Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19783

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

Глава 10

Решение задачи 10.1.

Наиболее ожидаемый доход от инновации:

re = 40 х 0,5 х 0,5 + 10 x 0,5x0,5+ 10 x 0,5 x 0,5 - 20 x 0,5 x 0,5 = +10 тыс. руб.

Для инновационной фирмы дисперсия и колеблемость составят: var = (40 - 10)2 х 0,5 х 0,5 + (10- 10)2 х 0,5 х 0,5 + (10 - 10)2 х 0.5 х 0,5 + (-20 - 10)2 х 0,5 х 0,5 = 450.

= 21 тыс. руб. = =2,1 = 210%.

Решение задачи 10.2.

Мр = 240 х + 400 х = 90 тыс. руб.

Принимая решение об освоении новой продукции, руководитель предприятия должен быть готов «потерять» в среднем 90 тыс. руб. на каждом новом типе изделий.

Решение задачи 10.3.

Среднее линейное отклонение

= 700 х 40 / 100 = 280 тыс. руб.

Мера риска в данном случае оценивается как возможный убыток деятельности консалтингового подразделения фирмы:

Мр = |700 - 3 х 280| = 140 тыс. руб.

Убыток не превысит 140 тыс. руб.

Решение задачи 10.4.

Мр = 250 х + 600 х = 245 тыс. руб.

При принятии решений об освоении нового продукта руководитель предприятия должен быть готов «потерять» в среднем 245 тыс. руб. на каждом новом изделии.

Глава 11

Решение задачи 11.1.

Применив формулу В1 = ЦпVип, получим:

В1 = 2 • 550= 1100 млн. руб.

Затем по формуле Эв = получаем:

Эв = (1100 - 300) / 1000 • 100 = 80%

Решение задачи 11.2.

По формуле Зкап = VпомЦст.р получено:

Зкап = 350 • 5000 = 1 750 000 руб.

Далее по формуле Зоб = Зоб.ип - Соб.пред + Зкап имеем

Зоб = 270 000 - 250 000 + 1 750 000 = 1 730 000 руб.

Решение задачи 11.3.

Затраты для реализации инновационного проекта определяются по формуле Зип = Зоб + Зперс.

Затраты по подготовке кадров Зперс = (Зперс.пред - Зперс.ип) • Оперс = (67 - 51) • 42 000 = 672 000 руб.

Зкап = VпомЦст.р = 400 • 3000 = 1 200 000 руб.

Зоб = Соб.ип - Соб.пред+ Зкап = 940 000 - 720 000 + 1 200 000 = 1 420 000 руб.

Зип = 672 000 + 1 420 000 = 2 092 000 руб.

Решение задачи 11.4.

Определим среднегодовые темпы роста рынка Тр = = (62 • 100) / (85 • 2) = 36,47%.

Глава 12

Решение задачи 12.1.

По формуле S = P(1 + ni)

5 = 50 000 (1 + 0,5 • 0,2) = 55 000 тыс. руб.

Решение задачи 12.2.

По формуле Р = S - D = S(1 - nd) = S(1 - d) получаем:

Р = 20 (1 - 0,5 х 0,15) = 18,5 тыс. руб.

Далее по формуле D = nDe = ndS получено:

D =0,5 х 0,15 х 20 = 1,5 тыс. руб.

Решение задачи 12.3.

По формуле 5 = Р(1 + ni) для простых процентных ставок имеем:

S = 200 (1 + 5 х 0,18) = 380 тыс. руб.

По формуле S = Р(1 + ie)n для сложных процентов

S = 200 (1 + 0,18)5 = 457,5 тыс. руб.

По формуле Smn = P(1 + j/m)nm для начисления по полугодиям

S = 200 (1 + 0,09)10 = 473,5 тыс. руб.

Из той же формулы для поквартального начисления

S = 200 (1 + 0,045)20 = 482,3 тыс. руб.

По формуле S = Pejm для непрерывного начисления

S = 200 e0,185 = 491,9 тыс. руб.

Решение задачи 12.4.

1. В случае точных процентов принимаем = 284.

По формуле S = P(1 + i) получаем:

S = 10 000 (1 + 284 / 366 • 0,18) = 11 396,721 тыс. руб.

2. Для обыкновенных процентов с точным числом дней ссуды имеем:

S = 10 000 (1 + 284 / 360 • 0,18) = 11 420 тыс. руб.

3. Для обыкновенных процентов с приближенным числом дней ссуды ( = 280) по формуле S = Р(1 + i) получаем

S = 10 000 (1 + 280 / 360 • 0,18) = 11 400 тыс. руб.

Глоссарий

Абстракция (лат. abstractio - отвлечение) - форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.


Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) - представляет собой метол научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Антисипативный (предварительный) способ начисления процентов- выполняется в начаче каждого интервала начисления. Сумма процентных денег определяется исходя из наращенной суммы. Процентной ставкой будет выраженное в процентах отношение суммы дохода, выплачиваемого за определенный интервал, к величине наращенной суммы, полученной по прошествии этого интервала. Определяемая таким способом процентная ставка называется (в широком смысле слова) учетной ставкой, или антисипативным процентом.

Бенчмаркинг - способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Бенчмаркииг общий - сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого числа продуцентов или продавцов аналогичного продукта. Бенчмаркинт функциональный - сравнение параметров работы отдельных функций (например, операций, процессов, приемов работ и т. п.) продавца с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий (продавцов), работающих в сходных условиях.

Бизнес-инкубатор - структура, специализирующаяся па создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

Бизнес-тан инновационного проекта - комплексный стратегический документ, даюший представление о будущем предприятия, обращенный к потенциальному инвестору в инновации с целью привлечения его капитала.

Бренд (англ. brand- «клеймо, фабричная марка») - символическое воплощение комплекса информации, связанного с определенным продуктом или услугой; обычно включает в себя название и другие визуальные элементы (цветовые схемы и символы).

Бренд-стратегия (брендинг) - целостный маркетинговый комплекс по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя или товара на рынке; комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брендов на рынке.

Бухгалтерская рентабельность инвестиций (англ. return on investment - ROI - отношение средней величины дохода фирмы по бухгалтерской отчетности к средней величине инвестиций.

Венчурные (рисковые) фирмы - небольшие, очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций.

Виоленты - фирмы с «силовой» стратегией, обладающие крупным капитаном, высоким уровнем освоения технологии.

Внедренческие фирмы - предприятия, содействующие развитию инновационного процесса и, как правило, специализирующиеся на внедрении не использованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, на доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.


Внутренняя норма прибыли, или внутренний коэффициент окупаемости инвестиций, IRR (англ. internal rate of return) - уровень окупаемости средств, направленных на цели инвестирования. Формально IRR определяется как коэффициент дисконтирования, при котором чистая приведенная стоимость NPV равна нулю, т. е. инвестиционный проект не обеспечивает роста ценности фирмы, но и не ведет к ее снижению. Именно поэтому в отечественной литературе внутреннюю норму прибыли иногда называют проверочным дисконтом, так как она позволяет найти граничное значение коэффициента дисконтирования, разделяющее инвестиции на приемлемые и невыгодные.

Воспроизводственная функция инновации - означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования.

Декурсивный способ начисления процентов - проценты начисляются в конце каждого интервала начисления. Их величина определяется исходя из величины предоставляемого капитала. Соответственно декурсивная процентная ставка, или, что то же, ссудный процент, представляет собой выраженное в процентах отношение суммы начисленного за определенный интервал дохода к сумме, имеющейся на начало данного интервала.

Деловая игра - модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического характера. Деловая игра подразумевает имитацию группой лиц хозяйственной деятельности на модели экономической системы.

«Дерево целей» - упорядоченная иерархия целей, выражающая их внутренние взаимосвязи и соподчинение. «Дерево целей» является нормативным методом выявления функций системы, основное содержание которого заключается в способе перехода от глобальной цели к совокупности более мелких подцелей.

Дисконтированный срок окупаемости (discount payback period DPP) - период, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) дисконтированных денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций; по экономическому содержанию соответствует смысл аналогичного показателя срок окупаемости (РР) для расчета срока возврата инвестиций.

Дисконт (discount - скидка) - разница между заданной стоимостью в будущем и ее современной величиной.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение распространяется по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Изобретение - техническое решение, обладающее новизной, практической применимостью, полезностью для хозяйственной деятельности. Это могут быть новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.


Имитационная стратегия - модель деятельности, используемая фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

Инвестиции интеллектуальные - вложение средств в обучение, подготовку и переподготовку персонала, в получение лицензии и «ноу-хау», в совместные научные разработки

Инвестиционная функция инновации - использование прибыли от инновации для последующего инвестирования.

Инвестор - физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект.

Инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) - инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, т. е. комплекс коммерческих услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.

Инжиниринговые фирмы - предприятия, деятельность которых связана с созданием объектов промышленной собственности, проектированием, производством и эксплуатацией машин, оборудования, организацией производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.

Инициация (в инновационном процессе) - деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

Инновационная активность - интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот.

Инновационная деятельность - усилия по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании.

Инновационная игра - совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях.

Инновационная инфраструктура - комплекс организаций, фирм, предприятий, объединений с принадлежащими им разнообразными ресурсами, охватывающий весь цикл осуществления инновационной деятельности.

Инновационная политика государства - совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также на расширение рынков сбыта отечественных товаров на этой основе.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающую создание, распространение и диффузию инноваций


Инновационный менеджмент - система (от греч. systema - целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой (объект управления). Это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; одна из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

Инновационный проект - система взаимосвязанных целей и задач их достижения, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Инновационный процесс - инновационная деятельность какого-либо субъекта экономики, процесс, направленный на разработку, реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т. п.

Инсайт - интеллектуальное явление, осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение.

Интервал начисления - минимальный период, по прошествии которого происходит начисление процентов.

Интуиция (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) - юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.