Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19820

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

8.3. Развитие конкурентных преимуществ.

8.4. Нет правильного ответа.

9. Не относится к классу стратегий интеграционного развития:

9.1. Вертикальная интеграция с поставщиками.

9.2. Вертикальная интеграция с потребителями.

9.3. Вертикальная интеграция с посредниками.

9.4. Горизонтальная интеграция.

10. При наступательной стратегии затраты на нововведения:

10.1. Высокие.

10.2. Средние.

10.3. Низкие.

11. Фирма держится вплотную за лидером, заимствуя его новшества с внесением некоторых изменений. Затраты на нововведения будут:

11.1. Такие же, как у лидера.

11.2. Ниже, чем у лидера.

11.3. Нет однозначною ответа.

12. Что из перечисленного ниже относится ко второй стадии жизненного цикла?

12.1. Теоретические и экспериментальные исследования.

12.2. Разработка рабочей конструкторской документации.

12.3. Изготовление опытного образца.

13. Среди принципов целеполагания выделяют:

13.1. Полноту.

13.2. Системность.

13.3. Альтернативность.

13.4. Соподчиненность.

14. Что не относится к принципам построения дерева целей?

14.1. Согласованность целей.

14.2. Определенность.

14.3. Конкретность.

14.4. Реальность.

14.5. Детальность.

14.6. Нет верного ответа.

Итоги по главе 5

Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный и всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Инновационные стратегии подразделяются на следующие группы:

1) продуктовые - стратегии, которые ориентированы на создание новых товаров, услуг, технологий;

2) функциональные - к ним относятся научно-технические, производственные, маркетинговые и сервисные стратегии;

3) ресурсные - стратегии, в которых элемент новизны вносится в ресурсное обеспечение - трудовые, материально-технические, финансовые, информационные.

4) организационно-управленческие - стратегии, касающиеся изменения систем управления.

Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла продукта, учитывает стадию, в которой находится продукт. Согласно одному из мнений, жизненный цикл инновации включает несколько стадий: зарождение, рождение, утверждение, стабилизация, упрощение, паление, исход и деструктуризаиия.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов. а также характера и сущности реализуемых стратегий.

Для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли может быть использована матрица БКГ. Для отображения и сравни тельного анализа стратегических позиций различных бизнесов коммерческой организации используется матрица McKinsey. Она преодолевает такой существенный недостаток модели БКГ, как упрощенное разбиение горизонтальной и вертикальной осей ее матрицы.


Для выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка продукции (эквивалент роста отрасли) и конкурентной позиции фирмы можно воспользоваться матрицей Томпсона и Стрикленда.

Дли стратегического анализа диверсифицированных компаний используется матрица, предложенная консалтинговой фирмой Артура Де Литтла (матрица ADL-LC). которая является многофакторной моделью.

Инновационные стратегии предприятия можно объединить и представить в виде двух основных типов: стратегии лидера, направленной на разработку и реализацию принципиально новых продуктов, и стратегии последователя, подразумевающей выведение на рынок усовершенствованных технологий. Несмотря на то, что новые и улучшающие технологии проходят одни и те же стадии своего роста и развития, первоначальные цели и конечные задачи для этих инноваций на каждой из выделенных стадий являются различными.

Совокупные потребности в ресурсах, необходимых для реализации той или иной стратегии инновационного развития, выбираются сначала поэлементно, а затем - поэтапно.

В главе рассмотрены различные схемы определения затрат, необходимых для реализации той или иной стратегии инновационною развития. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости систематизации процессов стратегического и инновационного управления и изначального их ориентирования на вовлечение в хозяйственный оборот принципиально новых или только улучшающих технологий.

Изучив материалы данной главы, студент должен ЗНАТЬ:

> понятие и виды инновационных стратегий;

> этапы жизненного цикла инновации

и УМЕТЬ:

формировать инновационные стратегии;

рассчитывать совокупные затраты на реализацию стратегии.

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

> Оценка инновационного поведения

> Инновационные игры

> Инновационная активность

> Элементы инновационной инфраструктуры

> Показатели инновационной активности

> Типы инновационного поведения фирм: виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

Оценка инновационного повеления может служить исходным моментом разработки стратегии инновационного развития. Она направлена на определение внешних стратегических изменений, которые могут произойти у хозяйствующего субъекта в результате освоения технологических инноваций. Такой подход позволяет предприятию оценить величину перспективных резервов, появляющихся в результате внедрения новых и улучшающих технологий, и использовать их в производстве. Оценку инновационного поведения следует проводить наряду с анализом внешней среды с целью отбора наиболее перспективных направлений технологического развития хозяйствующих субъектов. Использование этого подхода позволит предприятию более обоснованно подойти к проведению swot-анализа и повысит эффективность установления долгосрочных ориентиров развития хозяйственной деятельности на базе используемых технологий. Наилучшими методами характеристики поведения инновационных организаций являются игровые методы обучения, или деловые игры.


Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности творческого и эмоционального включения участников в отношения, подобные действительным отношениям в производстве.

Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый вариант: все работающие остаются на своих местах: в условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача и участники предпринимают действия по ее решению. Во втором варианте сохраняется текущая производственная обстановка, но меняются участники. Их задача заключается в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование текущего производства.

Существует множество разновидностей деловых игр: организационно-деятельностные (ОДИ), проектные, организационно-мыслительные, продуктоориентированные, практически-деловые, рекреационные и т. д.

Для фирмы наиболее важным является умение персонала мыслить нестандартно. От персонала требуется не просто объединение в команды, а еще и умение работать в команде. По этим двум важным признакам следует выделить два основных вида игр, несущих наибольшую образовательную нагрузку, так как все остальные являются производными от них. Этими видами являются инновационные игры и ансамблевые игры.

Отдельно следует выделить имитационные, или ролевые, игры, поскольку этот вид позволяет обучать персонал практически с нуля, методом практики, в то время как два предыдущих вида больше связаны с развивающим обучением персонала.

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Соотносительные характеристики рутинных и инновационных игр

Рутинные игры

Инновационные игры

Жесткие (по требованию выполнения правил, играния ролей и т.д.)

Нежесткие, свободные

Требуют обширной цифрован информации

Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой проблемой)

Ориентированы на рациональные действия участников

Ориентированы на личностную, эмоциональную включенность участников

Закрытые (для развития)

Открытые, саморазвивающие

Решения предопределены

Решения неизвестны

Обучающие

Развивающие

Ориентированы на выработку навыков действий в стандартных ситуациях

Ориентированы на выработку навыков в нестандартных ситуациях

Метод инновационных игр (ИНИ) был предложен B.C. Дудченко в 1981 г. Его группа к 1990 г. провела около 70 игр, в ходе которых ставились задачи разработать стратегию развития отрасли, перехода организации на хозрасчет, внедрения системы подготовки и продвижения руководителей, концепцию производственно-экономической учебы и т.д.


Общими признаками ИНИ являются следующие.

Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи.

Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности.

В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.

Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных прежде всего на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умение активно взаимодействовать с окружающими.

Для организации ИНИ необходимо выполнение следующих условий.

1. Участие руководителя высшего уровня.

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.

3. Продолжительность - не менее пяти, максимальная - одиннадцать дней.

4. Рабочий день - не менее 14 ч с перерывами на обед и ужин.

5. Не разрешаются опоздание к началу работы и досрочный уход.

6. Общая численность участников игры - 35-50 чел. вместе с консультантами (по одному на каждые 7 игроков).

7. Численность группы - не более 9 чел. Число групп - 3-6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.

9. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном» режиме. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.

10. Этапы игры: а) диагностика проблемы; б) анализ ситуации; в) формулирование проблемы; г) определение целей; д) выработка решений; е) разработка проблемы; ж) формирование программы реализации проекта.

Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы.

Системность, заключающаяся в программировании и развертывании ИНИ как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.

Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.

Единоначалие руководителя игры.

Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения ИНИ вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».

Саморазвитие. ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра непохожа на предыдущую.


Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

Принцип развивающего обучения, ориентирующий участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задача консультантов - не найти решение проблемы, а научить этому игроков. Важный момент в проведении ИНИ - понятие о норме. Обычно нормальным считается средний результат. Но в ИНИ делается упор на достижение максимально возможных результатов и на высокий уровень подготовки. По ходу игры участники убеждаются, что используют свой творческий потенциал лишь в незначительной мере, и учатся реализовывать свои скрытые возможности.

При обучении в холе ИНИ целесообразно давать информацию большими объемами, формируя для человека информационно насыщенную среду. Мозг человека «атакуется» десятками тысяч бит информации, а дальнейшая работа заключается в актуализации, извлечении полученных данных из подсознания и налаживании каналов, по которым она становится доступной сознательному использованию.

Важным фактором проведения ИНИ является создание личной заинтересованности в результатах работы, или мотивирование. Консультанты помогают каждому игроку найти аспект, интересный лично ему и позволяющий преодолеть его собственные затруднения. Этот фактор тесно переплетается с понятиями о норме в игре, поскольку игрок тем более стремится к максимизации усилий и, соответственно, результатов, чем сильнее он лично заинтересован в них.

Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.

ИНИ позволяет посредством исследовательских процедур

определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством же рабочего процесса (групповой работы) - вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников как носителей деятельности управления и через развитие самой этой деятельности.

До количественной опенки стратегии инновационного развития предприятию следует осуществить процесс генерации инновационных идей. Для этого можно использовать методы, рассмотренные в гл. 3 (морфологический анализ, метод контрольных вопросов, синектический метод, метод фокальных объектов, мозговой штурм и др.).

При использовании описываемых методов на предприятии организуют генерирование инновационных идей. Предварительный отбор наиболее эффективных новаций можно провести на основе оценки инновационного поведения. Новую технологию или улучшающий продукт целесообразно сначала оценить с позиции их влияния на изменение положения предприятия во внешней среде.