ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 313
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Век глубокого падения образованности, как в западной, так и в восточной части бывшей Римской империи.
Два века, VIIи последовавший за нимVIII, не дали Италии и Галлии в самых развитых странах Европы практически ни одного писателя или поэта.
Упадок культурного значения монастырей (продолжался до начала IX века).
Перерождение Восточной римской империи в “Византийское государство”.Изменение римского социально-экономического порядка.
Византия окончательно утрачивает контроль над Средиземноморьем.
Наступает закат средиземноморской цивилизации, а вместе с ним и впадение в состояние хаоса Европы, которая была неотъемлемой частью христианско-эллинистического, римского мира. В этот период она представляет собой конгломерат варварских королевств, находящихся в постоянной конфронтации друг с другом и постоянном страхе пере нашествиями норманнов, славян, мавров и арабов. Положение стало меняться только в VIII в.77.
VIII век
конец VII – начало VIII
Иоанн Дамаскин – византийский богослов и философ.
Представитель чисто средневекового типа мыслителя.Автор энциклопедического труда «Источник знания», включавшего три части «Диалектику», «О ересях», «Точное изъяснение православной веры». В разделе «Диалектика» он дает чистобогословское определение философии: «Философия есть познание сущего в качестве сущего, то есть познание природы сущего. И еще: философия есть познание божеского и человеческого, то есть видимого и невидимого. Далее философия есть попечение о смерти, как произвольной, так и естественной. Ибо…смерть двояка: во-первых, естественная, то есть отделение души от тела, во-вторых, произвольная, когда мы признаем жизнь настоящую и устремляемся к будущей. Далее, философия есть уподобление богу. Уподобляемся же мы богу через мудрость, то есть истинное познание блага, и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должного и через кротость превыше справедливости, когда мы делаем добро обижающим нас. Философия есть также искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало всяческого искусства и всяческой науки… Далее, философия есть любовь к мудрости; но истинная Премудрость – это бог, и потому любовь к богу есть истинная философия»78.
VIII-IX –возникновение в Европе сильного государства франков.
Начало германского могущества.
754 |
Папа признает Пипина Короткого, королем франков и принимает участие в его коронации. Начало династии Каролингов. |
756 |
Возникновение «Папской области» - церковного государства, просуществовало до 870 года (в его состав входили Рим, Равенна, Пентаполь). |
8 – 814 |
Империя Карла Великого. Присоединение к франкскому королевству Италии, Баварии, Саксонии, части Испании. В конце VIII века было завоевано Карлом Великим и вошло в состав Каролингской империи лангобардское королевство. Таким образом, империя Карла включала в себя практически всю христианскую Европу, за исключением Англии и Астурии. |
Каролингское возрождение VIII – IX веков |
|
787 |
Основание Карлом на базе старой придворной школы в Ахене новой школы, основу обучения в которой составило преподавание латинского языка, Библии, «семи благородных искусств». Для преподавания в ней были приглашены специалисты в различных областях знания из всех концов империи. Из Италии (в которой школьное образование было в глубоком упадке) были приглашены трое: Петр Пизанский – грамматик, Павлин – один из виднейших богословов, Павел Диакон – историк, автор знаменитой «Истории лангобардов». Первоначально в школе обучались сам Карл и члены его семье, ближайшие сподвижники императора из различных частей империи. Этот период Каролингского возрождения принято называть придворным». Вышедшие из этой школы «ученики» продолжили просветительскую деятельность Карла и после его смерти. Приближенный и любимец Карла, его биограф Эйнхард в своем сочинении «Жизнь Карла» описывает то, с каким усердием относился к изучению латинского языка, риторики и «благородных искусств» сам император: «Красноречием он был одарен богатым и изобильным и мог с большой ясностью выражать все, что бы ни захотел… он прилагал старание к изучению языков иностранных. Латинским языком он владел так хорошо, что обычно молился на