ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
30-100 |
Юстин (Иустин Философ) – христианский писатель.Основал в Риме христианскую школу (наставником школы после смерти Юстина стал Титиан). Разделял некоторые взгляды гностиков, которые обобщил и критически переосмыслил с позиций платонизма и христианской ортодоксии в сочинении «Sintagma»(не сохранилось), которое считается самым ранним произведением христианской критики «еретического» учения о гносисе. |
36 |
По просьбе иудеев из-за жестокого правления отозван римский наместник в Иудее Понтий Пилат |
37-41 |
Калигула – римский император объявляет себя богом |
33 |
Распятие, смерть и вознесение Христа(по данным традиции) 30 |
Формирование апостольской традиции
После гибели Христа «вера в воскресение, как и вера в скорое второе пришествие Иисуса, которое должно ознаменоваться судом над всеми грешниками и вознаграждением праведников, стала основой для последующей христианской проповеди»31.
40-90 |
Миссионерская деятельность евангелистов32и начало формирования структур христианской церкви.Новозаветные писания существовали в свитках до конца 1-го века, которые позднее были заменены, более удобными в употреблении кодексами, что касается ранее существовавших свитков то они исчезли. Самый ранний из известных отрывок евангельского текста – фрагмент Евангелия от Иоанна33 - датируется 2 веком, а более поздний относится к началу 3 века. Единственным дошедшим до нас источником, который повествует о судьбах христианстве до 3 века и освящает период от распятия Христа до появления в Риме в 61-63 годах Св. Павла - это «Деяния апостолов». Написанные в 90году они считаются, продолжением «Евангелия от Луки», т.к. составляют с ним единую композицию. Вместе с тем. полный текст Евангелий от Луки и от Иоанна относится к более позднему периоду – эпохе победившего христианства (175-225 гг).
(Среди евангелистов были как сторонники иудо- христианства, так и эллинизированые представители греческой диаспоры, что внесло в толкование «Благой вести» серьезные разночтения. Борьба за их преодоление, которое было необходимо для консолидации христианской церкви, велась на протяжении всего 2 века. Наиболее видным представителем иудо-христианства был апостол Петр, согласно преданию, один из ближайших сподвижников Христа. Напротив, апостол Павел, с именем которого история христианской церкви связывает разрыв христианства с иудаизмом, близок к традиции эллинистического христианства. Противоречия между сторонниками этих двух течений раннего христианстве были преодолены лишь в конце 2 века посредством компромиссов, а в ряде случаев и откровенной фальсификации как высказываний, так и биографических фактов жизни апостолов христианства. К 200-му году относится появление первого варианта Новозаветного «Канона» (т.н. «Канон Муратори»). Он включал в одной книге «Деяния апостолов» + 13 посланий Павла. В нем отсутствуют послания Петра, Иакова, третье послание Иоанна. Составитель «канона» знал только два «Апокалипсиса» - Иоанна Богослова /он не имеет никакого отношения к Иоанну, автору одного из Евангелий/ и Петра). Понятие «Канон» относилось к документу вцелом, чтокасается входивших в него текстов, то их состав с течением времени изменялся. Первая подборка Новозаветных текстов была осуществлена только в 1550 году.)
Нарастание в римском обществе скептического отношения к традиционной религии и культам старых римских богов. |
|
41-49 |
Миссионерская деятельность апостола Павла, писателя-христианина, родившегося в Тарсе и именовавшего себя Савлом. После обращения в 30 году в христианство принял имя Павла. Предтеча сторонников европейского христианства. В «Деяниях апостолов» противопоставил его иудо-христианству. Занимался литературной и проповеднической деятельностью преимущественно в Македонии, М. Азии и Греции. Согласно преданию, после многолетнего тюремного заключения был осужден и казнен в 63 году в Риме. Павел не был основателем христианской общины Рима, но назначил первых трех епископов Рима. Об этих трех первых папах Рима мало, что известно. Соборные послания Павла, «Послания» к коринфянам, римлянам, колоссянам и др. вошли в канонический текст Нового завета. В своих проповедях Павел прославляет «новое рождение» человека, обещанное Христом: «…кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое»(2-е Коринфянам)34. «Упразднив вражду Плотиию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир»» (К Ефесянам 2,15).
