ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
72Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 106.
73Гельмут Кенинсбергег .Средневековая Европа 400-1500 годв.М.2001 г.,с.136
74«Салическая правда»-судебник. Запись «обычного»(от слова «обычай») народного права ,составлен ,по-видимому, при Хлодвиге и редактировалсяVI-IXвеках. Подобные «Правды» наряду с галлами имелись и у других германских племен бургундов ,англосаксов и др.
75Васильев А.А. Славяне в Греции. Византийский временник,Y,1898,. 414, 415, 430
76Цит. по: История средних веков (XV-XVIIвека). Хрестоматия. М., 1981, с.44-45.
77«Важный этап перехода от средиземноморской цивилизации к тому, что станет впоследствии европейской цивилизацией, падает на конецVII– серединуXвека, что было связано, во-первых, с принятием христианства всеми народами, населявшими римскую империю; во-вторых, с ослаблением связей с Византией; в-третьих, с созданием Каролингской империи, возродившей имперские настроения” (История Европы. М.,1996, с.129.)
78Цит. по кн.: Культура Византии. Вторая половинаVII-XIIв. М.,1989, с.41.
79Цит. по: Памятники средневековой латинской литературыIV-IXвеков. М.: Наука, 1979, с.296-297.
80Цит. по кн.: История средних веков (XV-XVIIвека). Хрестоматия. ЧастьII. М., 1981, с. 45.
81Там же.
82Памятники средневековой латинской литературыIV-IX,с.230-231
83там же,с.234
84Памятники средневековой латинской литературыIV-IXвв. С. 233.
85В раннем Средневековье «механические искусства» не включались в систему знания, составляющих философию. Сам термин «механические искусства», обозначающий те виды деятельности, которые связаны не с созерцанием, а требуют участия человека в труде, входит в употребление только в Каролингскую эпоху. См. подробнее: К.М. Муратова. Мастера французской готикиXII-XIIIвв. М., 1988. С.63-76.
86В.В. Соколов. Средневековая философия.М.1979,с.118
87Константин(Кирилл)-преподаватель философии и бывший патриарший библиотекарь. Первые упоминания о возникновении славянской азбуки содержатся в «Житии Константина(Кирилла) философа». Согласно этому документу славянская азбука(кириллица) была создана в 863г. Главное целю ее создателей было распространение христианского учения среди славян. Название каждой буквы азбуки имеет смысловое значение, соответствующее христианскому учению. Свод этих букв, поэтому, представляет собой некий свод азбучных истин христианства. В концеXвека была создана в Греции(по одной из версий самим Кириллом»)т.н. «Азбучная молитва»,написанная в форме акростиха. Каждый стих которой начинался с одной из букв славянского алфавита и восславлял Бога. Созданная философом Константином во времена Византийского царя Михаила и Новогородского князя Рюрика славянская грамота была названалетицией (См.в кн.: «Русская азбука в инициалахXI-XVIвеков».М.1988)
88Литургическая драма- ранняя форма западноевропейского средневекового театра. Представляла собьой инсценнировку эпизодов из Библии. Первоначально являлась частью католической литургии(службы, главного богослужения-мессы).Исполнявшегося на Пасху и Рождество.С 1210 г. разыгрывалась возле храмов.
89«Феодальная анархия, наступившая после распада империи Карла Великого, привела к глубокой деградации светских кадров Церкви. Даже само папство стало игрушкой местной аристократии. Второй аббат Клюни Одилон говорил об этом без обиняков: «Руководители Церкви одержимы плотскими желаниями; их распирает гордыня, снедает жадность, расслабляет похоть, мучает злоба, обуревает гнев, раздирает несогласие, извращает зависть, убивает роскошь» Поньон Э. Жизнь Европы в 1000 году. М.,1999, с. 173-174.
90Новая Европа возникла на рубеже 1000 года, незадолго до конца IX века.
91Епископская школа в Париже,славившаяся как наиболее авторитетный центр преподавания ортодоксального богословия, стала основой на базе которого вXIIвеке возник старейший университет Европы, прославившийся гонениями на инакомыслящих.
92ВXвекеслово «грамматика»обозначало литературу,ее изучали по мирским текстам античности. В Италии такую «грамматику» предпочитали всем другим искусствам» См.: Э. Поньен «Европа в 1000 году», с. 114.
93там же, с.240-242.
94там же, с.235-242.
95Номинализм – учение средневековой философии, отрицающее онтологическое значение общих понятий (универсалий). Его основные идеи были сформулированы в античной философии киником Антисфеном и стоиками, отрицавшими теорию идей Платона. Они утверждали, что общие понятия не имеют реального существования и находятся только в уме. Наиболее отчетливо эта проблема была сформулирована Порфирием в его «введении» к комментариям Аристотеля. Переведенное Боэцием на латинский язык сочинение Порфирия положило начало развитию идей номинализма в средневековой философии. Номиналистических взглядов придерживался и Марциан Капела. В качестве одного из направлений схоластикиокончательно оформился только у Росцелина.
96Существуют различные гипотезы о начале русского летописания, некоторые из них датируются рядом исследователей концомXвека.
97Жесты– эпические поэмы,жанр светской литературы. В его основе лежали предания и песни, связанные с эпохой Карла Великого и исполнявшимися бродячими актерами «жонглерами». В них описывались сражения и подвиги рыцарей прежних времен, в пафосной форме описывались события реальной жизни. Первые жесты появились уже вXвеке. Примером такой литературы может служить «Песнь о Роланде», записанная вXIIвеке.
98«В сложном и богатом взаимодействии архитектуры и пластических искусств, в готическом храме сливаются в едином и целостном художественном образе все системы и оттенки мыслей и чувств, образующих мировоззрение готической эпохи. В нем получают выражение вкусы новой, зарождающейся и становящейся бюргерской, городской, демократической среды и идеалы феодально-аристократических придворных кругов. В нем находят отклик формы обновленной и обмирщенной религиозности и глубоко мистические переживания…стройная, упорядоченная и высветленная картина мироздания созданная схоластическим умозрением. Изобилие тем и сюжетов старинных народных преданий, обогащается в нем античными традициями, и роскошь восточной фантазии сочетается с новыми представлениями о мире и новым отношением к природе» (Муратова К.М. Мастера французской готики. С.52-53.)
99Сходную проблему в этот период решали и строители соборов на Руси. О своеобразии русского храмового строительства писал П. Флоренский в своих известных трудах «Иконостас» и «Храмовое действо как синтез искусств».
100Кристофер Брук. ВозрождениеXIIвека. В кн.: «Богословие в культуре Средневековья». Киев, 1992. С.143.
101Обстоятельный анализ этого сочинения Гуго Сен-Викторского содержится в книге К. М. Муратовой Мастера французской готикиXII-XIIIвеков. М., 1988. С.70-75.
102Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион// Антология пед. мысли христианского Средневековья. Т.2. М.,1994.
103Новые реалии жизни и деятельности человека в период перехода от раннего к зрелому Средневековью были связаны.Во-первых, с ростом городов, а вместе с ними с развитием торговли и ремесла, являвшимися главными занятиями горожан.Одновременно с этим обозначается и новая для средневековых городов, бывших ранее резиденцнями церковных и феодальных властей, культурная функция. Они становятся центрами образования.Наиболее отчетливо она проявилась в тех городах, где существовали епископские школы. Епископские школы были в этот период единственным местом, где можно было получить высшее образование. Позднее, именно на базе этих школ, возникнут первые университеты. Рост богатства в городах стимулировал развитие художественного ремесла, а увеличение городского населения способствовало появлению художественных ремесел, и новых зрелищных форм (цирковых представлений и театра). Возрождением просветительской (образовательной) деятельности монастырей и городов, стимулировавшей роста интереса к знанию («вежеству») не только служителей клира, но и мирян.Во-вторых, с зарождением новой, светской по своему характеру, литературы и поэзии, в центре внимания которой были проблемы не «божественной», а человеческой жизни. Наконец, с масштабным храмовым строительством, способствовавшим развитию архитектуры и изобразительных искусств.
104Цит. по: К. М. Муратова Мастера французской готики. С.74.
105Схоластика-(от лат. scholastika - “школьный”, ”ученый”), тип религиозной философии, предполагающий принципиальное подчинение примату теологии, соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Ее истоки восходят к философии неоплатонизма (Прокл). Схоластические тенденции в Средневековой философии намечаются в период завершения работы над догматическими основами церковной доктрины.С 11 в.С. находится под влияниемавгустиновского платонизма(Ансельм Кентерберийский).Новый расцвет схоластики в 13 в.связан с деятельностью ее крупнейшего представителяФомы Аквинского. В 19-20 вв. традиции схоластики возрождаются в неотомизме.Со схоластикой обычно связывают развитие т.н. «ученой культуры» Средневековья. (Подробнее в кн.: Этьен Жильсон. Философия в Средние века. М., 2004. С.397-415.). Как«ограниченный рационализм».определяет схоластику С.С.Аверинцев
106Этьен Жильсон. Разум и откровение в Средних веках. В сб. «Богословие в культуре Средневековья». Киев, 1992, с. 16.
107«…человек, имеющий опыт, считается более мудрым, нежели те, кто имеет лишь чувственные восприятия, а владеющий искусством – более мудрым, нежели имеющий опыт, наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об умозрительном (theteoretikai) – выше искусств творения (poitikai). Таким образом, ясно, что мудрость есть наука об определенных причинах и началах» (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1976, с. 67.)
Для Аристотеля высшей мудростью является знание о Мировом Уме, являющемся «последней материей и последней формой». (В Средние векаего место занимает единый Бог христиан, воплощающий в себе, помимо всего прочего, и высший Разум.) Учение Аристотеля о Мировом Уме, интерпретированное в духе христианской ортодоксии, активно использовалось идеологами христианства для обоснования и укрепления не только христианской веры, но и созданиехристианской культуры(философии, литературы, системы образования, а позднее христианизации права, этики, науки, искусства. В решении этой глобальной проблемы рационалистическая концепция Аристотеля сыграла важную, если не решающую роль, хотя отношение к ней христианской ортодоксии было далеко не однозначным.
108См. подробнее в статье: Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском. Опыт историко-культурной интерпретации средневековых ремесленных рецептов. («ОДИССЕЙ». М., Наука.1989. С.77-97.)
109. Подробнее: Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. В кн.: Эрвин Панофский. Перспектива как символическая форма. СПб. 2004. С.214-311.
110Д. Антисери и Д. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. М., 2001, с.533.
111Отрывки их книги Альберта «О свойствах трав, камней и животных» см. в кн.6 «История Средних веков. Хрестоматия. Ч.II”.1981.с.50.
112Гуревич А.Я. Средневековый купец. «Ненависть к ростовщикам была всеобщей, а алчность неизменно расценивалась как самый отвратительный из пороков. Так обстояло дело вXIIIв. Но отрицательное отношение церкви к ростовщичеству сохранялось и в последующие столетия». «ОДИССЕЙ». 1990. М., Наука. С. 97-109.
113Аверроизм –направление в средневековой философии, основателем которого считается араб. Мыслитель, последователь АристотеляИбн Рушд (Аверроэс). А. получил распространение в Зап. Европе благодаря переводу в Испании комментариев Аверроэса к Аристотелю. Основные идеи А.: несотворимость и вечность мира, смертность человеческой души, теория двойной истины (откровения и разума), противопоставление знания вере, философии – теологии. Центром аверроизма в Европе стал вXIIIвеке «артистический факультет» Парижского университета (Сигер Барбантскийи др). ВIV-XXIVвеках получил распространение в университетах Падуи и Болоньи в Италии.
114Томизм – одно из трех основных направлений средневековой философии, наряду с томизмом и аверроизмом. Крупнейшим представителем его былФома Аквинский. Основной принцип томизма гармония веры и разума. Считал, что разум способен доказать бытие Бога. В споре о двух истинах отдавал предпочтение истин е откровения. Вплоть до настоящего времени томизм признан официальной философской доктриной католицизма.
115Это положение Фомы Аквинского утверждающего идею единства естественного закона и гражданского права будет играть доминирующую роль в правовой культуры Европы, вплоть до конца 18 века.
116Антисери Д. и Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. С. 549-551.
117Схоластическая форма изложения предметапредполагала: постановку вопроса; возражения против предполагаемого ответа; авторитетное суждение в пользу ответа автора; доказательство опровержения возражений.
118Публикация этого текста на русском языке и комментарий к нему принадлежит известному советскому ученому-медиевисту проф. Гуревичу А.Я. См. его статьи «Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры» и «Средневековый купец» («Одиссей 1990» М., Наука. С. 76-89 и 98-131). Характеризуя причины появление в христианской культуре концаXII-XIIIвв. интереса к проблеме индивида, А.Я. Гуревич пишет: «Человеческая личность, которая начинала себя осознавать, принимала себя самое, свое общественное и профессиональное призвание, свою собственность и свое время за дары Бога за «фунты» и «таланты», кои надлежало возвратить Творцу сохраненными и даже преумноженными. Личность еще не могла найти оснований в самой себе, но в ее подчинении Создателю таился источник ее уверенности в том, что ценности, которыми она обладает суть ценности абсолютные. Отстаивая их, индивид принимал личное, непосредственное участие во вселенской борьбе между высшим Добром и метафизическим Злом» (с.109).