нем, так же, как и на родном; что касается греческого языка, он умел лучше его понимать, чем говорить на нем… Благородными искусствами он занимался с величайшим усердием и высоко ценя знатоков в этой области, оказывал им большие почести. Уроки грамматики он брал у старого диакона Петра Пизанского, в прочих науках его наставником был сакс из Британии Альбин, по прозвищу Алкуин, также диакон всесторонне образованный. Под его руководством он много времени и сил положил на изучение риторики, диалектики и особенно астрономии. Он изучал искусство вычисления и с большим вниманием и любознательностью наблюдал за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью имел обыкновение держать под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы, но несвоевременно и слишком поздно начатый труд приносил мало успеха» 79. |
735-804 |
Алкуин – англосакс. В 790 становится руководителем придворной школы Ахенаи основателем на ее базе придворной Академии. Академия выполняла функции школы, в которой обучались дети и придворные короля и дружеского кружка, в котором велись беседы на самые различные темы: богословские, научные, обсуждалась и проблема отношения христианства к античному наследию. Работа ахенской школы была организована в соответствии с разработанной им учебной программой, которая включала преподавание латыни, богословия и «семи благородных искусств». А. создал целый ряд учебных пособий по грамматике, риторике (с приложением об этике), диалектике (в форме диалога между ним и королем Карлом), задачника по арифметике, астрономический трактат о луне и високосном годе. В них он широко использовал материалы учебных пособий римских авторов. Алкуин считал, что для обучения «Библия и Вергилий одинаково необходимы». Некоторым пособиям он придавал форму диалога, загадок и отгадок, стихах в прозе. В них он использовал язык иносказаний и аллегорий. Примером могут служить «Словопрение Пипина (сына короля Карла) с Альбином». Из Ахенской школы вышло целое поколение образованныхполитиков, богословов, историков, которые явились основателями латинских культурных центров в Германии и за Рейном. Ахен называли «Новыми Афинами», подчеркивая его значение как главного культурного центра зарождавшейся Европы. Программа преподавания, разработанная в Ахенской академии, стала позднее образцом для т.н. епископских школ, которые в период зрелого Средневековья выполняли функции высших учебных заведений и послужили основой для возникновения XII-XIII веках первых европейских университетов.
|
796 |
Алкуин – становится настоятелем монастыря в г. Туре, где создает знаменитую монастырскую школу письменности и разрабатывает новую, более совершенную форму письма, т.н. «каролингский минускул». Им были заложены также основы католической обрядности. |
787 |
По распоряжению Карла происходит реорганизация монастырей. Он образует при дворе комиссию сцелью очистить канонический текст Библии от ошибок и распространить его по всей стране. Создается единый для всех монастырей сборник проповедей, проводит реорганизацию местных литургических обрядов по единому римскому образцу. Публикует «Капитулярий о науках», в котором указывается на распространение неграмотности среди монастырской братии и вменяется в обязанность монахам «…не только не пренебрегать знанием словесных наук, но со всем смирением и старанием изучать их… Избирать же для этого следует таких мужей, которые, с одной стороны, обладают желанием и способностью к учению, а с другой – имеют призвание учить других»80.Капитулярий предписывал создать при каждом монастыре и каждой епископской кафедре школы для всех, кто способен учиться. |
789 |
Капитулярий Карла «Всеобщее увещевание». В нем он повелевает устраивать школы для обучения мальчиков чтению, псалмам, нотам, руководству по пению, счету, грамматике. Требует исправить в монастырях и епископствах от ошибок богослужебные книги, ибо многие, желая молиться Богу, плохо молятся по неисправным книгам. Если потребуется, нужно для этого переписать псалтыри и молитвенники и пусть это делают люди зрелого возраста со всяким тщанием81. (В очередном капитулярии (802 года) предлагалось привлечь в эти школы и мирян.) |
800 |
Политическое объединение Европы. Папа Лев III объявляет Карла императором Священной римской империи.
