Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19792

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

3. Маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами возникают при реализации инновационного проекта и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски в первую очередь обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие и материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. Маркетинговые риски разрабатываемого инновационного проекта могут также быть связаны со следующими видами рисков:

риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий, если спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, а также если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве опеиена неверно или потребность в новшестве ограничена;

риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю;

риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками.

4. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают следующие:

риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера);

риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами);

риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего у организации возникают потери, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнением партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта.

5. Риски усиления конкуренции. Причины их могут быть следующие:

утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников организации либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами; неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о них;

замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР. внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;


недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции);

появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей.

6. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения.

7. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам;

необеспечение условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений, возникающие в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, ноу-хау и технологий;

опротестование патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения (вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль).

При организации системы управления рисками инновационного проекта на предприятии необходимо иметь в виду, что эффективность действия данной структуры определяется прежде всего соблюдением принципа синергетического эффекта.

Синергический эффект (от греч. synergia - взаимодействие): 1) системный эффект, связанный с тем, что система как целостность всегда характеризуется набором свойств, превышающим сумму свойств всех ее отдельных элементов; 2) в теории организации синоним эффекта кооперации деятельности. В ряде концепций синергический эффект рассматривается как интегральный показатель эффективности деятельности административной организации; 3) эффект нового качества, возникающий в результате объединенного, скоординированного и синхронизированного взаимодействия различных видов производств под единым управлением.

Закон синергии - для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (фондовый, трудовой потенциал и др.), либо существенно меньше.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Из этого следует, что в задаче повышения эффективности риск-менеджмента в рамках управления инновационным проектом не существует второстепенных элементов, и оптимизация действий каждого из них является стратегически важной задачей для предприятия. Это относится и к одному из ключевых этапов риск-менеджмента - задаче классификации рисков.

Группа классификационных факторов для рисков инновационного проекта включает следующие.

1. Источник риска. Одной из существенных характеристик риска является то, что он всегда создается конкретным объектом, а не является абстрактным понятием. Источник риска позволяет определить весь спектр объектов-участников в образовании «рискограммы» инновационного проекта - распределить усилия риск-менеджмента по конкретным объектам.


2. Управляемость. Постановка задачи риск-менеджмента сводится, с одной стороны, к определению «рискообластей», на которые необходимо оказывать определенное управленческое воздействие, и, с другой стороны, «рискообластей», для работы в которых необходимо вырабатывать адаптационные механизмы в силу невозможности управлениями ими. Таким образом, здесь задача классификации - разделение рисков на те, для которых должны разрабатываться механизмы воздействия, и те риски, для которых надлежит разрабатывать механизмы адаптации.

3. Приемлемость. Риски инновационного проекта характеризуются различной степенью последствий наступления того или иного неблагоприятного события как для инновационного проекта, так и для самого субъекта, реализующего данный инновационный проект. Приемлемость позволяет распределить риски по весомости в отношении воздействия на реализацию проекта. Здесь основная задача классификации - выделение так называемой совокупности катастрофических (критических) рисков, наступление которых недопустимо, поскольку это однозначно приводит к срыву проекта.

4. Время возникновения. Признаком совокупности рисков инновационного проекта является разновременность появления ее элементов. Время возникновения позволяет выработать единую систему управления рисками во временной взаимосвязи действий, а также оптимально распределить усилия по прогнозированию и принятию превентивных и оперативных мер.

5. Продолжительность воздействия. Введение данного классификатора позволяет определить тяжесть наступления того или иного события в отношении продолжительности воздействия на предприятие. Здесь задачей риск-менеджмента является выделение в особую группу рисков, способных стать генетическими. Такая группа рисков нуждается в четкой выработке программы долгосрочного управления и мониторинга.

6. Степень детерминированности. Поскольку инновационный проект реализуется в рамках различных информационных сред, от детерминированной до принадлежащей к системе нечетких множеств, то и сама совокупность рисков состоит из набора:

вероятностно-детерминированных рисков (распределение случайной величины точно известно, но неизвестно, какое конкретно значение примет случайная величина);

рисков, характеризующихся субъективной вероятностью (распределение случайной величины неизвестно, но известны вероятности отдельных событий, определенные экспертным путем);

рисков с природой интервальной неопределенности (распределение случайной величины неизвестно, но известно, что она может принимать любое значение в определенном интервале);

а также рисков, по природе принадлежащих к нечетким множествам, когда исход события известен лишь в некотором приближении с определенной степенью принадлежности к этим исходам.


