Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19802

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

3. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:

3.1. Утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников организации либо в результате промышленного шпионажа, замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами, недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции): появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные. взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей.

3.2. Риск отсутствия обеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений, риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения.

3.3. Риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров, риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами), риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок.

3.4. Риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта, риск самофинансирования проекта, риск использования внешних источников финансирования.

3.5. Риск неправильного выбора целевого сегмента рынка, риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества, риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками.

4. Риски усиления конкуренции возникают по следующим причинам:

4.1. Утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников организации либо в результате промышленного шпионажа, замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами, недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции); появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей.

4.2. Риск отсутствия обеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений, риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения.

4.3. Риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров, риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами), риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок.

4.4. Риск неполучения средств, необходимых .тля разработки инновационного проекта, риск самофинансирования проекта, риск использования внешних источников финансирования.

4.5. Риск неправильного выбора целевого сегмента рынка, риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества, риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками.

5. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по следующим причинам:


5.1. Утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников организации либо в результате промышленного шпионажа, замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами, недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции); появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей.

5.2. Риск отсутствия обеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений, риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения.

5.3. Риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров, риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами), риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок.

5.4. Риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта, риск самофинансирования проекта, риск использования внешних источников финансирования.

5.5. Риск неправильного выбора целевого сегмента рынка, риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества, риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками.

6. Объективные факторы оценки рисков инноваций - это:

6.1. Инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, режим наибольшего благоприятствования, наличие свободных экономических зон и т. п.

6.2. Производственный потенциал, технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и т.п.

7. Компенсации рисков включает:

7.1. Создание организаций, использующих венчурное финансирование, и специальных подразделений для выполнения рисковых проектов.

7.2. Стратегическое планирование деятельности организации, активный маркетинг, прогнозирование внешней среды, мониторинг социально-экономической и правовой среды, создание системы резервов.

7.3. Диверсификация видов деятельности, диверсификация сбыта и поставок, диверсификация кредиторской задолженности и инвестиций, распределение ответственности между участниками, а также рисков во времени.

7.4. Отказ от ненадежных партнеров и от рискованных проектов, страхование различных видов рисков, поиск гарантов.

8. Распределение рисков включает:

8.1. Создание организаций, использующих венчурное финансирование, а также специальных подразделений для выполнения рисковых проектов.

8.2. Стратегическое планирование деятельности организации, активный маркетинг, прогнозирование внешней среды, мониторинг социально-экономической и правовой среды, создание системы резервов,

8.3. Диверсификация видов деятельности, сбыта и поставок, кредиторской задолженности, инвестиций, распределение ответственности между участниками и рисков во времени.


8.4. Отказ от ненадежных партнеров, от рискованных проектов, страхование различных видов рисков, поиск гарантов.

9. Локализация рисков включает:

9.1. Создание организаций, использующих венчурное финансирование, и специальных подразделений для выполнения рисковых проектов.

9.2. Стратегическое планирование деятельности организации, активный маркетинг, прогнозирование внешней среды, мониторинг социально-экономической и правовой среды, создание системы резервов.

9.4. Диверсификация видов деятельности, сбыта и поставок, кредиторской задолженности, инвестиций, распределение ответственности между участниками и рисков во времени.

9.5. Отказ от ненадежных партнеров, от рискованных проектов, страхование различных видов рисков, поиск гарантов.

10. Уход от рисков включает:

10.1. Создание организации, использующих венчурное финансирование, и специальных подразделений для выполнения рисковых проектов.

10.2. Стратегическое планирование деятельности организации, активный маркетинг, прогнозирование внешней среды, мониторинг социально-экономической и правовой среды, создание системы резервов.

10.3. Диверсификация видов деятельности, сбыта и поставок, кредиторской задолженности, диверсификация инвестиций, распределение ответственности между участниками и рисков во времени.

10.4. Отказ от ненадежных партнеров, от рискованных проектов, страхование различных видов рисков, поиск грантов.

Итоги по главе 10

Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов ее деятельности. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результате и деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.

В общем виде риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологии, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые, возможно, не принесут ожидаемого эффекта.

Различают качественный и количественный анализ рисков. Качественный анализ имеет целью определить факторы, области и виды рисков, количественный позволяет оценить отдельные риски и риск участия в проекте в целом.

Количественный анализ можно формализовать и подразделить на ряд методов: статистические, аналитические, методы экспертных оценок и методы аналогов.

Для снижения риска в инновационной деятельности может быть рекомендовано несколько путей:

1) распределение риска между участниками;

2) резервирование;

3) страхование;

4) диверсификация инновационной деятельности;


5) передача риска путем заключения контрактов.

Управление рисками предполагает использование методов снижения рисков и уменьшения связанных с ними неблагоприятных последствий. Для ЭТОГО сначала выявляют соответствующие факторы, а затем оценивают их значимость.

Управление рисками складывается из следующих основных составляющих:

подбор опытной команды экспертов;

подготовка специального вопросника для анализа риска инновационной деятельности;

выбор техники анализа риска;

установление факторов риска и их значимости:

создание модели механизма действия рисков;

установление взаимосвязи отдельных рисков и совокупного эффекта от их воздействия:

распределение рисков между участниками проекта:

подготовка отчета.

Изучив материалы данной главы, студент должен ЗНАТЬ:

> понятие и виды рисков, их классификацию;

> пути снижения рисков И методы управления рисками в инновационной деятельности

и УМЕТЬ:

применять на практике методы снижения риска.

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

> Понятие и сущность инновационных проектов

> Вилы инновационных проектов

> Основные этапы создания и реализации инновационного проекта

> Принципы управления инновационными проектами

> Этапы разработки бизнес-плана инновационного проекта

> Компьютерные системы, используемые для создания и оценки инвестиционных проектов

> Методы экспертизы инновационных проектов

> Способы снижения риска инновационных проектов

> Отбор инновационных проектов

> Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости новых и улучшающих технологий

> Методы оценки эффективности инвестиций в новые технологии и их влияния на развитие экономики предприятия

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему по приоритетному направлению развития науки и техники.

Понятие «инновационный проект» употребляется в двух смыслах:

дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществление каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Таким образом, инновационный проект (ИП) рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплекс документов.

В общем виде под ИП понимают выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В ИП излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.


Наиболее полным, по нашему мнению, можно считать определение, предложенное в учебном пособии под редакцией П.Н. Завлина [17]:

Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных; организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.

К основным элементам ИП относятся:

сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

организация выполнения проектных мероприятий (увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества);

основные показатели проекта, в том числе характеризующие его эффективность.

Реализация замысла ИП обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида ИП в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематически взаимоотношения основных участников ИП показаны на рис. 11.1.

Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов ИП. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор - физические или юридические лица, вкладывающие средства в ИП. Инвестор может быть и заказчиком. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические липа всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица - граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

Рис. 11.1. Основные участники ИП

Проектировщик - специализированная проектная организация, разрабатывающая проектно-сметную документацию.

Поставщик - организация, обеспечивающая материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.

Научно-технический совет - коллектив ведущих специалистов по тематическим направлениям проекта, несущих ответственность за выбор научно-технических решений и уровень их реализации.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») - юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами над ИП: планирование, контроль и координация работ участников проекта.