Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19786

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

а) управленческая,

б) организационная,

в) социальная,

г) промышленная.

2.2. По степени интенсивности данная инновация:

а) «бум»,

б) равномерная,

в) слабая,

г) массовая.

2.3. По результативности данная инновация:

а) высокая,

б) низкая,

в) средняя.

Задача 3. Появился новый продукт на косметическом рынке - пластыри красоты, накладываемые на веки. Они представляют собой полоски (подушечки) из особого материала, пропитанного увлажняющим, противоотечным, питательным или другими средствами. Пластыри сглаживают мелкие морщинки и восстанавливают упругость кожи вокруг глаз, освежают уставшую кожу, снимают отечность. Время воздействия пластыря составляет от 10 до 30 мин. Пластыри быстро и эффективно приводят в порядок кожу вокруг глаз, что особенно актуально после бессонной ночи или в преддверии какого-то важного события. Пластырь абсолютно безопасен, очень компактен и имеет всего одно ограничение - возрастное: как и все активные косметические средства, его можно использовать только после 25-30 лет.

Выберите правильный ответ на каждый из следующих вопросов.

3.1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной,

б) стратегической.

3.2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:

а) процессной,

б) продуктовой.

3.3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация является:

а) ориентированной на формирование новых потребностей,

б) ориентированной на существующие потребности.

Задача 4. Крупнейший игрок российского сотового рынка компания МТС запустила новую услугу i-mode. Сегодня i-mode - это целая «вселенная». Многофункциональные, стильные телефоны, огромные экраны, красочные, с широкой гаммой цветов и высоким разрешением. Помимо почты, новостей, картинок, мелодий и игр, здесь теперь «живут» анимосериалы, мобильное караоке, книги рецептов, бронирование мест в гостиницах и заказ билетов на концерты и многое другое.

Выберите правильный ответ для такой инновации на каждый из следующих вопросов.

4.1. По причине возникновения данная инновация:

а) реактивная,

б) стратегическая.

4.2. По предмету и сфере приложения инновация:

а) продуктовая,

б) рыночная,

в) инновация-процесс.

4.3. По характеру удовлетворяющих потребностей инновация:

а) ориентирована на существующие потребности,

б) ориентирована на формирование новых потребностей.

Глава 2

Задача 1. Имеются данные о спросе в течение года (таблица). Сделать прогноз спроса на I квартал следующего года.

Таблица

Постоянный уровень спроса со случайными отклонениями

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Спрос, усл. ел.

90

111

99

89

87

84

104

102

95

114

103

113

1191


Задача 2. Спрогнозировать объем реализации продукции с сезонным характером продаж по следующему алгоритму:

1. Определить тренд, наилучшим образом аппроксимирующий фактические данные (с использованием полиномиального тренда или комбинации тригонометрических функций).

2. Вычислить на основе фактических значений объемов продаж значения трендов, определить величины сезонной компоненты и скорректировать их на сезонность.

3. Провести верификацию прогноза.

4. Методом экспоненциального сглаживания получить прогноз объемов продаж.

В таблице представлены фактические данные по реализации продукции и показатели, рассчитанные по модели, которая будет использоваться для прогноза сбыта.

Таблица

Фактические и расчетные значения динамики сбыта продукции с сезонным характером продаж

Месяц

Номер периода наблюдения, t

Фактические данные по объемам продаж, тыс. руб.

Расчетные (по линейному тренду) данные объема продаж, тыс. руб.

2004 год

Июнь

1

4500

4786,012

Июль

2

4735

6937,838

Август

3

3026

3288,683

Сентябрь

4

3258

2486,708

Октябрь

5

2507

1938,956

Ноябрь

6

1199

1792,051

Декабрь

7

1049

2085,317

2005 год

Январь

8

2753

2740,252

Февраль

9

3105

3581,54

Март

10

4232

4383,982

Апрель

11

4103

4932,777

Май

12

4400

5081,022

Июнь

13

4355

4789,034

Июль

14

5720

4134,973

Август

15

2640

3293.921

Сентябрь

16

2150

2491,014

Октябрь

17

2300

1941,177

Ноябрь

18

1498

1791,593

Декабрь

19

2670

2082,302

2006 год

Январь

20

2049

2735,488

февраль

21

4238

3576,301

Задача 3. На основе заданной траектории численности работников и эволюционного значения валового продукта выполнить с помощью производственной функции целевой прогноз стоимости основных фондов.

