Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19808

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

Холдинг (холдинговая компания) - это форма организации ФПГ. предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний). Отличительные черты холдингов: хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; большое число входящих в состав холдинга предприятий.

Консорциум - временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени. Отличительные черты консорциумов: хозяйственная самостоятельность участников консорциума; обязательное распространение результатов исследований и ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства; участие в составе консорциумов университетов и других вузов; возможность участия одного участника к нескольких проектах консорциума: большое число входящих в консорциум компаний и фирм.

Транснациональная корпорация (ТНК) - общество с дочерними фирмами и филиалами в различных странах. Отличительные черты ТНК: высокий уровень концентрации производства и дифференциации выпускаемой продукции; глубоко специализированное производство; гибкость маневрирования ресурсами: достижение оптимальных транспортных расходов по реализации продукции; высокая конкурентоспособность фирм и выпускаемой продукции, высокая степень диффузии инноваций.

Стратегический альянс (СА) - соглашение участников межфирменной кооперации (корпорации) на проведение комплекса сложных работ по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию результатов. Отличительные черты СА - разделение финансового риска между участниками при разработке и освоении радикально новой продукции, технологий, открытий, изобретений и роста неопределенности; перенос центра работ на НИОКР; комплексность этапов инновационного цикла; высокая маневренность в кооперации, особенно при проведении НИОКР: сокращение инновационного цикла создания радикальных новшеств: высокий уровень автоматизации технологической подготовки производства новшеств.

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

Каждый из перечисленных в п. 7.2 типов инновационной деятельности ИО существует одновременно с другими. Поэтому, рассматривая тип ИО, следует иметь в виду структуру и преобладающие типы инноваций, реализуемые на ИО. Организационное развитие ИО, ведущее к отмеченному многообразию форм, в основном происходило и происходит в сфере прикладной (отраслевой) науки в условиях сочетания двух встречных тенденций - интеграционной и дезинтеграционной. В результате создаются новые организационные структуры научно-технической сферы: инкубаторы, технопарки, технополисы и т.п. При этом среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым (чаще всего венчурным) фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.


Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые, которые преобразуют входные ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Эти структуры могут значительно различаться по размеру, видам деятельности, объему входных ресурсов и выходных услуг. Соответствующие характеристики могут изменяться в значительном интервале и определять форму - от простейших структур типа научных «отелей», которые могут размещаться в одном небольшом здании и оказывать 2-3 вида услуг, до технополисов ими регионов науки, занимающих значительное пространство и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией.

По нарастающей степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы - технологические парки - технополисы - регионы науки и технологий.

Бизнес-инкубаторы

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных организаций (МИО). реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается предоставлением МИО услуг материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и др. Инкубатор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг. Как правило, он занимает одно или несколько зданий. ИО в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока ИО покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Можно выделить следующие виды работ, проводимых в инкубаторе:

экспертиза инновационных проектов, включая научно-техническую экспертизу, определяющую новизну и достоверность предлагаемого проекта, а также экологическую и коммерческую экспертизы (конъюнктурная проработка, оценка будущею рынка нового товара и ожидаемая прибыль):

поиск инвесторов и, при необходимости, обеспечение гарантий;

предоставление на льготных условиях помещений, оборудования, услуг опытною производства;

оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных, консультационных и прочих услуг.

Бизнес-инкубатор - коммерческая организация, самоокупаемость которой обеспечивается за счет ее участия в той или иной форме в будущих прибылях ИО. Развитие инкубаторов инновационною бизнеса как основы и ядра будущих технопарков и технополисов представляется оптимальной тактической мерой экономического роста. Появление их рядом с оборонными комплексами, академическими институтами и вузами (или непосредственно в их составе) позволило бы обеспечить творческой и высокооплачиваемой работой значительное число специалистов, не ставя их перед необходимостью увольнения и (что особенно злободневно для малых городов) выезда в другие населенные пункты или даже за пределы страны.


Технопарки

Технологический парк - это компактно расположенный научно-производственный территориальный комплекс с достаточно сложной функциональной структурой, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов. В состав технопарка могут входить научные учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса, Здесь предполагается создание комфортных жилищно-бытовых условий. Структурной единицей технопарка является центр, а к числу наиболее важных центров относятся: исследовательский центр, инкубатор, научно-технологический комплекс (инновационный центр), промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения и др. Каждый из перечисленных центров реализует специализированный набор услуг-, например, связанные с проведением исследовательских работ или с переподготовкой специалистов по какому-либо определенному технологическому направлению.

Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства.

Технополис

Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис (научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих, венчурных организаций и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации.

Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарк и инкубаторы. В рамках технополисов осуществляется полный инновационный цикл, включая подготовку кадров.

Технополис - это структура, подобная технопарку, но включающая в себя небольшие города (населенные пункты) - наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы.

Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе вновь строящихся городов, так и на основе реконструируемых. Существуют также технополисы «размытого» типа, обычно возникающие на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон. тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами.

Объединение мелких фирм в совокупности образует сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном обычно является крупный университет - генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций.


Соседство научных и учебных учреждений разной отраслевой направленности обеспечивает междисциплинарные («на стыке наук») исследования, разработки и интенсивный обмен идеями. Неотъемлемыми элементами технополисов должны быть венчурные фирмы и акционерные коммерческие банки.

Технополисы появились в США в начале 50-х гг. XX в. Тогда близ Стэнфордского университета стали концентрироваться мелкие исследовательские, внедренческие, консультационные и промышленные фирмы, большинство которых было связано с электронной промышленностью. Университет стал игран, роль центра научных идей и подготовки кадров для образовавшегося конгломерата. Этот технополис получил название «Силиконовая долина». Удачное сочетание секторов науки и производства в регионе позволили "Силиконовой долине» в настоящее время стать всемирно признанным центром научно-технического развития, о масштабах которого можно судить по следующим фактам: сейчас здесь сосредоточено около 8000 инновационных фирм (70% из них имеет в своем составе менее 10 чел.), в которых работают 250 тыс. чел., причем 6 тыс. - это высококвалифицированные специалисты и ученые. Создаваемый в этом технополисе валовой национальный продукт (ВНП) превышает таковой Великобритании и приближается к ВНП Франции.

В США сегодня насчитывается около 300 технополисов. В Германии - около 300 инновационных центров. Япония приступила к созданию 19 технополисов с мошным потенциалом для разработки совершенных технологий в наиболее приоритетных областях. В России действует около 60 технопарков и несколько технополисов в городах Обнинск, Дубна, Королев, Саров и др.

Регион науки и технологий

Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регион науки и технологий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также развитую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

Сложность развития инновационной сферы России заключается в неприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Большинство действующих научно производственных объединений (НПО) были единственными научно-производственными и хозяйственными комплексами, хотя входящие в них предприятия имели определенную самостоятельность. Это были организации с различными источниками оплаты труда и материального стимулирования ученых и производственников. Как правило, НПО обладали достаточно мощной и хорошо оснащенной производственной базой, позволяющей в короткие сроки изготовлять и испытывать опытные образцы и мелкие партии новой техники. Организационным элементом инновационного процесса была система научно-технической информации (НТИ) в виде различных организаций, обеспечивающих сбор, систематизацию и анализ информации в области НТП. В целом такая государственная система НТИ являлась уникальной, не имевшей аналогов за рубежом. В ходе проведения в стране экономических реформ данная система распалась, инновационные предприятия получили экономическую свободу, что сказалось на их деятельности не всегда в лучшую сторону.


Технопарковые объединения имеют и свои негативные стороны: инерционность, неуправляемость и др. Поэтому возникла и стала развиваться встречная тенденция - дезинтеграционная, проявляющаяся в переходе от крупных ИО, закрепленных за определенной отраслью или участком производства, к меньшим организационным формам, возникающим на базе крупных ИО либо самостоятельно. Главное звено в этом ряду - малые инновационные предприятия, которые чаше всего бывают «рисковыми».

Венчурный бизнес

Своеобразную форму предпринимательства - рисковый (венчурный) бизнес - породила американская практика организации поисковых исследований.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях и разработках, а также производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Такой бизнес широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

«Рисковые» фирмы представляют собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. В некоторых случаях такие фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы. Соответствующие предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений. Наибольшее распространение «венчуры» получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработках. Особое значение венчурного бизнеса заключается в том, что он:

приводит к созданию новых жизнеспособных хозяйственных единиц, воздействующих на всю традиционную структуру ведения научных исследований, и вызывает структурные изменения в общественном производстве стран;

увеличивает занятость высококвалифицированных специалистов;

способствует техническому перевооружению традиционных отраслей экономики;

побуждает крупные корпорации к совершенствованию принципов управления и организационных структур;

показывает, что ориентация на долгосрочные цели требует создания специальной кредитно-финансовой системы в виде венчурного капитала.

Создаются венчурные фирмы на договорной основе на средства, полученные от объединений, как правило, нескольких юридических или физических лиц (в некоторых случаях и тех. и других одновременно) либо на кредиты или вложения крупных компаний и банков.

Венчурные фирмы создаются в двух организационных формах: самостоятельные венчурные и находящиеся внутри крупных предприятий (внутренние рисковые проекты).