ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2024

Просмотров: 653

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекционные материалы.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.

План лекции.

1. Историческое знание, его формы и функции.

2. Понятие и классификация исторических источников.

3. Методы, теория и методология исторической науки.

1. Богословский (теологический) подход.

2. Субъективизм.

3. Позитивизм.

4. Постпозитивизм и постмодернизм.

5. Марксизм.

6. Цивилизационный подход.

4. Основные направления и школы отечественной историографии.

5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.

План лекции.

Введение.

1. Проблема этногенеза восточных славян и вопрос об этнониме «Русь». Внешний фактор в истории Древней Руси.

2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.

Заключение.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.

2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.

Заключение

Вопросы для самопроверки.

Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.

1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.

2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Реформы Петра I.

3. Сословная политика Петра I и его преемников в XVIII в. Раскрепощение дворян и рост их сословных привилегий.

Заключение.

Вопросы для самопроверки.

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.

2. Особенности и основные этапы экономического развития России до XVIII в. Собственность в России в доиндустриальную эпоху.

3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции.

Введение.

1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.

2. Внешняя политика России в XIX в.

3. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. И контрреформы. Развитие русской экономики в пореформенное время.

4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Основная:

Дополнительная:

Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.

План лекции.

Введение.

1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.

2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.

3. Революция 1917 г. И ее социальная сущность. Гражданская война и интервенция, события 1921-1929 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Введение.

1. Коллективизация и индустриализация, их причины, ход, последствия и значение в истории страны. Социальный смысл коллективизации.

2. Сталинизм и его социальная сущность.

3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.

4. Ссср в 1944-1945 гг., союзники, тыл и оккупированные врагом территории в годы войны. Внешняя политика нашей страны в 1945-1953 гг.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.

3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

1. Булыгина т.А. Общественные науки в ссср в середине 50-х – первой половине 80-х гг. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2001. – 55 с.

Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.

План лекции

1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.

2. Ссср в 1990-1991 гг. И его агония. События сентября-октября 1993 г. И принятие Конституции России.

3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.

4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.

Заключение.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

План лекции

Введение.

1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.

2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.

3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.

4. Внутренняя политика в.В. Путина.

5. Культура России в конце XX – начале XXI вв.

Вопросы для самопроверки

Литература Основная:

Дополнительная:

Рассматривая современную историографию, следует отличать мучительные поиски нового, свежего взгляда на отечественную историю, свободного от догм прошлого, и отношение к науке как своего рода «коммерческому проекту», серьезных, пусть, с нашей точки зрения, заблуждающихся ученых, и функционеров от науки, «живых флюгеров», порой явно выполняющих шовинистические, славянофобские заказы.

Наш анализ буде неполным хотя бы без беглого обращения к эмигрантской историографии,изученной, правда, ещё достаточно слабо. Насколько можно судить по имеющимся исследованиям данного феномена, эта ветвь отечественной историографии былаочень неоднородна.В эмиграции работали и учёные охранительного направления, и представители школы В.О. Ключевского, и авторы, разделявшие взгляды меньшевиков, считавшие социалистическую революцию в России преждевременной, и многие другие. Следует упомянуть работы последнего обер-прокурора Священного СинодаА.В. Карташёва,особенно его фундаментальные«Очерки по истории Русской Церкви».Определённый интерес представляют трудыЛ.Д. Троцкогои его сторонников. В своей работе«Перманентная революция»будущий вождьIVИнтернационала писал, что пролетариат должен находиться в состоянии как бы «постоянной» революции, чтобы не допустить перерождения собственных лидеровв новый эксплуататорский класс.Как легко заметить, с идеями Л.Д. Троцкого явно перекликаются упомянутые выше идеи сторонников существования политаризма.

Особо следует сказать о евразийской школе.К ней принадлежали, к примеру, такие крупные учёные, какП.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой,Г.В. Вернадский и другие. Краткая история данной школы такова. Началось всё с того, что в 1923 году в Софии вышел первый выпуск сборника«Исход к Востоку». В этом сборнике и в других произведениях «евразийцы» развивали следующие положения.Россия не является ни частью Европы, ни частью Азии, она представляет собой особый субконтинент – Евразию, объединяющий Восточную Европу и Великую Степь – от Амура до Дуная.Русь и кочевой мир связаны множеством неразрывных «нитей» - исторических и культурных. «Евразийцы» идеализировали русско-ордынские взаимоотношения, характеризуя их не как иго, а как военно-политический союз, пусть и неравноправный, направленный своим остриём против Запада. Запад же, по мнению представителей данной школы, являлся и является самым страшным врагом Руси, поскольку он требует не только политического подчинения, но и стремится изменить саму душу народа. Большевиков они считали менее опасными, чем Запад, поскольку не верили в историческую долговечность коммунистического режима. История частично показала правоту «евразийцев», увидевших грядущий крах большевизма и крайнюю опасность европейско-американской цивилизации для всего мира. Однако, в противобольшевистской среде русской эмиграции тех лет их отношение к коммунизму иногда расценивалось более чем критически.


Среди «евразийцев», да и вообще среди всех историков XXвека следует выделить трудыГ.В. Вернадского.Он был ярым антибольшевиком, даже занимал должность министра просвещения в правительстве П.Н. Врангеля. Эмигрировав в 1920 году и осев, в конце концов, в США, он последним из отечественных историков создалогромную многотомную эпопею, охватывавшую почти всю историю России – от докиевских времён до концаXIXвека. Это был последний случай в отечественной исторической науке, когда один человек написал подобный труд. До него подобные попытки были предприняты В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, Н.А. Полевым, С.М. Соловьёвым, В.О. Ключевским и Д.И. Иловайским.

«Последним евразийцем»часто называли и другого выдающегося историкаXXстолетия, работавшего, правда, не в эмиграции, а на Родине. Речь идёт оЛ.Н. Гумилёве,создателетеориипассионарности.История человечества, согласно его точке зрения, вершится, в первую очередь,пассионариями – людьми с колоссальной энергией. Это их основное качество – врождённая черта, передающаяся по наследству, нопостепенно растрачиваемая,т.к. ген пассионарности относится к числурецессивных.Количество пассионариев на той или иной территории – величина непостоянная, она зависит от космических факторов. В определённое время в каком-либо конкретном регионе под их влиянием происходит пассионарный толчок –мутациясреди живущего здесь населения. Около трёх веков на данной территории количество пассионариев постоянно растёт. Эту фазу этногенеза Л.Н. Гумилёв назвалфазой подъёма.Далее около полутора-двух столетий пассионариев в данном обществе очень много(акматическая фаза, или «фаза перегрева»), что для общества, в целом, не очень хорошо. Следующая стадия этногенеза –надлом,длящийся приблизительно один-два века. Данная фаза характеризуется резким уменьшением количества пассионариев в обществе. Проходит она очень тяжело, немало народов так и не смогли пережить этот период в их истории. Далее следуетинерционная фаза– «золотая осень» любого народа, самое спокойное и сравнительно счастливое время, длящееся, в разных случаях, от трёх-четырёх до пяти-шести столетий.

Через инерционную и мемориальную фазы,когда этнос существует, в основном, благодаря исторической памяти, народ переходит в стадиюгомеостаза– равновесия с вмещающим природным ландшафтом. Весь период этногенеза длится, в среднем,12-15 веков.Такова, по Л.Н. Гумилёву, движущая сила истории. Данная теория является весьма интересной, и объясняет ряд фактов,которые не могут быть сколько-нибудь убедительно объяснены в рамках других теорий,в частности, «эпоху викингов» в истории Скандинавии. Однако, доказательство или же опровержение теории пассионарности – дело будущих исследований, в том числе исследований представителей естественных наук.


Подведём определённые итоги. Отечественная историография пережила большой и плодотворный путь. Её начало генетически связано с фольклором - грандиозным сводом исторической памяти восточных славян. В IXXVII вв. развивалась средневековая русская историческая мысль, идеологической основой которой был провиденциализм. Религиозное видение истории не мешало, однако, древним книжникам понимать и анализировать естественные причины исторических событий. В XVIII веке появляется уже собственно рационалистическая историография. Вначале учёные обращали своё первостепенное внимание на политические и военные события, деяния выдающихся государственных деятелей прошлого. Настроены, как правило, они были охранительно, превозносили самодержавие, считая его идеальным строем для огромной России, что не мешало им, с другой стороны, порой критиковать тех или иных конкретных правителей страны. В середине XIX века постепенно складываются три основные школы – государственная, славянофильская и киевская. Господствовало изучение государственно-правовых институтов, понимание истории, в первую очередь, как истории деяний и событий, отходит в прошлое. Позднее исследователи приходят к пониманию важности тщательного изучения не только вышеозначенных, но и экономических факторов в истории общества. XX век принёс революцию 1917 года, резкую смену парадигмы и временный кризис рассматриваемой науки в эпоху тоталитарной тирании. Однако, даже в таких условиях были сделаны важнейшие открытия, правда, в основном при изучении русского Средневековья. Огромным достижением советского периода было освоение нового, по существу, вида исторических источников – археологических и находка берестяных грамот.

После XX съезда партии режим постепенно смягчается, предпринимаются попытки тщательного и подлинно научного изучения отечественной истории XVIIIXX вв. Ряд авторов даже осмеливаются спорить с классиками марксизма-ленинизма и их сановными интерпретаторами. После начала перестройки начинается долгая и мучительная переоценка идеологических постулатов и освоение новых идей и концепций. В наше время создаются многочисленные исторические труды, написанные в русле совершенно разных подходов и теорий. В эмиграции также создавались ценные труды по русской истории, причём написанных в совершенно разном ключе – от охранительного и религиозного направлений до троцкизма. Там же одним человеком в последний раз была написана почти полная история России. Теперь мы переходим к последнему вопросу темы, всегда вызывающему колоссальный интерес даже у людей, которые не занимаются изучением истории специально.



5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.

Пятый вопрос темы посвящен одной из самых интересных, но и одной из самых сложных проблем – проблеме места и роли нашего Отечества во всемирной истории, места и роли российского исторического опыта в мировом опыте.

В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеологических штампов вырисовывается огромная и крайне противоречивая культура страны с очень трудной и порой парадоксальной судьбой. Необходимо тщательное и беспристрастное научное исследование роли России в истории человечества, в результате которого будет возможно определить и ценность российского общественно-исторического опыта для будущих поколений граждан России и представителей других народов. Не претендуя, разумеется, на истину в последней инстанции, мы полагаем, что ответить на эти вопросы можно, лишь проанализировав природные и внешние факторы в истории страны.

Кратко касаясь здесь данных проблем, следует отметить, что историю России невозможно понять, не учитывая того остающегося обычно на втором или третьем плане исторических сочинений природно-климатических факторов. Россия – земледельческая страна, культура которой сложилась в условиях заболоченной тайги или, в лучшем случае, широколиственных и смешанных лесов, с суровой природой и отсутствием хороших дорог. Для примера можно указать, что без учета климата Восточной Европы невозможно понять постоянные голодоморы, серьезно влиявшие на экономику, политику, военную мощь и обыденную психологию русского общества. Природными условиями следует, по крайней мере, частично следует объяснять хроническую бедность России.

Те же факторы объясняют и то, что история России – это история постоянной колонизации восточными славянами огромных пространств Евразии, колонизации, продолжающейся и поныне. Русские заселили и освоили, кроме тайги и широколиственных лесов, тундру и лесотундру, лесостепь и степь, полупустыню и пустыню, предгорья и горы. Перед нами – классический пример постоянно мигрирующего по суше народа. Это обстоятельство обусловило некоторые особенности этнопсихологии русского народа. Для русских совершенно не характерен страх перед пространством, желание оставаться на одной и той же территории, как это возможно сказать о жителях гор или долин рек, протекающих в пустыне. Русские не связаны жёстко с определённым регионом или даже ландшафтом. Психологически они давно признали своими, к примеру, и Колыму, и Прибалтику, и Кавказ. Типологически в этом они подобны другим постоянно мигрировавшим народам, правда, использовавшим для этого, в основном, морские пути, в первую очередь, англоязычным.