ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Итог «практической антропологии -,пишет Кант ,- в отношении назначения человека и характеристики его развития таковы. Человек своим разумом определен к тому, чтобы быть в общении с другими людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру ,цивилизованность и моральность и чтобы как бы ни была его животная склонность пассивно предаваться побуждениям покоя и благополучия, которые он называет счастьем, стать , ведя длительную борьбу с препятствиями ,навязанными ему грубостью его природы достойным человечества»196.Таков общий вывод философии культуры И.Канта.
В конце XVIII - начале XIX вв. получил совершенно исключительное распространение термин «Bildung», появление ,которого исследователи связывают с переходом от культуры разума к современной личностной культуре. Этот термин обозначал формирование нового типа человека. Первым из представителей и создателей современной культуры стал великий немецкий поэт, мыслитель и ученый Гёте, поэтому переходный период часто называют «веком Гёте». Суть нового термина состояла в том, что культура отныне определялась не просто как "вторая природа" - совокупность всего созданного человечеством, но прежде всего как процесс «возвышения человека до человеческого в рамках человечества»197. Такое смысловое наполнение термина культура, позволяет утверждать, что современная культура зарождалась как новая форма гуманизма. Введение в научный обиход термина Bildung, который начинают использовать не только сторонники культурных новаций, но и такие выдающиеся представители классической философии, как Гегель, знаменовало окончательное утверждение ново антропологической направленности культурного процесса, фундаментальную основу, которой заложил великий немецкий философ Иммануил Кант.
ПРИЛОЖЕНИЕ к 3 РАЗДЕЛУ
Литература для самостоятельной работы
Шоню П. Цивилизация классической Европы. Часть третья. Духовные искания. Гл. XII-XV. Екатеринбург, 2005.
Хайдеггер М. Время картины мира// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Ахутин А. Понятие "природа" в Античности и в Новое время. М., 1988, с. 3-109.
Соколов В. Разум и культура у рационалистов и теоретиков естественного права Нового времени (XVII в.) // Разум и культура. М., 1983.
Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1960.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.
Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.
Бахмутский В. Культура XVII века. Культура XVIII века. – В кн. Бахмутский В. Пороги культуры. М., 2005.
Пондопуло Г. Историческая динамика европейской культуры (традиция, рефлексия, свобода). Материалы к лекционному курсу. Рукопись. Кабинет гуманитарных наук ВГИК.
Пондопуло Г. Культура Нового времени. Материалы к лекционному курсу. Рукопись. Кабинет гуманитарных наук ВГИК.
Тексты
Вико Д. Основание новой науки об общей природе наций (1725). Москва-Киев, 1994. (Кн. 1, 4 - Три типа времен).
Декарт Р. Правила для руководства ума. Рассуждения о методе// Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. T. I. M., 1989, с. 256-273.
Паскаль Б. Мысли // Антология мировой философии. Т. 2, с. 302-307.
Гоббс Т. Левиафан. 4. 1. О человеке. Человеческая природа. Основы философии. 4.1 // Антология мировой философии. Т. 2, с. 309-348.
Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума// Антология мировой философии. Т. 2, с. 685-692.
Вольтер М.
Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народа// Антология мировой философии. Т. 2, с. 545-558.
Метафизический трактат. Философский словарь// Вольтер. Философские сочинения. М., 1996, с. 95-130, 132-186, 240, 247, 451-527.
Руссо Ж. Рассуждения о науках и искусствах. Рассуждение о происхождении и основах нравственности между людьми. Об общественном договоре и принципах политического права// Антология мировой философии. Т. 2, с. 558-574.
Перро Ш. Параллель между древними и новыми// Спор о древних и новых. Под ред. В. Бахмутского. М., 1985.
Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977, с. 10-137, 228-287, 428-451.
Гете И. Природа// Антология мировой философии. Т. З, с. 65-67.
Кант И.
Критика способности суждения// Кант И. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5, с. 462-467, 377-379.
Идея всемирной истории во всемирно-гражданском плане // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 4, с. 11-13.
Антропология с прагматической точки зрения// Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6, с. 479-480.
Ответ на вопрос о том, что такое просвещение// Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6, с. 27-35.
Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии. – В кн. Шеллинг Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1989, с.160, 342-343, 354, 374-397.
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики . Том I , с.118-120
2Соловьев Э. От обязанностей к призванию. От призвания к праву//Одиссей. М., 1990.
3Аристотель «Метафизика». КнигаXIVГлава десятая.1087 а.
« Никомахова этика».I.1094b27
4Аристотель. Политика(III,1282
5там же.1334б.22.25
6Эрл Цвинг. Италия до эпохи римлян.// «Nationalgeographic».Россия феврвль2005
7Колонизация Италии этрусками начинается вIX-VIIIв.до н. э.j
8Этруски: Италийское жизнелюбие. Пер. с англ. М.ТЕРА. 1998
9(Об особенностях римской мифологии и ее отличии от восточной и греческой см.: Зелинский Ф. Ф. Рим и его религия в кн.: «Соперники христианства» М., 1996.)
10Сергеенко М.Е Жизнь в древнем Риме. Спб.2000,с.157
11Сильное влияние на развитие римской риторики, как в ранний, так и классический период (Цицерон), оказали идеи афинского оратора, риторика и публициста.
Исократа (436-338 г. до н. э.). Он учился у софистовПродика иГоргия. В 390 г открыл собственную школу риторики. Обучение в ней было продолжалось 3-4 года. Школа Исократа пользовалась в античном мире огромной популярностью и авторитетом. Он считался И. считал, что именно риторика, а не философия является источником общего («универсального») образования. В обучении использовались «речи», которые использовал в качестве «образцов» риторического искусства. Сохранилась 21 такая речь. Они имеют строгую форму и стиль, но недостаточно глубоки по содержанию, заключенной в них мысли. Идеалом образованности И. считал владение «искусством слова», так как оно в равной степени необходимо, как в обыденной жизни, так и в интеллектуальной и общественной деятельности.
12Сергеенко М.Е Жизнь в древнем Риме,с.181-182
13подробнее о преподавании в римских грамматических и риторских школах, там же с.316-324
14 Периоды в истории Стои: «древняя античная СтояIV-IIIдо н. э. (Зенон, Клеанф,
Хрисипп), «средняя Стоя-эклектическая»II-I(Панэций, Посидоний, Цицерон),
«новая или римская Стоя»I-IIн .э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Платонизм
повлиял на римских стоиков .В их сочинениях содержатся так же параллели с
Евангельскими текстами(например: идея о родстве всех человеческих душ в Боге, универсального братства, снисхождения и любви к ближнему и даже врагам-тем кто творит зло)
15Исповедывавшие иудаизм ессеи порвали с официальной церковью Иерусалима, как исказившее, по их мнению, божественное учение и стали называть себя «Новым союзом» или «Новым заветом».Они исповедывали мессианские идеи и жили в ожидании прихода мессии, который изменит мир и избавит людей от социального зла и бед. Они требовали от членов общины строгого соблюдения организационных норм и принципов своего вероучения. Влияние этой секты поучило во 2-м веке до н. э. широкое распространение благодаря тому, что в
идеях ессеев искали утешения многочисленные массы людей живших в
условиях нарастающего кризиса античной цивилизации .Между ессеями и христианами вместе с тем было существенное различие. Оно состояло в том, что ,ессеи не стремились к широкой проповеди своих идей а в христианских общинах отсутствовала замкнутость свойственная кумранской общине
( И С. Свенцицкая . Раннее христианство: страницы истории.М.1986,с. 49-56)
16И. Д. Амусин. Кумранская община. В кн.: «История древнего мира.
Расцвет древних обществ.М.19783.с.225
17До 80-го года латынь существовала в своей архаической форме-форме
народного языка. За период с 80г. до н.э. по 30-е годы н.э,который принято считать «классическим периодом» римской литературы из народного языкавыделяется «высокая латынь»,которая станет языком римской, .а затем и средневековой культуры Европы
18Об этом сохранилось свидетельство: Авл Геллий «Афинские ночи»XI,11
19Цицерон . Тускуланские беседы. Кн.I,XXII(66). Это высказывание Цицерон
приводит ссылаясь на свое, более раннее(не сохранившееся до нас) сочинение «Увещевание к философии».
