Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 19798
Скачиваний: 54
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента
1.1. Нововведение как объект инновационного управления
1.2. Сущность и содержание инновации
1.3. Классификация и функции инноваций
ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента
2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента
2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента
2.3. Функции и методы инновационного менеджмента
ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента
3.1. Содержание и структура инновационного процесса
3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений
3.3. Методы поиска инновационных идей
3.4. Анализ реализации инновационного процесса
ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента
4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента
4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций
4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций
4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций
ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
5.1. Понятие и виды инновационных стратегий
5.2. Способы выбора инновационных стратегий
5.3. Формирование инновационных стратегий
ГЛАВА 6. Инновационное поведение
6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры
6.2. Исследование инновационной активности
6.3. Типы инновационного поведения фирм
ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента
7.1. Организационные формы инновационного менеджмента
7.2. Классификация инновационных организаций
7.3. Организационные структуры научно-технической сферы
ГЛАВА 8. Инновационная политика
8.1. Содержание и направления инновационной политики
8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии
8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта
ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере
9.1. Управление инновационными затратами
9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию
9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе
ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности
10.1. Классификация и характеристика видов риска
10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе
10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности
ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений
11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов
11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта
11.3. Отбор проектов нововведений
ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности
12.1. Оценка эффективности инноваций
12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию
12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования
Возможны восемь ситуаций, описывающих все комбинации из четырех стратегий фирмы и двух стратегий поставщиков (см. табл.).
Дневные затраты фирмы, усл. ед. |
||||||
Ситуация |
Стоимость продукции |
Убытки от простоя работников |
Транспортные затраты |
Командировочные расходы |
Издержки реализации излишне выпушенной продукции |
Всего за день |
Поставщик №1 |
||||||
С1-П1 |
500 |
0 |
0 |
0 |
0 |
500 |
С1-П2 |
0 |
700 |
0 |
0 |
0 |
700 |
С2-П1 |
500 |
0 |
100 |
0 |
0 |
600 |
С2-П2 |
250 |
300 |
100 |
0 |
0 |
650 |
СЗ-П1 |
500 |
0 |
100 |
50 |
0 |
650 |
СЗ-П2 |
400 |
400 |
100 |
50 |
0 |
950 |
С4-П1 |
900 |
0 |
100 |
0 |
100 |
1100 |
С4-П2 |
500 |
0 |
100 |
0 |
0 |
600 |
Поставщик №2 |
||||||
С1-П1 |
650 |
0 |
0 |
0 |
0 |
650 |
С1-П2 |
0 |
850 |
0 |
0 |
0 |
850 |
С2-П1 |
650 |
0 |
80 |
0 |
0 |
730 |
С2-П2 |
400 |
450 |
80 |
0 |
0 |
930 |
СЗ-П1 |
650 |
0 |
80 |
50 |
0 |
780 |
СЗ-П2 |
550 |
550 |
80 |
50 |
0 |
1230 |
С4-П1 |
1050 |
0 |
80 |
0 |
250 |
1380 |
С4-П2 |
650 |
0 |
80 |
0 |
0 |
730 |
Поставщик №3 |
||||||
С1-П1 |
800 |
0 |
0 |
0 |
0 |
800 |
С1-П2 |
0 |
1000 |
0 |
0 |
0 |
1000 |
С2-П1 |
800 |
0 |
150 |
0 |
0 |
950 |
С2-П2 |
550 |
600 |
150 |
0 |
0 |
1300 |
СЗ-П1 |
800 |
0 |
150 |
50 |
0 |
1000 |
СЗ-П2 |
700 |
700 |
150 |
50 |
0 |
160(1 |
С4-П1 |
1200 |
0 |
150 |
0 |
150 |
1500 |
С4-Г12 |
800 |
0 |
150 |
0 |
0 |
950 |
Поставщик №4 |
||||||
С1-П1 |
950 |
0 |
0 |
0 |
0 |
950 |
С1-П2 |
0 |
1150 |
0 |
0 |
0 |
1150 |
С2-П1 |
950 |
0 |
50 |
0 |
0 |
1000 |
С2-П2 |
700 |
750 |
50 |
0 |
0 |
1500 |
СЗ-П1 |
950 |
0 |
50 |
50 |
0 |
1050 |
СЗ-П2 |
850 |
850 |
50 |
50 |
0 |
1800 |
С4-П1 |
1350 |
0 |
50 |
0 |
300 |
1700 |
С4-П2 |
950 |
0 |
50 |
0 |
0 |
1000 |
Тестовые задания
1. К группе отраслей, имеющих мировую конкурентоспособность, относятся:
1.1. Отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая, алюминиевая промышленность.
