Файл: 4_Историческая динамика европейской культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.09.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Быть может ,ты хотел чтоб я возненавидел жизнь,

Бежал в пустыню оттого лишь ,что воплотил не все

свои мечты? Вот я - гляди! Я создаю людей,леплю

их по своему подобью Чтобы они, как я , умели

страдать, и плакать, и радоваться , наслаждаясь жизнью

и презирать ничтожество свое, подобно мне!

Х

VIII-VI

ХI-

-VIIIвек

до н. э.

776

VI- IV

Архаика

Формирование олимпийской мифологии

Протополисы

Гомеровы времена

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» -первый опыт культурной рефлексии античной мифологии

Поэмы Гесиода: «Теогония» Оформление олимпийской мифологии«Труды и дни».

Первая форма эллинской культуры

«земледельческая пайдейя»

Первая Олимпиада

«Аристократическая пайдейя». АГОН

Становление и расцвет греческих полисов

Формирование античного идеала(калокагатии)

600

Алкей и Сапфо с Лесбосаоснователи античной лирической поэзии

626-546

Фалес из Милета–основатель натурфилософии

580-500

Пифагор из Самоса –философ, математик и геометр. Создавший математически обоснованную модель мирового космоса и разработавший на ее основе систему достижения человеком высшей стадии совершенства человека, благодаря которому он уподобляется космосу(божеству). Первое практическое использование ее было осуществлено в созданной им общине-школе.В историю античной культуры П. вошел под именем «первого воспитателя греков». Опыт его культурно-воспитательной деятельности после закрытия пифагорейской школы в IVв.до н э нашел отражение в знаменитых «Пифагореских золотых стихах» и описан в э.работахДиогена Лаэртского,Порфирия и Ямвлиха и стал вI в до н .э. образцом для основателя эллинистического христианского мистицизма греческого философа-пифагорейца Апполония Тианского

556-468

Симонид Кеосский,эпический поэт, автор дорических хоров, застольных песен, эпиграмм прославлявших победителей спортивных состязаний и героев греко-персидских войн

540-480

Гераклит из Эфеса - натурфилософ. основатель диалектики

530

Начало аттической краснофигурной живописи

525-456

Эсхил –великий драматург

518-442

Пиндар- эпический поэт

682

Афины:конец монархии

570-478

Анакреонт-лирический поэт

594-593

Реформы Солона

550-460

Эпихарм создатель древней аттической комедии –пародий на древнегреческий героический эпос

508

Демократические реформы Клисфена в Афинах

500-432

Фидий – великий скульптор

496-406

Софокл - великий драматург

475

Мирон-скульптор (“Дискобол”, ”Афина и Марсий”

475

Фриних, афинский трагик, один из зачинателей классической греческой трагедии, первым использовавший в своей трагедии “Финикиянки” современную тему

485-406

Эврипид –великий драматург

484-425

Геродот-“отец истории”. первый греческий историк

481-410

Протагор из Абдерфилософ наиболее значительный представитель школы софистов. С его именем связано начало эпохи т.н. «Греческого Просвещения». Автор знаменитого тезиса: «Человек есть мера всех вещей; существующих в том, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют». Признанный «отец риторики»-искусства слова. ,второго по значимости, института античной культуры

480-380

Горгий- философ софист. Один из основателей, наряду с Протагором риторики-«искусства слова»

5 век

(середина)

Полигнот живописец, скульптор

465

Храм Зевса в Олимпии

461

Приход в Афинах к власти Перикла

460

Фидий “Афина Промахос(Афины)

460-400

Фукидид-историк

460- 360

Демокрит- философ, основатель атомизма

460-370

Гиппократ из Коса-врач, основатель научной медицины; философ -создатель т.н. «медицинской пайдейи»,одной из систем воспитания «калокаготийного человека»

450

Филолай из Кротона«Пфагорейская космология»

469-399

Сократ- выдающийся философ, учитель Платона создатель учения о т. н. «политической пайдейи»,сыгравшей важную роль в формировании т.н. «великой пайдейи»- античной системы воспитания совершенного человека и образцового гражданина.

450

Фидий “Зевс Олимпийский

Мирон-р «Афина и Марсий

448-388

Аристофан комедиограф

447-438

Иктин,Поликрат,ФидийПарфенон в Афинах

440

Поликлет-скульртор. “Дорифор

438

Фидий “Афина Парфенос

436-338

Исократ, афинский оратор,создатель первой греческой риторической школы в Афинах

435

Храм Аполлона в Дельфах

431

Начало Пелопонесской войны

430

Фидий “Раненая амазонка”

430-355

Ксенофонт,историк, философ, автор “Воспоминаний о Сократе” и знаменитого трактата «Домострой»

429

Смерть Перикла

427 –347

П латон–величайший философ Греции. Практически во всех диалогах Платона центральное место занимают проблемы культуры. . Особо значимы в этом отношении диалоги Платона «Протагор», Менон», «Кратил», .В них в контексте культуры рассматриваются миф, закон, знание, добродетель Опираясь на учение Сократа о «политической пайдейе» Платон в диалогах «Законы» и «Государство» разрабатывает универсальную систему воспитания совершенного(«калокаготийного») человека и образцового гражданина т.н «Великую пайдейю». в которой, греческая парадигма культуры нашла свое наиболее законченное ,классическое воплощение Идеи Платона, сыграли огромную роль в формировании европейской культурной традиции. К ним обращались создатели христианской культуры, идеологи итальянского Ренессанса .Некоторые из них даже видели в Платоне «христианина до христианства» опираясь на его рассуждение во второй главе диалога “Государство” в ,котором содержится образ праведника, который несмотря на бичевание, пытки и саму смерть на колу остается верен справедливости и истине: Только способность на такой поступок отличают «простого и благородного человека» от человека несправедливого, даже тогда. когда он стремится на словах казаться таким. Свое рассуждение Платон завершается словами цитатой из трагедии Эсхила «Семеро против Фив»: “Свой ум взрастил он бороздой глубокою, произрастают где решения мудрые (361е-362а).,подкрепляя тем самым свою мысль, что истинная мудрость состоит в единстве правильных слов и благородных поступков в готовности жертвовать всем во имя истины и справедливости. В этом образе платоновского «праведника христианские мыслители видели предвидение пришествия Христа. его жертвы во имя наставления человека на путь справедливости ,

мудрости и обновления

420

Поликлет “Диадумен”

420-335

Скопас греческий скульптор и архитектор

404

Тирания “тридцати” в Афинах

387

Платон основывает Академию

З84-322

Аристотель-великий греческий философ и основатель европейской науки .Автор трактатов : по философии:

трактатов.по«Метафизика»,«Физика ,«О небе», О возникновении , сохранении и уничтожении»); логике« «Органон»; психологии:«О душе»; этике «Этика Никомаха»;

, «Большая об искусств («Поэтика») ,риторике «Риторика»; о истории: « Афинская полития»,:естественно-научных работ, «Метеорологика», «О частях «О частях животных», «История животных»,.«О происхождении животных») Являясь учеником и продолжателем дела Платона, Аристотель вносит существенные коррективы ,как в его философскую концепцию так и в классический сократовский - платоновский вариант созданной им пайдейи , выступая при этом, предшественником новой эллинистической культурной эпохи античного мира

Наи Наиболее существенными нововведениями Аристотеля были:

1. Прот 1. Противопоставление платоновской установке ,в философии,на обобщение, синтез ,конструирование при использовании ,по преимуществу, эстетической методологии ,иную ,опиравшуюся главным образом на анализ, детализацию и описание при приоритетном использовании конкретного знания

2 Стре 2. Стремление придать пайдейе характер научно-обоснованной системы - сочетание традиционных форм воспитания и образования, основанного на изучении не только дисциплин философского цикла (грамматики, диалектики , риторики),но и наук о природе(физика) ,обществе(политика) и человеке(этика).. Особую роль в организации этой системы знания Аристотель отводил логике, понимаемой как культура разума.

3. Пр 3. Противопоставление платоновскому пониманию космоса, как «эйдоса эйдосов», представление о нем как о предметном объекте. представляющем в своей гармонии и пластической скульптурности , разумно-организованную и прекрасную картину мира, созданную мировым Умом(Нусом)

Вт 4. В трактате «Политика», в отличие от Платона ,в центре внимания А.не моделирование идеального государства,, а описание сообщества людей существующего « по природе» человека. Человека он

. Чело характеризует ,при этом, как политическое животное ( («soon рolitikon»)..

5 5.Отлично от Платона. у А. и представление о добродетельном (совершенном) человеке.Человек не по своей природе, а по своей воле бывает добродетельным или порочным и по этому несет личную ответственность за все свои действия и их результаты. «Добродетель это наилучшее состояние». Основных добродетелей три: мыслительная, она достигается преимущественно обучением и нуждается в долгом упражнении и способствует развитию ума. Нравственная добродетель есть способность поступать наилучшим образом. .Высшая добродетель- середины- она находится между бессилием страстей и их избытком и поэтому является не чем иным, как «наилучшим состоянием».

