ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Зарождение новой европейской литературы
Уход культуры в монастыри в условиях поддержки имперской властью христианской ортодоксии и закрытия светских школ имел положительное значение еще в одном отношении. Близость монахов к повседневной жизни мирян, которые были обязаны наставлять их в христианской вере, способствовала появлению новой «народной» формы христианской культуры, в которой осуществлялся синтез христианской идеи с фольклорной традицией.Языком этой культуры была не классическая, а «вульгарная» латынь и местные наречия, а материалом факты исторической и повседневной жизни, в которой причудливо переплетались христианские верования и представления о действительности, элементы древних, языческих в своей основе, верований и традиций, а также события, связанные с формированием новых экономических и социальных реалий: феодальных отношений, самостоятельных королевств, герцогств, городов, торговли, развитием ремесленного производства.«Монастыри унаследовали от академии вкус к книжной культуре, но не унаследовали презрения к «мужицкой грубости» народной культуры: от скрещения этих двух начал в монастырских кельях обновилась латинская и родилась немецкая и французская литература»84.
Первой из этих новых культурных форм стали героические песни и эпические поэмы-жесты, первоначально существовавшие в устной традиции. Несколько позднее возникаетлирическая поэзия.Появление этой литературы было по существу началом истории собственно европейской литературы.
начало IX –«Песнь о Хильдебранде»-древнейшее произведение германского героического эпоса, созданное в форме песни и повествующее об эпохе Остготского государства в Италии во главе с Теодорихом Великим и зарождении феодальных отношений, в которых главным принципом была не общность кровнородственных связей, а вассальная верность приближенных своему королю.
VIII-IX – «Беовульф»-один из древнейших памятников англо- саксонского героического эпоса
V-IX –Варварские правды –записи обычного права, игравшие роль судебных сборников. Обозначались они по названиям племен или народов: «Вестготская» (самая ранняя), «Салическая», «Баварская», «Русская» и др.
830 |
В Багдаде основан «Дом мудрости» с библиотекой, в которой хранятся сочинения греческих мыслителей Гиппократа, Евклида, Архимеда, Птолемея, Аристотеля, Платона и переводятся на арабский язык. |
836 |
Норманны захватывают Англию.
Возникновение европейской государственности |
843 |
Раздел империи Карла Великого т. н. “Верденский договор” между внуками Карла Лотарем, Карлом Лысым, Людовиком Немецким положившим начало трем крупным государствам – Италии, Германии, Франции.
|
Немецкое возрождение IX века
784-856 |
Рабан Мавр – ученик Алкуина, епископ Майнца, аббат Фульдского монастыря (822-842) –«Воспитатель Германии». При нем аббатство Фульда становитсяважнейшим центром христианской культуры.Будучи епископом Майнце, содействовал монастырскому школьному образованию. Автор учебников для церковных школ и учебно-практической энциклопедии «О вселенной», включавшей сведения о различных науках и краткий очерк естествознания. В сочинении «О воспитании клириков», являвшейся компиляцией из сочинений «отцов церкви», он разделяет науки на две части: «божественные» (богословие) и «человеческие» (все остальное знание). Первые он считает необходимыми для христианина, а «человеческие» науки разделяет на полезные и вредные для него. Вредны, по его мнению, мантика и астрология, полезны – «семь благородных искусств». Он также выделяет группу «механических искусств», к которым относит произведения в металле, дереве и камне и объединяет их в единое целое с искусствами квадриума и медициной, следуя в этом традиции, идущей от Платона85. Знания древних нужны христианину лишь в той их части, в которых содержатся «осколки» божественной мудрости». Робан составил словарь библейских аллегорий, положивший начало аллегорическому истолкованию как богословских, так и античных текстов. Так, например, «вода» истолковывалась в его словаре как Святой дух, Христос как высшая мудрость, иногоглаголие, преходящая жажда, крещение, тайная речь пророков и т.п. – всего 28 значений, при этом каждое из них подтверждалось ссылкой на библейский текст. |
850-е – до середины 12 в.