Из такого определения риска следует, что, во-первых, у рисков инновационного проекта разная возможность прогнозирования, во-вторых, разная природа распознания, а соответственно и разная возможность применения того или иного метода распознания и прогнозирования.

7. Традиционность-специфичность. Риск инновационного проекта - это совокупность рисков, специфических конкретно для данного инновационного проекта, реализуемого в среде конкретного экономического субъекта, и рисков, характерных для традиционных бизнес-процессов. Необходимость введения подобного классификационного признака базируется на определении инновационного проекта, обладающего особенностями по сравнению с рисками традиционных видов финансово-хозяйственной деятельности и общностями, предполагая, что в силу такой двойственной природы ему присуши как традиционные риски для ординарной бизнес-деятельности, так и специфические для данного проекта. При этом здесь целесообразно выделить отдельно риски, связанные с инновационным проектом. а также с конкретным предприятием, отраслью, и т.д.

8. Ретроспективность («генетичность»). Учитывая, что риск инновационного проекта - это не только совокупность рисков, порождаемых принятием решения о реализации инновационного проекта, но и вся совокупность рисков продуцирующего его субъекта, целесообразно добавить ретроспективность («генетичность») к группе классификационных факторов. Такая классификация рисков позволит выявить, какие риски в проекте порождены текущей деятельности предприятия, а какие связаны непосредственно с внесением в деятельность предприятия инновационной задачи.

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

При анализе проекта в отношении его рисков требуется прежде всего идентифицировать возможные области риска применительно к конкретному проекту. Эта задача решается обычно экспертными методами. Они позволяют в какой-то мере компенсировать недостатки имеющейся информации о разрабатываемом проекте. В частности, на этом этапе широко используют опыт экспертов и их знания о проектах-аналогах, что позволяет прогнозировать возможные зоны риска и последствия принимаемых решении.

На этапе идентификации рисков необходимо не только определить, какие риски существуют для данного проекта, но и оценить вероятность каждого из них для проекта.

Алгоритм экспертной оценки рисков проекта включает:

1) составление полного перечня возможных рисков по фазам жизненного цикла проекта;

2) экспертизу опасности каждого из рисков (измеряемой в баллах), их вероятности (измеряемой в долях единицы), важности рисков (как произведения опасности риска и вероятности его наступления);

3) ранжирование рисков по степени важности для проекта.

Анализ рисков позволяет оценить целесообразность участия в проекте и выработать меры по защите от возможных потерь. В работе по анализу должны быть задействованы все участники проекта. При этом:


заказчик использует результаты анализа в разработке проекта;

подрядчик стремится ограничить число и «иену» факторов риска, за которые он должен нести ответственность, и по результатам анализа может сформировать более реалистичный, потенциально безубыточный план своих действий в рамках проекта;

банк использует результаты анализа для определения условий кредитования проекта;

страховая компания формирует обоснованные условия имущественного или иного страхования участников проекта.

Различают качественный и количественный анализ рисков. Качественный анализ имеет целью определить факторы, области и виды рисков, количественный позволяет оценить отдельные риски и риск участия в проекте в целом.

Общую стратегию опенки рисков инноваций можно представить в виде алгоритма анализа риска (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Алгоритм анализа риска

При оценке рисков инноваций используют две группы факторов:

объективные, не зависящие непосредственно от организации (инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, режим наибольшего благоприятствования, наличие свободных экономических зон и т.п.):

субъективные, характеризующие состояние организации (производственный потенциал, технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и т. п.).

Количественный анализ можно формализовать и сформировать ряд методов: статистические, аналитические, методы экспертных оценок и методы аналогов (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Методы количественного анализа рисков

Наиболее точные результаты оценки рисков дает применение статистических методов, и в частности методов статистических испытаний, которые позволяют анализировать и оценивать различные «сценарии» реализация проектов.

В особо сложных задачах для формализованного описания неопределенности используют метод Монте-Карло, относящийся к статистическим методам (рис. 10.3). Он основан на применении имитационных моделей. Последние позволяют создавать множество сценариев, учитывающих заданные ограничения на исходные переменные. Метод характерен тем. что он наиболее полно отражает все возможные неопределенности, которые могут возникнуть при выполнении проекта по каждому из возможных сценариев. Посредством ограничений, заданных в качестве исходных, он позволяет учитывать практически всю информацию, имеющуюся в распоряжении аналитика проекта.

К существенным преимуществам этого метода относится то, что он позволяет получать «интервальные» (а не «точечные») характеристики показателей эффективности проекта.

Реализация метола сводится к выполнению следующих этапов:

1) создание прогнозной модели;

2) выявление ключевых факторов - переменных, которые влияют на результаты проекта наиболее существенно и имеют наибольшую вероятность наступления;