|
|
4
|
Иудея входит в состав римской провинции Сирия |
|
30-34 |
Распятие и смерть Христа(по данным традиции;эта датаоспаривается рядом современных исследователей). Появление «логий» (изречений Господа) – предполагаемого источника «Евангелия от Матфея». |
|
5 |
Евангелие от Матфея(Мытарь. После смерти Христа – апостол. Проповедовал в Иерусалиме, Эфиопии, Македонии, Персии, претерпел смерть мученика). |
|
50-64 |
Св. Павел: Послания |
|
5 |
Фрески виллы Мистерий в Помпеях |
|
50-е |
Изгнание (по свидетельству Светония) из Рима иудеев, «постоянно волнуемых Христом». |
|
55 |
Колумелла Трактат «О сельском хозяйстве». Энциклопедический труд, обобщивший все достижения античного сельского хозяйства и включавший ряд нововведений, связанных с совершенствованием агрикультуры. |
|
58 |
Наиболее значительное произведение Павла «Послание к римлянам»,в котором он проводил идею спасения не путем следования закону Моиссея , а путем веры в единого Бога. Считал, что даже язычники должны иметь возможность достичь естественного знания Бога. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы …» ( «Посл. Римлянам». 1, 20)
|
|
Середина I века
Галльские ораторы свободно выступают в Риме |
||
5до н.э.- 65 |
Сенека– политический деятель, писатель, поэт, философ –выдающийся представитель римского стоицизма (малая Стоя). Автор трактатов «О гневе», «О провидении», знаменитых«Нравственных писем к Луцилию» - 124 письма (60-е годы), 10-и трагедий. В центре внимания в письмах образ «доблестного мужа», носителя добродетели в духе римской «культуры «humanitas». В них также дается характеристика, с позиций стоической философии, т.н. «свободных искусств». Рассматривается их отношение к философии и добродетели, Сенека отказывается считать «свободными» те искусства», которыми, как он замечает, занимались «наши предки», - борьбу, метание копья, верховую езду, владение мечом, т.е. те виды деятельности, которые в греческой пайдейе были необходимым элементом воспитания, предполагавшего гармоническое сочетание телесного и духовного совершенствования человека. Сенека считает, что все эти искусства не влияют непосредственно на совершенствование Души, основу которого составляет «незыблемое знание добра и зла», которое доступно лишь философии. Ссылаясь на Посидония, Сенека различает четыре вида искусств: будничные и низкие (ручные ремесла), потешные (услаждающие глаз и слух), детские и свободные, совокупность, которых греки называли «энциклопедической пайдейей». Свободные искусства играли роль подготовительного «пропедевтического» знания для изучения философии. Подлинно «свободные» или даже, вернее сказать, дающие свободу искусства – это те, что пекутся о добродетели». Среди них первенство принадлежит философии. Сенека называет три главных добродетели: храбрость, верность, человеколюбие. «Добродетель достигается и без свободных искусств», к которым относятся науки изучающие природу и те, на которые опирается философия. Поэтому и в философии и в «свободных искусствах» истинное значение имеет только то знание, которое способствует воспитанию добродетели. Так, в философии это мудрость («софия»), которая «есть ее конечный итог». Мудрость – знание «всего божеского и человеческого». Сенека различает таким образом философию и мудрость. Философия не сама мудрость, а стремление и путь к ней, поэтому философия и добродетель нераздельны. Сама «философия делится на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена разуму. Первая вносит порядок в душу. Вторая исследует природу. Третья испытывает свойства слов, их расположение, виды доказательств, чтобы ложь не вкралась под видом истины». Часть философии, посвященная разуму, в свою очередь, делится на две части: первая именуется диалектика, вторая риторика. «… жизнь наша – милость богов, а благою делает ее философия, которой мы и обязаны больше, чем богам, настолько же, насколько благо в жизни- лучший дар, нежели сама жизнь…» 35 Преследования христиан в период правления Нерона. |
|
Распространение гностицизма |
||
60-70-е |
Расцвет деятельности Симон Мага –самого крупного представителяраннего гностицизма.С него, по свидетельству христианского апологета Иринея епископа Лионского, начинался гносис36. Он резко осуждает Симона Мага, называет его шарлатаном и «отцом всех ересей37. Основу учения Мага составлял «гностический миф», в котором явственно ощутимы аналогии с евангельскими сюжетами. Эволюция гностического учения, которое уходит своими корнями в мистические учения Востока в дальнейшем происходила под влиянием пифагореизма и была связана также с традицией платонизма (на это указывают тексты открытой в 1945 году коптской гностической библиотеки). Последователями С. Мага были христианские гностики Керинт, Макрион и Карпократ (117-139), основавший в Александрии самую раннюю гностическую школу38. |
|
63 |
Апостол Петр. Согласно традиции, один из ближайших учеников Христа рыбак из Галилеи. Первым провозгласил Иисуса «Христом сыном бога живого». Был прозван «камнем», на котором была основана христианская церковь. Распространял христианство на землях Вавилона. Пп преданию (достоверность которого в настоящее время оспаривается)39 посещал Рима, стал первым его епископом и был распят Нероном. Придерживался иудо-христианской ориентации.