6.В Все аспекты пайдейи Аристотель рассматривает в контексте своего учения о мировом Уме ,что придает его теории воспитания рационалистический характер. ВВсе аспекты культуры рассматриваются в контексте его учения о Мировом уме ,что придает его концепции рационалистический оттенок В трактовке проблем воспитания точка зрения Аристотеля отлична, как от Платона, в которой доминирующая роль придавалась философии и диалектике, так и от Исократа, отводившего в воспитании главную роль риторике.. Аристотель утверждал .хотя знание «теории чисел Платона и риторики необходимы не мене важно и знание «свободных искусств»(наук), опирающихся на данные чувств и разума» таких как физика этика и логика ,но только при условии ,что они «осуществляются бескорыстно»,. «.. в некотором отношении есть общее знание, а в некотором- нет».пишет Аристотель.3Соответственно этому разделению знания Аристотель различает людей «частично образованных и «универсально образованных». Человек «просто образованный» сведущь лишь в определенной области, «универсально образованный» человек, способен самостоятельно судить о любых вещах, пишет философ в своем тракате «О частях животных». Общей же чертой «образованности» является способность судить надлежащим образом о том, что хорошо и что плохо в изложении. Для этого человек должен знать определенное число понятий и владеть методом доказательств(т.е логикой. Аристотель, тем самым, « разводит» понятия «знание»( «эпистеме»)и «общее образование»(« энциклопедическая пайдейя»), а затем подразделяет «частное образование»(основанное на знании в определенной области) и общее образование(«универсальное»).4Но и «всесторонняя мудрость» не одинакова. Она может проявляется на разных уровнях в зависимости от глубины знания и способности ей обучаться.«Мудрость-знание неких причин и закономерностей»,,утверждает Аристотель в своем в своем осн основном философском труде «Метафизика».Только философ ,обладающий мудростью, в состоянии знать, что бы то ни было ,т. к. он обладает знанием высших принципов т.е причинно-следственных связей Г.П.). Тот же кто не изучил этой «первой философии» навсегда останется только «образованным»,а не «знающим» человеком в полном смысле этого слова .В этом замечательном по своей прозорливости суждении Аристотеля содержится та программа формирования образования, которое определит общую направленность развитие европейской культуры вплоть до начала современной эпохи, как «культуры разума».

7. Проблемам культуры посвящены многие страницы и целые разделы важнейших сочинений Аристотеля- трактатов «Метафизика», «Политика» , «Риторика», «Никомахова этика», «Большая этика» Если у Платона в основ его представления о культурном образце лежит , принцип космического моделирования, то у Аристотеля он заменен рационалистическим принципом., который является общим для организации как макро так и микро космоса .Мир природы и, считает Аристотель является продуктом творческой деятельности Ума, создающего мир, как прекрасное произведение искусства в которой все сущее объединено в единое целое причинно-следственной связью, которую Аристотель характеризует с помощью категорий покоя и движения, пространства и времени.. Воплощением мирового Ума в государстве является закон и право. Аристотеля интересует,в отличие от Платона, не идеальное, а реальное государство, которое возникает и организуется «по природе человека, являющегося существом политическим» «soon politikon»( «Политика» 125 а,9,5) В нем властвуют закон и право, которые необходимы каждому человеку…т. к . во всех людей природа вселила стремление к государственному общению».Дела государственные- политика, экономика, право этика, образование рассматриваются Аристотелем ,как области культурной деятельности и характеризуются им ,как важнейшие элементы его политической . пайдейи. Вместе с тем ,Аристотель вслед за Платоном, подчеркивает, что при всем том, что забота о теле должна предшествовать заботе о душеприоритетную роль имеет совершенствованиедуховных качеств.Не отрицая сохранения. древней традиции « арете»,Аристотель считает:: «…после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела- воспитанию уши.»5

С Аристетелем не только завершается классический период Греческого мира,но обозначается и новый завершающий этап развития эллинской культуры. Важнейшим достижением ,которого было создание «культуры HUMANITAS»

375

Ксенофонт“Домострой” (Следуя традиции Гесиода дает в этом сочинении развернутую харак-

Теристит теристику т.н. «земледельческой пайдейи”)

351

Демосфен – выдающийся греческий оратор

(«1Филиппика»)

365-347

Аристотель в Академии

347

Смерть Платона

338-314

Ксенофонт во главе Академии

335

Аристотельосновывает Ликей

330

Театр Дионисия в Афинах

335-325

Лисипп - скульптор (акме)

325

Аппелеса – живописец (акме)

322

Смерть Аристотеля

306

Эпикур (341-271)–философ Основывает в Афинах философскую школу «Сад»

305

Эвгемер - историк. В книге«Священная запись» отождествляет историю и мифологию утверждая, что боги это лучшие люди первобытного времени, обожествленные последующими поколениями.

301

Зенон (336-262)-философ, основатель стоицизма.В Стое (портик в Афинах) излагает учение стоицизма, утверждавшее идею:«Все люди – граждане мира. Мир един для всех»

300

Акме Эвклида . Трактаты «Оптика»(закон отражения).

«Начала» в 15 кн. (систематическое изложение основных разделов доэвклидовой математики)

290

Мусейон и Библиотека в Александрии

287-212

Архимедгр. физик и математик

287-372

Теофраст из Эфесагреческий философ и ученый,ученик Аристотеля, крупнейший представитель

перепатетической школы, глава Ликея, считался самым разносторонним ученым античности. Автор работ по философии, религии, риторике, поэтике, музыке, искусствоведению.

250

Первый перевод Библии (греч.) Септуагинта

359-336

Филипп II –царь Македонии

343-336

Аристотель воспитательАлександра Великого

336-323

Царствование Александра Македонского

336-324

Начало эпохи эллинизма

146

Первое римское завоевание Греции


II.

РИМ

Рим возник, как один из земледельческо-пастушеских городов-государств на южной окраине этрусского мира и северной границе «Великой Греции». Римская цивилизация, история которой насчитывает 12 столетий, была создана так же точно, как и греческая на основе городской общины. Однако условия в которых происходило становление римской государственности, были весьма отличны от тех, в которых происходило формирование для греческих полисов. Главным из них было то, что для утверждения Рима, вначале в качестве самостоятельного города-государства, а позднее и городского центра объединяющей многие города и земли в качестве главного административного и культурного центра, Риму приходилось вести непрерывные оборонительные и завоевательные войны. Именно это обстоятельство сыграло доминирующую роль в формировании образ жизни римлян и государственной идеологии Рима .Система ценностей в, которой были зафиксированы результаты этого процесса, обозначавшаяся общим термином «римскость», стали той базовой основой, на которой сложилась римская культура в ,которой в отличии от культуры эллинов главную роль играли не е «любовь к мудрости»,а конкретное знание, не добродетель, .а закон, понимаемый, как право Рима властвовать повсюду, куда ступала нога римского легионера; не героизм- понимаемый, как личная доблесть как , а как воинский долг, солдата Рима. В процессе борьбы за римское господство, вначале на Апеннинах ,а затем. за подчинение власти Рима многочисленных государств эллинистического мира в различных районах Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы. римляне сталкивались с различными культурами. Многое они переняли от италийских племен ,аборигенного населения Италии (самнитов, умбров, фелисков)6Большое влияние на римскую культуру в период ее становления оказала культура этрусков- древнейшей мощной цивилизации господствовавшей в VIIв. до н. э7 в Италии на всей территории от Альп до Сицилии.8 Начиная с III в. до н. э доминирующее влияние на развитие римской культуры начинает оказывать культура античной Греции. В поздний период культура Рима испытала сильное влияние культур ближнего Востока ,которое было связано с распространением в Риме интереса к восточным культам и мистериям(Митры, Исиды, Тота и .др.) Какими бы сильным ни было влияние на римскую культур, тех или иных культурных традиций, исконная система ценностей, сформировавшаяся в процессе становления римской городской общины ( civitas),всегда оставалась


Ее главной базовой основой.

Мифология римлян, ставшая той почвой на, которой стала той «почвой» на которой формировалась римская культурная традиция в зарождения римской цивилизации в основном была заимствована у этрусков. В процессе обращения к греческой культуре в нее были включены и боги Греции. Большую роль в римской мифологии играли ЛАРЫ – боги домашнего очага.9

VIIIв. до н. э

753 г..-Основание Рима.Сохраняются родовые отношения.

300 родов образуют «народ Рима».


VI в. До н.Э.

. Царский период Древнего Рима

Этрусские цари Рима (Тарквиний древний, Сервий

Тулий, Тарквиний Гордый)

576 г.до н. э. -Расцвет культуры этрусков

VI в. До н.Э. Начало распада этрусской конфедерации

– конец .Изгнание Тарквиния Гордого (последнего этрусского)

царя )

Республиканский период истории Др. Рима

510

Дата основания римской республикии учреждения консульской власти

V век до н. э.

500

Начало римской экспансии в Италии

496

Победа римлян над латинами

494

Первая сецессия плебеев. Учреждение народного трибуна.

451

«ЗаконыXIIтаблиц»

474

Конец этрусского владычества в Компании

444

Учреждение военного трибуната с консульской властью

IV век до н.э.

390-387

Поход на Рим галлов. Поражение римлян.Захват Рима галлами ипожар Рима.

360-287

Закон о правах плебса в управлении республикой

Водопроводы Рима

312

первый «AkgaAppia»

272

второй- «AnioVetus»

144

третий («Марциев водопровод») Водопровод шел по массивным аркадам, часть которых сохранилась до наших дней

четвертый – «aqva Tepula»(«тепловатый»)

33

пятый -“akqa Iulia”(“водопровод Юлия”)

шестой -‘akqa Virgo”(“водопровод Девы”)

Строительство водопроводов продолжалось при Августе, Клавдии Трояне, Севере, всего было построено 11 водопроводов.

377

Сооружение стен Рима

360

Второе вторжение галлов

361

Третье вторжение галлов

320

Первые римские колонии в Южной Италии

329

Обустройство «Большого цирка»между Аветинским и Палатинским холмами в Риме Его основание приписывалось этрусским царям Тарквинию Древнему и ли Тарквинию Гордому. Главным событием цирковых игр были состязания колесниц, главными действующими лицами – возничие.

312

Начало строительства Аппиевой дороги

305

Акведук Аппия –305 г. до н. э.

III век до н. э.

295

Этруски окончательно подчинены Римом

264

Первые гладиаторские игры. Первоначально устраивались в качестве тризны.


Основные этапы культуры Древнего Рима

1. До 80-х годов до н. э. латинский язык считается «архаическим», соответственно этому не является «языком культуры».

2. С 80 по 30 годы до н. э. «классический период» римской культуры.

3. Век Августа – «Золотой век» римской культуры –Iв. до н. э. –Iв. н. э.

4.«Серебряный век» римской культуры – 14 – 117 гг. н. э.

Римское образование (процесс становления)

В старину обучение осуществлялось в семьях. В качестве учителя и воспитателя выступал отец обучавший сына считать и писать. Когда сын подрастал, отец знакомил его с правилами рационального ведения сельского хозяйства. Долгое время считалось, что такаясистема начального образования, позволяла сохранить верность старинным нравам, которые римляне и более позднего времени (например Цицерон) считали «предсказанием божества). Выдающийся полководец и создатель «кружка римских интеллектуалов – любителей греческой мудрости Сципион Африканский, по словам Цицерона, заявлял «что домашнему быту и домашним наставлениям он обязан больше чем книжному учению». Тем не менее в состоятельных семьях, для обучения детей часто приглашались греческие философы и художники.

Возникновение в Риме начальной школы. В V в. до н.э., по свидетельству римского историка Ливия, на римском форуме была начальная школа, а ко II в. до н. э, «Италия, по-видимому, была усеяна школами; открыть школу мог любой: официального разрешения не требовалось. Государство в дело обучения не вмешивалось; родители сами должны были смотреть, какому учителю они доверяют своих детей…учитель грамоты был обычно человек темного происхождения и не широких знаний…Уважением в обществе он не пользовался и не имел тех привилегий, которые имели учителя средней и высшей школы.»10 В низшей обучались дети с 7-летнего возраста в течение 5 лет. Обучались чтению, письму, устному счету. Книги в обучении не использовались, из-за их редкости и дороговизны. Нужные тексты заучивались наизусть или писались под диктовку учителя. Обучение арифметике сводилось к обучению устному счету с помощью счетной доски-«абаки» Окончив эту школу дети бедных родителей занимались работой, состоятельные продолжали обучение у «грамматиков»-учителей средней школы. Многие продолжали обучение дома. В этом случае в качестве учителей выступали родители или приглашенные учителя. Долгое время образование в Риме было частным, государство не уделяло не уделяло ему никакого внимания. Состав учителей в грамматических школах существенно отличался от начальных школ. Как правило это были ученые обладавшие достаточно широкой эрудицией и знаниями, писатели, литературные критики. занимавшиеся историей, лингвистикой, литературой. Они пользовались уважением и авторитетом у многих выдающихся людей Рима, многие из которых были и их учениками При этом жизнь их отличалась крайней бедностью. Грамматические школы получили распространение в период республики. В конце этого периода в Риме было больше двадцати таких школ и число их непрерывно росло.