ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации
Основные этапы культуры Древнего Рима
III век Начало « языческого средневековья»
V век Ранний период европейского Средневековья 66
V-VII - Вестготское возрождение в Испании
Зарождение новой европейской литературы
Состав и программа епископских школ
Литература для самостоятельной работы
На базе епископских школ в XII-XIII веках во многих городах Европы возникают университеты. До XIII века изучению наук «квадрия» (арифметики, музыки, геометрии, астрономии) придавалось меньшее значение. При изучении арифметики использовалась примитивная счетная машина «абака»; в целом же умение счета, в это время, было ниже чем у учеников современной начальной школы Геометрия изучалась по трактату Герберта «Геометрия», в основе которого идущий от римской агрокультуры расчет площадей поверхности. Музыку, которую относили к математическим искусствам, преподавали, опираясь на различие в тональности звука-теории, идущее от Пифагора. Для ее изучения использовали ее изложение в трактате Боэция «О музыке». Ею пользовались и для установления тонов на средневековых инструментах (монокорде). Певчие и монахи не знали теории музыки и обучались путем упражнений. При этом использовались музыкальные нотации (пневмы), заимствованные у греков. Геометрия изучалась по трактату Герберта «Геометрия», в основе которого идущий от римской агрокультуры расчет площадей поверхности. Астрономия опиралась на античные представления о мироздании как единстве трех сфер. Герберт сконструировал модель мироздания из трех сфер с землей в центре. Астрономические представления о мироздании иллюстрировались примерами из античных источников94.
978-1054 |
Ярослав Мудрый – киевский князь. Возвышение Киевской Руси. |
960-1028 |
Гильберт (Фульберт) -ученик Герберта Орильякского.До 1003 обучался в Каталонии у арабских ученых, занимаясь астрономией, математикой и музыкой. В 972-982 преподавал в епископской школе Реймса. В 991 г. был архиепископом этого города. Знаток канонического права, математики, логики медицины. С 999 г. римский папа Сильвестр II. Основал школу схоластической философии при Шартрском соборе. С самого начала школа приобрела гуманитарно-энциклопедическое направление. Здесь он собирал библиотеку из переводов Аристотеля и сочинений арабских ученых по математике и естественным наукам. В период Возрождения XII века Шртрская школа стала одним из его главных центров. |
980 |
Витражи Реймского собора. |
983-1002 |
Оттон III– император Священной римской империи. Покинул Ахен и избрал местом жительства Рим. Получил греческое и римское образование. Ввел при своем дворе византийский этикет и считал, что в управлении империей возродил кодекс Юстиниана. В конце 1000 года был изгнан римлянами, объявившими его «саксонским тираном». На нем закончилось правление Оттоновской династии. |
980-1015 |
Владимир Святославович Красное Солнышко. С 969 г. князь в Новгороде. С 980 г. князь Киевский.Приглашенные им византийские мастера строят в Киеве храмы. Византийское духовенство создает школы. Положено начало летоисчислению. Широкое распространение получает жанр летописи, положившей начало стремительному развитию русской словесности в последующие два – XI и XII – века. Ввел на Руси христианство. |
988 |
Владимир женится на византийской принцессе и принимает крещение. |
990 |
Крещение Руси |
999 |
Оттон III инициирует избрание Герберта Орильякского папой под именем Сильвестра II и мнит себя при нем вторым Константином Великим. |
XI век
Франция. Продолжается быстрый рост городов. Монпелье, Марсель, Тулуза, Арль, Альби, Тарраскон превращаются в крупные торгово-ремесленные центры. Начинается борьба за самоуправление городов, против произвола и грабежа рыцарей. Северная Франция отстает от ее южной части в развитии.
980-1037 |
Авиценна (Ибн Сина) – арабский мыслитель, врач, один из величайших философов Средневековья.Автор «Канона врачебной науки» («Канон медицины») – энциклопедического сочинения, в котором опыт античной медицины осмыслен и переработан в соответствии с достижениями арабской медицины. |
995-1050 |
Гвидо ди Ареццо – монах.Дал имена музыкальным гаммам, которые используются до настоящего времени. Они были первыми слогами каждой из семи строк гимна, посвященного святому Иоанну (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). |
1010 |
Медицинская школа в Салерно. |
1018-1096 |
Михаил Пселл-византийский философ, историк, писатель-энциклопетист и государственный деятель. |
1015 |
Убийство в междоусобной борьбе за киевский престол князем Святополком своих братьев Бориса и Глеба. |
1019 |
Утверждение на Киевском престоле Ярослава (Мудрого). |
1025 |
«Руодлиб» - первый рыцарский роман на латинском языке. |
Распространение образования на Руси. |
|
1030 |
Открытие Владимиром Ярославичем в Новгороде школ для детей, старост и духовных лиц, в которой обучается 300 человек. |
978-1054 |
Ярослав Мудрый – великий князь киевский. Интенсивное строительство в Киеве (Софийский собор, Золотые ворота).Возникновение монашества и монастырей (Печерский. Св. Георгия, Св. Ирины идр.). В них ведется летописание, создаются сочинения политического характера. Ярослав начал составление «Русской правды» - свода законов. Поставил первого русского митрополита Иллариона. Способствовал распространению образованности на Руси. Появление начальных школ, где обучают письму, счету, основам христианской веры, и школ высшего типа, где готовились кадры для государственной и церковной деятельности. В этих школах изучались помимо богословия науки «тривия» (философия, риторика, грамматика). В преподавании использовались произведения античных авторов, географические и естественнонаучные сочинения. (Такая школа была создана при Киево-Печерском монастыре в 1051 г.) Ярослав способствовал укреплению автономии православной церкви. Благодаря ему впервые был избран русским духовенством патриарх Киевский Илларион (до этого назначался Константинополем.) |
30-40-егг. |
Илларион – священник, позднее первый русский митрополит в Киеве (был избран, благодаря Ярославу Мудрому, духовенством, а не назначен константинопольским патриархом). Автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших памятников древнерусской литературы.В этом сочинении он противопоставилидее политической и идейной гегемонии Византии в христианском мире идею равноправия всех христианских народов, а всемирную историю истолковал как процесс постепенного приобщения к христианству разных народов. |
1037 |
По поручению Ярослава многочисленным писцам поручается перевод и переписка книг, составивших первую библиотеку на Руси в храме св. Софии (заложен в этом же году). |
1054 -1125 |
Владимир Всеволодович Мономах. С 1074 князь Черниговский. С 1113 великий князь Киевский.Период правления Мономаха – время возвышения Киевской Руси, укрепление ее могущества и авторитета. Внук Ярослава Мудрого и византийского императора Мономаха. Автор «Устава» и «Поучения» - литературных памятников Древней Руси. |
1050 |
Строительство в Новогородском Кремле его древнейшего Софийского собора. |
1045-1099 |
Сид Компеадор (Родриго Диас де Бивар) –кастильский рыцарь, нац. герой Испании эпохи Реконкисты, освободитель Валенсии. Прославлен в эпической поэме «Песнь о моем Сиде». |
1950 |
В Зап. Европе становится известен «Кодекс Юстиниана» (до этого использовался «Кодекс Феодосия»). |
1050-1120 |
Иоанн Расцелин – франц. философ и теолог, основатель средневекового номинализма.95Отрицал реальное существование универсалий (общих понятий). Считал, что существуют лишь единичные вещи. Универсалии – это имена вещей, они существуют только как «звуки голоса». Был учителем Абеляра. |
1051 |
Основание Антонием Печерским (983-1073) первого на Руси мужского Киево-Печерского монастыря–в XI-XIX вв. крупного религиозного и культурного центра, где велись летописи, имелась типография, иконописная мастерская и школа. |
1054 |
Разделение (схизма) христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). |
1057 |
«Остромирово евангелие» написано в Новгороде дьяком Григорием для посадника Остромира. Древнейший изсохранившихся письменных памятников Древней Руси. |
Составление в 40-70-х годах века древнейших летописных сводов в Киеве и Новгороде (не сохранились)96. |
|
1057 |
Введение на Руси первого монастырского устава, т.н. «Студийского устава», игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским, одним из его основателей. |
1073, 1076 |
«Изборники»князя Святослава Ярославовича. |
Во второй половине века налаживается на Руси производстворукописных книг. |
|
60-90 гг. |
Строительство соборов романского стиля во многих городах Европы(их строительство, продолжавшееся длительное время, постепенно дополняется сначала элементамиготики,а позднее они приобретают, преимущественно,готический характер.) |
1064 |
Основание университетав Парме. |
1065 |
Основание высшей школы в Багдаде – центре арабской культуры и науки. |
1065 |
«Песнь о Роланде» - французский героический эпос.
Появление в Англии шпильманов - бродячих музыкантов и циркачей; не церковные, а мажорные, мелодии. |
1068-1121 |
Гийом де Шампо -французскийфилософ-мистик, представитель раннего реализма,епископ. Друг Бернарда Клервосского и противник Абеляра. Основал богословскую школу при монастыре Сен-Виктора в Париже, ставшую важным центром мистической теологии. Представители этой школы знали Аристотеля по арабским источникам, явившись в этом отношении предшественниками схоластики. Использовали труды античных мыслителей, в частности «Тимей» Платона для обоснования принципов средневекового «реализма», а также считали себя последователями Демокрита и Эпикура и возродили идеи античного атомизма. Так, например, философ-схоласт, Гильом из Конша, являвшийся членом этой школы, по утверждению Иоанна Сольсберийского, заменил религиозное учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах. Расцвет этой школы был связан с деятельностью Гуго Сен-Викторского и Ришара Сен- Викторского. |
1070 |
Основание рыцарского ордена иоаннитов (госпитальеров). |
1073 |
«Изборник» Святослава Ярославича(одна из древнейших русских рукописных книг). |
1084 |
Школа правоведенияв Болонье. |
Технические достижения |
|
1088 |
Ветряные мельницы в Европе. Ножной ткацкий станок. Использование тяжелого плуга. Распространение компаса. Вращающийся штурвал. |
1095 |
Чума в Европе |
1097 |
Начало раздробления Киевской Руси |
1098 |
Собор Сан Марко в Венеции. |
1096-99 |
1-й Крестовый поход |
1099 |
Завоевание Иерусалима крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского. Создание Иерусалимского королевства. |
Конец XI в. |
Радульф Арденскийв своем сочинении “Spekulum universale” впервые в Средние века разделяет знания на четыре группы и классифицирует при этом (по аналогии с семью свободными искусствами») семь «механических искусств»: 1) victuaria – (сельское хозяйство, рыбная ловля и др.) 2) lanifikaria – ткачество; 3) archtectoria – архитектура (подразделяющаяся на cementaria – каменных дел мастерство, carpentaria – деревянное строительство; fabrile – ремесленные работы; maleatoria – стенная роспись, fusoria – литье, excsklusoria – скульптурные работы; 4) sufragatoria – вспомогательные средства – инструменты для работ, средства передвижения и т. п. 5) medecinaria – медицина; 6) negotiatoria – торговля; 7) patroginaria – военное дело. В XII веке Гуго Сен- Викторский даст их развернутую хактеристику. Ириней – правовед из Болоньи окончательно восстанавливает в целостности «Кодекс Юстиниана»(Corpus Juris Civils),он был канонической основой всех правовых систем европейских государств вплоть до XVIII века.
|
XII век
Франция –формирование единого государства. Завоевание юга Франции северофранцузскими феодалами. Укрепление королевской власти. Развитие строительства общественных зданий в городах: соборов, ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже, на Руси – в Новгороде).
Распад Киевской Руси.Развитие строительства общественных зданий в городах: ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже и Новгороде).
Ренессанс XII века.
При сохранении в этом веке «полной погруженности в веру», в теологии, литературе, праве, искусстве этого периода намечаются новые тенденции, получившие в науке о культуре обозначение «Ренессанса XII века». К ним относятся:
1. Стремление религиозного сознания на проникновение в мирскую жизнь при сохранении своего доминирующего влияния. Достаточно отчетливое обозначение в теологии схоластические тенденции,связанные со стремлениемлогического обоснования бытия Бога и построению на этой основе стройной и всеохватывающей религиозно-символической системы мироздания, которые найдут свое наиболее полное выражение в знаменитых «Суммах» теологии второй половиныXII–XIIIвеков, а также с появлением в учениях ряда христианских мыслителейэлементов ограниченного гуманизма(Пьер Абеляр, Бернан Шартрский, Иоанн Сольсберийский), выражавшихся в обостренном интересе к человеческим чувствам и переживаниям и в любви к античному миру, которая нашла отражение в знаменитом рассуждении Бернара Шартрского о себе, по сравнению с древними, как о «карлике стоящем на плечах великана», в глубокой убежденности в том, что в обоснование тех или иных богословских истин должны быть положены трудыавторитетов. В этом веке создаются единые своды сочинений античных авторов из переводов с греческого (греческий язык не был распространен, его мало кто знал) и арабского (арабский Восток в этот период был одним из центров, где сохранялось античное знание, труды античных философов и ученых Аристотеля, Плотина, Эвклида, Гиппократа и др.)
2. Возвышение парижской схоластической школы. Разграничение теологии и канонического права и возрождение правовой учености (Грациан, ученик Абеляра).
3. Возникновение новой литературы на национальных языках.Параллельное развитие традиционной латинской литературой: различных форм национального эпоса («жесты»)97. Рыцарского романа и «куртуазной поэзии». Расцвет лирической поэзии на латинском языке и одновременно широкое распространение лирической поэзии на национальных языках (трубадуров, труверов, миннезингеров).