Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19818

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

1. Анализ сформулированной проблемы.

2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.

3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. Контроль идей.

6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.

7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.

4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.

5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.

6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.

7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).

8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.


3.4. Анализ реализации инновационного процесса

После реализации инновации предприятие приступает, как правило, к формированию новых инновационных программ и планов-проектов. На этом этапе стратегического управления важно проанализировать результаты инновационного процесса в целом, а именно эффективность принятых и выполненных экономических решений, чтобы учесть возможные недочеты при разработке последующих стратегий инновационного развития.

Метод экономического анализа инновационного процесса как инструмент оценки и контроля эффективности внедрения инноваций направлен, прежде всего, на оценку внутренних стратегических изменений, произошедших на предприятии в результате освоения продуктовых и технологических нововведений. Внутреннюю среду организации целесообразно исследовать по каждому из основных функциональных направлений: НИОКР. маркетинг, финансы, производство, персонал и организационное управление. При таком подходе основное назначение анализа инновационного процесса состоит в оценке работы функциональных подразделений и отделов по выполнению поставленных перед ними инновационных целей и задач и учете соответствующих аналитических данных при разработке других программ и планов-проектов по вовлечению новых и улучшающих технологий в хозяйственный оборот.

Основываясь на пофункциональней структуризации хозяйственной деятельности предприятий, применяются коэффициенты, которые позволяют дать оценку внутренним экономическим условиям реализации инновационных стратегий.

1. Показатель Dкн %, квалификации научных кадров:

где Зокр.пред - объем опытно-конструкторских работ, выполненных силами предприятия, без привлечения сторонних организаций, руб.:

Зокр.ф - фактически выполненный объем опытно-конструкторских работ, руб.

Показатель Dкн дает оценку профессиональной деятельности и потенциала инновационного подразделения. Он позволяет ответить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессионально-кадрового состава.

Другим не менее важным оценочным показателем эффективности реализованных и перспективности будущих стратегий инновационного развития являются маркетинговые прогнозы в отношении объема рынка будущей новинки, темпов развития потребительского спроса и жизненного цикла продукта.

2. Показатель Dмп, %, исполнения маркетинговых прогнозов:

где Vип.ф - фактический объем продаж инновационной продукции, руб.;

Vип.пл - планируемый объем продаж инновационной продукции, руб.

Показатель Dмп является достаточно емким критерием эффективности коммерциализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, то устанавливают возможные причины этого, начиная с фиксации цены продаж до использованных методов маркетинговых исследований и их исполнителей. И наоборот, если планируемый объем продаж практически совпадает с фактическим, то при разработке новых инновационных стратегий важно использовать и, по возможности, усовершенствовать все те подходы, которые сложились и применяются на предприятии.


3, Показатель Dри, %. расхода инвестиционных средств:

где Iф - размер инвестиционных средств, фактически потраченных на реализацию инновационного проекта, руб.;

Iпл - то же планируемых, руб.

На практике частыми являются случаи, когда предприятия вынуждены приостанавливать на неопределенные сроки финансирование начатых инновационных проектов вследствие нехватки средств на их завершение. В связи с этим планово-финансовому отделу будут полезными данные о размере дефицита (или возможной экономии) инвестиционных средств по предыдущему инновационному проекту при формировании инвестиционно-финансовых источников для разработки и внедрения новых технологий.

4. Показатель Dпр, %, производственного ресурсосбережения:

где Сф - фактическая себестоимость производства и реализации инновационной продукции, руб.:

Спл - то же планируемая, руб.

Планирование себестоимости инновационной продукции и. соответственно, прогнозирование размера необходимого оборотного капитала - достаточно сложная задача в процессе стратегического проектирования. После реализации стратегии инновационного развития важно проконтролировать несколько параметров, связанных с формированием затрат и результатов по проекту. Среди них - эффективность используемых методик и их качество, организационный уровень цехового и фабрично-заводского управления инновационным производством, а также качество проектируемой инновационной и фактически производимой продукции.

5. Показатель Dрп%, реализации проекта в заданные сроки:

где Tф - время, фактически затраченное на реализацию инновационного проекта, мес.;

Tпл - то же планируемое, мес.

Коммерциализация инновации в планируемые сроки, а при возможности и сокращение длительности реализации инновационного проекта будут способствовать раннему выходу новинки на рынок и, соответственно, приблизят срок получения прибыли от реализации инновации. Для инновационной деятельности, когда разработка и внедрение продуктовой новинки растягиваться может на десятки месяцев, любое уменьшение сроков существенно.

Сокращение жизненного цикла большинства инноваций на рынке приводит к необходимости снижения сроков разработки и реализации продуктовых и технологических нововведений во всех без исключения инновационно ориентированных компаниях.

6. Показатель Dир, %, результативности инновационного развития:

где Пип - чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализации инновационной продукции, руб.;

Ппред - общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, руб.

Показатель Dир служит для оценки целенаправленности внедрения нововведений в производственно-технологической структуре. Инновации, как известно, классифицируются по ряду признаков. По месту в производственной цепочки инновации могут быть на входе, в производстве, на выходе. На диверсифицированном предприятии, к примеру, стратегии инновационного развития могут быть реализованы на разных производственных участках. Поэтому при оценке результативности внедренных (и внедряемых) новых или улучшающих технологий важно проанализировать их влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности и определить вклад инноваций в формирование совокупной прибыли предприятия.


Между показателями эффективности инновационного процесса и параметрами оценки инновационного развития предприятий существуют горизонтальные взаимосвязи. На рис. 3.3 представлены варианты, которые предприятия наиболее часто используют при переходе от реализации одной стратегии к разработке другой. Согласно первому варианту (см. рис. 3.3) продуктовые и технологические новинки внедряются параллельно. При такой схеме научно-технологического менеджмента на предприятии, как правило, создается инновационный портфель. Новые и улучшающие технологии разрабатывают и внедряют на постоянной основе, одно нововведение сменяет другое в режиме замкнутого цикла. Задача инновационного менеджмента здесь состоит в том, чтобы вовремя предвидеть фундаментальные сдвиги в используемой технологии и переориентировать инвестиции с продвижения продукта по проекту А на разработку новинки В.

Нововведения при втором (последовательном) подходе, как правило, носят реактивный характер и внедряются в ответ на инновационные действия конкурентов. Иными словами, некоторые хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять инновации вслед за другими участниками рынка, чтобы обеспечить себе равное с инновационно активными конкурентами положение.

При параллельном подходе использование предлагаемых методов (оценки инновационного процесса и инновационного повеления) может совпадать во времени. Аналитические данные по оценке реализуемого инновационного проекта, обобщение полученного опыта и выработанные рекомендации могут быть использованы для оценки и отбора дальнейших направлений научно-технического развития производства продукции на предприятии. При последовательном подходе может иметь место некоторый временной разрыв между внедренной и планируемой к реализации новой или улучшающей технологией.

Далее показаны взаимосвязи между группами коэффициентов.

1. Показатель Dкн позволяет определить профессиональный уровень исследовательского персонала предприятия. Патентный портфель, в свою очередь, представляет собой совокупность результатов интеллектуального труда работников хозяйствующего субъекта в форме патентов и свидетельств на изобретения, промышленные образцы, полезные модели товарных знаков и знаков обслуживания, программ для ЭВМ и баз данных. Отсюда в зависимости от характера профессионально-кадрового состава инновационного подразделения предприятие может планировать объемы патентного портфеля.

Рис. 3.3. Варианты использования предприятиями методов оценки инновационной политики и анализа инновационного процесса [19]

2. Показатель Dмп характеризует достоверность проведенных исследований рынка инновационной продукции. Оценить размеры потребительского рынка и эффективно коммерциализовать продуктовую или технологическую новинку - достаточно сложная задача. Для ее решения можно использовать различные методы исследования и маркетинговые подходы. В зависимости от точности маркетинговых прогнозов по реализованной на данный момент инновации предприятие может с соответствующей долей определенности планировать объемы продаж, темпы и размер рынка последующей новинки.


3. Показатель Dри характеризует в определенной степени финансовую обеспеченность, а также управление доходами и расходами на разработку и внедрение новых и улучшающих технологий на предприятии. Если собственных средств оказывается недостаточно, то одним из возможных источников финансирования стратегий инновационного развития могут стать внереализационные доходы от продажи лицензий на использование созданных на предприятии технологий.

4. Показатель Dпр опосредованно характеризует процесс управления расходом сырья, материалов, электроэнергии и других затрат на производство и реализацию продукции. Планировать рост корпоративного портфеля и расширение товарного ассортимента предприятия за счет продуктовых и технологических нововведений целесообразнее с учетом возможностей хозяйствующего субъекта эффективно управлять ресурсами и производством.

Показатели роста стоимости компании и ее акций находятся в прямой взаимосвязи. При разработке стратегий технологического развития зависимость между параметрами состояния текущего инновационного процесса на предприятии и его будущими направлениями инновационного роста можно связать с помощью следующего показателя.

5. Показатель Dрп реализации проекта в заданные сроки не только раскрывает способности предприятия реализовывать программы и планы-проекты в установленный интервал времени, но и ускоряет получение доходов от коммерциализации продуктовых и технологических инноваций, а также способствует росту нематериальных активов. Выведение предприятием новых продуктов на рынок раньше конкурентов позволяет ему использовать преимущества «первого хода». Это. в свою очередь, позитивно отражается сначала на престиже и репутации предприятия как инновационно активной компании, а затем во многом - и на ее стоимости.

6. Показатель Dир, оценивает эффективность инвестиционных вложений в новый продукт или улучшающую технологию. Если новый продукт позитивно воспринимается потребителями, то это сначала ведет к росту стоимости компании, а затем, как следствие, влияет на цену ее акций.

В зависимости от достигнутых результатов предприятие может перейти к поиску новых инновационных горизонтов либо придерживаться позиции постоянного улучшения производимых товаров и используемых технологий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое инновационный процесс?

2. Назовите логические формы инновационного процесса.

3. Что такое диффузия инноваций?

4. От чего зависит скорость диффузии?

5. Какие элементы включает инновационный процесс?

6. Что означает понятие «идея инновации»?

7. Какие этапы можно выделить в творческом процессе?

8. Какие методы поиска инновационной идеи обладают максимальной эффективностью?

9. Назовите этапы разработки и реализации инноваций.