ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 685

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

- её вели крестьяне против правительства, объявившего себя народным и свергнувшего, как считалось, эксплуататорский режим;

- детонатором крестьянской войны в России всегда выступало казачество; теперь же крестьяне были вынуждены воевать, если не считать Кронштадта, почти в полном одиночестве, поскольку казаки, равно как и все иные мощные социальные силы, были разгромлены большевиками ранее, да еще и с помощью тех же самых крестьян;

- эта война была подавлена с неслыханной жестокостью, иначе бы большевики не победили; самое крупное Тамбовское (Антоновское) восстание, которое охватило территорию 17 губерний, было подавлено к лету 1922 г. только тогда, когда было истреблено почти всё боеспособное мужское население во всех этих 17 губерниях.

18 марта 1921 г., с чудовищными потерями, был взят Кронштадт. Все же на X съезде РКП (б), собравшемся в том же марте месяце, испуганные размахом движения, большевики отменили продразверстку и заменили ее так называемым продналогом. На этом же съезде была провозглашена «новая экономическая политика» (НЭП). Были разрешены товарно-денежные отношения, а в ограниченных масштабах – аренда, найм рабочей силы и т. д. НЭП следует характеризовать как неустойчивую командно-рыночную экономическую систему. Только чрезвычайные обстоятельства смогли вынудить большевиков допустить, пусть и в очень ограниченных масштабах, товарно-денежные отношения. Развал экономики, необходимость восстанавливать промышленность заставляли большевиков добиваться не эквивалентного обмена между городом и деревней. Это заставляло крестьян придерживать хлеб, что приводило к кризису хлебозаготовок. Тогда у них, как и в 1918-1921 гг., начинали отбирать хлеб силой, что вновь приводило к восстаниям, крупнейшими из них произошли в Амурской области и Грузии в 1923 и 1925 гг. соответственно. В целом НЭП можно охарактеризовать как компромисс, который не мог долго продержаться.

Тем не менее, определённую передышку новой власти он дал. Впрочем, вопрос, видимо, более сложный, чем обычно считается. Так, некоторые современные историки отрицают решающее значение объявления НЭПа в деле «замирения» крестьянства. В частности, при анализе истории Ишимского восстания, охватившего почти всю Юго-Западную Сибирь, выясняется, что оно «погасло» не потому, что народ отошёл от движения, а вследствие жесточайших, ужасающих репрессий большевиков. На экономике же страны НЭП сказался благотворно. Благодаря ему, основные показатели развития промышленности в СССР в 1926-1927 гг. достигли уровня 1913 г.


В 1918-1922 гг., постепенно расправляясь со своими политическими врагами, большевики, забыв свою былую риторику, касавшуюся самоопределения наций, начинают очередное в русской истории «собирание земель». Создаются различные формы связей между различными советскими республиками. «План автономизации» И.В. Сталина предполагал вхождение всех советских республик в состав РСФСР. Однако, В.И. Ленин не согласился с ним, и 30 декабря 1922 г. из РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (ЗСФСР), объединявшей Грузию, Армению и Азербайджан, был образован Советский Союз. Реальной федерацией он, однако, никогда не был, поскольку всё тогда решалось большевистской партией, а она была жёстко централизована.

Советская власть коренным образом изменила культуру. С одной стороны, она очень активно начинает ликвидацию безграмотности, производит эмансипацию женщин и т.д. С другой, она стремится всячески подчинить себе интеллигенцию и обеспечить власть над умами. В 1921 г. большевики упразднили автономию высших учебных заведений, в следующем году выслали из страны «философский пароход» - около 160 выдающихся деятелей культуры, в основном, философов и создали новый цензурный орган - Главлит. Уже в ленинские времена, вопреки широко распространённому мнению, начинается настоящий разгром интеллигенции, Серебряный век русской культуры померк. От революции отошли даже те деятели литературы и искусства, которые вначале приняли революцию восторженно. В частности, С.А. Есенин уже в 1921 г. в поэме «Пугачёв» в завуалированной форме с сочувствием говорит о Тамбовском восстании. Тогда же начинаются жесточайшие репрессии против всех несогласных, в частности, против религиозных организаций. Пострадало множество новомучеников российских. Имена большинства из них не известны и по сей день.

Внешняя политика государства в первые годы существования советской власти, в основном, сводилась к «разжиганию пожара мировой революции» и к обеспечению международного признания РСФСР и СССР. В конце 1920 – начале 1921 гг. советское государство признали некоторые страны, образовавшиеся на руинах Российской империи. Вскоре за ними последовали южные соседи – Турция, Афганистан, Иран. Первая великая держава, юридически признавшая Советскую Россию – это Германия. В предместье Генуи Рапалло был заключён советско-германский договор. Он устанавливал отказ от взаимных претензий. Между двумя изгоями на международной арене естественно завязалось сотрудничество, ставшее весьма тесным. Впрочем, связи РККА и рейхсвера привели, в конечном итоге, к усилению германской армии и флота, в том числе и в обход Версальских договорённостей, что имело для нашей страны в годы Великой Отечественной войны самые отрицательные последствия.


С 1924 г. многие другие государства признают СССР. Одновременно большевики по линии Коминтерна продолжают разжигать «мировую революцию». С связи с этим Великобритания и Китай, обвинив СССР во вмешательстве в их внутренние дела, в 1927 и 1929 гг. соответственно разорвали с ним дипломатические отношения. Во взаимоотношениях со слабыми государствами Азии СССР отказался от всех неполноправных договоров Российской империи с этими странами. Однако, фактически большевики сделали, таким образом, только хуже. Например, уход России из Персии привёл к тому, что отсюда исчез противовес британскому экспансионизму. Особо следует выделить советско-турецкие отношения. В.И. Ленин отдал этому государству 80% исторической Армении, перечеркнув, тем самым, все освободительные походы русских в Закавказье в 1853-1856, 1877-1878 и 1914-1917 гг. Вследствие этого можно сказать, что приход большевиков к власти обернулся страшной трагедией для армянского народа, - пожалуй, не менее страшной, чем для русских, украинцев или белорусов.

Выводы.

По всей видимости, правы те авторы, например В.В. Кожинов, которые рассматривают революцию 1917 г., в первую очередь, как событие, обусловленное социально-психологическим кризисом и кризисом верхов. В решающий момент правящая элита тогда не остановила анархию. Народ же, под влиянием революционной пропаганды, потерял традиционные морально-нравственные ориентиры. Таким образом, мы рискуем охарактеризовать революцию 1917 г., как и, впрочем, революцию 1905-1907 гг. надломом русской цивилизации, в первую очередь, имеющим корни в антигосударственной и антипатриотической общественной психологии конца XIX – начала XX вв. Перелом в общественном сознании произошел в связи с двумя обстоятельствами - заключением 3 марта 1918 г. Брестского мира, согласно которому были отданы 780 тысяч квадратных километров территории с населением 56 млн. человек (треть населения страны в царское время). Гражданская война, интервенция государств Антанты, вторжение германских и австро-венгерских войск имели для нашей страны поистине чудовищные последствия. На поле боя, от голода, эпидемий, в застенках большевиков и белых диктатур, в межэтнических и межконфессиональных чистках погибло не менее 8 млн. человек, ещё примерно 2 млн., в основном, вся прежняя элита, бежали из страны. Страна значительно обеднела и обезлюдела.

Можно практически с полной уверенностью гарантировать, что большевики всё равно не смогли бы удержаться у власти, если бы не ещё одно обстоятельство. Большевики, в отличие от своих противников, использовали массовый террор, истребляя целые социальные группы. Их террор, к тому же, носил превентивный характер. Иными словами, истреблялись люди и даже целые общественные группы, которые не просто представляли опасность для новой власти, но хотя бы в принципе могли быть опасные ей когда-нибудь. Примерно, с весны 1921 г., начинается серия восстаний, охвативших большую часть территории страны. Наиболее грандиозными были Тамбовское и Ишимское восстания. Эсеры же играли в этих событиях лишь второстепенную роль. По всей видимости, в событиях 1921 г. следует видеть третью в истории Руси крестьянскую войну, превзошедшую по своим масштабам собственно гражданскую войну.


Всё же на X съезде РКП (б), собравшемся в том же марте месяце, испуганные размахом движения, большевики отменили продразверстку и заменили ее так называемым продналогом. На этом же съезде была провозглашена «новая экономическая политика» (НЭП). Были разрешены товарно-денежные отношения, а в ограниченных масштабах – аренда, найм рабочей силы и т. д. НЭП следует характеризовать как неустойчивую командно-рыночную экономическую систему. Внешняя политика государства в первые годы существования советской власти, в основном, сводилась к «разжиганию пожара мировой революции» и к обеспечению международного признания РСФСР и СССР.


Заключение.

В начале XX в. перед Россией стояли три основные внутриполитические проблемы – национальная, рабочая и крестьянская. Эти проблемы, согласно общему мнению советской исторической науки, и обусловили, в конечном итоге, историческую необходимость и неизбежность революции 1917 года. Рассмотрение ситуации в исследуемое время, однако, не позволяет нам согласиться с данным воззрением. Так, согласно широко распространенному мнению, царская Россия была «тюрьмой народов» и «империей» в западноевропейском смысле. При ближайшем же рассмотрении выясняется, что для такого вывода оснований нет. В целом, однако, и рабочий вопрос к 1917 г. не был особенно остр. Стать детонатором революционных событий он могли, «произвести» же революцию самостоятельно - нет.

Аграрный вопрос был самым серьезным в России. В исследуемое время было предложено два проекта его решения. Согласно проекту Н.Н. Кутлера – С.Ю. Витте, помещичью землю, правда, частично за выкуп, предполагалось поделить между крестьянами. Сохранялись только те помещичьи имения, которые использовали новейшие методы ведения сельского хозяйства. Проект П.А. Столыпина заключался в том, чтобы не трогать помещичье землевладение. Он разрушил общину, что неизбежно разделило крестьян на бедняков и крепких хуторян. Параллельно часть крестьян переселилась в Заволжье и Сибирь. Даже частичная реализация проекта П.А. Столыпина привела к бурному развитию экономики, хотя и вызвала появление массы недовольных.

К началу XX века в Европе обозначаются два военно-политических лагеря – Четверной союз и Антанта. Однако, окончательное складывание последнего долго не происходило из-за англо-русских противоречий, связанных, в том числе и с поддержкой Японии Англией во время её войны с Россией. Причины поражения России в русско-японской войне таковы. Большую часть войск Россия была вынуждена постоянно держать у своих западных рубежей, поскольку русской разведке стало известно, что Германия, в противном случае, нападёт на Россию немедленно. Для Кореи и Китая поражение России стали чудовищной катастрофой. Принципиальное решение о начале Первой Мировой войны было принято высшей элитой Германии еще осенью 1913 г. Германский «блицкриг» был сорван уже в августе-сентябре 1914 г. Париж был спасён от захвата. В 1915 г. Четверной союз обратил почти все силы именно против России, используя даже химическое оружие. Немцы и австро-венгры оккупировали тогда часть нашей страны. В мае-июне 1916 г. А.А. Брусилов осуществляет прорыв войск вражеского фронта. Была освобождена Галиция. К началу 1917 г. русская армия в целом оправилась от серьезных поражений. Вся совокупность имеющихся у нас фактов не позволяет согласиться с характеристикой Первой Мировой войны как несправедливой со стороны России.