ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
Средневековье
Литература для самостоятельной работы
Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003.
Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
Культура и личность. Роль личности в истории культуры/ /Одиссей. М., 1990.
Соловьев Э. От обязанностей к призванию. От призвания к праву//Одиссей. М., 1990.
Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века// Богословие и культура Средневековья. М., 1992, с. 6 -47.
Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
Столяров А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьба// Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991, с. 5- 49.
Рабинович В. Ученый человек в средневековой культуре// Наука и культура. М., 1984.
Рабинович В. Человек в исповедальном жанре// Человеческое в человеке. М., 1993.
Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. М., 2005.
Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1988, с. 5 - 17, 221-235, 356-369.
Культура Византии. 1-2 тома. М., 1984-1989.
Гийу А. Византийская цивилизация. Глава 6. Культура. Екатеринбург, 2005.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002.
Тексты
Иннокентий III. О презрении к миру, или о ничтожестве человеческого состояния. Кн. 1 (XII век) // Итальянский гуманизм Эпохи Возрождения. Часть 2. Идеологи средневекового аскетизма противники гуманистического мировоззрения.
Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1979, с. 3- 47, 48-67, 80-124, 199-201-206, 261, 265-268, 276-277.
Августин. О порядке. Книга первая. Предисловие, (114), 1, 2. Книга вторая. 5(151), 11, (165), 12-16, (176), 18, (179), (181).// История средневековой философии. Хрестоматия. В 2-х частях. Часть 1. Патристика. Минск, 2002.
Августин. Исповедь. Кн. 1-4, 10, 13, 19. М., 1991.
Августин. О христианском учении. Кн. 2. Главы XV-X. Кн. 3. Гл.V // Антология средневековой мысли. Теология и философия средневековой мысли. Т. 1 СПб., 2008.
Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаленон.
// Антология средневековой мысли. Т. 1 СПб., 2008.
Ренессанс
Литература для самостоятельной работы
Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Часть третья. Новый человек. Екатеринбург, 2006.
Природа в культуре Возрождения. Л., 1992.
Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.
Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
Культура Возрождения и общество. М., 1986.
Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.
Рутенбург В. Титаны Возрождения. СПб., 1991.
Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Л., 1987.
Гайденко П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса// Наука и культура. М., 1984.
Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
Черняк И. Термин "humanitas" у Марсилио Фичино// Культура эпохи Возрождения. М., 1986.
Аверинцев С. Античный риторический идеал в культуре Возрождения// Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
Крайнева И. Леон-Батиста Альберти о роли искусства в обществе// Культура Возрождения и общество. М., 1986, с. 64-80.
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х кн. Эпоха Ренессанса. М., 1993.
Тексты
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Саратов, 1988.
Петрарка. Стихи. Сонеты. Размышления. М., 1996, с. 17-26.
Боккаччо Д. Генеалогия языческих богов// Эстетика Ренессанса. Т. 2, М., 1981, с. 7-68
Данте А. Пир// Данте А. Малые произведения. М., 1968.
Манетти Дж . О достоинстве и превосходстве человека// Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. СГУ, 1988.
Леонардо да Винчи. Трактат о свете, зрении и глазе. Фрагменты// Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2, с. 87 -88. Избранные
произведения в 2-х тт. Т. 1. Репринт издания 1935 г. М., 1995, с. 178-193, 204-215. Трактат о живописи. Ч. 1. Фрагменты // Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М., 1981.
Роттердамский Э. Оружие христианского воина // Роттердамский Э. Избранные произведения. М., 1987, с. 111-147.
Коперник Н. Очерк нового механизма мира// Антология мировой философии. Т. 2, с. 54 -73.
Кузанский Н. Об ученом незнании// Антология мировой философии. Т. 2, с. 118-122.
Бруно Д.
О бесконечности вселенной и мирах// Антология мировой
философии. Т. 2, с. 166-173.
О героическом энтузиазме. М., 1953.
Бэкон Ф. Новый Органон// Антология мировой философии. Т. 2, с. 193 -218.
Раздел 3
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Рассматривая мир как«природу, человек привносит его в самого себя понимая , себя,
как личность, он делает себя господином
своего собственного существования,
проникаясь волей к «культуре» он берет
на себя построение собственного бытия
Р. Гвардини «Конец Нового времени».
Культурная эпоха, которую принято обозначать, как «Новое время»,охватывает временной период в два века XVII и XVIII,который занимает в истории культуры определенной место обозначающее переход от традиционно-рефлекторной к современной – личностной ее форме. Вместе с тем, каждый из этих веков, образующих культуру Нового времени имеет и свое особое лицо. XVII век принято именовать – веком культуры Разума ,в силу того ,что это был период доминирующего воздействия на всю сферу культурной деятельности ,начиная от науки и искусства и кончая этикой, политикой и правом ,рационалистических принципов утверждавших мысль об определяющее роли разума не только в познании природы ,но так же природы человека и его деятельности людей. Иной принцип воодушевлял создателей культуры XVIII-века-просветителей, давших имя этому периоду европейской культуры ,названному «Век Просвещения»Век Просвещения. Не отрицая ,в целом, достижения культуры века Разума, они выступили против обезличивая человеческого Разума и его апологетического истолкования его возможностей .По словам одного из его виднейших представителей просветительской идеологии великого немецкого философа И. Канта к разуму следует относится не апологетически ,а критически и связывал представление о культуре не с разумом ,как таковым ,а со способностью человека поставить все достижения его разумной деятельности на службу человеку- свободному выражению его, как свободной личности ,способной ставить перед собой любые цели.
Развитие культуры в Новое время было тесно связано с двуединым процессом: создания научной картины мира и осмысление человеком себя в качестве не объекта ,а субъекта познания и творчеств что с неизбежностью вело к коренной периориентации всего культурного процесса и изменению традиционных представлений о культуре. Конкретное выражение это нашло в утрате традиционной связи культуры с космологической идеей ,и замену ее идеей антропологической .