Благодаря культурной деятельности Карла и созданной им школы и академии Европа покрылась сетью школ, дававших возможность получить начальное, среднее и общее образование. Они ориентировались на различные слои населения от простолюдинов-мирян до придворных и деятелей церкви. Школы различались как по программе, так и по методам преподавания. Так, в школах для мирян преподавание не предполагало обучение чтению и письму, носило устный характер и ограничивалось заучиванием молитв, псалмов и рассказами эпизодов из священного писания. Обучения счету так же носило устный. Вместе с тем все формы школьного образования от низшей до высшей ступени преследовали одну главную цель –приобщение всего европейского населения к единому христианскому мировоззрению, .которое в эпоху набиравшего силу процесса политической консолидации Европы приобретало роль важнейшего идеологического фактора. Это новое качество христианства как официальной идеологии станет особенно очевидным в 936 году, когда считавший себя преемником Карла император Священной Римской империи Оттон I реализует идею создания « имперской церкви». |
IX век
814 |
Смерть Карла Великого.
Для начала века характерно продолжение упадка во всех областях жизни, в том числе и культурной. Во-второй половине века новый расцвет монастырских школ. Данный век – время зарождения новой европейской литературы – продукта синтеза христианской доктрины и фольклора народов, населявших бывшие римские провинции.
Период упадка. Снижение урожайности, эпидемии, резкое сокращение населения. Все это предопределило упадок культурных традиций Каролингского возрождения, по словам одного писателя, оно «утонуло в бедствиях IX-X веков». После смерти Карла Великого, первый «придворный период». Каролингского возрождения» уходит в прошлое. С восшествием на имперский престол Людовика Благочестивого Ахенская академия приходит в упадок, а в 40-вые годы закрывается. Новая имперская власть не только не поощряла развитие просвещения, но относилась к нему отрицательно, всячески способствуя насаждению ортодоксии, как среди мирян, так и священнослужителя. Даже такие выдающиеся просветители, как Алкуин, отказываются от своего былого увлечения мудростью древних философов и ораторов. «Разрыв между светской и духовной культурой становится повсеместным». Культура вновь уходит в монастыри, наступает второй « монастырский период» Каролингского возрождения»82. Повсюду на территории бывшей империи Карла наблюдается упадок образованности и падение нравов, обусловленное сближением служителей клира с феодальной верхушкой и усвоением ими ее образ жизни. По Указанию Людовика Благочестивого запрещаются школы для мирян. Вместе с тем, вопреки этим запретам, в ряде монастырей в этот период культурного упадка благодаря деятельности последователей Алкуина, сохраняются традиции и структура образования Каролингской эпохи. В них была сохранена школьная программа, составленная Алкуином, предполагавшая использование как сочинений «отцов церкви», так и античных авторов. В просветительской деятельности монастырей в этот период важное место занимала работа по собиранию, переписке и распространению книг. Скриптории – мастерские по переписке книг и хорошие библиотеки имелись во всех известных монастырях. Из сочинений древних мыслителей в них были широко представлены рукописи, которые были вывезены Карлом Великим из Италии. Они постоянно переписывались. «Подавляющее большинство рукописей, по которым издаются теперь античные авторы, относится именно к IX веку».83 В обучении в монастырских школах широко использовались учебные пособия, составленные на основе текстов античных авторов: Боэция, Марциана Капеллы, Коссиодора и Истдора Севильского. Широкое распространение получают и рукописи собственно античных авторов, например, Цицерона. В каждом из монастырей имелось, как правило, хотя бы несколько его трактатов. Для представителей «книжной культуры» этого столетия был характерен тип неутомимого собирателя рукописей не только выдающихся, но даже и незначительных латинских авторов. Ссылка на авторитеты, в качестве которых выступали как сочинения «отцов церкви», так и античных авторов Платона, Аристотеля, Цицерона, Боэция и др., нередко приравнивалась, по своему значению, к ссылкам на текст Священного писания. Разумеется, при толковании этих текстов в обязательном порядке проводились аналогии между суждениями авторитетов и текстом Библии, с целью доказательства их соответствия слову Божьему. В ряде монастырей была организована не только переписка, но сверка и комментирование текстов, а также составление словарей аллегорий. Вместе с тем, главной заботой этих школ остается по-прежнему приобщение как клириков, так и мирян к слову божию. |
814 |
Начало строительства в Венеции «Дворца Дожей». |
828 |
Начало строительства в Венеции Собора Св. Марка. |