20Г.С.Кнабе Цицерон. Культура и слово. В кн. «Марк Тулий Цицерон. Избранные произведения.1975,с.24.
21Д. Антисери и Д.Реале ,Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье.2001, с. 281.
22О ранней христианской общине Иерусалима известно из Послания апостола Луки, где она названа экклесия (ecclesia). Ее члены следовали Закону Моиссея, жили вместе и вели общее хозяйство, имели общую собственность. Особенностью членов общины было ожидание второго пришествия массии (парусия). Фарисеи относились к ним враждебно и называли их иудеями. Между иудо-христианами, которые были изгнаны и греко христианами существовало напряжение т.к. первые упрекали вторых в безразличии к храму и закону (М.Элиаде. С.290-291.)
23Имперский культ складывается после Августа. Сам он получил титул « сына
бога только в провинциях. Первым ,объявившим себя богом был
император Калигула(37-41гг). Во 2-м веке были обожествлены все
императоры. В 3-м веке этого не произошло из за быстрой смены императоров
24«Золотой век» римской литературы-27 г до н.э.-14 г. .н. э .Ее «серебряный век -14 - 117 г. г н.
25Герметизм-тексты этого религиозно философского течения объединены в два раздела «Нижнийгерметизм»и«Высокий герметизм». Трактаты входящие в первый раздел имеют отношения к астрологии и объедены в т.н. «Изумрудную скрижаль». Древнейшая редакция этих текстов относится к 130-60 гг до н. э..Высокий герметизмимеет отношение в основном к философии и составляет содержание 1. «Поймандр» и 2. «Вселенская речь» книг герметического свода и датируются соответственно 1-3 и 4 вв. н.э. В «Изумрудной скрижали» развивается учение о «соответствиях», всеобщих таинственных связях всех элементов вселенной. Оно составило теоретическую основу окультизма и в этом качестве использовалось затем и в мистических учения Европы. По преданию «Изумрудная скрижаль» была найдена Апполонием Тианским на могиле Гермеса вместе с книгой «Тайна сотворения и знание о причинах вещей. Из текстов высокого герметизма наибольшей популярностью пользовался «Поймандр» в .котором содержатся многочисленные параллели с тестами ранних Евангелий, прежде всего с Евангелием от Иоанна .В этом трактате представлен образ мессии- пророка, несущего людям «Слово и волю Божию».. Его Ум- знающий истину есть Бог –отец». Христианский писатель- апологет Лактанций писал : «не знаю ,как это произошло, только Гермес предугадал всю истину».В комплекс «герметических наук»,сложившийся в 3 в до н. э.-3 в н.э вошли так же трактаты по астрологии, магии, медицине.Более подробно см.: «Гермес Трисмегист и геометрическая традиция Востока и Запада».1998.
26«Первые свидетельства(память) о жизни Христа т.н. «синоптические евангелия» 70-90-х годов, вобрали устные предания первых христиан. Память « памятование»-это основной элемент христианства(М. Элиаде История веры и религиозных идей. Т.II. М.2002,.385)
27Патристика – длительный период (I-VI века)становления христианской теологии и средневековой философии справедливо определяемый, как «философствование в вере».Начинается с деятельностиФилона Александрийского, попытавшегося синтезировать античное учение о Логосе с христианской доктриной, а завершаетсяПсевдо Дионисием Ареопагитом, использовавшего неоплатоническую идею синтеза учения о символе с социальной проблематикой для подстраивания «церковной «иерархии» ,непосредственно к доктрине «небесной иерархии»..Наиболее значительными деятелями «золотого века патристики» (IVв. – первая половинаVв. ) были т.н. «каподакийские отцы» - церковные деятели во главе сВасилием Кессарийским Великим, которые соединяли веру в истинность священного писания с преклонением перед умозрительными построениями платонизма. Они стремились также к иносказательному истолкованию библейских текстов, которое подготовило формирование средневекового аллегоризма. Самой яркой и завершающей период Патристики фигурой былАвгустин,который выступил не только основателем одного из трех главных течений христианской мысли-теизма, но и крупнейшим деятелем культуры раннего Средневековья, оказавшим огромное воздействие на становление Европейской культуры в целом.