Файл: 4_Историческая динамика европейской культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средневековье


Литература для самостоятельной работы

Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Культура и личность. Роль личности в истории культуры/ /Одиссей. М., 1990.

Соловьев Э. От обязанностей к призванию. От призвания к пра­ву//Одиссей. М., 1990.

Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века// Богословие и культура Средневековья. М., 1992, с. 6 -47.

Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Столяров А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьба// Ав­релий Августин. Исповедь. М., 1991, с. 5- 49.

Рабинович В. Ученый человек в средневековой культуре// Наука и культура. М., 1984.

Рабинович В. Человек в исповедальном жанре// Человеческое в человеке. М., 1993.

Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. М., 2005.

Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1988, с. 5 - 17, 221-235, 356-369.

Культура Византии. 1-2 тома. М., 1984-1989.

Гийу А. Византийская цивилизация. Глава 6. Культура. Екатеринбург, 2005.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002.

Тексты

Иннокентий III. О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния. Кн. 1 (XII век) // Итальянский гуманизм Эпохи Возрождения. Часть 2. Идеологи средневекового аскетизма противники гуманистического мировоззрения.

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1979, с. 3- 47, 48-67, 80-124, 199-201-206, 261, 265-268, 276-277.

Августин. О порядке. Книга первая. Предисловие, (114), 1, 2. Книга вторая. 5(151), 11, (165), 12-16, (176), 18, (179), (181).// История средневековой философии. Хрестоматия. В 2-х частях. Часть 1. Патристика. Минск, 2002.

Августин. Исповедь. Кн. 1-4, 10, 13, 19. М., 1991.

Августин. О христианском учении. Кн. 2. Главы XV-X. Кн. 3. Гл.V // Антология средневековой мысли. Теология и философия средневековой мысли. Т. 1 СПб., 2008.

Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаленон.

// Антология средневековой мысли. Т. 1 СПб., 2008.

Ренессанс

Литература для самостоятельной работы

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Часть третья. Новый человек. Екатеринбург, 2006.

Природа в культуре Возрождения. Л., 1992.

Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

Культура Возрождения и общество. М., 1986.


Природа в культуре Возрождения. М., 1992.

Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

Рутенбург В. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Итальянский город от раннего Средневековья до Воз­рождения. Л., 1987.

Гайденко П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса// Наука и культура. М., 1984.

Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

Черняк И. Термин "humanitas" у Марсилио Фичино// Культура эпо­хи Возрождения. М., 1986.

Аверинцев С. Античный риторический идеал в культуре Возрожде­ния// Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

Крайнева И. Леон-Батиста Альберти о роли искусства в обществе// Культура Возрождения и общество. М., 1986, с. 64-80.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средне­вековья и Ренессанса. М., 1965.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х кн. Эпоха Ренес­санса. М., 1993.

Тексты

Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Саратов, 1988.

Петрарка. Стихи. Сонеты. Размышления. М., 1996, с. 17-26.

Боккаччо Д. Генеалогия языческих богов// Эстетика Ренессанса. Т. 2, М., 1981, с. 7-68

Данте А. Пир// Данте А. Малые произведения. М., 1968.

Манетти Дж . О достоинстве и превосходстве человека// Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. СГУ, 1988.

Леонардо да Винчи. Трактат о свете, зрении и глазе. Фрагменты// Анто­логия мировой философии. В 4-х т. Т. 2, с. 87 -88. Избранные

произведения в 2-х тт. Т. 1. Репринт изда­ния 1935 г. М., 1995, с. 178-193, 204-215. Трактат о живописи. Ч. 1. Фрагменты // Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М., 1981.

Роттердамский Э. Оружие христианского воина // Роттердамский Э. Избранные произведения. М., 1987, с. 111-147.

Коперник Н. Очерк нового механизма мира// Антология мировой философии. Т. 2, с. 54 -73.

Кузанский Н. Об ученом незнании// Антология мировой филосо­фии. Т. 2, с. 118-122.

Бруно Д.

О бесконечности вселенной и мирах// Антология мировой

философии. Т. 2, с. 166-173.

О героическом энтузиазме. М., 1953.

Бэкон Ф. Новый Органон// Антология мировой философии. Т. 2, с. 193 -218.



Раздел 3

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рассматривая мир как«природу, человек привносит его в самого себя понимая , себя,

как личность, он делает себя господином

своего собственного существования,

проникаясь волей к «культуре» он берет

на себя построение собственного бытия

Р. Гвардини «Конец Нового времени».

Культурная эпоха, которую принято обозначать, как «Новое время»,охватывает временной период в два века XVII и XVIII,который занимает в истории культуры определенной место обозначающее переход от традиционно-рефлекторной к современной – личностной ее форме. Вместе с тем, каждый из этих веков, образующих культуру Нового времени имеет и свое особое лицо. XVII век принято именовать – веком культуры Разума ,в силу того ,что это был период доминирующего воздействия на всю сферу культурной деятельности ,начиная от науки и искусства и кончая этикой, политикой и правом ,рационалистических принципов утверждавших мысль об определяющее роли разума не только в познании природы ,но так же природы человека и его деятельности людей. Иной принцип воодушевлял создателей культуры XVIII-века-просветителей, давших имя этому периоду европейской культуры ,названному «Век Просвещения»Век Просвещения. Не отрицая ,в целом, достижения культуры века Разума, они выступили против обезличивая человеческого Разума и его апологетического истолкования его возможностей .По словам одного из его виднейших представителей просветительской идеологии великого немецкого философа И. Канта к разуму следует относится не апологетически ,а критически и связывал представление о культуре не с разумом ,как таковым ,а со способностью человека поставить все достижения его разумной деятельности на службу человеку- свободному выражению его, как свободной личности ,способной ставить перед собой любые цели.

Развитие культуры в Новое время было тесно связано с двуединым процессом: создания научной картины мира и осмысление человеком себя в качестве не объекта ,а субъекта познания и творчеств что с неизбежностью вело к коренной периориентации всего культурного процесса и изменению традиционных представлений о культуре. Конкретное выражение это нашло в утрате традиционной связи культуры с космологической идеей ,и замену ее идеей антропологической .