Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19796

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

базисная продуктовая;

улучшающая продуктовая.

Процессная продуктовая инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется а виду, что выпуск новой продукции можно организовать с использованием уже имеющихся технологии, оборудования, энергетических ресурсов, а также традиционных методов организации производства и управления.

Стратегическая потребность - это необходимость в инновации на перспективу. Она вызвана прогнозами хозяйственной деятельности, например потерями конкурентоспособности товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации здесь является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.

Инновация выполняет следующие три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Выделяют следующие источники инноваций:

1. Неожиданное событие, которым может быть непредвиденный успех или неудача.

2. Несоответствие между реальностью как таковой и ее отражением во мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и ценностных установках.

7. Новые знания (научные и ненаучные).

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Изучив материал данной главы, студент должен ЗНАТЬ:

> основные понятия и подходы к понятию инновации;

> основные виды и классификации инноваций по различным признакам;

> основные функции инноваций и условия, влияющие на генезис инноваций

и УМЕТЬ:

различать понятия «инновация», «открытие», «изобретение»;

идентифицировать инновацию по различным классификационным признакам.

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

> Понятие, сущность и содержание инновационного менеджмента

> Развитие и современное состояние инновационного менеджмента

> Этапы развития инновационного менеджмента

> Эволюция принципов инновационною менеджмента

> Функции и методы инновационного менеджмента

> Прогнозирование в инновационном менеджменте

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности предприятий. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяют в то же время сохранять их финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, т. е. деятельности, ориентированной на получение в производстве в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного намеченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т. д.).


Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

Таким образом, инновационный менеджмент - это система (от греч. systema - целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Схема инновационного менеджмента

В общем виде содержание понятия инновационный менеджмент можно рассматривать в трех аспектах:

наука и искусство управления инновациями;

вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления, инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

Инновационный менеджмент как научная дисциплина отвечает принципам системности, комплексности, динамичности. Это комплексная дисциплина, ее основой является научный подход к менеджменту.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

целенаправленный поиск инновационных идей;

организацию инновационного процесса (разработка планов и программ инновационной деятельности, проведение единой инновационной политики, обеспечение финансами, материальными ресурсами и квалифицированными кадрами программ указанной деятельности);

продвижение и реализацию инноваций на рынке.


Наиболее эффективным вариантом достижения целей инновационного менеджмента являются разработка и выполнение производственных, технологических, исследовательских проектов по каждому мероприятию или по определенным их совокупностям. И здесь в качестве одного из наиболее действенных современных средств менеджмента на первый план выдвигается управление проектами. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента приобретает особую важность для предприятий и фирм, находящихся в рисковой зоне или приближающихся к ней.

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

Для инновационного менеджмента, как и для общей науки менеджмента, характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить четыре относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны. Постоянными и существенными факторами развития производственного потенциала промышленных инновационных предприятий (ИП) были НИОКР. Кадры науки, материально-техническая база, научное оборудование и информационные фонды составляли факторы научно-технического потенциала ИП. Факторный подход предполагал разработку оценочных критериев для каждой составляющей и использование преимущественно экстенсивных рычагов развития, связанных с количественным расширением научно-технической сферы. Для этого этапа характерно появление глубоких исследований и практических разработок в области научно-технического потенциала, его оценки и прогнозирования развития.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разнообразных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие оказывать определенные управляющие воздействия на инновационный процесс. Функциональная концепция базируется на рациональном разделении труда в управлении инновациями, на специализации управленческих звеньев и оптимизации каждого принимаемого управленческого решения. Для функциональной концепции характерно тщательное регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, делегирования полномочий и обязанностей. В рамках этапа функциональной концепции наибольшее развитие получило экономико-математическое моделирование процессов принятия решений в каждой из функций управления.


Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимосвязи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.

В современных условиях к профессиональной компетенции инновационных менеджеров (инменов) предъявляют особые требования:

теоретические знания и практические навыки в сфере управления;

коммуникабельность и умение работать с людьми;

компетентность в конкретной области специализации инновационного предприятия.

Сложность приемов и способов осуществления инновационной деятельности нарастает по мере развития сегментов рынка и технологий. Некоторые специалисты связывают станоапение теории управления инновациями с появлением первых лабораторий, первых подразделений НИОКР в крупных компаниях.

Научно-исследовательскую деятельность, руководство которой осуществлялось непосредственно учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР 1-го поколения.

Со временем (1950-1970 гг.) корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Теперь компании сосредоточивали свое внимание на тех проектах, которые прежде всего служили целям их бизнеса. Сегодня такое управление НИР принято относить ко 2-му поколению.

С развитием НТП (1970-1990 гг.) происходит рост промышленных НИОКР. Соответственно возрастают расходы на НИР.

Теперь вложения в разработку продуктовых и технологических инноваций стали составлять все большую и большую часть общих корпоративных затрат.

Чтобы снизить рыночную и временную неопределенность, компании формируют сбалансированный бизнес-портфель, нацеленный на рациональное распределение прибыли и риска между выпускаемой продукцией и перспективными продуктовыми инновациями. Научно-исследовательские проекты начали отбирать на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла. Практику технологического управления, основанную на концепции стратегического планирования, принято относить к 3-му поколению.

В практике НИОКР 3-го поколения основное внимание уделяется удовлетворению явных потребностей покупателя, т. е. тех, что «лежат на поверхности» (сравнивая с айсбергом, эти потребности оценивают как видимую его часть). Предприятия предлагают на рынок новые продукты на основе маркетинговых исследований. При таком подходе потребители могут только догадываться о товарах и услугах, которые в скором времени появятся на рынке, а оптовые торговцы, поставщики, держатели акций могут лишь предполагать, куда инвестировать свои средства. При этом так называемые скрытые нужды (их сравнивают с той частью айсберга, что находится под водой) остаются неудовлетворенными.


Потребности клиентов и технические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках 4-го поколения методов управления НИОКР. Это процесс взаимозависимого, совместного обучения, в котором реальные потребности рассматриваются и решаются в свете технологически осуществимых концепций и возможностей.

Основным приемом здесь становится интеграция маркетинга и научных исследований, установление взаимосвязи и взаимодействия между функциями НИОКР и клиентами.

В настоящее время сложность приемов и способов разработки и коммерциализации инноваций, влияние новых технологий на хозяйственный результат деятельности предприятий, а главное - число заинтересованных сторон продолжают увеличиваться по мере развития рынков, усиления конкурентоспособности, а также появления все новых знаний. Описанная динамика сгруппирована и представлена схематично в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Эволюция принципов инновационного менеджмента

Участники

Генерация, отбор и реализация инноваций

Функции

НИОКР 1-го поколения (1900-1950 гг.) - управление лабораториями

Исследователи

+

+

+

Руководство НИР осуществляется силами самих ученых. Они же отвечают за генерацию и селекцию инновационных идей, а также за выполнение на предприятиях исследовательских проектов и освоение инноваций

Производственники




Маркетологи




Потребители




НИОКР 2-го поколения (1950-1970 гт.) - корпоративное управление инновационными проектами

Исследователи

+

+

+

Корпоративные менеджеры осознают необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Компании сосредоточивают свое внимание на тех инновационных проектах, которые прежде всего служат целям их бизнеса

Производственники

+

+

+

Маркетологи




Потребители




НИОКР 3-го поколения (1970-1990 гг.) - формирование корпоративного портфеля инноваций

Исследователи

+

+

+

Имеет место рост промышленных НИОКР. Перспективы компаний зависят от научно-исследовательских проектов, которые отбирают на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, методов дисконтирования

Производственники

+

+

+

Маркетологи

+

+

+

Потребители




НИОКР 4-го поколения (с 1990 г. по настоящее время) - управление на основе совместно принимаемых заинтересованными в разработке инновации сторонами решений

Исследователи

+

+

+

Для удовлетворения скрытых нужд к разработке инновации начинают привлекать покупателей и поставщиков. Это процесс взаимосогласованного принятия решений, основанный на метоле совместного участия заинтересованных сторон

Производственники

+

+

+

Маркетологи

+

+

+

Потребители

+

+

+