ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 691
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
В конце концов, почти все социалисты, не говоря уже о представителях либеральных партий, оказались в оппозиции к РСДРП (б), многие вошли в ряды «демократической контрреволюции» и даже сотрудничали с белыми. Первое время с большевиками сотрудничала только Партия левых социалистов-революционеров (ПЛСР), образованная 19 ноября 1917 г. Она получила в СНК несколько мест наркомов. Однако, изначально выявились глубокие расхождения между ними. В марте 1918 г., после ратификации Брестского мира, представители этой партии вышли из правительства, а 6 июля того же года подняли мятеж и убили германского посла в России, стремясь сорвать выполнение условий этого мира. После данных событий можно уже говорить об однопартийном режиме в государстве.
Перелом в общественном сознании произошел в связи с двумя обстоятельствами - заключением 3 марта 1918 г. Брестского мира, согласно которому были отданы 780 тысяч квадратных километров территории с населением 56 млн. человек (треть населения страны в царское время) и страшными репрессиями в отношении казаков. 7 мая 1918 г. донским атаманом становится П.Н. Краснов – непримиримый антикоммунист. В апреле-мае становится грозной боевой силой Добровольческая партия, которая вначале состояла почти исключительно из офицеров и имела численность 5-6 тысяч человек. После консолидации всех контрреволюционных элементов Сибири и Дальнего Востока, 23 ноября 1918 г. Верховным Правителем России был объявлен адмирал А.В. Колчак, знаменитый географ и полярный исследователь, бывший командующий Черноморским флотом. Остальные белые правительства признали его главенство, хотя это признание, в целом, носило формальный характер.
Белые надеялись на успех Добровольческой армии, которую в апреле 1918 г. возглавил А.И. Деникина, но 1 апреля 1919 г. А.В. Колчак прорвал фронт и освободил от большевиков Урал и Заволжье. К июню стало ясно, что его наступление, видимо, захлебывается. В мае-июне южный фронт большевиков прорывает А.И. Деникин. 20 июня 1919 г. старого стиля он издает свой знаменитый приказ «На Москву!», но осенью его наступление также захлебывается. 15 октября 1919 г. начинаются серьезные наступление командующей Северо-Западной армией – Н.Н. Юденич, бывший командующий Кавказским фронтом. 15-17 октября подпольный Национальный центр организует захват фортов «Красная горка» и «Серая лошадь» под Петроградом, что поставило «колыбель революции» в тяжелое положение. 17 октября эти форты вновь были захвачены большевиками, но положение Петрограда по-прежнему было угрожающим. 21 октября для большевиков был самым опасным днем, но положение здесь, по всей видимости, смог спасти лично Л.Д. Троцкий, возглавивший сопротивление, хотя даже В.И. Ленин был уже готов согласиться с захватом города Северо-Западной армией Н.Н. Юденича.
К началу 1920 г. белые были разгромлены везде, кроме Крыма. 7 февраля 1920 г. А.В. Колчак был расстрелян. Барон П.Н. Врангель, принявший командование после А.И. Деникина, вместе со своей «Русской армией» сохранил Крым, создав непреступные линии обороны, но большевики штурмовали Сиваш, не считаясь с поистине чудовищными потерями. П.Н. Врангель смог организовать эвакуацию всех желающих, но 170 тысяч человек поверили заверениям большевиков о безопасности и остались в Крыму, где позднее были расстреляны или утоплены. На Дальнем Востоке белые сопротивлялись до осени 1922 г. Гражданская война, интервенция государств Антанты, вторжение германских и австро-венгерских войск имели для нашей страны поистине чудовищные последствия. На поле боя, от голода, эпидемий, в застенках большевиков и белых диктатур, в межэтнических и межконфессиональных чистках погибло не менее 8 млн. человек, ещё примерно 2 млн., в основном, вся прежняя элита, бежали из страны. Появляется такой мировой феномен, как русская эмиграция, тут же расколовшаяся на множество противоборствующих группировок. Промышленное производство сократилось в семь раз, сельскохозяйственное – более, чем на треть. Страна значительно обеднела и обезлюдела. Большое значение имел и голод 1921 г., который, в первую очередь, был спровоцирован действиями правительства.
Можно выделить следующие причины побед большевиков.
1. Большевики - единственная из всех политических партии тогдашней России - смогли создать мощную партию с жесткой дисциплиной. Этот процесс был доведен до своего логического завершения на X съезде РКП (б) в марте 1921 г., когда в пределах партии, под угрозой немедленного исключения из нее, была запрещена всякая фракционная деятельность. Данная резолюция съезда «О единстве партии» имела огромное значение в истории Отечества вплоть до 1990-х гг. При И.В. Сталине же всякое инакомыслие в партии было уничтожено окончательно.
