергает схоластическое богословие и противопоставляет ему филологический метод в котором язык священного писания трактуется., как воплощение духа, а его слово как воплощенная мысль. С именем Лоренцо Валла связан период перехода в европейской культуре на позиции Ренессанса и утверждения в ней позиции гуманистической системы ценностей. |
1409 |
Основан университет в Лейпциге (ушедшими из Пражского ун-та профессорами, противниками гуситов). Во Франции выходит периодическая «Газета парижский буржуа» (до 1444). |
1412 |
Ф. Бруналлески разрабатывает линейную перспективу, основанную на законах геометрической оптики, дающую возможность создавать большие чертежи ,создающие иллюзию подлинных зданий расположенных в определенном ракурсе.
|
1414 |
Окончание Великой схизмы. |
1415 |
Донателло «Святой Георгий» (1419). «Евангелист Иоанн» (1419). |
1417-1418 |
Епифаний Премудрый – русский писатель-агиограф «Житие Сергия Радонежского». |
1419 |
Основан университет в Ростоке. |
1420 |
«Сказание о Мамаевом побоище»(самый подробный рассказ о Куликовской битве 1380 основанный на свидетельствах очевидцев). Новгород чеканит монету. В 1421 году заключает торговый договор с Ливонским орденом Москва Начало строительства Спасского собора Андроникова монастыря, выдающегося памятника архитектуры Московской школы.(до 1492) |
1420 |
Ф. Брунеллески –Флорентийский собор – первый крупный памятник архитектуры Возрождения и достижения инженерной мысли в Италии. |
1420-1480 |
Жан Фуке, франц. живописец, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. |
1420-1492 |
Пьеро делла Франческо - итальянский живописец, создатель картин на религиозные сюжеты «Бичевание Христа», «Крещение Христа», «Мадонна делла Мизерикордия со святыми», фресок, портретов. Автор трактатов «О перспективе в живописи» и «Книги о пяти правильных телах». |
1421 |
Джованни Медичи – вождь народной партии, богатый купец избран правителем Флоренции. |
1422 |
Россия Строительство Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. |
1423 |
Витторио да Фельте (1378-1446) итальянский. гуманист, педагог создает близ Мантуи гуманитарную школу «Дом радости». |
1425 |
Л. Гибертикомпозиция бронзовых дверей во Флорентийском баптистерии. Мазаччо–росписи капеллы Бранкачи (до 1428)фрески «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Св. Петр и Иоанн раздающие милостыню» и др. В1426 -1427 фреска «Троица» в ц. Санта Мария Новелла
А.Рублев и Д.Черный: роспись Троицкого собора Троицко-Сергиева монастыря (иконы иконостаса). |
1427 |
А. Рублев–роспись собора Андроникова Монастыря
|
1427 |
Фома Кемпийский – нидерланд. латинский писатель «О подражании Христу», классическое сочинение по христианской аскетике,переведено на все европейские языки и выдержало ок. 2-х тыс. изданий. |
1431 |
Лоренцо Валла трактат «О наслаждении» (в 1433 под назван. «Об истинном и ложном благе»). |
1431-1506 |
Андреа Мантенья – выдающийся итал. фресковой художник, мастер фресковой живописи и гравер. Представитель падуанской школы Ран. Возрождения. |
1432 |
Ян ван Эйк – нидерландский. живописец («Гентский алтарь»). Основан университет в Пуатье. |
1431-1463 |
Франсуа Вийон –французский. поэт.Автор поэм «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1461), баллад (в т.ч. «Баллады о повешенных»). |
1433-1499 |
Марсилио Фичино –философ неоплатоник, писатель и религиозный реформатор, один из идеологов итальянского Ренессанса XV в., автор многочисленных переводов, комментариев и сочинений философского, религиозного, эстетического характера. Возглавил, по поручению Козимо Медичи, созданную им во Флоренции «Платоновскую Академию» - кружок различных представителей флорентийской интеллектуальной элиты, стремившихся к развитию идей гуманизма. Переводчик и комментатор сочинений герметиков, Платона и неоплатоников. В конце 60-х годов Ф. завершил перевод всех основных диалогов Платона и написал «Комментарий на диалог «Пир» Платона» (1469). Будучи христианским мыслителем, разработал, опираясь на идеи Платона, неоплатоников и традицию христианского мистицизма, берущую свое начало в поздней античности (герметизм), новый ренессансный вариант богословия. В своем главном сочинении «Платоновское богословие, или О бессмертии души» (1474) он развивает тезис о «бессмертии индивидуальной души» и характеризует, на этом основании, человека как микрокосм, бессмертная душа которого является связующим звеном между божественным и земным началом, и тем самым выводит его за пределы той иерархии ступеней бытия, которая является основой традиционного христианского богословия. В трактате «О христианской религии» развивает учение о «всеобщей» и «естественной религии», которая должна основываться на тех рациональных элементах, которые содержатся в древнейших теологических системах. Начала подобной религии, по мнению Ф. , содержались уже в Герметических сочинениях 3 в. до н. э. С перевода в 1463 году знаменитого «Герметического свода», приписываемого легендарному Гермесу Трисмегисту, он начал свою деятельность по переводу на латинский язык греческих текстов. Он переводит не только всего Платона, но и Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Псевдо-Дионисия Ареопагита и др. Философские и религиозные взгляды Ф. оказали значительное влияние не только на философскую и религиозную мысль, но и на искусство периода Высокого Возрождения, его идеи ощутимы в сочинениях таких выдающихся мыслителей, как Пикко делла Мирандола, Джордано Бруно, Патриции Компанелла, в поэзии Козимо Медичи, творчестве Ботичелли, Тициана, Микеланджело, Кранаха и Дюрера. Фичино был также автором сочинения, в котором изложил концепцию музыки, основанную на пифагорейской традиции. |