|
|
64 |
Евангелин от Марка – апостола, спутника апостола Петра, с которым побывал в Риме. Переселившись в Александрию, создал свое Евангелие, записанное им со слов Петра. Самое раннее из канонических Евангелий. |
|
4 |
Пожар в Риме, уничтоживший 10 из 14 районов города. |
|
65 |
Самоубийство Сенеки по приказу Нерона. |
|
66 |
Восстание иудеев против власти Рима.
|
|
68 |
Разрушение римлянами под командованием Веспасианакумранскогомонастыря на берегу Мертвого моря. |
|
70 |
Евангелие от Луки –врача из Антиохии, апостола. В нем содержится описание жизни первохристиан в первых христианских общинах (эклессиях). Сопровождал Павла в его странствиях. Позднее проповедовал христианство в Греции. Согласно преданию, первым написал иконы Богоматери. Согласно преданию, принял мученическую смерть. |
|
70 |
Окончание иудейской войны. Разрушение Иерусалима и иерусалимского храма войсками Тита (Это событие предопределило окончательный отход христианства от связей с иудейской традицией). |
|
70 |
Плиний Старший. «Естественная история»- самый обширный, кропотливый, претендующий на энциклопедичность труд римской мысли. В нем П. не ограничивается одной «натуральной историей», но претендует и на роль философа. Наряду с тем, что он содержит ценные сведения о состоянии римской науки эпохи империи «Естественная история» - это вечный памятник римского невежества. Плиний собирает в своей книге суеверия, знамения, пишет о приворотных зельях и магических средствах с таким прилежанием, как никто другой, и, надо думать, верит в большинство предметов, о которых пишет. Он думает, что человек, особенно, если он постится, может убить змею, плюнув ей в пасть»40. Все это свидетельствует о справедливости слов Вила Дюранта, который пишет в своей книге «Цезарь и Христос» в главе «Римская наука» о том, что «в Риме было не много людей с истинно научными, интеллектуальными интересами, таких, как Варрон, Агриппа Помпоний Мела и Цельс». Однако их было еще меньше вне таких дисциплин, как география, садоводство и медицина. Что касается остальных областей знания, то здесь наука еще не отделилась от магии, суеверий, теологии и философии; она состояла из собрания наблюдений и данных традиций, нечасты были интерпретации фактов, редко одной из ее составляющих становился эксперимент»41. |
|
79 |
Извержение Везувия .Гибель Плиния Старшего в Помпеях.. |
|
90 |
«Деяния апостолов» |
|
95 |
Евангелие от Иоанна Богослова -любимого ученика Христа. После его смерти проповедовал христианство в греческой Малой Азии, претерпел мученичество. Скончался в Эфесе на рубеже 1 и 2 веков, автор «Откровения» (Апокалипсис) и трех Соборных посланий, вошедших в Новозаветный канон (К автору «Евангелия от Иоанна» отношения не имеет.) |
|
96 |
В правление императора Нервы вводится обычай обожествления императора как части ритуала его провозглашения цезарем и без утверждения сената. Начало эпохи «лучших» императоров. (Гонения на христиан в эту эпоху сохраняются, но приобретают спорадический характер, что способствовало укреплению позиций христианства и его распространению на всю территорию римской империи). |
|
97 |
Эфесские послания Иоанна Богослова от имени всех церквей.
|
|
98-117 |
Период правления императора Трояна –Римская империя достигает своего максимального распространения и включает территории многих современных стран и районов Европы Африки и Азии: Италии, Греции, островов Средиземного моря, Британии, Галлии, Швабии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, западной части ФРГ, верхней Германии, Испании, Баварии, Австрии, Венгрии, Югославии, Албании, Болгарии, Румынии, Македонии, Сев. побережья Африки, М. Азии, части Аравии, Турции, Ирана, части Ирака, Грузии, Армении, Азербайджана, Сирии, Иудеи (позднее территория Рима сократилась за счет нашествия варварских племен). |
|
55-120 |
Корнелий,-римский историк, автор трактата «Германия». В нем подробно описываются общественное устройство, быт и нравы германских племен.
|
|
55-121 |
Автор трактата восхищается «чистотой нравов» германцев, противопоставляя ее испорченности римлян.Господствующую роль в жизни германцев имела клановая организация под началом племенных вождей. У восточных германских племен (100) существовало протогосударственное устройство с сильной централизованной властью. |
|
135 |
Окончательное разрушение (после подавления восстания иудеев во главе с Бар Кохбой) Иерусалима и основание на его месте Элии Капитолины. |
|
83-161 |
Клавдий Птолемей. Выдающийся математик, географ и астроном античного мира. Автор сочинения «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» («Альмагест» (араб.) и «Геометрии» (150-160 гг.), в нем он объединил все предшествующие достижения античного мира по астрономии. Геоцентрическая система Птолемея была общепринятой до момента создания Коперником новой – гелиоцентрической системы вселенной. Автор трактата «Гармония» (созданное в нем учение об интервалах, созвучиях и ладах оказало влияние на музыкальную теорию Средних веков) и «Руководства по географии» в 8 книгах. В ней он дает 8000 координат различных географических пунктов по широте и долготе (его географическая концепция оказала большое воздействие на научную географию эпохи Возрождения). |
|
100 |
Тацит «История» |
|
Создание новой церковной, отличной от раннехристианской апостольской, традиции. Распространение на востоке римской империи в Малой Азии христианских общин (экклесий) со своим образом жизни, этикой и организацией – исток христианской церкви. |
||
ок.100 |
Никомах Герасский – греческий математик пифагорейского направления.Автор трактата «Введение в математику», в котором впервые предпринимается попытка обосновать четверку математических наук, получивших позднее наименование cuadriviuma, так обозначил «четвертной путь» математики Никомаха, Боэций, при переводе его трактата на латинский язык. Науки квадривиума стали основным элементом платонического учения в период среднего платонизма и сохраняли это место в системе платонического образования вплоть до конца язычества42. |
II век
Распространение в Римской империи восточных культов:фригийской Кибелы (Атиса и Диониса), египетского культаОсириса и Исиды, персидского культаМитры,сирийского культа Ваала. Увлечение связанными с ними мистериями и тайными учениями.
Расцвет раннего христианства во второй половине векаблагодаря деятельности апологетов христианства во второй половине века и в результате разрыва христианства и иудаизма.Сближение христианской теологии с направлениями позднеантичной философии, возникшими на основе упадка Платоновской академии и ее распада к 150 году на множество школ (диатриб). Противоречивое взаимодействие христианской мысли с мистически-философским течениямгностицизма43
Христианство и платонизм
Образцовой философской школой в этот период был платонизм. Значительный вклад в создании христианской теологии сделала основанная в 203 году Александрийская христианская теософская школа, ведущую роль в которой играли представители неоплатонизма Аммоний Саккас (основатель неоплатонизма), Ориген и Плотин, а также видный христианский мыслитель Климент Александрийский. Представители этой школы стремились синтезировать восточный мистицизм и пифагорейско-платоновский гнозис. При этом преподавание в христианских школах «круга наук» (риторики, диалектики, логики, математики и физики) считалось пропедевтикой к изучению, главного предмета – христианской теологии. Ощущая себя наследниками эллинской философии, многие из представителей этой школы, так, например, Климент Александрийский и Ориген, играли видную роль в деятельности христианской церкви44.
Обожествление римских императоров. Объявление христианства «незаконной религией» (religioellicita) в связи с отказом христиан участвовать в культах обожествленных императоров.
Гонения на христиан, отказывавшихся признавать «божественность» императора.Эти гонения в эпоху «добродетельных императоров»: Нервы, Трояна, Адриана, Антонина и Марка Аврелия, вопреки утвердившегося в официальной истории христианской церкви, носили не постоянный, а спорадический характер и были связаны не с преследованиями « за веру», к ней в этот период отношение имперской власти было достаточно терпимым, а с вспыхивавшими, по тем или иным поводам и в разных частях римской империи, «бунтов» толпы, которые нередко провоцировались выступлениями христианских миссионеров. Вместе с тем в Риме отсутствовала целенаправленная политика борьбы с неримскими культами и религиозными учениями, в том числе и христианством. Что касается христианской церкви, то во 2 веке она «по всем пунктам сближалась с государством». Некоторые ее иерархи (епископы) стремились в своих посланиях к императору доказать, что порвавшее с иудейской традицией христианство может принести Римскому государству щедрые блага (примером может служить послание епископа Мелитона императору Марку Аврелию)45.
110 |
Тацит «Анналы» |
112 |
Рескрипт императора Траяна, запрещающий проповедовать христианство, но ограничивающий преследования христиан |
111-113 |
Плиний Младший. «Письма» |
121-180 |
Марк Аврелий – римский император, философ стоик. Автор трактата «Наедине с собой. Размышления в 12 кн.» |
117-128 |
Строительство в Риме Пантеона– купольного храма, грандиозного сооружения,сыгравшего уникальную роль в развитии европейской храмовой архитектуры.
|
120 |
Император Адриан основывает в Риме высшую школу – Атенеум, в которой изучаются риторика, философия, литература и право |
120 |
Выступление в Александрии гностика Василида |
45- 120 |
Плутарх – греческий писатель, философ-моралист, последователь Платона. Выступал против эпикурейцев и стоиков. Верховный жрец Аполлона пифийского в Дельфах. Автор многочисленных произведений, посвященных различным проблемам и аспектам античной культуры. Наиболее значительными являются его знаменитые «Сравнительные жизнеописания», «Моралии», включающие «Застольные беседы» (8 книг) и Трактаты и диалоги. П. считается также крупнейшим античным теоретиком музыки, которой посвящены ряд его произведений. Будучи эклектиком, П. стремился объединить платоновское учение с элементами стоицизма, идеями перипатетиков и пифагорейцев. Согласно П., философия – это систематическая дисциплина, являющаяся средством самовоспитания универсально образованного дилетанта. Платоновская «пайдейя» трактуется им как «образование» и «филантропия» («человеколюбие», «эллинистическая гуманность»). Вслед за Филоном из Ларисы П. рассматривает риторику, диалектику и грамматику (понимаемую как вспомогательную дисциплину) в качестве неотъемлемых частей философии. Эти идеи П. явились одним из источников формирования системы т.н. «свободных искусств», составивших основу общего образования в Средние века.
|
121 |
Светоний. «Жизнь 12 цезарей». |
136-140 |
Выступление в Риме гностика Ваплентина. Его претензии на пост епископа Рима |
125 –180 |
Апулей – римский писатель, софист, ритор и маг. Автор романа «Метаморфозы, или Золотой осел» (153 г.). Получил образование в Карфагене и Афинах, где занимался философией, риторикой, геометрией, музыкой и поэзией. В Риме совершенствовался в адвокатской практике. Совершил путешествие на Восток и опять обосновался в Карфагене. Вел жизнь странствующего ритора и софиста, занимался оккультными науками и магией. В конце жизни удостоился почестей как прославленный оратор. В философии был последователем Платона (средний платонизм), написал соч. «Платон и его учение» - учебник, в котором изложил платоновскую физику (теологию, космологию, антропологию) и этику. Учение о логике в этом сочинении отсутствует. Философия, по А. – высшая формы знания, по отношению к которой все конкретное знание носит пропедевтический характер, выполняет роль предварительной и необходимой общеобразовательная подготовки. Наряду с сочинениями Плутарха и Альбина, идеи Аппулея послужили источником для формирования в период раннего Средневековья системы т.н. «свободных кусств (наук)».
|
125 |
«Физиолог»-книга неизвестного автора с описанием свойств растений, животных, минералов, часто фантастических. В Средние века был популярен ее перевод(с греческого языка),перетолкованный в духе христианской- символики.
|
117-138 |
Карпократ46 – христианский автор гностической ориентации,пытавшийся сочетать христианскую идеологию с гностическим учением. Утверждал, что отличие Христа от других людей состояло в том, что его душа сохранила живое воспоминание о боге, который освободил его за это от земных уз. |
125 |
Основание Карпократом в Александрии первой христианско-гностической школы (секции) |
127 |
Ювенал «Сатиры» |
135 |
Окончательное разрушение Иерусалима и основание на его месте Элии Капитолины (после подавления восстания иудеев во главе с Бар Кохбой). |
130-200 |
Ириней Лионский – епископ и христианский писатель.Апологет христианства и критик ересей. Автор трактата «Развенчание и опровержение того, что ложно зовется гносисом» (в латинском переводе «Против ересей»). |
29-199 |
Клавдий Гален из Пергама – римский философ, врач и ученый. |
140-150 |
Расцвет влияния гностика Макрионав Риме. |
150-215 |
Климент Александрийский. Христианский писатель. Ученик Пантена. Глава Александрийской христианской школы (190-202).В его произведениях «Увещевание язычникам», «Педагог», «Апологетик», «Стоматы» сохранились которая, по его мнению, «сама по себе вовсе не является гибельной на человеческую жизнь и причиной ложных мнений и дурных дел, как клевещут некоторые», он утверждает одновременно мысль о том, что она должна стать «служанкой богословия»: «…Прежде пришествия Господа философия была необходима эллинам для достижения некоей правоты, а ныне она необходима для приведения к истинному благочестию тех, чей дух может открыться для истинной веры не иначе ,как путем выводов из посылок или после предварительных опытных доказательств; для них философия есть своего рода подготовительное учение… быть может, философия, прежде чем Господь призвал эллинов к Себе, была дана им до времени и на первый случай – с той же целью, с какой и евреям – Писание. Она была для эллином таким же детоводителем ко Христу, каким закон для евреев»47. В сочинении «Педагог» К.А., рассматривая отношение между Богом и человеком, называет Бога «воспитателем». Он пишет: «Воспитатель наш – святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель»48. В полном соответствии с этой новой установкой, когда не античная пайдейя (культура), а слово «священного писания», которое и есть Бог, выступает в роли воспитателя человека, переосмысливается и античное учение о Логосе – важнейшем смыслообразующем элементе античной культуры, создателем которого был Гераклит. В своем сочинении «Наставник» он пишет: «…Богом же становится тот человек, который исполняет волю Божию. Значит верно сказал Гераклит: «Люди – боги, боги люди. Ибо логос один и тот же». Тайное явно (смысл этого таинственного изречения очевиден): Бог в человеке, и человек – Бог, а волю Отца исполняет Посредник, так как Слово (Логос) – Посредник (между Богом и человеком), общий им обоим…»49 В трактате «Стоматы» К.А. утверждает, что знание философии и связанных с ней наук необходимо для уразумения Священного писания /Кн.1,9 (52)/.Но необходимо отличать софистику от философии и не увлекаться мирскими науками в ущерб вере. «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Примером подобных увлечений К.А. считает античную натурфилософию. «Философия согласная с божественным преданием, признает и утверждает провидение… Стихиями же считают: Диоген – воздух, Фалес – воду, Гиппас – огонь; они усматривают начало в атомах лишь прикрываясь именем философии…будучи людишками любострастными и безбожными» /«Стоматы» Кн.1.11(52)/. Каждая часть античной философии содержит лишь часть истины, а многие ее школы имеют восточное происхождение. Познать же Бога можно только верой. Вера, в отличие от философии, прямой путь к истине. Второй путь к истине – страх Божий. «Одного Бога сильно бойся», - восклицает К.А (Стоматы. Кн. вторая, 2.) Таким образом, культура для К.А не что иное, как результат синтеза христианской веры и античной философии при безусловном приоритете в этом синтезе веры. |
140 |
Птолемей «Великое математическое построение астрономии» (в 13 кн.) |
140-150 |
Период наивысшего влияния гностика Карпократа |
160 |
Аппиан «Римская история» |
Середина II века
Галлы в союзе с германскими племенами восстают против власти Рима.
Вторая половина 1 в. до н. э.
Альбин античный философ, платоник. Автор сочинения «Введение к диалогам Платона». Одно из наиболее полных изложений учения Платона, использовавшееся в качестве учебника. В эпоху итальянского Ренессанса учебник Альбина стал одним из первых источников знакомства итальянских гуманистов с философией Платона. Его латинский перевод был осуществлен в 1469 году. В этом сочинении изложение платоновской диалектики (логики) предваряется определение философии и диалектического суждения (гносеологии). Наиболее характерной особенностью сочинения Альбина состояло в привлечении аристотелевской логики в качестве введения в философию Платона. Этот подход, предполагавший использование логики в качестве пропедевтики философии, позднее получил развитие в александрийской школе неоплатонизма и нашел затем отражение в организации «семи свободных искусств» как единой системы знания.
150-230 |
Тертулиан.Христианский философ и писатель. Ортодокс.Создатель христианской латыни. Внес в христианскую письменность приемы схоластического стиля. Ярый враг античного философского наследия. Об этом свидетельствует его высказывание: «Подчиняясь повелению Бога и следуя закону Отца бессмертия, мы отбрасываем все, что зиждется на человеческом мнении…Нет никакого толка от тех, кто называет себя философами». Автор более 70 произведений, среди которых наиболее известны «Защита от язычников», «Против еретиков», «Апология» (197). Один из главных критиков гностической ереси. |
130-180 |
Авл Геллий – писатель, филолог.Автор трактата «Аттические ночи» (ок. 169), в котором содержится определение «культуры humanitas». |
175-242 |
Аммоний Саккас – греческий философ,основатель неоплатонизма, учитель Плотина. |
176 |
Марк Аврелий основывает в Афинах четыре философских кафедры– стоическую, эпикурейскую и назначает главе каждой из них годовое жалование в 10000 тыс. драхм в год. Кандидатуры заведующих кафедрами были утверждены «голосованием лучших граждан». Ведущую роль в его трудах, под влиянием стоика Эпиктета, занимает этика. |
180 |
Павсаний «Описание Эллады» |
180 |
Основание стоиком Пантеном, принявшим христианство, школы в Александрии. Наиболее значительными ее представителями были его ученикКлиментиОриген. |
185-253\ 4 |
Ориген – христианский теолог, философ и ученый– представитель ранней патристики, глава Александрийской школы (с 217), умер в заключении в тюрьме г. Тира во время гонений христиан при императоре Деции.Один из важнейших предшественников византийской мысли. Основой его учения был стоически окрашенный платонизм. Ориген заложил основы средневековой традиции аллегоризма и символизма. «В его сочинениях христианская мысль впервые достигает высшего философского уровня эллинистической культуры того времени». Вслед за Филоном Александрийским разрабатывает учение о трех смыслах библейского текста – телесном (буквальном), душевном» (моральном), «духовном» (философско-мистическом), отдавая приоритетную роль последнему. Тем самым он закладывает основу средневековой традиции аллегоризма и символизма. Учение Оригена об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказало сильное влияние на становление монашеской мистики IV-VI вв. Выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики. Вслед за греческими мыслителями считал мир как серию миров, созданных не одновременно, а последовательно друг за другом. Конец мира должен быть сходен с его началом, Христос воплотился в этом мире только один раз, и «его инкарнации суждено остаться уникальным не воспроизводимым событием». В учении Оригена впервые встречается термин «богочеловек». Ориген воспроизводит в высшую степень свободную волю людей на всех уровнях их существования»50. Он предпринял также попытку создать критический текст греческого перевода Библии (Септуагинты). «Ориген был умом наиболее философским и эрудитом из эрудитов античной церкви, «апологетом» христианства в точном смысле этого слова»51. |
185 |
Цельс. Римский писатель эпохи Аврелия, был автор полемического сочинения «Истинное слово» (ок. 178 г.), направленного против христиан, в котором он обвинил эту религию в нравственной интеллектуальной деградации,подвергнув ее всесторонней критике как враждебной римской культуре и традициям Рима. |
180-192
|
Коммод– римский император,утверждаетв качестве официальныхвосточные культу Изиды и Митры.
|