|
Начало ранней схоластики |
810-877 |
Иоганн Скот Эриугена – ирландский философ схоласт, при Карле Лысом стал главой придворной школы в Париже. Мировоззрение – христиански интерпретированный неоплатонизм.Э.перевел на латинский язык соч. Псевдо Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Настаивал на примате разума перед авторитетом религиозного предания. В трактате «О разделении природы» из 5-ти книг Э. утверждал, что между откровением и разумом нет противоречия и доказывал это путем аллегорического истолкования Писания в духе гностициозма. Он считал, что присутствия бога есть во всем, но вместе с тем бытие Бога имеет одновременно и запредельный характер. «Все исходит из Бога и возвращается к Богу». Пантеистические идеи Э. впервые поставили в христианской онтологии ее важнейшую проблему о соотношении бога и мира. Э. объединяет в едином понятии «сущего» или «природы» бога и мир. Эти идеи впоследствии были использованы еретическими мыслителями 13 века и осуждены католической церковью. В учении о человеке Э., вопреки официальной средневековой ортодоксии, подчеркивает ценность и роль человека. Это выразилось, в частности, в его интересе к определению места знаний, связанных с трудовой деятельностью (т.н. «механических искусств»), в общей системе знания. Проблема искупления человека рассматривается Э. как необходимая стадия развития мирового космоса, что позволяет утверждать, что теоцентризм в учении Э. «переплетается с антропоцентризмом»86.
|
810-895 |
Фотий - патриархКонстантинополя. Составитель «Миробиблиона» - первого средневекового библиографического труда, включавшего аннотации церковных и светских сочинений (исторических, географических, медицинских и др.) христианских, греческих и латинских авторов. Способствовал распространению христианской культуры среди славянских народов в Великой Моравии, Болгарии, Руси. Патрон миссии славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
|
836-886 |
Василий I Великий – император Византии, при котором Византийская империя достигла величайшего могущества. |
849-900 |
Альфред Великий.Король англосаксонского королевства. Собрал воедино старые англосаксонские законы в единый свод «Правда Короля Альфреда» (890), включив в него постановления отражавшие развитие новых феодальных отношений. Создал при дворе небольшой кружок образованных приближенных наподобие Академии Карла Великого. Изучив латынь, перевел на англо-саксонский язык «Утешение философией» Боэция, способствовал переводу членами кружка богословских, философских сочинений с латинского. Восстановил многие монастырские школы, разрушенные во время нашествия датских варварских племен. При нем были созданы хроники-анналы, связанные с историей англосаксов. |
860 |
Русский флот князей Аскольда и Дира, подступает к стенам Константинополя.
Нападение на Константинополь русичей. Первое упоминание о Руси в византийских хрониках. |
862 |
Норманы по предводительством Рюрика утверждаются в Новгороде. |
863 |
Константин (Кирилл 827-867)87 и Мефодий (815-885) – византийские монахи, апостолы и первоучители славянских народов, по поручению патриарха Фотия организуют ведение богослужения на славянских языках. С этой целью Кирилл создает славянскую азбуку (глаголицу) и с помощью Мефодия переводит на южно-славянский диалект несколько богослужебных книг. Римский папа Николай Великий до 867 года покровительствует Кириллу и Мефодию в деле христианизации славянских племен.
Начинается строительство феодальных замков (первоначально из дерева).
Распространение в Англии, Германии, Франциилитургической88 драмы – религиозных представлений, входивших в состав пасхальных и рождественских служб. (Наиболее ранняя из них «Три Марии» была создана в 9 веке.) |
863 |
В Константинополе открывается высшая школа (Университет). |
885 |
Людовик (Людвиг) Германский вновь объединяет территории, входившие в империю Карла Великого. |
886 |
Климент Охридский (840-916) – болгарский писатель ипросветитель, ученик Кирилла и Мефодия. Основывает в Охриде школу славянской письменности и просвещения (Болгария). |
конец 8 века - 870 |
Аль –Кинди, арабский ученный и философ, первый представитель восточного аристотелизма. “Философ арабов”. Ввел на арабском Востоке в научный обиход труды античных авторов. Автор более 2000 трудов по метафизике, математике, астрономии, логике, медицине. |
895 |
Карнавальная культура. Представление уличных артистов – акробатов, дрессировщиков, жонглеров в Западной Европе. Появление лирических произведений (элегий) и эпических циклов «Старшая Эдда», поэзия скальдов на местных диалектах (Исландия). |
Конец века – эпоха безнравственности пап и нравственного разложения многих служителей клира («порнократия»)89 – стимулируют развитие реформаторских движений. Конец раннего средневековья и возникновение Новой Европы90.
|
ПЕРИОД ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
X-XIV
X
ВЕК
В этом веке 9/10 населения Европы составляют крестьяне-сервы
Возрождение монастырей. Усиление в их деятельности ортодоксальных тенденций. Книги античных авторов изымаются из большинства монастырских библиотек.