1. На основе графиков сформулировать гипотезу о значениях

2. Рассчитать параметры производственной функции и сравнить их с гипотетическими.

3. Верифицировать xср с xрасч, проверить адекватность.

4. Определить производительность труда, фондовооруженность, предельную производительность труда, выразить один ресурс через другой.

5. Выполнить целевой прогноз на основе траектории численности рабочих и эволюционного значения валового продукта в периоде упреждения. Численность снижается на 1% за период.


T

Валовый выпуск X(t)

Стоимость основных фондов F(t)

Численность занятых в производстве L(t)

1

10

5

9,2

2

10

5

8,0

3

10

5

7,5

4

10

5

6,8

5

10

5

5,5

6

10

5

4.2

7

10

5

3,0

8

10

5

2,1

Задача 4. Имеются данные о спросе в течение года (таблица). Выполнить прогноз спроса на 1 квартал следующего года.

Таблица

Цикличное поведение спроса при случайных отклонениях

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итог

Спрос, усл. ед.

72

83

92

107

114

129

91

108

116

79

92

93

1176

Глава 3

Задача 1. На разработку инновационной продукции организация планировала израсходовать 150 000 руб., фактически было затрачено на 25,5 % больше. Реализация продукции должна была составить 84 000 руб.. а фактически возросла на 2,4%. Определить показатели ресурсосбережения и расхода инвестиционных средств.

Задача 2. Фактическая себестоимость инновационной продукции составила 60 000 руб., при этом планируемая норма прибыли была 35%, планируемый объем продаж - 95 000 руб. Определить показатель исполнения маркетинговых прогнозов.

Задача 3. Планируемый объем продаж промышленного предприятия был 39 000 руб. Фактический объем продаж составил 43 500 руб. Чистая прибыль, полученная за счет реализации инновационной продукции, 72 000 руб., общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, 84 700 руб. Определить показатели исполнения маркетинговых прогнозов и результативности инновационного развития.

Задача 4. Известно, что объем проектно-конструкторских работ составил 19 000 руб., а объем работ, выполненный собственными силами организации, на 23,7% ниже. Определить показатель квалификации научных кадров.

Глава 4

Задача 1. Стоимость фирмы 28 млн. руб., гудвилл составляет 8,5 млн. руб., сумма добавочного капитала 2,5 млн. рублей. Определить сумму собственного капитала фирмы.

Задача 2. В распоряжении фирмы «Риф» находится 20 тыс. акций. Стоимость акций фирмы «Риф» на рынке 4 руб., стоимость акций компании «Гефест» на рынке 30 руб. Компания «Гефест» предложила выкупить акции фирмы «Риф» по 6 руб. Сколько акций выпустит компания «Гефест», чтобы обменять свои акции на акции фирмы?

Задача 3. Определить годовую чистую прибыль фирмы, если ее цена 12 млн. руб., стоимость активов 28 млн. руб., ставка банковского процента за кредит 25%.

Задача 4. Фирма была куплена за 30 млн. руб. Собственный капитал фирмы составляет 14 млн. руб. Стоимость основных фондов фирмы, учтенных в бухгалтерском балансе, 4 млн. руб. При переоценке основных фондов по рыночным ценам их расчетная стоимость составила 8 млн. руб. Определить стоимость нематериальных активов (гудвилла).


Глава 5

Задача 1. Определить затраты на реализацию стратегии инновационного развития предприятия на исследовательском этапе при разработке новой технологии, если известно, что расходы, связанные с ее разработкой, составили 130 тыс. руб., затраты на оплату труда - 21 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве - 12,4 тыс. руб., амортизационные отчисления - 19,8 тыс. руб., накладные расходы - 75,3 тыс. руб.

Задача 2. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке улучшающей технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе равны 56,3 тыс. руб., на конструктивном - 78,4 тыс. руб., на концептуальном - 142,1 тыс. руб., на дистрибутивном - 112,6 тыс. руб.

Задача 3. Определить затраты на реализацию стратегии инновационного развития предприятия на конструктивном этапе при разработке улучшающей технологии, если известно, что расходы, связанные с созданием промышленного образца, составили 91 тыс. руб., оплата труда - 10 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве - 5,4 тыс. руб., амортизационные отчисления - 9,6 тыс. руб., накладные расходы - 33,5 тыс. руб.

Задача 4. Определить общий размер затрат на реализацию стратегии инновационного развития предприятия при разработке новой технологии, если известно, что затраты на исследовательском этапе составили 105 тыс. руб., на конструктивном - 174 тыс. руб., на концептуальном - 309 тыс. руб., расходы, связанные с формированием нового рынка, равны 296 тыс. руб., оплата труда - 41 тыс. руб., отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве - 22 тыс. руб., амортизационные отчисления - 35 тыс. руб., накладные расходы - 123 тыс. руб.

Глава 6

Задача 1. Известно, что число занятых в сфере НИР и ОКР на начало года составляло 35 чел., в течение года было уволено 2 чел., принято на работу 5 чел. Средняя численность работников организации 205 чел. Какую стратегию целесообразно выбрать организации - лидера или последователя?

Задача 2. Среднегодовая стоимость производственных фондов основного производственного назначения 437 540 тыс. руб., общепроизводственного назначения - 753 624 тыс. руб., общехозяйственного назначения - 84 503 тыс. руб. Стоимость вновь введенных производственных фондов 631 255 тыс. руб. Оценить способность предприятия к освоению новых производств. Какую стратегию целесообразно выбрать предприятию?

Задача 3. Определить коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Стоимость оборудования опытно-приборного назначения 254 344 тыс. руб.. экспериментального назначения - 0,09 тыс. руб. Стоимость оборудования производственно-технического назначения 1 683 251 тыс. руб.

Задача 4. Постоянные издержки на выпуск новой продукции и продукции, изготовленной с использованием новой технологии, составили 11 088,48 тыс. руб.. переменные - 5463,4 тыс. руб. Планируемая норам прибыли 20%. Проанализировать способность предприятия к внедрению новой продукции.


Глава 7

Задача 1. Выясните, какая команда вносит наибольший вклад в успех финансово-промышленной группы, рассчитав коэффициент корпоративной эффективности, если затраты ФПГ составляют 33 619 тыс. руб., чистая прибыль ФПГ - 94 724 тыс. руб. Другие данные представлены в таблице.

Номер команды

1

2

3

4

5

Затраты команды, тыс. руб.

1100

2400

1980

2855

3190

Чистая прибыль команды, тыс. руб.

257

130

290

320

150

Задача 2. Вычислите прибыль финансово-промышленной группы. Данные представлены в таблице.

Номер предприятия

1

2

3

4

Чистая прибыль ТЦ, млн. руб.

157

201

188

193

Чистая прибыль, полученная управляющей компанией ФПГ при размещении свободных денежных средств, составляет 250 млн. руб.

Задача 3. Рассчитайте долю затрат каждой команды в затратах ФПГ, если затраты всей ФПГ составляют 42 891 тыс. руб. Данные приведены в таблице.

Номер команды

1

2

3

Затраты команды, тыс. руб.

2673

4176

3184

Задача 4. Рассчитайте долю каждой команды в совокупной чистой прибыли финансово-промышленной группы, если чистая прибыль ФПГ составляет 2168 тыс. руб. Данные приведены в таблице.

Номер команды

1

2

3

Чистая прибыль команды, тыс. руб.

462

368

493

Глава 8

Задача 1. ОАО «Электропрод» - промышленное предприятие, специализирующееся на выпуске передвижных и стационарных источников энергообеспечения.

В настоящее время предприятие столкнулось со следующими трудностями:

недостаток квалифицированного персонала, отток специалистов. В основном кадры формируются за счет людей, которые довольно долго работают на предприятии, и из молодежи, у которой отсутствует квалификация;

моральный износ оборудования. Например, цех № 7 до сих пор работает с автоматами 1953 г. (год введения в эксплуатацию завода). На данный момент смене оборудования уделяется внимание, но это оставляет желать лучшего;

из-за отсутствия высококвалифицированных специалистов и старости оборудования ОАО «Электропрод» только сравнительно недавно начало выпускать детали, которые собираются автоматически, и тем самым было упущено время;

не развита сеть дилеров.

Причиной всех этих трудностей является главная проблема предприятия - низкая инновационная активность. Увеличение инновационной активности способствовало бы выходу из сложившейся ситуации.

Построить «дерево целей» ОАО «Электропрод» на основе приведенных данных.

Задача 2. На основе приведенных в таблице данных построить «дерево решений» и с его помощью определить срок выпуска инновационной продукции.