Файл: 4_Историческая динамика европейской культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Век глубокого падения образованности, как в западной, так и в восточной части бывшей Римской империи.

Два века, VIIи последовавший за нимVIII, не дали Италии и Галлии в самых развитых странах Европы практически ни одного писателя или поэта.

Упадок культурного значения монастырей (продолжался до начала IX века).

Перерождение Восточной римской империи в “Византийское государство”.Изменение римского социально-экономического порядка.

Византия окончательно утрачивает контроль над Средиземноморьем.

Наступает закат средиземноморской цивилизации, а вместе с ним и впадение в состояние хаоса Европы, которая была неотъемлемой частью христианско-эллинистического, римского мира. В этот период она представляет собой конгломерат варварских королевств, находящихся в постоянной конфронтации друг с другом и постоянном страхе пере нашествиями норманнов, славян, мавров и арабов. Положение стало меняться только в VIII в.77.


VIII век

конец VIIначало VIII

Иоанн Дамаскин – византийский богослов и философ.

Представитель чисто средневекового типа мыслителя.Автор энциклопедического труда «Источник знания», включавшего три части «Диалектику», «О ересях», «Точное изъяснение православной веры». В разделе «Диалектика» он дает чистобогословское определение философии: «Философия есть познание сущего в качестве сущего, то есть познание природы сущего. И еще: философия есть познание божеского и человеческого, то есть видимого и невидимого. Далее философия есть попечение о смерти, как произвольной, так и естественной. Ибо…смерть двояка: во-первых, естественная, то есть отделение души от тела, во-вторых, произвольная, когда мы признаем жизнь настоящую и устремляемся к будущей. Далее, философия есть уподобление богу. Уподобляемся же мы богу через мудрость, то есть истинное познание блага, и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должного и через кротость превыше справедливости, когда мы делаем добро обижающим нас. Философия есть также искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало всяческого искусства и всяческой науки… Далее, философия есть любовь к мудрости; но истинная Премудрость – это бог, и потому любовь к богу есть истинная философия»78.

VIII-IX возникновение в Европе сильного государства франков.

Начало германского могущества.

754

Папа признает Пипина Короткого, королем франков и принимает участие в его коронации. Начало династии Каролингов.

756

Возникновение «Папской области» - церковного государства, просуществовало до 870 года (в его состав входили Рим, Равенна, Пентаполь).

8 – 814

Империя Карла Великого. Присоединение к франкскому королевству Италии, Баварии, Саксонии, части Испании. В конце VIII века было завоевано Карлом Великим и вошло в состав Каролингской империи лангобардское королевство. Таким образом, империя Карла включала в себя практически всю христианскую Европу, за исключением Англии и Астурии.

Каролингское возрождение VIIIIX веков

787

Основание Карлом на базе старой придворной школы в Ахене новой школы, основу обучения в которой составило преподавание латинского языка, Библии, «семи благородных искусств». Для преподавания в ней были приглашены специалисты в различных областях знания из всех концов империи. Из Италии (в которой школьное образование было в глубоком упадке) были приглашены трое: Петр Пизанский – грамматик, Павлин – один из виднейших богословов, Павел Диакон – историк, автор знаменитой «Истории лангобардов». Первоначально в школе обучались сам Карл и члены его семье, ближайшие сподвижники императора из различных частей империи.

Этот период Каролингского возрождения принято называть придворным».

Вышедшие из этой школы «ученики» продолжили просветительскую деятельность Карла и после его смерти. Приближенный и любимец Карла, его биограф Эйнхард в своем сочинении «Жизнь Карла» описывает то, с каким усердием относился к изучению латинского языка, риторики и «благородных искусств» сам император: «Красноречием он был одарен богатым и изобильным и мог с большой ясностью выражать все, что бы ни захотел… он прилагал старание к изучению языков иностранных. Латинским языком он владел так хорошо, что обычно молился на нем, так же, как и на родном; что касается греческого языка, он умел лучше его понимать, чем говорить на нем… Благородными искусствами он занимался с величайшим усердием и высоко ценя знатоков в этой области, оказывал им большие почести. Уроки грамматики он брал у старого диакона Петра Пизанского, в прочих науках его наставником был сакс из Британии Альбин, по прозвищу Алкуин, также диакон всесторонне образованный. Под его руководством он много времени и сил положил на изучение риторики, диалектики и особенно астрономии. Он изучал искусство вычисления и с большим вниманием и любознательностью наблюдал за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью имел обыкновение держать под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы, но несвоевременно и слишком поздно начатый труд приносил мало успеха» 79.

735-804

Алкуин – англосакс. В 790 становится руководителем придворной школы Ахенаи основателем на ее базе придворной Академии. Академия выполняла функции школы, в которой обучались дети и придворные короля и дружеского кружка, в котором велись беседы на самые различные темы: богословские, научные, обсуждалась и проблема отношения христианства к античному наследию. Работа ахенской школы была организована в соответствии с разработанной им учебной программой, которая включала преподавание латыни, богословия и «семи благородных искусств». А. создал целый ряд учебных пособий по грамматике, риторике (с приложением об этике), диалектике (в форме диалога между ним и королем Карлом), задачника по арифметике, астрономический трактат о луне и високосном годе. В них он широко использовал материалы учебных пособий римских авторов. Алкуин считал, что для обучения «Библия и Вергилий одинаково необходимы». Некоторым пособиям он придавал форму диалога, загадок и отгадок, стихах в прозе. В них он использовал язык иносказаний и аллегорий. Примером могут служить «Словопрение Пипина (сына короля Карла) с Альбином». Из Ахенской школы вышло целое поколение образованныхполитиков, богословов, историков, которые явились основателями латинских культурных центров в Германии и за Рейном. Ахен называли «Новыми Афинами», подчеркивая его значение как главного культурного центра зарождавшейся Европы. Программа преподавания, разработанная в Ахенской академии, стала позднее образцом для т.н. епископских школ, которые в период зрелого Средневековья выполняли функции высших учебных заведений и послужили основой для возникновения XII-XIII веках первых европейских университетов.

796

Алкуин – становится настоятелем монастыря в г. Туре, где создает знаменитую монастырскую школу письменности и разрабатывает новую, более совершенную форму письма, т.н. «каролингский минускул». Им были заложены также основы католической обрядности.

787

По распоряжению Карла происходит реорганизация монастырей. Он образует при дворе комиссию сцелью очистить канонический текст Библии от ошибок и распространить его по всей стране. Создается единый для всех монастырей сборник проповедей, проводит реорганизацию местных литургических обрядов по единому римскому образцу. Публикует «Капитулярий о науках», в котором указывается на распространение неграмотности среди монастырской братии и вменяется в обязанность монахам «…не только не пренебрегать знанием словесных наук, но со всем смирением и старанием изучать их… Избирать же для этого следует таких мужей, которые, с одной стороны, обладают желанием и способностью к учению, а с другой – имеют призвание учить других»80.Капитулярий предписывал создать при каждом монастыре и каждой епископской кафедре школы для всех, кто способен учиться.

789

Капитулярий Карла «Всеобщее увещевание». В нем он повелевает устраивать школы для обучения мальчиков чтению, псалмам, нотам, руководству по пению, счету, грамматике. Требует исправить в монастырях и епископствах от ошибок богослужебные книги, ибо многие, желая молиться Богу, плохо молятся по неисправным книгам. Если потребуется, нужно для этого переписать псалтыри и молитвенники и пусть это делают люди зрелого возраста со всяким тщанием81. (В очередном капитулярии (802 года) предлагалось привлечь в эти школы и мирян.)

800

Политическое объединение Европы. Папа Лев III объявляет Карла императором Священной римской империи.

Благодаря культурной деятельности Карла и созданной им школы и академии Европа покрылась сетью школ, дававших возможность получить начальное, среднее и общее образование. Они ориентировались на различные слои населения от простолюдинов-мирян до придворных и деятелей церкви. Школы различались как по программе, так и по методам преподавания. Так, в школах для мирян преподавание не предполагало обучение чтению и письму, носило устный характер и ограничивалось заучиванием молитв, псалмов и рассказами эпизодов из священного писания. Обучения счету так же носило устный. Вместе с тем все формы школьного образования от низшей до высшей ступени преследовали одну главную цель –приобщение всего европейского населения к единому христианскому мировоззрению, .которое в эпоху набиравшего силу процесса политической консолидации Европы приобретало роль важнейшего идеологического фактора. Это новое качество христианства как официальной идеологии станет особенно очевидным в 936 году, когда считавший себя преемником Карла император Священной Римской империи Оттон I реализует идею создания « имперской церкви».



IX век

814

Смерть Карла Великого.

Для начала века характерно продолжение упадка во всех областях жизни, в том числе и культурной. Во-второй половине века новый расцвет монастырских школ.

Данный век – время зарождения новой европейской литературы – продукта синтеза христианской доктрины и фольклора народов, населявших бывшие римские провинции.

Период упадка. Снижение урожайности, эпидемии, резкое сокращение населения. Все это предопределило упадок культурных традиций Каролингского возрождения, по словам одного писателя, оно «утонуло в бедствиях IX-X веков».

После смерти Карла Великого, первый «придворный период». Каролингского возрождения» уходит в прошлое.

С восшествием на имперский престол Людовика Благочестивого Ахенская академия приходит в упадок, а в 40-вые годы закрывается. Новая имперская власть не только не поощряла развитие просвещения, но относилась к нему отрицательно, всячески способствуя насаждению ортодоксии, как среди мирян, так и священнослужителя. Даже такие выдающиеся просветители, как Алкуин, отказываются от своего былого увлечения мудростью древних философов и ораторов. «Разрыв между светской и духовной культурой становится повсеместным». Культура вновь уходит в монастыри, наступает

второй « монастырский период» Каролингского возрождения»82. Повсюду на территории бывшей империи Карла наблюдается упадок образованности и падение нравов, обусловленное сближением служителей клира с феодальной верхушкой и усвоением ими ее образ жизни.

По Указанию Людовика Благочестивого запрещаются школы для мирян. Вместе с тем, вопреки этим запретам, в ряде монастырей в этот период культурного упадка благодаря деятельности последователей Алкуина, сохраняются традиции и структура образования Каролингской эпохи. В них была сохранена школьная программа, составленная Алкуином, предполагавшая использование как сочинений «отцов церкви», так и античных авторов. В просветительской деятельности монастырей в этот период важное место занимала работа по собиранию, переписке и распространению книг. Скриптории – мастерские по переписке книг и хорошие библиотеки имелись во всех известных монастырях. Из сочинений древних мыслителей в них были широко представлены рукописи, которые были вывезены Карлом Великим из Италии. Они постоянно переписывались. «Подавляющее большинство рукописей, по которым издаются теперь античные авторы, относится именно к IX веку».83

В обучении в монастырских школах широко использовались учебные пособия, составленные на основе текстов античных авторов: Боэция, Марциана Капеллы, Коссиодора и Истдора Севильского. Широкое распространение получают и рукописи собственно античных авторов, например, Цицерона. В каждом из монастырей имелось, как правило, хотя бы несколько его трактатов. Для представителей «книжной культуры» этого столетия был характерен тип неутомимого собирателя рукописей не только выдающихся, но даже и незначительных латинских авторов. Ссылка на авторитеты, в качестве которых выступали как сочинения «отцов церкви», так и античных авторов Платона, Аристотеля, Цицерона, Боэция и др., нередко приравнивалась, по своему значению, к ссылкам на текст Священного писания. Разумеется, при толковании этих текстов в обязательном порядке проводились аналогии между суждениями авторитетов и текстом Библии, с целью доказательства их соответствия слову Божьему.

В ряде монастырей была организована не только переписка, но сверка и комментирование текстов, а также составление словарей аллегорий. Вместе с тем, главной заботой этих школ остается по-прежнему приобщение как клириков, так и мирян к слову божию.

814

Начало строительства в Венеции «Дворца Дожей».

828

Начало строительства в Венеции Собора Св. Марка.