Города становятся центрами оживившейся торговли и начинают играть значительную роль.
Зарождение новой литературы-результата синтеза христианства и местных фольклорных традиций.
Формирование в городах, бывших резиденцией епископовшкол, в которых преподавание велось по программе, составленной Алкуином.Епископские школысуществовали в Реймсе, Шартре, Париже, Кёльне, Тире, Орлеане, Майнце, Стразбурге, Магдебурге. Усиление в преподавании догматических и схоластических тенденций.
Начало процесса оформления новой европейской «книжной» культуры, в основе которой лежал синтез христианской традиции и местного фольклора, в котором нашли отражения как языческие верования, так и память о важных событиях из жизни различных т.н. «варварских»племен (галлов, готов, вандалов и др.), населявших Европейский континент и игравших значительную роль в период гибели средиземноморской цивилизации и становлении цивилизации европейской. В произведениях этой литературы –жестах использовалась не классическая латынь, а ее вульгарные варианты, в которых она соседствовала с элементами местных наречий.
Зарождение романского стиля в архитектуре и искусстве.
905-959 |
Константин VII (Багряннородный) – византийский император,писатель, знаток античного наследия. Под его руководством составляются обстоятельные компиляции античных и христианских авторов- тип энциклопедий. Автор ряда сочинений политического и богословского характера: «О церемониях», «Об управлении империей», «Жизнеописание Василия Великого». |
907 |
Поход киевского князя Олега на Константинополь. |
910 |
Основание монастыря (аббатства) в Клюни. |
912 |
Киевский князь Олег заключает договор с Византией. |
915 |
Впервые на границах Руси появляются печенеги. |
916 |
Реформа Клюни–образец церковного реформаторского движения.Результатом этой реформы было освобождение монастырей от подчинения (юридического) какой бы то ни было светской или церковной власти (они находились, согласно новому положению, в непосредственном подчинении верховному иерарху – папе). Это способствовало очищению монастырских нравов от воздействияаморализма феодальной верхушкии укрепления их морального авторитета на верующих, что в своюочередь велок их отходу от приверженности к традиционным языческим верованиям и обрядам. Одновременно в «делах духа» усиливались ортодоксальные тенденции. Так, из библиотеки аббатства Клюни были изъяты труды всех светских авторов. Обучение во внутренних монастырских школах проходило на основе изучения Библии и трудов «отцов церкви». |
912-973 |
Оттон I (Великий) – римско-германский император, считавший себя преемником Карла Великого. Создал «имперскую церковь» с целью консолидации Европы под руководством немецкой династии. |
936 |
Начало правления в Германии династии Оттонов. Латинизация местной фольклорной литературы. Формирование нового стиля в архитектуре. Использование в книгах миниатюры. |
840-912 |
Ноткер Заика –немецко-латинский писатель, поэт, разработал музыкальную форму и поэтический жанр секвенций(букв. «следование», перемещение одного и того же напева по ступеням гаммы верх и вниз, религиозное песнопение входившее в григорианский хорал). |
955 |
Поездка киевской княгини Ольги в Византию и ее крещение императором Константином Багрянородным. |
980-1015 |
Время правления киевского князя Владимира. Начало расцвета киевского феодального государства – Киевской Руси Середина X века – Первое упоминание о Новгороде. |
950 |
Расцвет арабской философии в Испании. |
870-950 |
Аль-Фараби-арабский философ и ученый-энциклопедист. Крупнейший представитель восточного аристотелизма. Комментатор Аристотеля и Платона. Главное сочинение Фараби «Второе учение», в нем утверждается мысль о предназначении философии – быть источником гражданских и интеллектуальных добродетелей. Развивается учение «О добродетельном городе», руководимом правителем-философом. Фараби оказал влияние на формирование таких представителей арабского аристотелизма, как Ибн-Сина, Ибн-Баджа, Ибн-Рушд и др., а также на средневековых философов–аверроистов. |
961 |
В Испании в Кордове, создается высшая арабская школа. В ней преподавались философия, математика, астрономия, астрология, медицина, алхимия и ряд других дисциплин. При школе была создана библиотека из сочинений арабских, греческих и других античных авторов. Позднее подобные школы появляются в Гренаде, Севилье, Толедо, Саламанке и на Сицилии в Палермо. |
970 |
Основание высшей школы ( универсистета) в Каире. Создание в нем «Палатинской антологии» - греческого сборника античных эпиграмм, включавшего 4 тысячи текстов). |
968 |
Осада Киева печенегами. |
Оттоновское возрождение |
|
973-983 |
Оттон II - германский император.полунемец, полугрек. Поставил своей высшей целью возрождение Римской империи, продолжающей традиции Карла Великого. Вместе с тем считал, что церковь должна подчиняться имперской власти. Будучи образованным человеком стремился к восстановлению культурной традиции Каролингского возрождения. Был другом Герберта Орильякского. Способствовал возрождению Ахенской академии, в которой было возобновлено преподавание наук «тривия» и «квадрия» с использованием учебных пособий античных авторов. К преподаванию «свободных искусств» Герберт добавил преподавание логики, положив тем самым начало формирование в системе средневекового образования традиции логоцентризма. Широкое распространение, при н ем, получили во многих европейских городах епископские школы. В Реймсе такую школу возглавил Герберт. Подобные школы существовали в Париже91, Орлеане, Шартре, Льеже, Кёльне, Трире, Майнце, Страсбурге, Магдебурге. |
Состав и программа епископских школ
Учениками в этих школах были представители аристократических и феодальных семей, а так же люди незнатного происхождения для них образование было бесплатным Ученики часто переходили из одной школы в другую, преследуя цель получить знания от наиболее подготовленных учителей, преподававших науки «тривия» и «квадрия», причем предпочтение отдавалось изучению наук «тривия» (грамматики, диалектики и риторики). В епископских школах, в практике преподавания широко использовались учебные пособия античных авторов. При преподавании грамматики92 работа римлянина Доната, Марциана Капеллы, определителя «семи свободных искусств». При изучении «Искусство грамматики», «Сатирикон» диалектики, привлекались труды неоплатоника Порфирия, некоторые элементы учения Аристотеля в изложении Боэция а также философские сочинения Цицерона. При изучении риторики Герберт заставлял учеников читать римских поэтов: Вергилия, Стация, Теренция, Ювенала, Горация.
Примером высшего образования считалась епископская школа в г. Реймсе, которой руководил, преподававший в ней богословие Герберт. Герберт – видный деятель Оттоновского Возрождения,выдающийся ученый, математик и педагог, церковный деятель. В 945 г. –монах аббатства Сен-Жермен. С 991 г. архиепископ Реймса. С 996 г. –архиепископ Равенны. В 996 г., по милости Оттона III, папа под именем Силвестр I. В школе Реймса наряду с науками тривия преподавалась логика. Главным же предметом преподавания в епископских школах было богословие, которое предполагало чтение и комментирование текста священного писания и трудов «отцов церкви». Античное знание использовалось только в той мере в какой оно помогало решению «абстрактных» богословских проблем, связанных со Священным писанием. Наряду с богословием изучалось и каноническое (церковное) право т.к. в это время гражданское право отсутствовало, а местные зконы (варварские правды) не были кодифицированы. Своды римского гражданского права (т.н. Кодекс Юстиниана) были вновь «открыты» только в XI веке. В некоторых епископских школах преподавалась и медицина, т.к. врачебной практикой могли заниматься только служители культа. В школах широкое хождение имело сочинение греческого врача Гиппократа «Афоризмы». Одним из центров изучения медицины была школа Шартра, где использовалась рукопись «О согласии Гиппократа, Галена и Сорана»93.