2. Большевики опирались на мощные уравнительные традиции в народном, в первую очередь, в крестьянском сознании. В этом отношение революцию 1917 года можно воспринимать как выражение реакции против модернизации страны. Подобные случаи известны в мировой истории. Однако свести все изучаемые события к борьбе против модернизации – это значит слишком упрощать проблему.
3. Большевики изначально захватили территорию в центре страны, что имело определенное основание для признания их власти легитимной в глазах обычного человека. Кроме того, здесь была развита инфраструктура и железнодорожная сеть, а также промышленность. Перед большевиками не стояло, как перед А.В. Колчаком и, в меньшей степени, другими белыми лидерами, проблемы переброски войск на большее расстояние.
4. В захваченных землях большевики установили режим военного коммунизма, где почти полностью были запрещены товарно-денежные отношения, господствовала уравниловка, жестокий террор и полный контроль над всеми ресурсами. Л.Д. Троцкий даже предлагал создать так называемые «трудармии»: рабочие должны были работать под присмотром вооружённых красноармейцев по законам и в соответствии с дисциплиной военного времени. Правда, подобные идеи тогда не были осуществлены. Белые принципиально не могли пойти по пути большевиков, поскольку они тогда лишились бы всякой поддержки в народе. Для них характерно такое положение дел, когда ресурсы были размыты. Буржуазия же, вопреки широко распространённому мнению, не помогла белым серьезно, поступая, таким образом, крайне эгоистично и непредусмотрительно.
5. Наш анализ истории России 1918-1922 гг. будет неполным без рассмотрения многочисленных «странностей» гражданской войны, о которых советская историография, как правило, либо хранила молчание, либо избегала проводить их серьезное, «глубинное» исследование. Речь идет о феномене «зеленых», о махновщине, «демократической контрреволюции», в первую очередь, «Комуче», меньшевиках, эсерах, анархистах, левых эсерах и близких им организациях и военно-политических формированиях. Все они сопротивлялись, в разное время, и красным, и белым, порой вступая с ними во временные союзы.
«Советская зеленая армия», к примеру, участвовала в разрушении тылов войск А.И. Деникина осенью 1919 г. Н.И. Махно за свои заслуги в деле разгрома белых стал одним из первых в истории кавалеров ордена боевого Красного Знамени, а позднее стал непримиримым врагом большевиков. Бывшие члены Учредительного Собрания то враждовали с белыми, то воевали вместе с ними плечом к плечу с большевиками. Антибольшевистское движение, как мы видим, было крайне неоднородным, внутри него шла ожесточенная борьба за власть и идеалы. Оно держалось во многом благодаря ненависти народа к большевикам, а также благодаря официально провозглашенной доктрине «непредрешенчества», что позволяло создать очень широкий белый фронт. Будущее России они собирались установить только после войны на Учредительном собрании или Земском Соборе, но эта же самая доктрина была и причиной слабости белых и их союзников. Очень многие в народе были не удовлетворенны такой туманной перспективой будущего.
Существовали и довольно серьезные противоречия между самими белыми лидерами, особенно между так называемыми державниками и областниками. Первые выступали за сильную общероссийскую власть, вторые же, к которым относились казачьи атаманы, правда, не все, стремились сохранить автономии казачьих земель. Кроме того, на стороне белых выступали некоторые национальные лидеры, но в целом их было очень немного. Существовала и упомянутая выше «демократическая контрреволюция» - Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), в основном, члены социалистических партий, разгромленных большевиками. Они то объединялись с белыми, то враждовали с ними. «Третьей силой» в этой войне порой стремились стать анархисты, особенно махновцы, которые объявили войну на два фронта - против белых и против красных. По ряду параметров к ним были близки и «зеленые», например, та же «Советская зеленая армия». Они воевали то с белыми, то с красными.
6. Державы Антанты, вопреки распространённому мнению, оказали не очень серьезную помощь белым. Всегда преследуя при этом свои корыстные интересы, он порой часто конфликтовали вследствие этого с самими белыми лидерами.
7. Учитывая разобщенность своих врагов, большевики смогли разбить их по частям. В первые же месяцы, опираясь на большую часть народа, в числе всех других революционных партий они расправились с офицерами, помещиками, предпринимателями, духовенством и всеми партиями «чёрной сотни». Позднее, в 1919 г., по настоянию Л. Троцкого и Я. Свердлова они начинают вести страшный террор против казаков, в результате чего к концу 1920 г. казачество как мощная военно-политическая сила фактически исчезает. Пролетариат был поставлен под контроль постепенно, жесткими ограничительными законами. Этот процесс был завершен в 1940 г., когда рабочим было запрещено переходить с предприятия на предприятие.
8. Особое значение имеет большевистское решение национального вопроса. Они провозгласили свободу всех наций на самоопределение, что в условиях многонациональной России, которая объединила разнодействующие, а порой и враждебные национальные силы, фактически означало крушение государства. Революционные партии, в первую очередь, РКП (б), несут ответственность за одну из самых страшных и неизученных страниц истории тех лет – за межнациональные конфликты, ставшие неизбежным следствием крушения центральной власти. По вполне понятным политическим причинам и советские, и даже современные историки предпочитали, в частности, даже не упоминать о резне русских на Северном Кавказе в первые послереволюционные годы или о резне осетин грузинами в Южной Осетии.
Белые же - и формально, и фактически - стояли за единую и неделимую Россию, поэтому большинство национальных движений примкнуло к большевикам. С белыми лидерами предводители сепаратистских военно-политических организаций договориться, как правило, никогда не могли. В частности, А.В. Колчак как Верховный Правитель России отверг официальное предложение тогдашнего главы Финляндии барона К.Г. Маннергейма признать независимость его страны взамен на посылку 100 тысяч финских войск для взятия большевистского Петрограда. Практически все военные специалисты и того времени, и наших дней признают, что, приняв предложение финнов, белые, скорее всего, захватили бы «колыбель революции». Следует, однако, сказать, что подобная слабость белых оборачивалась и их силой. Белые стали восприниматься многими, особенно после позорнейшего Брестского мира, как единственные выразители интересов России, русского народа и русской государственности.
9. Однако, несмотря на всё вышесказанное, можно практически с полной уверенностью гарантировать, что большевики всё равно не смогли бы удержаться у власти, если бы не ещё одно обстоятельство. Его выделяют практически все исследователи рассматриваемой эпохи, но не все уделяют ему, по нашему мнению, соответствующее место. Большевики, в отличие от своих противников, использовали массовый террор, истребляя целые социальные группы. Их террор, к тому же, носил превентивный характер. Иными словами, истреблялись люди и даже целые общественные группы, которые не просто представляли опасность для новой власти, но хотя бы в принципе могли быть опасные ей когда-нибудь.
Последний тезис ярче всего проявляется в событиях, которые следовали за собственно гражданской войной. В это время происходит явный перелом в позиции тогдашней самой потенциально мощной общественной силы - крестьянства. Крестьяне, в целом, поддерживали белых там, где помещичье землевладение было слабо развито или отсутствовало, например, в Сибири. В остальных землях они долгое время поддавались на большевистскую пропаганду, поскольку боялись ликвидации результатов «чёрного передела». Но в годы «военного коммунизма» большевики вводят так называемую продразверстку, что сводилось, фактически, к тотальному ограблению едва ли не всех крестьян, хотя официально продовольственная развёрстка считалась изъятием только излишков продовольствия, причёт лишь у зажиточных жителей деревни («кулаков»). Подобная политика вызывала восстания, однако, пока наличествовала сильная «белая» угроза, крестьяне все же не поднялись против большевиков в целом, как класс. Когда же с белыми было покончено, т.е., примерно, с весны 1921 г., начинается серия восстаний, охвативших большую часть территории страны.
В марте 1921 г. восстал революционный Кронштадт. Матросы, сами, за редким исключением, выходцы из крестьян, обвинили большевиков в том, что они предали идеалы революции и сами стали угнетателями народа. Следует отметить, что отдельные группы населения, в том числе и из самых бедных слоёв, приходили к тому же выводу и ранее. В 1919 г., к примеру, на стороне А.В. Колчака под красными же знаменами против большевиков сражались ушедшие от последних части Красной Армии. Элитный Ижевский полк колчаковского генерала В.О. Каппеля полностью происходил из уральских рабочих, в основном, кадровых. В 1921 г. ситуация повторилась, но приняла колоссальные масштабы. В советской литературе эти события трактовались как кулацкие и эсеровские мятежи, но кулацкими их называть нельзя, поскольку их поддержала большая часть крестьянства. Наиболее грандиозными были Тамбовское и Ишимское восстания. Эсеры же играли в этих событиях лишь второстепенную роль. По всей видимости, прав современный историк С.С. Секиринский, который видит в событиях 1921 г. третью в истории Руси крестьянскую войну. От предшествующих двух войн она отличалась тремя основными особенностями: