Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19777

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

При экспертизе ИП рассчитывают также коэффициент сравнительной эффективности. Величина, обратная сроку окупаемости, представляет собой коэффициент эффективности дополнительных инвестиционных вложений в инновации, или коэффициент сравнительной эффективности - Эр.

Расчетное значение коэффициента эффективности Эр сравнивается с нормативной величиной нормы дохода на капитал (Е). Если Эр > Е, то дополнительные инвестиции в инновации эффективны.

Таким образом, для выбора вариантов инновационных мероприятий используются показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные части. Такими показателями выступают:

приведенные затраты;

срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;

коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации.

При отборе инновационных проектов следует обратить внимание на способы снижения риска.

В практике управления ИП применяют следующие способы снижения риска:

1) распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

2) страхование;

3) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение риска происходит при разработке финансового плана ИП и контрактных документов. При этом участники ИП принимают ряд решений, расширяющих либо сужающих диапазон потенциальных инвесторов. Проводя соответствующие переговоры, участники проекта должны проявлять определенную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны принять на себя.

Многие крупные ИП могут иметь задержку в реализации, что способно привести к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость ИП. Поэтому важная роль принадлежит страхованию рисков. Страхование риска означает передачу определенных рисков страховой компании.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении ИП. При этом учитывается точность первоначальной оценки стоимости ИП и его элементов.

При выборе ИП инвесторы должны быть уверены, что возможные доходы от пего будут достаточны для покрытия затрат, выплаты задолженности, обеспечения окупаемости капиталовложений.

На микроуровне основное внимание уделяется коммерческой эффективности проекта, которая определяется как отношение финансовых затрат и результатов.

При рассмотрении альтернативных ИП в деловой практике применяют следующие направления анализа - сравниваются:

1) средняя годовая рентабельность ИП со средней ставкой банковского кредита;

2) проекты в отношении страхования от инфляционных потерь;

3) периоды окупаемости инвестиций;


4) потребности в инвестициях;

5) стабильность поступлений;

6) рентабельность инвестиций в целом за весь срок осуществления ИП;

7) рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

При этом исходят из следующих критериев принятия инвестиционных решений:

отсутствие более выгодных альтернатив;

минимизация риска потерь от инфляции;

краткость срока окупаемости;

относительная дешевизна ИП;

обеспечение стабильности поступлений;

высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Таким образом, экспертиза ИП позволяет оценить их по инвестиционной привлекательности.

11.3. Отбор проектов нововведений

Представление инновационных идей в форме ИП и оценка их эффективности являются центральным звеном в процессе формирования стратегий инновационного развития. На этом этапе инновационные идеи, отобранные по параметрам соответствия инновационной политике, удовлетворяющие состоянию инновационной активности, а также систематизированные по объемам затрат, проверяются с позиции соотношения предстоящих инвестиционных затрат и последующих экономических результатов.

Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости новых и улучшающих технологий

Анализ перспективности любой инновационной разработки следует начинать с оценки ее патентоспособности. Такая оценка должна строиться как на учете качественных факторов (выбор формы правовой охраны, объем получаемых прав, экономическая зашита инновации), так и на расчете количественных показателей, характеризующих затраты предприятия на правовую охрану новой технологии, совокупный размер которых можно оценить расчетно.

1. Затраты на правовую охрану новой технологии (нематериальных активов):

где По - совокупные затраты по охране, руб.;

Пи - патентные пошлины (за подачу заявки, экспертизу и выдачу патента), руб.;

Пт - пошлины за регистрацию товарных знаков, наименований мест происхождения товара, руб.;

Упп - услуги патентных поверенных, руб.;

Пгi - ежегодные пошлины за поддержание патента в силе, руб.;

E - норма прибыли на вложенный капитал;

T - горизонт расчета (жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности), годы.

Критерием целесообразности получения отечественной и / или зарубежной правовой защиты на создаваемые нематериальные активы могут стать объемы рынка.

2. Объем рынка:

где Рр - годовой объем рынка, руб.;

Vп - количество потребителей;

Vз - объем закупок товара в год одним потребителем, шт.;

Цц - планируемая цена продаж товара, руб.

Оценив объем рынка, важно установить темпы его роста, чтобы ответить на вопрос о том, как быстро и как долго будет расти этот рынок. От этого будут зависеть масштабы будущего производства. Эти данные также послужат основанием для расчета затрат по ИП и в дальнейшем станут базой для проведения анализа возможностей реализации новой технологии на предприятии. Рассчитать темпы роста рынка можно на основе соотношения объема продаж базисного и планируемого периодов.


3. Темпы роста рынка:

где Tр - среднегодовые темпы роста рынка. %;

Vт, Vо - объем продаж базисного и планируемого периодов соответственно, руб.;

T - горизонт расчета, годы.

Определив темпы роста рынка в пределах анализируемого периода (например, в течение первых трех лет жизненного цикла ИП), далее следует оценить потенциал продукта. Здесь важно ответить на вопрос о том, каким будет этот цикл.

Найти на ближайшую перспективу величину потенциала Пп продукта в денежном выражении можно посредством дисконтирования ожидаемой в течение горизонта T расчетной величины Рр, годового объема рынка.

4. Потенциал продукта:

Следующий этап - охват сегментов рынка. Предприятию на этапе организации инновационного производства необходимо решить, какую часть рынка оно будет осваивать самостоятельно, а какую отдаст своим партнерам или даже конкурентам.

В дальнейшем на основе этих данных предприятие будет анализировать свои ресурсные возможности для достижения намеченных целей на рынке. При этом важно иметь в виду, что если оценка возможностей реализации окажется неудовлетворительной, то предприятию целесообразно будет пересмотреть степень охвата сегментов рынка в сторону уменьшения. Это позволит сократить затраты по коммерциализации новой технологии, и, возможно, в этом случае предприятие сможет более успешно, хотя и в меньших масштабах, реализовать ИП.

5. Охват сегментов рынка:

где Рр.ип - размер рынка, планируемого предприятием к охвату по ИП, руб.

При оценке привлекательности альтернативных вариантов ИП предпочтение следует отдавать тем новым технологиям или улучшающим продуктам, у которых показатели, составляющие основу метола оценки перспектив на рынке, стремятся к максимуму (П0, Рр, Тр, Пп, Ср max). Количество исходных данных для проведения такого анализа незначительно. В основном они включают:

размеры отечественных и зарубежных патентных пошлин, а также за регистрацию товарных знаков, за услуги патентных поверенных (соответственно Пн, Пт, Упп);

количество потребителей, объем закупок и планируемую цену продаж товара (Vп, Vз, Цп);

объем продаж новинки (V).

Упомянутые показатели следует рассчитывать по интервалам планирования и сравнивать с базисным периодом. При анализе рыночной перспективности по внедрению новых технологий за основу такого сравнения можно взять экономические данные по предприятию в целом до реализации ИП. Для оценки рынка улучшающих технологий сравнительный анализ целесообразно вести по усовершенствуемому продукту, сравнивая экономические показатели в базисном и планируемом периодах.

Оценка возможностей реализации новой технологии на предприятии направлена на исследование реальности внедрения инновации с учетом экономического состояния и перспектив развития конкретного предприятия, прежде всего - его финансовых возможностей. Она предусматривает выявление соответствия между имеющимися у предприятия финансово-экономическими ресурсами и необходимыми инвестиционными затратами для реализации конкретного ИП.


Анализ экономических ресурсов предприятия по освоению новых и улучшающих технологий начинают с определения инженерно-конструкторских возможностей и расчета затрат.

1. Инженерно-конструкторские затраты

Внедрение разработанной технологии в массовое производство может потребовать проведения определенной технологической доработки инновационной идеи. Чаше всего это обусловлено несоответствием условий производства продукции в лабораторно-экспериментальных и промышленных масштабах. В этой связи целесообразно проанализировать сметную стоимость затрат по авторскому сопровождению разработки и найти наиболее эффективный способ инженерно-конструкторской поддержки процесса вовлечения новой технологии в производственный процесс. Речь идет о том. что в зависимости от степени своей инновационной активности предприятие может реализовать НИР и ОКР по проекту своими силами или воспользоваться услугами сторонней организации.

Отсюда показатель Зокр реализуемости инновационного проекта по инженерно-конструкторскому фактору определяется сравнением расходов на подготовку инновации к внедрению в массовое производство собственными силами или с привлечением сторонних специалистов:

где Зокр - размер дополнительных инженерно-конструкторских затрат предприятия, руб.;

Зокр.ип - общая сметная стоимость инженерно-конструкторских работ по внедрению инновации в массовое производство, руб.:

Зокр.пред - часть объема работ по сметной стоимости, которая может быть выполнена силами предприятия, руб.

2. Материальные затраты

Внедрение нового или улучшенного продукта в хозяйственную деятельность предприятия приводит к полной или частичной замене качества и количества исходного сырья и материалов. В этой связи следует проанализировать достаточность (соответствие или несоответствие) материальных ресурсов, необходимых по ИП и имеющихся у предприятия, чтобы определить дополнительные расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, которые требуются ДЛЯ выпуска новой или усовершенствованной продукции.

Показатель Зсм реализуемости инновационного проекта по материальному (сырьевому) фактору определяется сравнением материальных затрат предприятия (сырье, материалы, полуфабрикаты) на производство продукции до и после реализации инновации:

где Зсм - размер дополнительных материальных затрат предприятия в связи с реализацией инновации, руб.;

Зсм.ип - материальные затраты предприятия на производство новой или улучшенной продукции по ИП в целом, руб.;

Зсм.пред - экономически целесообразные (возможные) собственные затраты предприятия на производство продукции, руб.

3. Технические затраты

Внедрение новых или улучшенных технологий, как правило, требует приобретения новых отдельных производственных линий или введения дополнительных единиц оборудования. Здесь необходимо проанализировать возможности максимального использования имеющегося состава оборудования, чтобы уменьшить необходимую сумму капитальных вложений.


Показатель Зоб реализуемости ИП по фактору основных фондов определяется сравнением имеющегося и требуемого состава оборудования для реализации инновации с учетом затрат на подготовку или капитальный ремонт помещений, в которых они будут располагаться:

где Зоб - размер затрат, связанных с приобретением недостающего оборудования, необходимого по проекту, руб.;

Соб.ип - стоимость производственного оборудования, необходимого по ИП в целом, руб.;

Соб.пред - стоимость производственного оборудования предприятия, которое может быть использовано при реализации проекта, руб.

В свою очередь, показатель реализуемости инновационного проекта по фактору капитальных вложений Зкап определяется по формуле:

где Зкап - размер капитальных затрат, связанных с подготовкой производственных помещении к внедрению новых или дополнительных единиц оборудования, руб.;

Vпом - площадь производственных помещений, нуждающихся в капитальном ремонте по проекту (или аренде), м2;

Цстр. - стоимость строительных работ (или арендных площадей). руб./м2.

4. Сбытовые затраты

Внедрение новой продукции в производство может вызвать необходимость проведения некоторой реорганизации системы сбыта и продвижения продукции, существующей на предприятии. В этой связи необходимо определить тот объем реализации новой продукции, который могут пропустить имеющиеся каналы сбыта. Это позволит выявить масштаб требуемого расширения системы сбыта.

Показатель Зсб реализуемости инновационного проекта по коммерческо-сбытовому фактору определяется сравнением имеющейся и требуемой пропускной способности системы сбыта в объемах продаж после реализации инновации:

где Зсб - показатель реализуемости при внедрении новой или усовершенствованной продукции, руб.;

Зсб.ип - сбытовые затраты на единицу продукции после реализации проекта, руб.;

Зсб.пред - то же до реализации проекта, руб.;

Vип - объем продаж после реализации инновационного проекта, руб.;

Vпред - то же до реализации проекта, руб.

5. Затраты по подготовке кадров

При организации инновационного производства, связанного с внедрением новой технологии или улучшенного продукта, может возникнуть необходимость привлечения дополнительного персонала. Прежде чем нанимать новых работников со стороны, целесообразно проанализировать возможности ротации, обучения и использования имеющихся кадров. Здесь необходимо определить тот состав кадровых ресурсов (включая операторов производственных линий, механиков, технологов, маркетологов), который можно перевести на работу на вновь создаваемый или реконструируемый производственный участок, обслуживающий внедрение новой или улучшающей технологии.

Показатель Зперс реализуемости инновационного проекта по фактору профессионально-кадрового состава определяется сравнением затрат на имеющиеся и требуемые в связи с реализацией инновации дополнительные трудовые ресурсы и на их подготовку: