ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 681

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Масштабы и историческая роль партизанского движения на временно оккупированных территориях Советского Союза были колоссальны. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны отвлекало на себя до 10% сил врага. Потери немцев в живой силе от партизан составили 1,5 млн. человек. В годы войны существовал, однако, и коллаборационизм. В сталинском Советском Союзе было достаточно противоречий, которые использовались оккупантами. Создание военных формирований из «унтерменшей» действительно можно оценить как рецидив (хотя и не очень серьезный) гражданской и Кавказской войны. Большинство же антикоммунистов сражались за Родину вместе с убежденными коммунистами.

Относительно же роли союзников СССР в войне следует сказать следующее. Поставки по ленд-лизу не могут служить компенсацией за нежелание переложить хотя бы часть тягот на себя. Русский народ и другие народы нашей страны платили другую, страшную цену – цену своей крови. Поставки же по ленд-лизу, хотя и сыграли, в целом, довольно заметный вклад в нашу Победу, во всех областях, исключая автомобили, всё же не имели решающего значения. Основная заслуга в обеспечении фронта принадлежит не поставкам по ленд-лизу, а советскому тылу. Германия, имевшая к началу войны с нашей страной превосходство в области промышленности в полтора раза, к лету 1942 г. имела превосходство уже в 3-4 раза. Тем не менее, советская военная экономика оказалась эффективнее немецкой, несмотря на провозглашение «тотальной» и «сверхтотальной» войны.

Осенью 1944 г. наши войска вошли на территорию Европы и почти везде были встречены как освободители. С 16 апреля начинается Берлинская операция, унесшая жизни, как минимум, ещё 200 тысяч советских воинов. 2 мая остатки гарнизона города сдались. 9 мая 1945 г. Германия капитулировала. Русский народ спас тогда многие народы данного региона, особенно славянские, от физического уничтожения. Согласно идеологии нацизма, цыгане, евреи, славяне и литовцы подлежали полному истреблению, латыши и эстонцы – частичному уничтожению и онемечению. Великая Отечественная война – это не просто столкновение двух государств, отличающееся от других аналогичных войн просто своими грандиозными масштабами. Это борьба между Славяно-Православной цивилизацией и всем самым страшным и жутким, что породил в своей истории Запад – вековечный враг России. 9 августа 1945 г. СССР объявил войну Японии, на чём так настаивали союзники. 14 августа она заявила о капитуляции. На позицию высшей элиты Японии, принявших решение о прекращении войны, в первую очередь, вопреки широко распространённому мнению, повлияло вступление в войну СССР, а не атомные бомбардировки японских городов. 2 сентября 1945 г. Япония, как и нацистская Германия, подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Вторая Мировая война закончилась.


Однако, началась «холодная война». Это условное название ожесточённого противостояния двух великих сверхдержав после окончания Второй Мировой войны. Фактически перед нами одно из конкретно-исторических проявлений борьбы между Западом и Славянским миром. Одни из цивилизаций перешли на сторону США, а другие – СССР. Были и такие, которые пытались играть самостоятельную роль или же балансировать между двумя основными противниками. В целом всё же следует признать, что постепенно между СССР и США устанавливается своеобразный паритет сил на международной арене, несмотря на то, что в ядерной области долго сохранялось превосходство Америки. Чтобы нейтрализовать мощь американской армии, вооружённой атомным оружием, И.В. Сталин начинает поддержку движения защиты мира. Одновременно интенсивно велись работы над созданием собственного атомного оружия, которое только и могло обеспечить реальную, а не номинальную независимость страны. В 1949 г. под руководством И.В. Курчатова была испытана первая советская атомная бомба, а в 1953 г. обе враждебные друг другу державы провели испытания несравнимо более мощной и губительной водородной бомбы. Огромным преимуществом СССР было, однако, явное сочувствие к нему большинства государств третьего мира, освобождавшихся в те годы колоний, ненавидевших своих прежних господ.


Вопросы для самопроверки

1. Какие элементы троцкистских идей мы видим уже в сталинском варианте социализма?

2. Какие источники накопления для нужд индустриализации Вы знаете?

3. Темпы промышленного развития бывших окраин Российской империи во времена индустриализации были, как известно, выше общесоюзных в полтора-два раза. Объясните данный феномен.

4. Расскажите об издержках очень быстрого промышленного роста во время проведения индустриализации.

5. Как Вы думаете, почему к концу 1930 г. едва ли не половина капиталовложений была на время «похоронена» в незавершенных предприятиях?

6. Какими достоинствами, с точки зрения большевиков, обладали колхозы?

7. Какие три основные формы колхозов до 1929 г. Вы знаете? Почему к 1928 г. они объединяли всего около 1% всех хозяйств? Кто пошел в те времена в колхозы?

8. Каков был смысл создания в ноябре 1928 г. МТС?

9. На каком из съездов партии был провозглашен генеральный курс на коллективизацию?

10. Почему уже после того, как была провозглашена политика, направленная на ликвидацию кулачества как класса, И.В. Сталин в марте 1930 г. в статье «Головокружение от успехов» осудил «перегибы» и заявил о необходимости строгого соблюдения принципа добровольности при приеме в колхозы?

11. Каковы были последствия коллективизации – экономические, политические, культурные? Каков был ее социальный смысл?

12. Как Вы думаете, почему примерно 20% делегатов XVII съезда ВКП (б) проголосовала против вхождения И.В. Сталина в состав нового ЦК? Мог ли он тогда действительно потерять власть, и если да, то к каким последствиям, по Вашему мнению, это бы привело?

13. Какое «теоретическое обоснование» репрессиям было дано И.В. Сталиным на июльском (1928 г.) пленуме ЦК ВКП (б), а также А.Я. Вышинским?

14. Каково Ваше личное отношение к М.Н. Тухачевскому и к той роли, которую он сыграл и мог бы сыграть в истории России?

15. Какова была политика сталинского руководства по отношению к творческой интеллигенции?

16. Можно ли назвать сталинизм политарным вариантом тоталитаризма?

17. Выделите специфические черты сталинского варианта политаризма.

18. Можно ли сказать, что в сталинском обществе имело место своеобразное возрождение крепостного права? Аргументируйте свою позицию по данному вопросу.


19. В чем сходство и отличия сталинизма с гитлеризмом, итальянским фашизмом и каудилизмом?

20. Почему в 30-е гг. ведущие западные державы не ликвидировали в зародыше новый очаг агрессии в Европе? Что такое «политика умиротворения»? Каковы были ее причины? Как Вы можете оценить Мюнхенский сговор?

21. Почему англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. не привели ни к каким результатам? Кто несет за это основную ответственность?

22. Какова была позиция малых стран Европы, в первую очередь, стран Средней Европы, в конце 30-х гг.?

23. Охарактеризуйте пакт 23 августа 1939 г. между Германией и СССР. Какие секретные соглашения были тогда заключены? Дайте им историко-правовую оценку.

24. Расскажите о присоединении Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины. Считаете ли Вы данные территориальные приращения справедливыми с исторической точки зрения? Подумайте также, законно ли было их присоединение? Имело ли присоединение к Советскому Союзу положительное значение для жителей этих территорий?

25. Что такое «линия Маннергейма»?

26. Чем отличались между собой план М.Н. Тухачевского и фактически осуществившийся план советско-финской войны?

27. Какие международно-правовые последствия повлекла за собой советско-финская война?

28. Когда и где была проведена первая в истории «молниеносная война»?

29. Какое значение в советско-японских отношениях имело заключение пакта Молотова – Риббентропа?

30. Как Вы думаете, был ли СССР готов к Великой Отечественной войне? Аргументируйте свой ответ.

31. Почему сообщения Р. Зорге и фон Шуленбурга о скором начале войны не были приняты во внимание сталинским руководством?

32. Как Вы думаете, какие последствия имел бы превентивный удар по Германии, как это предлагал сделать Г.К. Жуков?

33. Какое значение для советских Военно-Воздушных Сил имели первые дни войны?

34. Какие события, поставившие Москву на грань катастрофы, произошли 30 сентября – 1-2 октября 1941 г.? Почему, тем не менее, провалился «блицкриг»?

35. Как и почему ситуация летом 1942 г. стала для нашей страны даже более серьезной, чем за год до этого?

36. Какова роль Л.З. Мехлиса и лично И.В. Сталина в Харьковской и Крымской катастрофе? Как Вы думаете, почему Д.Т. Козлов, как командующий фронтом, не смог противостоять вмешательству в дело обороны Крыма Л.З. Мехлиса?


37. Какие цели преследовало германское командование в Сталинградской битве и битве за Кавказ?

38. Как Вы думаете, к каким бы последствиям привела потеря Сталинграда?

39. Расскажите о гибели каравана «PQ-17» и о причинах, которые стояли за приказом адмирала Д. Паунда о его рассредоточении.

40. Почему после Сталинграда, Курска и штурма «Восточного вала» можно говорить о коренном переломе в ходе Великой Отечественной, а также в ходе II Мировой войны?

41. Как Финляндия была выведена из Великой Отечественной войны?

42. В чем состояло коренное отличие между оккупационной политикой немцев на Западе, например, во Франции или Бельгии, и на Востоке, в частности, в России, Белоруссии или Сербии? Чем это было вызвано и было ли это закономерным явлением?

43. Можно ли сказать, что до открытия союзниками военных действий в Северной Франции 6 июня 1944 г. второй по своему значению «фронт» фактически держали славянские, прибалтийские, греческие, молдавские и албанские партизаны?

44. Когда и зачем был создан Центральный штаб партизанского движения? Кем он возглавлялся? Как происходила координация действий регулярных войск и партизанских отрядов?

45. Расскажите об операциях «Рельсовая война» и «Концерт». Какую роль они сыграли в истории битвы на Курской дуге?

46. Некоторые историки считают, что в 1944-1945 гг. перед нами - не великий освободительный поход, а всего лишь «экспорт коммунизма». Можно ли согласиться с ними? Аргументируйте свою позицию по этой проблеме.

47. Как происходили военные действия на территории Венгрии в ноябре 1944 – начале апреля 1945 гг.? Почему Венгрия оказалась единственной страной Европы, кроме Германии, которая оказала нашим войскам упорное сопротивление?

48. Почему бои за район озера Балатон были такими кровопролитными, и почему венгерским войскам здесь интенсивно помогали немцы?

49. Когда и где в ходе войны произошла встреча войск союзников по антигитлеровской коалиции?

50. Можно ли согласиться с утверждениями, что наша страна сыграла очень скромную роль в разгроме Японии?

51. Почему между участниками антигитлеровской коалиции довольно скоро стали нарастать противоречия? Аргументируйте свою позицию по этому вопросу.

52. В чем заключался неэквивалентный характер обмена между городом и деревней в сталинское время?

53. Как в 1946-1948 гг. сталинским государством было проведено очередное «наступление на крестьянство»? К каким последствиям это привело?