1434 |
Козимо Медичи – правитель Флоренции, «отец отечества», соблюдает республиканскую форму правления. Покровительствует культуре и искусству. Основание университета в Катании (Италия). |
1435 |
Л.Б. Альберти –трактаты «О статуе», «О живописи»(впервые дал теоретическое истолкование законов перспективы). |
1435-1511 |
Йоханес Тинкторис – франко-фламандский.теоретик музыки. Автор первого словаря музыкальных терминов («Определитель музыкальных терминов»). |
1436 |
И.Гутенберг- первым в Европе применил печатанье с использованием подвижных металлических литер ,закрепленных в раме |
1436-1488 |
Андреа дель Верроккьо – выдающийся итальянский,живописец,скульптор и ювелир. . Работал во Флоренции и Венеции (работы: «Давид», «Колеоне», портреты Медичи и др.).Считается величайшим скульптором после Микельанджело и Донателло. |
1439 |
Виссарион Никейский - создает в Риме кружок любителей греческой философии (т.н. «Академию Виссариона».) |
1440 |
Николай Кузанский – трактат «Об ученом незнании» - одно из его основных сочинений..Основными положениями трактата являются: 1. Тезис- «В осознании непознаваемости высшей истины содержится знание о ней». 2.. Формулируется идея диалектики конечного и бесконечного и дается характеристика с этой точки зрения представления о вселенной. З.Учение о математике, как единственно надежной из наук. Все эти положения трактата. К. оказали влияние на развитие научных представлений эпохи Возрождения. Лоренцо Валла –«Рассуждение о Константиновом даре»,который В. рассматривает как предмет ложной веры и истолкования. |
1440-1502 |
Дионисий-ыдающийся русскивй иконописец. |
1441 |
Основан университет в Бордо. Козимо Медичиосновывает во Флоренции библиотеку (Лауренциану) – одну из крупнейших библиотек эпохи Возрождения. |
1443-1485 |
Рудольф Агрикола –представитель раннего неммецкого гуманизма.Учился в Эрфурте, Кёльне, преподавал в Гайдельбергском университете. Более десяти лет провел в Италии. Занимался философией, музыкой, живописью, педагогикой. Автор соч. «О построении изучения» (1484) – свода гуманистической педагогики. |
1445 |
Первое типографское издание Гутненберга. (Стихи о страшном суде) г. Майнц. |
Дальнейшее развитие книгопечатания
Страсбург – 1458 Будапешт, Краков, Мессина –1473 Кёльн –1465 Генуя, Валенсия – 1474 Рим –1467 Вроцлав – 1475 Барселона и Пльзень – 1468 Лондон – 1476 Утрехт, Венеция – 1469 Лейпциг – 1481 Нюрнберг и Париж – 1470 Вена, Мюнхен – 1482 Форенция и Неаполь – 1471 Москва – 1564 |
|
1447 |
Николай V – папа римский. Первый представитель культуры Возрождения на папском престоле (до 1455). Начинает реконструкцию собора Св. Петра, основывает Ватиканскую библиотеку. Микельанджело начинает работать в соболрк Св.Петра |
1449-1491 |
Доминико Гирландайо – итал. живописец. |
1450 |
Россия-основан Псковско-Печорский монастырь (в г. Печоры). |
1450-1515 |
Иероним Босх –выдающийся нидерл. живописец. |
1451-1506 |
Христофор Колумб - италянский мореплаватель, открывший Америку. |
1452-1519 |
Леонардо да Винчи –великий итальянский живописец, скульптор, ученый архитектор, инженер. |
1452 |
Николай Кузанский - «О согласии веры» (трактат о единстве глубочайшей истинной основы всех религий). |
1453 |
«Кассельская рукопись».В ней названы 7 «особых искусств»(строительство, ткачество, корабльевож- дение , кулинария, медицина, придворные манеры, умение поддерживать беседу) , пдчиненные 7 «свободным искусствам»
Донателло-Конная статуя кондотьера Гатамеллаты |
1454-1494 |
Анджело Полициано –итальянский поэт гумманист «Сказания об Орфее», первой итал. светской драмы в стиле буколик. |
1455 |
Николай КузанскийБеседа «Поступайте по духу».
И. Гутенберг - печатает Библию (первое) полное издание на лат. яз. с цветными инициалами. |
1555-1490 |
Витторе Карпаччо – итал. живописецвенецианской школы Ран. Возрождения. |
1457-1521 |
Себастьян Брант – нем. поэт, сатирик и гуманист,автор книги стихотворных сатир «Корабль дураков». |
1457 |
Основан университет в Фрайбурге.
В Майнце, в типографии Гутенберга напечатана «Псалтырь», в которой впервые применена многокрасочная печать. |
1459(до1521) |
Козимо Медичиосновывает во Флоренции Академию (до 1521), которую возглавляет М. Фичино. |
1459-1508 |
Конрад Цельтис - нем. лат. писатель-гуманист. Основатель литературного общества в Гайдельберге, издает в Вене «Германию» Тацита. Был увенчан лаврами первого немецкого поэта императором Фридрихом III. Автор трактата «Искусство версификации стихотворства». |
1460 |
Основан университет в Базеле.
Основана первая во Франции мануфактура. Основана Антверпенская биржа. |
1461 |
Франция. Периодическая газета «Скандальная хроника (до 1483). |
1462-1525 |
Пьеро Помппонаци – итал. философ, представитель аристотелизма. Автор много соч.: «О бессмертии души», «О судьбе,свободе воли и предопределении». |
1463-1494 |
Пико делла Мирандола – итал. мыслитель-гуманист. Первым среди гуманистов изучил арабский и еврейский языки и читал в оригинале Ветхий завет и Коран. Считал, что все религии – частное проявление единой истины и могут быть применены в христианском государстве. Гл. соч. «90 тезисов», «О сущем и Едином», «Речь о достоинстве человека», в котором обосновывал тезис о человеке как «божественном мастере». |
1464 |
Николай Кузанский – «О вершине созерцания» (Бог есть возможность всей возможности. Его имя – Всемогущий, у Него нет ничего невозможного). |
1465 |
Первая в Италии типография (создана при бенедиктинском монастыре в Субиако .В 1467 году переведена в Ватикан)
|
1467 |
Афанасий Никитин – «Хождение за три моря» - записки о путешествии в Индию. |
1469-1524 |
Васко да Гама – португ.мореплаватель и вице король Индии; открыл морской путь в Индию. |
1469-1536 |
Эразм Ротердамский – нидерл. лат. писатель, филолог, ученый гуманист, богослов-«король гуманистов»,выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, за доступность книг Священного Писания. Автор многочисленных соч. по богословию, педагогике, филологии. Наибольшее распространение получило его соч. «Похвала глупости» (1511), в котором выступил с резкой критикой томистского варианта христианской философии, в центре внимания которой были проблемы метафизики, физики, диалектики. В этой философии нет ничего достоверного, одни лишь догадки, и «природа смеется» над ними. Избавление человечества от этих «иллюзий» Э. видит в «глупости», понимая под ней осмеяние всего того, что скрывает истину. Она же таится в древней мудрости, за которой стоит «понимание жизни», не обремененное пустыми мудрствованиями. В философии такой мудростью обладали древние античные мыслители – досократики. В религии она содержится в Евангелиях и апостольских посланиях, понимание которых не должно быть осложнено силлогизмами. Э. считает, что для обновления разума и веры необходимо вернутся к истокам. Человеческую жизнь Э. уподобляет «комедии». Люди играют в ней некую заданную роль –лицедействуют. Однако, вглядываясь в эту игру, можно обнаружить в ней за лживыми гримасами лицедеев – истину. Так, например, за «безумным воодушевлением ревнителей христианского благочестия» обнаруживается, что их вечное стремление к счастью и благой жизни на деле является не чем иным, как желанием постоянного страдания, связанное с подобным сумашествием. Э. клеймит всех служителей культа: пап, епископов, монахов, видя в них подобного рода лицедеев. Э. был автором обширной переписки, в которой затрагивались многочисленные проблемы ренессансного гуманизма. Так, например, в письме к Ульриху фон Гуттену он создал яркий образ своего друга великого английского мыслителя Т. Мора, автора знаменитой «Утопии», в котором видел образец нового человека-гуманиста, ученого, политического деятеля, «бесконечно далекого от всякого суеверия». |
1470
1459-1521
|
В Париже создана первая типография (по инициативе ректора Сорбонны)
Козимо Медичи основывает во Флоренции «ПЛАТОНОВСКУЮ АКАДЕМИЮ». Ее главой становится Марсилио Фичино. Он сочетал в себе занятие богословием философией,поэта и поклонника природы. Будучи поклонником Платона он возрождает интерес к наследию римской «культуры humanitas.» Ф. развернул этот термин в законченную философскую категорию. Рассматривая, сложившиеся в эпоху Средневековья два ее различных толкования «низости» и «человечности, как характеризующих двойственность человеческой натуры. Он связывает понятие «культуры» прежде всего с «человечностью». Она трактуется Ф. как последовательное проведение в жизни людей «человеколюбия», которому он придает ему не только философский, но и сакральный смысл: «человеколюбие- образец ставший основой человека «божественным мастером», пишет Фичино, оно «высшая добродетель - «нет ничего более приятного Богу нежели любовь». Платоновская академия объединяла в себе самых различных людей, служителей культа, поэтов и философов, ученых, в числе которых были такие выдающиеся деятели культуры как философ Пико дела Мирандола и Микельанджело. Значение академии состояло в том ,что ее представители придали гуманизму универсальное культурное значение и попытались объединить в единое целое «все знание»,придав ему при этом статус «космоса культуры» в котором обединились образованность и доброжелательность. Создание «Платоновской Академии». Положило начало возникновению нового отличного о «университета» института высшего образования ,открывавшего путь к союзу ремесла и знании, который будет осуществлен в многочисленных «Академиях» ,которые получат повсеместное распространение в последующую эпоху и подготовят ту научно-техническую революции ,которая произойдет в эпоху «Нового времени» |
1471-1528 |
Альбрехт Дюрер– великий нем. художник и теоретик искусства. |
При Лоренцо Медичи - «Великолепном» (1449-1492)Флоренция становится центром итальянского искусства Возрождения и гуманизма. Здесь работаютД.Гирландайо, С.Боттичелли, Микельанджело и др.)
Новгород. Распространение в среде прихожан и духовенства ереси «жидовствующих» (тринитариев).Отрицали христ. Догмат Троицы, почитание икон, мощей, чудес, ритуалов института церкви, духовную монополию церкви и проповедовали демократизацию «книжного учения. Его идеологам братьям Курициным и Ивану Черному сочувствовали Иван III и митрополит Зосима.
1472 |
Основан университет в Мюнхене. |
1473-1543 |
Николай Коперник - великий польский ученый-астроном.Гл. соч. «Об обращениях небесных сфер». Полное изложение гелиоцентрической системы мира, которое привело к революционным преобразованиям в естествознании. Было включено церковью в индекс запрещенных книг в 1616 г. |
1472-1553 |
Лукас Кранах Старший – нем. живописец. |
1473 |
Основан университет в Трире.
Первая печатная книга в Польше (календарь на лат. языке).
Появление в Италии масляной живописи (до этого живопись темперой).
Андреа Верроккьо – «Давид». |
1474 |
Леонардо да Винчи – «Благовещение»
Первая печатная книга в Валенсии (на каталонском языке). |
1474-1533 |
Лудовико Ариосто – итал. поэт и драматург.Автор поэмы «Неистовый Роланд» и комедий «О сундуке», «Чернокнижник», «Сводня» и др.
|
1475-1479 |
Аристотель Фьерованти – итал. архитектор, работает в Москве на строительстве Успенского собора. (Росписи работы Дионисия в XV-XVII вв.). |
1475-1564 |
Микельанджело Буонарроти – великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. |
1476 |
Основание в Вестминстере первой англ. типографии. Здесь издаются «Кетерберийские расказы». Первая печатная англ. книга с илл. «Зеркало мира». |
1477 |
Сандро Ботичелии – «Весна».
Основаны университеты в Тюбингене, Майнце, Упсале (Швеция). |
1478 |
Начало формирования Русского нац. государстваКн. Московский ИванIIIподчиняет Москве Новгород, первоначально связанный с Ганзой.
Леонардо да Винчи – «Мадонна Бенуа». |
1478-1535 |
Томас Мор –англ. гуманист, философ и государственный деятель.Автор «Утопии» - трактата с описанием идеального государства, основанного на идеях экономической, социальной и духовной свободы и равенства всех граждан. В создании своей «Утопии» использовал идеи Платона, стоиков, томизма и Эразма Ротердамского. |
1478-1510 |
Джорджоне – итал. живописец. |
1478-1553 |
Джироламо Фракастро – итал. врач и философ,один из основоположников эпидемиологии, впервые создал систематическое учение об инфекцияхи путях ихпередачи. |
1479 |
Правовая реформа в Нюрнберге (переход к римскому праву), послужившая основой для других городов Европы.
Основан университет в Копенгагене.
А. Верроккьо - Конный памятник кондотьеру Колеоне в Венеции. |
1480 |
Окончательное освобождение Руси от татаро-монголького ига.
В Париже на основе отдельных библиотек основана Королевская библиотека (в наст. время нац. библиотека Франции). |
1480-1521 |
Фернан Магеллан – порт. мореплаватель.Организатор и участник 1-го кругосветного плавания. |
1481 |
Боттичелли –Фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов». Перуджино – Фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Дионисий - Роспись иконостаса Успенского собора Московского Кремля. |
1482 |
Первое печатное издание «Начал» Эвклида(Венеция). Дионисий – икона «Богоматерь Одигитрия» Боттичелли – алтарная картина «Богоматерь дель Маньификат». |
1483 |
Великий инквизитор Торквемада (исп.) вводит в практику исполнения смертных приговоров аутодафе-сожжения на костре, т.к. «церковь не испытывает жажды крови».
Боттичелли – «Рождение Венеры» (до 1484) А. Дюрер – «Автопортрет» (рисунок) Леонардо да Винчи – «Мадонна в скалах» |
1483-1520 |
Рафаэль Санти – великий итальянский живописец и архитектор.
Реформация Кризисные элементы в христианской культуре. |
1483-1546 |
Мартин Лютер – глава Реформации в Германии,основатель немецкого протестантизма. Подобно гуманистам, этот религиозный реформатор выступил за возвращение к истокам христианской религии. Однако те цели, которые он при этом преследовал, были прямо противоположны целям гуманистов. Они выражались в полном отрицании какой бы то ни было связи между откровением и разумом, верой и знанием. Им руководила не вера в возможности и силы человека стать хозяином своей судьбы, а убежденность в том, что «человеческая воля и человеческий разум являются всегда и везде рабами или Бога или Демона. Философия с точки зрения Л. – пустая софистика. С этих позиций он подвергает уничтожающей критике как Аристотеля, так и томистов. Весь опыт христианской культуры средневековья, основной проблемой которой было стремление найти синтез знания и веры, Л. считает лишенным какой бы то ни было ценности и смысла и тем самым утверждает идею полного разрыва не только с традицией христианской культуры, но со всей культурой в целом. Итогом этого является, по существу, отказ от той «жизненной морали», того кодекса нравственных обязанностей христианина, в формировании которого у индивида христианская культура средневековья видела свою главную цель. Все, к чему стремится человек, все, куда ведет человеческий разум – это вожделение, эгоизм и себялюбие. Спасение человека целиком зависит от Божественной любви. Поэтому лишены смысла и занятия церкви «делами духа», вся ее «просветительская и воспитательная деятельность. Никакие ее усилия не в силах спасти человека – этого «раба воли», только воля Бога, которой человек должен полностью вверится. Тем самым Л. стремитсяутвердить абсолютную значимость веры в жизни человека за счет лишения в ней ценности того морального кодекса, который был важнейшим достижением христианской культуры Средневековья. Реформа Лютера, тем самым, явилась одним из проявлений того системного кризиса христианской культуры, который обозначился на рубеже перехода Европы от средневекового к нововременному ее состоянию. |
1484 |
Ботичелли«Рождение Венеры
Начало строительства в Московском Кремле Благовещенского собора.(РосписиФеодосия – 1508 г. В собор переносится иконостас работыА. Рублева и Феофана Грека, выполненный в 1405 г.) |
1485 |
Начало строительства кирпичных стен и башен Московского Кремля(до 1495; итал. архитектор П.А. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, М. и А. Фрязины). |
1486 |
Дж. Пико делла Мирандола – «90 тезисов по философии, кабалистике и теологии».Истинность тезисов, взятых из самых различных источников, М. пытался защитить перед христианскими теологами. В результате 13 из них были церковью осуждены как не соответствующие истине Писания. Вторичная попытка М. их обосновать привела к запрещению всех тезисов. Введением к тезисам была знаменитая «Речь о достоинстве человека», ставшая подлинным манифестом ренессансного гуманизма. |
1486 |
Генрих Кремер и Иоганн Шпренгер – нем. теологи–инквизиторы издаюткн. «Молот ведьм»,ставшую для католиков и протестантов гл. источником сведений о ведьмах, колдовстве и магии и борьбе с ними. В ней обосновывалась необходимость их пыток. Явилась стимулом «охоты на ведьм» и умножению процессов над ними до XVII века выдержала в разных странах Европы 28 изданий. |
1487 |
Русские войска берут Казань.Иван заключает торговый договор с Ганзой на 25 лет. Начало строительства Грановитой палаты Моск. Кремля(до 1491 г. арх. Марк Фрязин и П.А.Солари). |
1488 |
Леонардо да Винчи-чертежи спирального пропеллера, летательных машин, управляемых человеком. 1489 – Первый в истории анатомии рисунокпоперечного сечения черепа. 1480 –Чертежи пирамидального парашюта, цепной передачи, механической колесницы. Открытие капиллярности. |
1490 |
Микеланджело – «Битва кентавров». Пико делла Мирандола – «О сущном и едином».
В Испании– начало развитиясветской драмы.Рыцарский роман. В Германии – немец.духовная драма.
ИЗОБРЕТЕНИЯ Мельницы с вращающимся корпусом. Самопрялки с ножным приводом. Для резки стекла впервые используется алмаз. В Германии, Швейцарии Нидерландах работает до 80 типографий, во Франции ок. 50-ти, в Венеции – ок. 150. |
1490-1525 |
Томас Мюнцер – деятель немец. Реформации.Предводитель крестьянской войны (1524-1526). |
1491 |
Нил Сорский – «Устав» («Главы о мысленном делании»).В них утверждает, что приобретение собственности несовместимы с монашеским обетом. «Предание» (Жития святых отцов). Первые печатные славянские кириллические книги: «Окоих», «Часослов», «Триодь постная», Напечатаны в Польше Ш.Фиолем. |
1492 |
Браманте. Итальянский архитектор. Церковь Санта Мария дела Грация (Милан) |
1497 |
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан) |
1498 |
Казнь Саванаролы (Флоренция) Васко да Гама. По пути в Индию огибает мыс Доброй Надежды. |
XVI ВЕК
|
|
1503 |
Леонардо да Винчи «Джоконда»
|
1504 |
Минельанджело «Давид» Эразм Ротердамский. «Оружие христианского воина» |
1507 |
Смерть Цезаря Борджиа. |
|
Окончание «золотого века» Медичи. Флоренция утрачивает роль центра итальянского Ренессанса |
1508-1511 |
Рафаэль Станцы Ватикана: «Афинская школа», «Парнас», «Диспут» |
1509 |
Эразм Ротердамский «Похвала глупости» |
1508-1512 |
Микельанджело Роспись Сикстинской капеллы |
1512 |
Хенлейн Часы с пружинным заводом |
1510-1520 |
Деятельность Лютера Попытки реформирования христианской церкви |
1513 |
Кабрал открывает Тихий океан |
1510-1515 |
Макиавелли «Государь». «Рассуждения» |
1516 |
Томас Мор«Утопия» Ариосто«Неистовый Роланд» |
1518 |
Тициан-выдающийся итальянский живописец (Венецианская школа) «Асунта» |
1520-до начала XVII |
Флоренция. Стиль МАНЬЕРИЗМ (Я.Понтормо, А.Бронзино, Б. Челлини, Дж. Вазари) |
1521-1534 |
Микельанджело. Гробница Медичи (Флоренция) |
1527 |
Альбрехт Дюрер.«Наставление к укреплению городов» |
1528-1629 |
Питер Брейгель (Старший).Великий нидерландский художник |
1531-1534 |
Писарро завоевывает государство инков |
1534 |
Игнатий Лайола основывает «Общество Иисуса», выполнявшего функции инквизиции |
1535 |
Казнь Томаса Мора автора «Утопии» |
1532-1552 |
Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» |
1536-1541 |
Микельанджело. Фреска «Страшный суд»
|
|
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА |
1540 |
ФЛОРЕНТИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ Союз ремесленников, ученых и литераторов. Была основана сапожником Джелли и филологом Джамбуллари. Преподавание велось на итальянском языке. В 1542 г. получила статус Академии. Практиковались публичные лекции для всех желающих, на проведение которых приглашались крупные философы и ученые. На эти лекции собирались во Флоренцию жители многих окрестных городов. Главной целью Академии было переведение преподавания с латинского на итальянский язык. |
1543 |
Николай Коперник. «Об обращении небесных сфер» Везалий. «О строении человеческого тела» |
1545 |
Кардано «Великое искусство» (алгебра) |
1546 |
Г. Агрикола «Геология и минералогия» Реформа календаря (Грегорианский календарь) |
1563-1571 |
Вазари основывает во Флоренции «Akademia della arti Disegno», имевшей целью преподавание вспомогательных наук для всех изобразительных искусств. В программу обучения входили: анатомия, математика, «техника» (постройка дорог, улиц, каналов, мостов), «архитектура» (перспектива, эвклидова геометрия). Это учебное заведение стало в последующие годы образцом для создания первой АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ и ИНСТИТУТОВ ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ. В этой академии работали не только художники, но и ученые, которые преподавали науки, соответствующие нормам высшей технической школы, связывая его с их практическим применением. Академия воспитывала любовь к родному языку и склонность к занятиям астрономией и математикой. В 1574 г. Академия получила права и статус университета. Преподаватель математики в этой Академии был первым учителем Галилея. |
1561-1626 |
Френсис Бэкон Великий английский ученый, один из основателей европейской науки |
1588 (Окончательная редакция) |
Монтень «Опыты». Решительно выступает против религиозного догматизма в оценке опытного знания |
1584
1585 |
Джордано Бруно. «О причинах, начале и едином», «О бесконечности вселенной и мирах». Поэма «О героическом энтузиазме». |
1584-1585 |
Иоганн Кеплер «Новая астрономия» |
1586 |
Бернардино Телезио. «О природе вещей согласно ее собственным началам». |
1589 |
Академия делла Круска (Флоренция) возникла в результате разделения Флорентийской академии на два Союза «ученого» и «чисто филологического», ставших образцом для всех европейских академий языкознания и литературы |
1590 |
Галилео Галилей «О движении» |
1590-1609 |
Тихо Браге. «Полная гелиоцентрическая система мира» |
1590 |
Дж. делла Порта «Естественная магия» |
1547-1615 |
Сервантес «Дон Кихот» |
|
ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО, ТЕАТР (Стиль БАРОККО) |
1570-1575 |
Торквато Тассо. «Новый Иерусалим» |
1599 |
Театр «Глобус», в котором осуществлялись постановки шекспировских драм |
1564-1616 |
Шекспир. Великий английский драматург |
|
Закат Ренессанса «стиль Барокко». |
1577-1640 |
Рубенс. Великий голландский живописец |
1598-1610 |
Бернини Итальянский живописец и скульптор |
XVII век |
|
Исторические события |
|
|
«Смутное время» (Россия1603-1625) Англия Диктатура Кромвеля (1661-1715) Франция. Правление Людовика XIV(1661-1715) Пруссия. Фридрих I (1688-1713) Россия. Петр I Великий (1689-1725) Процессы инквизиции против Галилея(1633-1648
|
1601-1606 |
Шекспир«Гамлет», «Король Лир», «Макбет» Сонеты (1609) |
1603 |
Академия деи Линчей (Академия естествоиспытателей). Замкнутое научное сообщество. Вся работа велась на латинском языке, а для народа читались публичные лекции на родном языке. В частности, такие лекции читал знаменитый итальянский энциклопедист Б. Варки. |
1606-1669 |
Рембрант Великий голландский живописец – РЕАЛИСТ |
1609 |
Н.Кеплер Новая астрономия |
1610 |
Галилей.Использует телескоп для наблюдения над небесными явлениями. «Звездный вестник» |
1614-1619 |
Кеплер. «Диоптрика» (1611). «Сокращенное изложение коперниковской астрономии (1618-1621). «Гармония мира» (1619) |
1614 |
Непер «Описание удивительной таблицы логарифмов» |
1616-1628 |
Гарвей «Кровообращение» (1616), «О движении сердца» (1628) |
1620-1627 |
Френсис Бэкон«Новый органон» - основной труд Ф.Бэкона, предопределивший развитие опытного знания, «Новая Атлантида» (1627) |
1632 |
Снелиус «Закон преломления» |
1932 |
Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевской и коперниковской. |
1632-1675 |
Вермер Великий голландский художник - реалист |
1635 |
Кавальери «Геометрия» |
1642 |
Рене Декарт Великий французский философ и ученый. Основатель европейского рационализма. «Правила для руководства ума» (1627-1628), «Мир или трактат о свете» (1633), «Рассуждения о методе» (1637), «Метафизические размышления (1641), «Начала философии» (1644) |
1642 |
Паскаль:Суммирующая машина |
1651 |
Гоббс«Левиафан», «О человеке» (1658) |
1657 |
Академия дель Чименто(Общество естествоиспытателей) |
1662 |
Гюйгенс Маятниковые часы |
1662 |
Лондонское Королевское общество |
1666 |
Парижская Академия наук |
1642-1727 |
Ньютон «Новая теория света и цвета» (1672), «Математические начала натуральной философии» (1687), «Оптика» (1704) |
1669-1670 |
Паскаль «Мысли» |
1690 |
Д. Локк «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о государственном правлении», «Мысли о воспитании» (1693) |
1690 |
Римская литературная академия Аркадия |
1692 |
Основана Академия художеств в Вене |
1694 |
«Словарь» Французской академии, установивший правила французского лит. языка |
1694 |
Основана Академия художеств в Берлине |
|
Стиль КЛАССИЦИЗМ
|
1677 |
Расин «Федра» |
1594-1665 |
Никола ПуссенВыдающийся французский живописец – классицист |
1627-1673 |
Мольер «Тартюф» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Мнимый больной» (1673) |
1606-1684 |
Корнель «Сид» |
XVIII век |
|
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ (Термин впервые употреблен Дж. Мильтоном в «Потерянном рае» (1667 год) |
|
1700 |
Лейбниц основывает Берлинское научное общество (позднее Академия наук) |
1703-1704 |
Лейбниц «Новые опыты о человеческом разумении» (опубликована в 1765 г.) |
1712-1778 |
Жан –Жак Руссо.«Рассуждение о том, способствовали науки и искусства совершенствованию человеческих нравов» (1750). «Об общественном договоре». «Эмиль или о воспитании» (1763) «Новая Элоиза» (1761) |
1712 |
В Москве основана Инженерная школа |
1714 |
В Санкт-Петербурге основана Государственная библиотека (будущая Библиотека АН) |
1715 |
В Санкт-Петербурге создана Морская академия |
1715-1771 |
Гельвеций Французский философ, сотрудник «Энциклопедии» Д.Дидро и Ж.Л.Д`Аламбера |
1721 |
Монтескье «Персидские письма» |
1725-1730 |
Джанбатиста Вико«Основание новой науки об общей природе наций» (данная работа была первой попыткой создания истории философии культуры, отличив ее от природы и цивилизации) |
1738 |
Д.Бернулли «Гидродинамика» |
1694-1778 |
Вольтер Родоначальник раннего французского просвещения («Философские письма») |
1742 |
ЦельсийТемпературная шкала |
1743 |
Д`Аламбер «Трактат о динамике» |
1751-1772 |
Франция «Энциклопедия» с вступительной статьей Д`Аламбера «Очерк происхождения и развития наук» |
1724-1804 |
И. Кант - великий немецкий философ «Всеобщая естественная история и теория неба» «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога». «Против филонтропина». Рецензия на книгу Гердера «Идеи к философии истории человечества» «Критика чистого разума»(1781). «Критика практического разума (1788). «Критика способности суждения (1790). «Идея всеобщей истории во всемирно гражданском плане» (1784). «Что такое Просвещение» (1784). «Антропология» |
1758 |
Гельвеций «Об уме» |
1764 |
Винкельман «История античного искусства» |
1766 |
Лессинг «Лаокоон»(Искусство «вводится в горизонт эстетики», которая рассматривается как общая теория искусства) |
1723-1789 |
Гольбах «Система природы» |
1776 |
Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатств народов» (родоначальник политической экономии) |
1780 |
Лессинг «Воспитание человеческого рода» |
1780 |
Лавуазье «Теория горения» |
1744-1803 |
Гердер «Идеи к философии истории человечества» (родоначальник европейской философии культуры) |
1783 |
Братья Монгольфье Воздушный шар |
1784 |
Минкеларс Газовое освещение |
1786 |
Картрайт Механический ткацкий станок |
1791 |
Гальвани «Животное электричество» |
1793-1856 |
Лобачевский «Неэвклидова геометрия» |
1794 |
Фихте «Несколько лекций о назначении человека» |
1795 |
Брама Гидравлический пресс |
1797 |
Шеллинг «Идеи философии природы» |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО |
1720-1775 |
Стиль «РОККОКО» во Франции |
1720 |
Ватто «Общество в парке» |
1759 |
Вольтер «Кандид» |
1772 |
Лессинг «Эмилия Галотти» |
|
НАЧАЛО «ВЕКА ГЕТЕ» |
1749-1832 |
Гете Великий немецкий философ, ученый и поэт: «Страдания молодого Вертера» (1774), «Годы учения Вильгельма Майстера» (1796) |
1795 |
Шиллер «Письма об эстетическом воспитании человека» |
1756-1991 |
Моцарт Великий немецкий композитор |
1793 |
Луи Давид «Смерть Марата» |
ПРИЛОЖЕНИЕ к 2-му разделу
Причины кризиса РЕНЕССАНСА
Их детальный анализ дан во работе А.Н.Лосева
«Эстетика Возрождения» .М.1978)
1. Как это ни странно, но именно развитие науки в эпоху Ренессанса, которая начинается с рассуждения Н. Кузанского, уподобляющего душу некоему живому числу, «которое развертывает себя (математическое число) для суждений и различений» и объявляет главной целью этих суждений и различений познание бесконечно малых и бесконечно больших величин (см. текст Н.Кузанский «Поступайте по духу»), а завершается гелиоцентрическое системой Коперника и учением Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах» - послужило одним из источников кризиса ренессансного гуманизма. Предчувствие этого кризиса явственно ощутимо в поэме Д.Бруно «О героическом энтузиазме»:
Мне люб другой, но только не я сам;
Раскину ль крылья, - все к земле стремится
Взнесу ли вверх, и должен вниз стремиться.
«Гелиоцентризм и учение о бесконечных мирах не просто противоречили личностно-материальной основе Ренессанса. Это было …самоотрицание Ренессанса», - пишет Лосев. «Из властителя и художника природы возрожденец стал только ее ничтожным рабом…если возрожденческий человек умилялся перед красотами природы, то перед бесконечной холодной и пустой Вселенной он мог испытывать только чувство ужаса…(ведь о механизмах и машинах Леонардо только мечтал, потому что механизм, машинное производства – это не возрожденческая реальность; но когда в последующие века механизмам и машинам будет дат полный ход, то человеческая личность окажется рабом машин и потеряет свободу, став винтиком в мировом механизме» (А.Лосев «Эстетика Возрождения, стр. 546). В XVII веке этот ужас перед бесконечной Вселенной и ничтожностью перед ней человека выразил один из крупнейших мыслителей этого века Блез Паскаль:
«Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе как атом, я как тень, которая продолжается только момент и никогда не возвращается. Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть, но то, что я больше всего не знаю, это смерть, которой я не умею избежать. Как я не знаю, откуда я пришел, также точно не знаю, куда уйду…Вот мое положение: оно полно ничтожности, слабости, мрака». (цит. По Лосеву, стр. 549). Таков был вызов времени, на который должен был ответить XVII век, а вслед за ним и вся эпоха Нового времени. Результатом этого ответа было развитие науки и техники как важнейших инструментов культуры, что, в конце концов, сделало возможным преодолеть тот «ужас перед бесконечностью», который сковал титанический порыв Ренессанса.
2. Вторым источником кризиса ренессансного гуманизма была утрата им веры в «свою неоплатоническую божественность», о которой с такой убежденностью и силой заявил в XVI веке в своей речи «О достоинстве человека» Пикко дела Мирандола. Кризис этот явственно обозначился в учении Макиавелли, который выступил против религиозно-моралистических и эстетических ценностей ренессансного гуманизма и попытался связать ее с идеей служения индивидуума общественному благу, но не государству как таковому, а родине-народу, при этом для достижения целей этого служения он допускал любые средства, «любые ужасы абсолютистски-полицейского государства и на любые кошмары в обращении с отдельными личностями и группировками» (стр. 558). Все это в корне порывало принцип «культуры хуманитас».
3. В ответ на этот вызов времени, который становился все более актуальным, благодаря распространению в XVII веке идеи абсолютистского государства, символом которого стала Франция Людовика XIV и началу первых буржуазных революций, выступивших против этого абсолютистского произвола (Нидерландская – конец XVI, английская – середина XVII веков) в учениях выдающихся мыслителей XVII века определяются принципы новой культурной формы – КУЛЬТУРЫ ПРАВА, которая была призвана защитить и стимулировать развитие культурного самосознания индивида как суверенного гражданина (Гоббс, Спиноза, Локк). Наряду с «культурой разума», нашедшей наиболее последовательное выражение в «Рассуждении о методе» Декарта, «культура права» явилась важнейшим институтом культуры XVII-XVIII веков.
4..Короткий период Высокого Возрождения ,закончившийся в начале 30-годов XVI века ознаменовался и своего рода инверсией «ренессансного титанизма». «Героический энтузиазм» великих гуманистов «золотого века» итальянского возрождения ,стремившихся к предельной самореализации своего призвания
не считаясь ни с какими общепринятыми нормами жизни с неизбежностью привел к обесцениванию тех нравственных ценностей, к возрождению которых призывали поклонники римской «культуры humanitas».Увлечение философией ,наукой, искусством, нередко соседствовало у гуманистов ,с аморализмом в самых крайних его проявления(убийствами, развратом,
стяжательством ,властолюбием).Тем самым ,реанимировалось
средневековое понимание термина «гуманизм».означавшее
двойственность человеческой натуры в ,которой едины «низменное» и «божественное».
«Наконец к области оборотной стороны титатнизма,-пишет Лосев, нужно ,несомненно, отнести также и учреждение инквизиции»( с.134)
5. Прямым следствием кризиса Ренессанса появление в итальянском(а затем и во французском и немецком) искусстве новой стилевой формы «маньеризма». Маньеризм возник около 1620 года во Флоренции. Он «много заимствует из форм зрелого ренессанса(в частности искусства Микельанджело)...В свою очередь элементы маньеризма проникают в искусство позднего Возрождения».В творчестве выдающихся художников итальянского маньеризма( Я.Пантормо ,Ф. Бронзино ,Б.Челини ,Дж. Вазари). В творчестве маньеристов ,пишет историк искусств В.Н. Гращенков, классический идеал ,сложившийся в искусстве Высокого Ренессанса(1505-1515 гг) быстро утратил свое значение».Представители маньеризма «выступили против нормативной эстетики Высокого Возрождения, против ее совершенного идеала ,извлеченного из «подражания натуре»,против ее гуманистического содержания. Их художественный язык обостренно –субъективен,условен и манерен в своей формальной изощренности. В их эзотерическом искусстве порывы религиозной одухотворенности чередуются с холодным аллекоризмом»( с.460). История маньеризма заканчивается в начале XVII веке.
ПРИЛОЖЕНИЕ к 1 и 2 разделам
Формирование традиции
Тексты
Платон. Соч. в 3-х тт. М., 1968-1972. Протагор 31 8 а – 334 с . Т. 1. Тимей 27 а- 41 д., 50 а-50 д , 47 с- 50 д. , 88 а - 92. Т. З. , ч. 1 . Государство. Кн. 7 . Т. З. , ч. 1. Законы. Кн.. 1 , 2, 7, 8, 10 (889 д – 889 ). Т. З. , кн. 2.
Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. М., 1976-1984. Метафизика. Гл. 1-7. Т.1. Политика. Кн. 7 -8. Т .4. Никомахова этика. Кн. 2(В), кн.З(Г). Т.4. Риторика. Кн. .1 , кн. 2 (1-18), кн. З. (13-17)// Античные риторики. М., 1978.
Геродот. История. Кн. 1. Клио// Геродот. История. В 9-ти тт. М., 1993.
Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т .1 . Перикл. М., 1989, с. 56-215.
Павсаний. Описание Эллады. В 2-х тт. М., 1994.
Цицерон. Тускуланские беседы. Кн. 1 (1-4)// Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 384-386.
Цицерон. О природе богов// Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 434-446.
Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Кн. 1,4-5. М., 1983.
Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990, с. 169-179, 190-194, 210-216, 235-247.
Гелий Авл. Аттические ночи. М., 1993, с. 180-183.
Поймандр. – В кн. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М., 1991, с. 13-32.