1.2. Оборонная промышленность, машиностроение.
1.3. Агропромышленный комплекс, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
2. К группе отраслей, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке, относятся:
2.1. Отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая, алюминиевая промышленность.
2.2. Оборонная промышленность, машиностроение.
2.3. Агропромышленный комплекс, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
3. К группе отраслей, неконкурентоспособных на мировом рынке, относятся:
3.1. Отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая, алюминиевая промышленность.
3.2. Оборонная промышленность, машиностроение.
3.3. Агропромышленный комплекс, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.
4. В качестве критериев выбора инновационных приоритетов на государственном уровне могут выступать:
4.1. Совокупная коммерческая эффективность проекта, общегосударственная, социальная значимость нововведения, степень научной и технической новизны; вклад в укрепление позиций страны на международной арене, мировых рынках товаров и услуг, возможность привлечения различных источников финансирования.
4.2. Направленность на решение актуальной технической или технологической задачи в соответствующей области, степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения; наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала.
4.3. Межотраслевая направленность, способность инновации дать импульс спектру новых технологий в смежных областях, уровень риска, воздействие на состояние окружающей среды, наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта.
4.4. Все перечисленные.
5. Центр повышения инновационной активности формируется на базе:
5.1. Отдела управления персоналом.
5.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
5.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
5.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
5.5. Подразделения НИОКР.
5.6. Нет правильного ответа.
6. Центр определения стратегических инноваций формируется на базе:
6.1. Подразделения НИОКР.
6.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
6.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
6.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
6.5. Отдела управления персоналом.
6.6. Нет правильного ответа
7. Центр оценки инновационных проектов формируется на базе:
7.1. Подразделения НИОКР.
7.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
7.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
7.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
7.5. Отдела управления персоналом.
7.6. Нет правильного ответа.
8. Центр наращивания инновационного потенциала формируется на базе:
8.1. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
8.2. Сбыта финансового и / или планово-экономического отделов.
8.3. Службы маркетинга и / или сбыта.
8.4. Подразделения НИОКР.
8.5. Отдела управления персоналом.
8.6. Нет правильного ответа.
9. Центр обеспечения инновационных процессов формируется на базе:
9.1. Подразделения НИОКР.
9.2. Службы маркетинга и / или сбыта.
9.3. Финансового и / или планово-экономического отделов.
9.4. Производственного подразделения, осуществляющего внедрение новых технологий или улучшающих продуктов.
9.5. Отдела управления персоналом.
9.6. Нет правильною ответа.
Итоги по главе 8
Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также на расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Под государственной инновационной политикой понимается также комплекс целей и методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением эффективности инновационных процессов.
Приоритетные направления развития науки и техники - тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Они формируются под воздействием прежде всего национальных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Инновационную политику можно представить в рамках трех основных элементов: постановка целей и задач инновационного развития; выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей, а также подбор и организация кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.
Наиболее часто для выбора инновационной политики используются:
• метод написания сценариев;
• метод игр;
• метод Дельфи.
Сценарий инновации - это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Метод написания сценариев заключается в подборе коллектива для составления сценария будущего развития процессов и в выявлении потенциальных последствий, которые могут при этом возникнуть.
Игра представляет собой особый вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т. д.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил.
Метод Дельфи является одним из наиболее распространенных экспертных методов прогнозирования. Сущность экспертных методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Основные особенности метода Дельфи следующие:
1. Полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме.
2. Обеспечение экспертов необходимой информацией, включая обмен мнениями между ними после каждого тура опроса.
3. Обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок.
4. Наличие обратной связи.
В методе Дельфи предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии с обратной связью. Дпя реализации обратной связи необходима многотуровая процедура. Экспертизы по методу Дельфи проводятся обычно в 4 тура с использованием анкетирования.
Изучив материалы данной главы, студент должен ЗНАТЬ:
> содержание и направления инновационной политики;
> основные приоритеты государства в области инноваций
и УМЕТЬ:
• формировать инновационную политику на предприятии;
• использовать методы выбора инновационной политики на предприятии.
ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере
> Управление затратами в инновационном бизнесе
> Переменные и постоянные издержки
> Факторы, определяющие величину затрат
> Методы расчета ожидаемых затрат
> Ценообразование на инновационную продукцию
> Факторы ценообразования
> Договорные цены в инновационном бизнесе
> Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе: применительно к установившемуся и неустановившемуся рынкам
9.1. Управление инновационными затратами
Управление затратами представляет собой такое воздействие на их величину, которое приближает инновационное предприятие к достижению пели. Цели управления затратами являются производными от целей инновационного предприятия, которые могут состоять, например, в быстром и полном овладении сегментом рынка, завоевании успеха в перспективе, немедленном получении максимальной прибыли или других результатах.
При управлении затратами инновационное предприятие ориентируется на конечный целевой критерий, определяемый как максимум отношения результата к затратам или использованным ресурсам.
Для управления затратами важны общий и коммерческий аспекты определения эффективности.
Прибыль от реализации продукции инновационного предприятия представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и услуг и затратами на их производство. Выручка от реализации - это суммарная стоимость оплаченных покупателями работ по договорным ценам и других полученных инновационным предприятием платежей за продукцию и услуги. Каждая единичная цена косвенно или прямо связана с величиной эффекта соответствующего инвестиционного проекта.
Для расчета рентабельности инновационного предприятия в целом используются формулы:
или
где Рр - рентабельность затрат инновационного предприятия, %;
В - выручка or реализации продукции инновационного предприятия;
С - затраты инновационного предприятия на производство и реализацию продукции;
Рк - рентабельность всего капитала (имущества) инновационного предприятия, %
К - стоимость всего капитала инновационного предприятия.
Цена конкретного инновационного продукта увязывается с его эффектом:
где Рр - цена реализации инновационного решения;
Ет - величина эффекта инновационного решения за период, руб.;
k - доля цены данного решения в сумме эффекта в долях единицы.
Эффект инновационного решения может быть выражен несколькими показателями (чистый дисконтированный доход, сальдо накопленных реальных денег, интегральный бюджетный эффект, интегральный народнохозяйственный экономический эффект). В основе оценки эффективности инновационных решений по различным показателям и формулам лежит главная величина, определяемая выражением:
где Rt - результаты, достигаемые на t-м шаге расчета (в частности, приток денег);
St - затраты, осуществляемые на t-м шаге (в частности, отток денег);
T - горизонт расчета (длительность периода, охваченного расчетом и заканчивающегося моментом ликвидации объекта).
Задача повышения рентабельности инновационного предприятия решается в результате управления как собственными затратами и ресурсами инновационного предприятия, так и последующими затратами других инновационных предприятий и потребителей при реализации инновационной продукции.
Ожидаемые текущие затраты предприятия делятся на переменные и постоянные издержки. Это деление отражает очень важный содержательный (имеющий физическую суть) момент: зависят или не зависят соответствующие элементы затрат от объема выпуска данного продукта.
Те элементы затрат предприятия, которые не зависят от объема выпуска продукта (оказания услуги), называются постоянными, или фиксированными, издержками. Элементы указанных затрат, которые зависят от объема выпуска, пропорциональны ему. квалифицируются как переменные издержки.
К постоянным издержкам обычно относятся:
• арендная плата за землю, помещения и оборудование (если они арендуемые);
• амортизация собственных основных фондов;
• покрытие затрат на создание запаса материалов, сырья, товаров, превышающего потребность в их текущем страховом резерве;
• оплата по тарифным расценкам труда персонала, нанятого по срочным трудовым контрактам;
• оклады штатных работников (в частности, административно-управленческих), включая тех. кто остается даже при консервации предприятия;
• фиксированные платежи за патенты и лицензии;
• платежи за пользование инженерными коммуникациями;