Файл: 4_Историческая динамика европейской культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На базе епископских школ в XII-XIII веках во многих городах Европы возникают университеты. До XIII века изучению наук «квадрия» (арифметики, музыки, геометрии, астрономии) придавалось меньшее значение. При изучении арифметики использовалась примитивная счетная машина «абака»; в целом же умение счета, в это время, было ниже чем у учеников современной начальной школы Геометрия изучалась по трактату Герберта «Геометрия», в основе которого идущий от римской агрокультуры расчет площадей поверхности. Музыку, которую относили к математическим искусствам, преподавали, опираясь на различие в тональности звука-теории, идущее от Пифагора. Для ее изучения использовали ее изложение в трактате Боэция «О музыке». Ею пользовались и для установления тонов на средневековых инструментах (монокорде). Певчие и монахи не знали теории музыки и обучались путем упражнений. При этом использовались музыкальные нотации (пневмы), заимствованные у греков. Геометрия изучалась по трактату Герберта «Геометрия», в основе которого идущий от римской агрокультуры расчет площадей поверхности. Астрономия опиралась на античные представления о мироздании как единстве трех сфер. Герберт сконструировал модель мироздания из трех сфер с землей в центре. Астрономические представления о мироздании иллюстрировались примерами из античных источников94.

978-1054

Ярослав Мудрый – киевский князь. Возвышение Киевской Руси.

960-1028

Гильберт (Фульберт) -ученик Герберта Орильякского.До 1003 обучался в Каталонии у арабских ученых, занимаясь астрономией, математикой и музыкой. В 972-982 преподавал в епископской школе Реймса. В 991 г. был архиепископом этого города. Знаток канонического права, математики, логики медицины. С 999 г. римский папа Сильвестр II. Основал школу схоластической философии при Шартрском соборе. С самого начала школа приобрела гуманитарно-энциклопедическое направление. Здесь он собирал библиотеку из переводов Аристотеля и сочинений арабских ученых по математике и естественным наукам. В период Возрождения XII века Шртрская школа стала одним из его главных центров.

980

Витражи Реймского собора.

983-1002

Оттон III– император Священной римской империи. Покинул Ахен и избрал местом жительства Рим. Получил греческое и римское образование. Ввел при своем дворе византийский этикет и считал, что в управлении империей возродил кодекс Юстиниана. В конце 1000 года был изгнан римлянами, объявившими его «саксонским тираном». На нем закончилось правление Оттоновской династии.

980-1015

Владимир Святославович Красное Солнышко. С 969 г. князь в Новгороде. С 980 г. князь Киевский.Приглашенные им византийские мастера строят в Киеве храмы. Византийское духовенство создает школы. Положено начало летоисчислению. Широкое распространение получает жанр летописи, положившей начало стремительному развитию русской словесности в последующие два – XI и XII – века. Ввел на Руси христианство.

988

Владимир женится на византийской принцессе и принимает крещение.

990

Крещение Руси

999

Оттон III инициирует избрание Герберта Орильякского папой под именем Сильвестра II и мнит себя при нем вторым Константином Великим.



XI век

Франция. Продолжается быстрый рост городов. Монпелье, Марсель, Тулуза, Арль, Альби, Тарраскон превращаются в крупные торгово-ремесленные центры. Начинается борьба за самоуправление городов, против произвола и грабежа рыцарей. Северная Франция отстает от ее южной части в развитии.

980-1037

Авиценна (Ибн Сина) – арабский мыслитель, врач, один из величайших философов Средневековья.Автор «Канона врачебной науки» («Канон медицины») – энциклопедического сочинения, в котором опыт античной медицины осмыслен и переработан в соответствии с достижениями арабской медицины.

995-1050

Гвидо ди Ареццо – монах.Дал имена музыкальным гаммам, которые используются до настоящего времени. Они были первыми слогами каждой из семи строк гимна, посвященного святому Иоанну (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

1010

Медицинская школа в Салерно.

1018-1096

Михаил Пселл-византийский философ, историк, писатель-энциклопетист и государственный деятель.

1015

Убийство в междоусобной борьбе за киевский престол князем Святополком своих братьев Бориса и Глеба.

1019

Утверждение на Киевском престоле Ярослава (Мудрого).

1025

«Руодлиб» - первый рыцарский роман на латинском языке.

Распространение образования на Руси.

1030

Открытие Владимиром Ярославичем в Новгороде школ для детей, старост и духовных лиц, в которой обучается 300 человек.

978-1054

Ярослав Мудрыйвеликий князь киевский. Интенсивное строительство в Киеве (Софийский собор, Золотые ворота).Возникновение монашества и монастырей (Печерский. Св. Георгия, Св. Ирины идр.). В них ведется летописание, создаются сочинения политического характера. Ярослав начал составление «Русской правды» - свода законов. Поставил первого русского митрополита Иллариона. Способствовал распространению образованности на Руси. Появление начальных школ, где обучают письму, счету, основам христианской веры, и школ высшего типа, где готовились кадры для государственной и церковной деятельности. В этих школах изучались помимо богословия науки «тривия» (философия, риторика, грамматика). В преподавании использовались произведения античных авторов, географические и естественнонаучные сочинения. (Такая школа была создана при Киево-Печерском монастыре в 1051 г.) Ярослав способствовал укреплению автономии православной церкви. Благодаря ему впервые был избран русским духовенством патриарх Киевский Илларион (до этого назначался Константинополем.)

30-40-егг.

Илларион – священник, позднее первый русский митрополит в Киеве (был избран, благодаря Ярославу Мудрому, духовенством, а не назначен константинопольским патриархом). Автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших памятников древнерусской литературы.В этом сочинении он противопоставилидее политической и идейной гегемонии Византии в христианском мире идею равноправия всех христианских народов, а всемирную историю истолковал как процесс постепенного приобщения к христианству разных народов.

1037

По поручению Ярослава многочисленным писцам поручается перевод и переписка книг, составивших первую библиотеку на Руси в храме св. Софии (заложен в этом же году).

1054 -1125

Владимир Всеволодович Мономах. С 1074 князь Черниговский. С 1113 великий князь Киевский.Период правления Мономаха – время возвышения Киевской Руси, укрепление ее могущества и авторитета. Внук Ярослава Мудрого и византийского императора Мономаха. Автор «Устава» и «Поучения» - литературных памятников Древней Руси.

1050

Строительство в Новогородском Кремле его древнейшего Софийского собора.

1045-1099

Сид Компеадор (Родриго Диас де Бивар) –кастильский рыцарь, нац. герой Испании эпохи Реконкисты, освободитель Валенсии. Прославлен в эпической поэме «Песнь о моем Сиде».

1950

В Зап. Европе становится известен «Кодекс Юстиниана» (до этого использовался «Кодекс Феодосия»).

1050-1120

Иоанн Расцелин – франц. философ и теолог, основатель средневекового номинализма.95Отрицал реальное существование универсалий (общих понятий). Считал, что существуют лишь единичные вещи. Универсалии – это имена вещей, они существуют только как «звуки голоса». Был учителем Абеляра.

1051

Основание Антонием Печерским (983-1073) первого на Руси мужского Киево-Печерского монастыря–в XI-XIX вв. крупного религиозного и культурного центра, где велись летописи, имелась типография, иконописная мастерская и школа.

1054

Разделение (схизма) христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую).

1057

«Остромирово евангелие» написано в Новгороде дьяком Григорием для посадника Остромира. Древнейший изсохранившихся письменных памятников Древней Руси.

Составление в 40-70-х годах века древнейших летописных сводов в Киеве и Новгороде (не сохранились)96.

1057

Введение на Руси первого монастырского устава, т.н. «Студийского устава», игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием Печерским, одним из его основателей.

1073, 1076

«Изборники»князя Святослава Ярославовича.

Во второй половине века налаживается на Руси производстворукописных книг.

60-90 гг.

Строительство соборов романского стиля во многих городах Европы(их строительство, продолжавшееся длительное время, постепенно дополняется сначала элементамиготики,а позднее они приобретают, преимущественно,готический характер.)

1064

Основание университетав Парме.

1065

Основание высшей школы в Багдаде – центре арабской культуры и науки.

1065

«Песнь о Роланде» - французский героический эпос.

Появление в Англии шпильманов - бродячих музыкантов и циркачей; не церковные, а мажорные, мелодии.

1068-1121

Гийом де Шампо -французскийфилософ-мистик,

представитель раннего реализма,епископ. Друг Бернарда

Клервосского и противник Абеляра. Основал богословскую школу при монастыре Сен-Виктора в Париже, ставшую важным центром мистической теологии. Представители этой школы знали Аристотеля по арабским источникам, явившись в этом отношении предшественниками схоластики. Использовали труды античных мыслителей, в частности «Тимей» Платона для обоснования принципов средневекового «реализма», а также считали себя последователями Демокрита и Эпикура и возродили идеи античного атомизма. Так, например, философ-схоласт, Гильом из Конша, являвшийся членом этой школы, по утверждению Иоанна Сольсберийского, заменил религиозное учение о сотворении мира учением Демокрита об атомах. Расцвет этой школы был связан с деятельностью Гуго Сен-Викторского и Ришара Сен- Викторского.

1070

Основание рыцарского ордена иоаннитов (госпитальеров).

1073

«Изборник» Святослава Ярославича(одна из древнейших русских рукописных книг).

1084

Школа правоведенияв Болонье.

Технические достижения

1088

Ветряные мельницы в Европе. Ножной ткацкий станок. Использование тяжелого плуга. Распространение компаса. Вращающийся штурвал.

1095

Чума в Европе

1097

Начало раздробления Киевской Руси

1098

Собор Сан Марко в Венеции.

1096-99

1-й Крестовый поход

1099

Завоевание Иерусалима крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского. Создание Иерусалимского королевства.

Конец XI в.

Радульф Арденскийв своем сочинении “Spekulum universale” впервые в Средние века разделяет знания на четыре группы и классифицирует при этом (по аналогии с семью свободными искусствами») семь «механических искусств»: 1) victuaria – (сельское хозяйство, рыбная ловля и др.) 2) lanifikaria – ткачество; 3) archtectoria – архитектура (подразделяющаяся на cementaria – каменных дел мастерство, carpentaria – деревянное строительство; fabrile – ремесленные работы; maleatoria – стенная роспись, fusoria – литье, excsklusoria – скульптурные работы; 4) sufragatoria – вспомогательные средства – инструменты для работ, средства передвижения и т. п. 5) medecinaria – медицина; 6) negotiatoria – торговля; 7) patroginaria – военное дело. В XII веке Гуго Сен- Викторский даст их развернутую хактеристику.

Ириней – правовед из Болоньи окончательно восстанавливает в целостности «Кодекс Юстиниана»(Corpus Juris Civils),он был канонической основой всех правовых систем европейских государств вплоть до XVIII века.



XII век

Франция –формирование единого государства. Завоевание юга Франции северофранцузскими феодалами. Укрепление королевской власти. Развитие строительства общественных зданий в городах: соборов, ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже, на Руси – в Новгороде).

Распад Киевской Руси.Развитие строительства общественных зданий в городах: ратуш, рынков, больниц, складов, строительство мостовых (в Париже и Новгороде).

Ренессанс XII века.

При сохранении в этом веке «полной погруженности в веру», в теологии, литературе, праве, искусстве этого периода намечаются новые тенденции, получившие в науке о культуре обозначение «Ренессанса XII века». К ним относятся:

1. Стремление религиозного сознания на проникновение в мирскую жизнь при сохранении своего доминирующего влияния. Достаточно отчетливое обозначение в теологии схоластические тенденции,связанные со стремлениемлогического обоснования бытия Бога и построению на этой основе стройной и всеохватывающей религиозно-символической системы мироздания, которые найдут свое наиболее полное выражение в знаменитых «Суммах» теологии второй половиныXII–XIIIвеков, а также с появлением в учениях ряда христианских мыслителейэлементов ограниченного гуманизма(Пьер Абеляр, Бернан Шартрский, Иоанн Сольсберийский), выражавшихся в обостренном интересе к человеческим чувствам и переживаниям и в любви к античному миру, которая нашла отражение в знаменитом рассуждении Бернара Шартрского о себе, по сравнению с древними, как о «карлике стоящем на плечах великана», в глубокой убежденности в том, что в обоснование тех или иных богословских истин должны быть положены трудыавторитетов. В этом веке создаются единые своды сочинений античных авторов из переводов с греческого (греческий язык не был распространен, его мало кто знал) и арабского (арабский Восток в этот период был одним из центров, где сохранялось античное знание, труды античных философов и ученых Аристотеля, Плотина, Эвклида, Гиппократа и др.)

2. Возвышение парижской схоластической школы. Разграничение теологии и канонического права и возрождение правовой учености (Грациан, ученик Абеляра).

3. Возникновение новой литературы на национальных языках.Параллельное развитие традиционной латинской литературой: различных форм национального эпоса («жесты»)97. Рыцарского романа и «куртуазной поэзии». Расцвет лирической поэзии на латинском языке и одновременно широкое распространение лирической поэзии на национальных языках (трубадуров, труверов, миннезингеров).