ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение

Оглавление

Закрытость

Уверенность в себе

Отзеркаливание

Складки на лбу

Область носа

Рот и губы

Общее выражение лица

Мимические проявления эмоциональных реакций человека

Смех и улыбка

Скорость речи

Громкость речи

Отчетливость речи

Высота голоса

Окраска и звучание

Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих

Зал заседаний: позы при слушании

Президиум и председательствующие

Вестибюль

Дискуссии в комиссиях

Зоны общения

Пространственное расположение за столом

Общие правила жестикуляции в беседе

20 Типичных состояний партнера в процессе общения

Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера

Невербальные показатели волевых качеств партнера

Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера

Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств

Невербальные проявления низкой самооценки

Невербальные проявления высокой самооценки

Невербальные проявления некоторых черт характера

Как избавиться от боязни аудитории

Подготовка к беседе

Начало беседы

Передача информации

Аргументирование

Техника ускорения принятия решения

Окончание беседы

Общая оценка результата

Этические правила поведения руководителя во время беседы

Как надо проводить интервью?

Детальный анализ структуры переговоров

1 Стадия: подготовка переговоров

Детальный перечень действий на 1 стадии

2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии

3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии

Техника ведения переговоров

Характеристика подходов ведения переговоров

Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций

Правила техники ведения переговоров

Правила аргументирования

После переговоров

Люди, блокирующие ход совещания

Ситуации, угрожающие совещанию

Ошибки в организации совещания

Советы по организации взаимодействия на совещании

Рекомендации для участника совещания «Если Вы хотите, чтобы Ваши предложения поняли, запомнили и приняли»

Обсуждение в условиях противоборства

12. Вопросы к экзамену

Использованная литература

Невербальные проявления некоторых черт характера

Канал проявления

Потребность в оценке, желание нравиться, самовлюбленность

Внешнее изображение твердости, силы, превосходства (как компенсация их внутреннего отсутствия)

1. Взгляд

глаза ищут контакта, подмигивание

сверху вниз

2. Мимика

гримаса наслаждения

напряженная

3. Голова

поднята

откинута назад

4. Движения

широкие, захватывающие, направленные от себя

демонстративно расслабленные

5. Посадка

свободная

нога на ногу

6. Походка

тяжелая, горделивая, широкие шаги, развернутые наружу носки

с раскачиванием тела, подчеркнуто большие и медленные шаги

7. Стойка

широко расставленные ноги

широко расставленные ноги

8. Речь

ненатурально громкая

увеличение громкости, звучащее неестественно

9. Напряжение

сильное

некоторое напряжение

Примечание

«руки в боки», скрещенные или прижатые к груди руки

  1. Организация публичного выступления

Каждому деловому человеку (предпринимателю или менеджеру) приходится выступать перед какой-нибудь группой слушателей. Содержание выступления может быть разным: план работы коллектива, отчет о работе, техническое совещание и т.п. Разной может быть и аудитория слушателей: очередное собрание акционеров предприятия, научно-техническая конференция, доклад на расширенном заседании Совета директоров, выступление на научно-экономическом совете с инновационным предложением.

Надо уметь убедительно и грамотно выступать перед аудиторией!


Предварительный анализ выступления

Чтобы добиться успеха, нужно заранее представить себе аудиторию, и до начала подготовки (до выбора темы и сбора материала) ответить самому себе на ряд вопросов.

  1. Перед какой аудиторией нужно выступать (статус, возраст, пол и т.д.)?

2. Зачем нужно выступать? Какова конечная цель выступления (отчет, план, презентация)?

3. Кто и когда выступал перед данной аудиторией в последний раз, и что было достигнуто в конечном итоге?

4. Кто представит вас аудитории, как вы будете охарактеризованы?

5. Как готовить выступление, чтобы оно соответствовало особенностям данной аудитории?

6. Есть ли неформальные лидеры в данной аудитории, будут ли они присутствовать, надо ли устанавливать с ними контакт?

7. Ожидаются ли «каверзные вопросы»; если да, то какого рода?

8. Какой наглядный материал полезен для данной аудитории: графический, цифровой и т.д.?

9. Есть ли «свои люди» в данной аудитории, способные помочь в подготовке выступления и обеспечить обратную связь при его оценке?

10. Чем закончить предлагаемое выступление?

Подготовка к выступлению

Она сугубо индивидуальна, зависит от уровня знаний и квалификации, но можно сформулировать и общие требования.

  1. Работа с исходным материалом:

А) Материалы должны содержать новые, наиболее интересные факты по типичным (актуальным!) для всех вопросам.

Б) Подготовка материалов ведется лично (с привлечением нужных отделов и служб).

2. Выбор темы выступления. Это могут быть:

А) План работы.

Б) Отчет о работе.

В) Потребность высказать собственное мнение по проблеме.

3. Продумывание главной идеи.

Нужно выделить стержневую идею выступления (хорошие результаты, повышение зарплаты, введение инноваций и т.п.).

4. Качество информации:

А) Объем данных должен быть больше, чем собираетесь использовать в речи.

Б) Выступление должно содержать большой процент достоверных статистических данных.

5. Подготовительные материалы должен включать:

А) Готовое содержание.

Б) Изложение статистических данных и фактов.

В) Призыв к действию и конкретным делам.

Г) Резюме (выводы) выступления.


6. Письменная запись выступления может быть в следующих формах:

А) Краткие тезисы выступления (на листе размера А5).

Б) Конспект доклада.

В) Подробный отчет (доклад) с выделенными маркером местами.

7. Репетиция выступления:

А) Прочтение перед зеркалом.

Б) Выступление перед «группой поддержки».

В) Запись на видео и анализ выступления.

Конкретные рекомендации оратору при подготовке выступления:

  • название выступления желательно обсудить с коллегами;

  • оцените интерес аудитории, уровень ее информированности – помните, слушателей интересуют лишь те аспекты работы, которые имеют отношение к их собственной деятельности;

  • продумайте форму речи: язык, стиль, подбор цитат, цифр. Старайтесь излагать свои мысли простым языком с минимумом иностранных терминов. Учтите, что абсолютные цифровые показатели на слух воспринимаются тяжело. Их чрезмерное применение может снизить интерес аудитории. Поэтому их надо представлять в виде наглядных таблиц, а в устной речи использовать только относительные числа: коэффициенты, индексы, проценты;

  • выберите тональность выступления: она может быть предостерегающей, торжественной, мрачной, беспечной, шутливой, счастливой и т.п. Овладейте несколькими вариантами тональности – возможна перестройка по ходу выступления;

  • используйте только культурную речь, избегайте штампов, нелитературных выражений, различных вульгаризмов, слов-паразитов, жаргонных слов вне зависимости от состава аудитории;

  • совершенствуйте технику произнесения речи, продумайте жесты, голосовую модуляцию, выражение лица;

  • продумайте, как наиболее эффективно использовать наглядные пособия, но в любом случае готовьтесь сделать доклад устным, если техника выйдет из строя;

  • развивайте в себе чувство времени: из принятого регламента выходить нельзя. На всякий случай имейте сокращенный вариант выступления;

  • для выступления одевайтесь скромно (без эксцентричности в одежде) – вы и так будете в центре внимания; ведь одежда не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения.

  • нужно провести генеральную репетицию выступления не позднее 1 дня до его даты;

  • начать подготовку нужно за 5-7 дней до выступления: подготовка текста выступления (1 день), наглядных пособий (1 день), коррекция текста (2 дня), подготовка технические средства (1 день), репетиция (1 день).


Структура выступления

Традиционно выступление состоит из трех частей:

  1. Начало – стержневая идея: что послужило поводом для выступления. Задача – произвести приятное и яркое впечатление;

  2. Основная часть. Задача – сохранить интерес аудитории к теме выступления:

- краткая история рассматриваемого вопроса;

- тенденции развития проблемы;

- накопленный опыт (положительный и отрицательный) решения рассматриваемых вопросов;

- предложения по решению проблемы (это главное содержание, а предыдущее только подводит к этому);

  1. Заключительная часть – довести до аудитории выводы выступления, т.е. те 25% информации, которые должны хорошо запомниться.

Технология выступления

Технология начала выступления

Настройтесь на аудиторию. Обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов. Не начинайте выступление сразу, подождите секунд 10. Люди должны успокоиться (должна установиться тишина), а вы пока можете взглянуть в свои тезисы, что поможет обрести уверенность.

Перед выступлением встаньте поудобнее, в полупрофиль, не делайте никаких лишних движений. Манера поведения не должна отвлекать слушателей от сущности проблемы и вызывать ненужные ассоциации.

Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей, но не в одну точку. Не избегайте взглядов, направленных на вас.

С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

Начало выступления должно быть кратким и состоять из одного-двух предложений. Проверенные способы начала выступления:

  • возбудить любопытство слушающих (необычный подход – тема, событие);

  • начать с конкретной иллюстрации или забавной истории (анекдота);

  • использовать какой-либо предмет, имеющий отношение к теме;

  • задать вопрос, привести сразу потрясающий факт или цитату великого человека;

  • не следует начинать слишком формально или со слов извинения.

Нельзя начинать речь с таких предложений:

«Я хочу начать свое выступление…» Вы уже начали и говорите сразу по существу.

«Если вы позволите, я начну говорить»; «Если позволите, я приведу такой факт» Вы спрашиваете позволения, но, не дожидаясь реакции слушателей, продолжаете.


«Мне хочется сказать вам». Хочется – говорите, ведь вы уже начали это делать.

«Я очень волнуюсь, мне трудно говорить» Допустимо только, если к вам очень хорошо относятся.

«Вот здесь, как вы слышали, многие говорили, что…» Эти сорные слова говорят о неуверенности докладчика и расхолаживают слушателей.

«Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказал…, но если я вышел на трибуну…» Самый худший вариант: «Лучше бы вообще не выходил».

Технология основной части доклада

Ее элементы зависят от излагаемого вопроса. Главная психологическая задача – поддержать интерес аудитории.

Основная часть должна включать 7 ± 2 главных положения (это объем внимания, т.е. то количество информации, которое люди осознанно смогут удержать в голове).

Повторяя свою мысль, не употребляйте одних и тех же фраз, слов.

Приемы, которые помогут убедить слушателей в вашей правоте и удержать их внимание:

  • демонстрация: фотографии, диаграммы, модели, помогающие передать стержневую идею выступления;

  • сравнение – проведение аналогий предлагаемой идеи с ситуациями из повседневной жизни, общественных истин и т.д.;

  • негативный подход – описание драматической ситуации в случае каких-либо неправильных установок;

  • логический подход (индукция, дедукция, обобщение, систематизация и т.п.), например, продвижение от упрощенной версии к более сложной схеме, отражающий существо вопроса.

Эти приемы будут особенно эффективны, если создавать проблемную ситуацию, выдвигать неожиданные гипотезы, включать юмор и т.д. Но их применение требует опыта публичных выступлений и уверенности оратора в своих силах.

Технология заключительной части

Это важная часть выступления, так как лучше всего запоминается слушателями. Варианты концовок выступления:

  • заканчивайте свое выступление плавно; не оставляйте его незавершенным, неясным и размытым;

  • резюмируйте, повторив основное положение и главные предложения по решению проблемы, призовите к действию (выполнению плана, научным достижениям, экономическому росту);

  • выразите в 1-2 предложениях уверенность в правильности приведенной аргументации и надежду на то, что если этому следовать, то можно добиться желаемого результата.

  • можно вызвать одобряющий смех: рассказать анекдот к месту или процитировать подходящие поэтические строки.