Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19816

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

Оценку формируемых стратегических направлений и определение резервов перспективного развития хозяйствующих субъектов на основе использования инновационного поведения можно осуществить на базе ряда показателей, начав с расчета роста патентного портфеля.

1. Рост патентного портфеля

где Rр - рост патентного портфеля после реализации стратегии инновационного развития, %;

Рп - изменение объема патентного портфеля предприятия в результате разработки технологической инновации, руб.;

Рпо - патентный портфель предприятия до реализации инновации, руб.

Рп =(Qп1 + Qтз1 + Qзо1 + Qпм1 + Qпп1) - Рпо, (6.2)

где Qп1 - объем патентов предприятия после реализации инновации, руб.:

Qтз1 - объем товарных знаков;

Qзо1 - объем знаков обслуживания;

Qпм1 - объем полезных моделей;

Qпп1 - объем промышленных образцов.

Формирование и дальнейшее расширение патентного портфеля становится в условиях развития рынка одним из наиболее важных условий сохранения и укрепления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

В результате реализации стратегий инновационного развития и оформления прав на созданные при этом технологии компания формирует портфель патентов. Это позволяет максимально закрепить за собой права на использование изобретений в данной конкретной области и блокировать научно-технические разработки конкурирующих предприятий. Затем по результатам НИОКР, а также экспериментальных исследований формируются международные стандарты и устанавливаются правила лицензирования, в рамках которых может разрабатываться и выпускаться вся поступающая на данный сегмент рынка продукция. При этом особо ограничиваются права других конкурентов по выходу на те или иные товарные рынки. Далее осуществляется мощная экспансия наукоемкой продукции в выбранные сектора региональных рынков. При этом подавляются не только другие разработчики наукоемкой продукции, но и ее производители, что создает дополнительные условия монополизации производства и реализации того или иного вида продукции. Фактически осуществляется трансформация ограниченной монополии в естественную. При этом важно иметь в виду, что антимонопольное законодательство допускает объединение конкурентов с целью освоения нового рынка и достижения прогресса в сфере инновационных технологий. Антимонопольное законодательство разрешает также международные соглашения о патентах и авторских правах, о покупке лицензий и ноу-хау с ограниченными условиями, затрагивающими сбытовую сферу.

Показатель роста патентного портфеля тесно связан с показателем роста доли рынка. Данная взаимосвязь проявляется в том, что в результате формирования патентного портфеля предприятия могут захватить патентное пространство конкретной рыночной территории и начать реализацию на ней своей продукции почти на монопольных условиях. И даже если предприятие для защиты создаваемых новых или улучшающих технологий изберет путь не правовой, а экономической охраны инноваций, то эффективная реализация стратегии инновационного развития с выведением на рынок нового продукта во многом будет способствовать, как показывает практика, росту доли хозяйствующего субъекта на рынке. 2. Рост доли рынка


где Rn - рост доли рынка после реализации стратегии инновационного развития, %;

Vр.пред - изменение объема продаж предприятия в результате внедрения нового или улучшенного продукта, руб.;

Рр - общий объем рынка данного товара (продукта), руб.;

где Vпр.ип - объем продаж предприятия до внедрения инноваций, руб.;

Vпр.пред - объем продаж предприятия вместе с внедренной инновационной продукцией, руб.

Осуществляя разработку и реализацию продуктовых и технологических инноваций, хозяйствующие субъекты создают при этом не только важные для конкурентоспособности предприятия рыночные преимущества, но и объекты промышленной собственности. А именно, введение нематериальных активов в хозяйственный оборот и эффективное управление ими позволяют не только защитить бизнес, но и повысить стоимость предприятия, увеличив размеры активов, а также обеспечить себе дополнительные источники денежных поступлений, к примеру, за счет продажи лицензий.

При экономической оценке инновационного развития важно учитывать возможность продажи лицензий на созданную предприятием принципиально новую или улучшающую технологию.

3. Рост внереализационных доходов

где Rд - рост внереализационных доходов предприятия от возможной продажи лицензий при реализации стратегии инновационного развития;

Двн - изменение объема внереализационных доходов предприятия в результате возможной продажи лицензий, руб.;

Двно - объем внереализационных доходов предприятия до реализации инновации, руб.

где Дr - предполагаемый доход предприятия от заключения лицензионных соглашений (роялти), руб.;

Нпр - налог на прибыль.

Мировой рынок лицензий в настоящее время более чем в 3,5 раза превышает темпы роста традиционных рынков товаров и услуг и оценивается примерно в 150 млрд. долл. США в год.

При оценке направлений инновационного развития важно также проанализировать и сравнить продуктовые и технологические проекты с позиции создания на их основе товарных платформ.

4. Рост товарного портфеля

где Rт - рост товарного портфеля предприятия при реализации стратегии инновационного развития, %;

Тп - диверсификация товарного портфеля предприятия в результате разработки технологической инновации, ед.;

Тпсо - товарные позиции предприятия до реализации инновации, ед.

При формировании направлений технологического развития важно также учитывать, что эффективность реализации инновационных проектов в значительной степени может повлиять на стоимость компании и ее акций. Практика показывает, что успешное или неудачное выведение нового продукта на рынок имманентно отражается на построении стратегических взаимоотношений предприятия с кредиторами и акционерами.

5. Рост стоимости компании

где Rс - рост стоимости компании после реализации анализируемой стратегии инновационного развития. %;


Ск - изменение капитализированной стоимости предприятия при реализации анализируемой стратегии инновационного развития, руб.;

Ско - стоимость предприятия до реализации инноваций, руб.

где П1 - планируемый размер чистой прибыли предприятия после реализации инновации, руб.;

П0 - чистая прибыль предприятия до реализации инновации, руб.;

Sk - ставка капитализации в анализируемый период, ед.

6. Рост стоимости акций

где Rс - рост стоимости акций компании в результате осуществления анализируемой стратегии инновационного развития, %;

Са -изменение стоимости акции предприятия после реализации анализируемой стратегии инновационного развития, руб.;

Спо - стоимость акции предприятия до реализации инновации, руб.;

где Ак - общее число акций предприятия (компании).

Описанный метод может быть использован для проведения стратегического анализа и выбора наиболее привлекательных направлений технологического развития хозяйствующих субъектов. Изложенный подход направлен прежде всего на оценку и использование хозяйственных резервов, которые могут возникнуть в результате внедрения предприятиями новых или улучшающих технологий. Основная задача оценки направлений инновационного развития при этом состоит в том, чтобы оценить изменения экономических условий и взаимосвязей предприятия с конкурентами, потребителями, стратегическими партнерами, поставщиками, акционерами и кредиторами при вовлечении в хозяйственный оборот продуктовых или технологических инноваций.

Однако процесс отбора направлений инновационного развития не ограничивается проведением стратегического анализа внешней среды на основе представленного метода оценки инновационного поведения. Выбрав для внедрения новую или улучшающую технологию, наиболее полно отвечающую требованиям внешней эффективности развития хозяйственной деятельности, необходимо приступить к оценке ее внутренних сильных и слабых сторон. Поэтому следующим этапом на пути формирования стратегий инновационного развития должна стать оценка инновационной активности предприятия. Она позволяет проанализировать состояние внутренних ресурсов предприятия и ответить на вопрос, возможно ли эффективно реализовать в данных инфраструктурных условиях рассматриваемые стратегии инновационного развития.

6.2. Исследование инновационной активности

Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот.

При анализе инновационной активности в основном принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере НИОКР, а также определять их способности по коммерциализации инноваций. Такой подход применяется главным образом при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и развитии инновационной деятельности в стране в целом. Вместе с тем оценку инновационной активности можно использовать и в качестве исходного этапа в процессе разработки стратегий инновационного развития отдельных предприятий. При этом подходе главная задача оценки инновационной активности будет состоять в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта в сфере НИОКР и взаимосвязанных с ней структурных элементов. Затем в зависимости от текущего состояния инновационной сферы на анализируемом предприятии будут формироваться дальнейшая инновационная и связанные с ней стратегическая, инвестиционная, финансовая, производственная, маркетинговая политика.


Правильный выбор того или иного направления инновационного развития - лидера или последователя - во многом определяет эффективность достижения поставленных целей. На практике частыми являются случаи, когда недостаточная оценка изначальных экономических возможностей приводит впоследствии к замораживанию значительного числа перспективных инновационно-инвестиционных программ и проектов вследствие нехватки финансово-экономических, а также кадровых ресурсов на их завершение. Смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения новых или улучшающих технологий по хозяйствующим субъектам в целом, но и способствовать отдельным предприятиям в осуществлении отбора того или иного направления инновационного развития и в формировании на этой основе эффективной инвестиционной политики.

Элементы инновационной инфраструктуры могут быть широко использованы в качестве базы для оценки инновационной активности предприятия (табл. 6.2). Они могут послужить содержательной основой для экономических показателей, направленных на определение текущего производственно-технологического состояния предприятия и его исходных инвестиционных возможностей эффективного вовлечения новых или только улучшающих технологий в хозяйственный оборот.

Таблица 6.2

Элементы инновационной инфраструктуры

Элементы инфраструктуры

Инновации

базисные

улучшающие

Инновационно-ориентированные подразделения

Собственное научное подразделение, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел

Собственное подразделение ОКР. отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции

Профессиональный кадровый состав

Лидер-новатор; кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР: специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей

Персонал, заинтересованный в инновациях; кадры, обладающие специальным образованием и опытом проведения ОКР: маркетологи

Финансовые ресурсы

Федеральные, гранты, инвестиционные, собственные, заемные

Собственные, заемные

Материально-техническое оснащение

Опытно-приборная бала, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование

Пилотные установки, лабораторное оборудование

Интеллектуальная собственность

Изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, полезные модели, ноу-хау, инновационные программы и планы-проекты

Полезные модели, ноу-хау, бизнес-планы освоения инноваций

Дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности

Информационный отдел, партнерские и личные связи с НИИ, вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, опыт управления проектами, отдел стратегического развития

Опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием


Оценку инновационной активности предприятия целесообразно вести в виде расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными базисными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их сравнения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера (внедрение принципиально новых продуктов и услуг) или стратегия последователя (освоение улучшающих технологий).

Базовыми, сравнительными величинами для осуществления анализа могут быть показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения или соответствующие показатели у конкурентов. При этом в качестве критериев для определения пороговых значений коэффициентов можно использовать данные статистического обследования инновационной деятельности ведущих предприятий российской промышленности, а также опыт зарубежных компаний.

Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной сфере, может включать ряд коэффициентов:

1) Kис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, компьютерных программ, товарных знаков и знаков обслуживания, а также иных, аналогичных перечисленным прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития. Оценка таких затрат, осуществляемых предприятиями, широко используется при проведении федеральных статистических обследований и наблюдений, а также при сборе сведений о технологических инновациях предприятий.

При таком анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн (см. раздел 2 бухгалтерского баланса) предприятия (основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения) может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом по сравнению с прочими основными средствами производства. Это, в свою очередь, косвенно характеризует предыдущий опыт предприятия по приобретению нематериальных активов. Данный коэффициент рассчитывается по формуле

где Си - интеллектуальная собственность (см. 1 разд. Бухгалтерского баланса), руб.

При этом если

Kие 0,10 ... 0,15, то целесообразна стратегия лидера;

Kис 0,09 ... 0,05. то целесообразна стратегия последователя.

2) Kпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он отражает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Данный коэффициент определяется по формуле: