Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19811

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

10. Какие коэффициенты применяются для опенки внутренних экономических условий реализация инновационных стратегий?

Тренировочные задания

Задача 3.1. На реализацию инновационного проекта организация планировала потратить 80 тыс. руб., а фактически было инвестировано на 13,75 % меньше. Планируемая себестоимость производства и реализации инновационной продукции должна была составить 12 тыс. руб., а фактически увеличилась на 0,5 тыс. руб. Определить показатели производственною ресурсосбережения и расхода инвестиционных средств.

Задача 3.2. Определить показатель квалификации научных кадров, если известно, что объем ОКР. выполненных силами предприятия, без привлечения сторонних организаций, составляет 16 тыс. руб., а фактически выполненный объем ОКР равен 13,6 тыс. руб.

Задача 3.3. Планируемый объем продаж инновационной продукции равен 98 тыс. руб.. фактическая себестоимость инновационной продукции составила 46 тыс. руб. Чистая прибыль, полученная за счет реализации инновационной продукции, 71,4 тыс. руб.. а общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции. 98,3 тыс. руб. Необходимо определить показатели исполнения маркетинговых прогнозов и результативности инновационного развития.

Задача 3.4. На реализацию инновационного проекта предприятие планировало израсходовать 100 тыс. руб., а фактически израсходовано 91 тыс. руб. Планируемая себестоимость производства и реализации продукции должна была составить 21 тыс. руб., фактически составила 23,8 тыс. руб. Определить показатели производственного ресурсосбережения расхода инвестиционных средств.

Тестовые задания

1. Что из перечисленного ниже относится к начальной стадии жизненного цикла:

1.1. Разработка технического задания НИР.

1.2. Проведение ОКР.

1.3. Подготовка производства.

2. Что может быть формой завершения фундаментальных исследований:

2.1. Научная публикация.

2.2. Разработка чертежа.

2.3. Разработка опытного образца.

3. Что из перечисленного далее относится ко второй стадии жизненного цикла:

3.1. Теоретические и экспериментальные исследования.

3.2. Разработка рабочей конструкторской документации.

3.3. Прикладные исследования.

4. Консервативный метод выбора нового продукта характерен для:

4.1. Капиталоемких производств с повышенным удельным весом специальных малоликвидных активов.

4.2. Для инновационных проектов с долговременной низкой финансовой привлекательностью.

4.3. Для финансово эффективных продуктовых проектов.

4.4. Верны ответы 4.1 и 4.2.

4.5. Здесь нет верного ответа.

5. Прямые методы финансирования инновационных проектов не предполагают:

5.1. Получение нецелевого кредита с условием предоставлении доказательства платежеспособности.

5.2. Получение целевого кредита с предоставлением инновационного проекта.

5.3. Самофинансирование.

5.4. Покупку и аренду материально-технических ценностей.


5.5. Среди приведенных пет правильного ответа.

6. Косвенные методы финансирования инновационных проектов не предполагают:

6.1. Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект.

6.2. Размещение акций и иных видов ценных бумаг с оплатой в форме поставок.

6.3. Привлечение трудовых ресурсов с оплатой в ценных бумагах фирмы.

6.4. Обращение за инновационным кредитом для реализации стартового проекта.

6.5. Среди перечисленных нет правильного ответа.

7. Исследовательский этап заключается в том. что:

7.1. Нововведение от идеи «вырастает- до некоего серийно применимого образца.

7.2. Новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи.

7.3. Процесс разработки полностью завершен (наступает «спал» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.

7.4. Образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах.

8. Конструкторский этап заключается в том, что:

8.1. Нововведение от идеи «вырастает» до некоего серийно применимою образца.

8.2. Новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи.

8.3. Процесс разработки полностью завершен (наступает «спал» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.

8.4. Образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах.

9. Концептуальный этап заключается в том. что:

9.1. Нововведение от идеи «вырастает» до некоего серийно применимого образца.

9.2. Новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи.

9.3. Процесс разработки полностью завершен (наступает «спал» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.

9.4. Образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах.

10. Дистрибутивный этап заключается в том. что:

10.1. Нововведение от идеи «вырастает» до некоего серийно применимого образца.

10.2. Новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи.

10.3. Процесс разработки полностью завершен (наступает «спал» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.

10.4. Образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах.

11. Какие основные хозяйствующие субъекты действуют при товарной форме инновационного процесса?

11.1. Подразделения одной организации.

11.2. Производитель (создатель) и пользователь.

11.3. Инвестор и производитель.

Итоги по главе 3

Инновацию нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Он связан с созданием, освоением и распространением инновации. Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.


Структура инновационного процесса включает в себя семь элементов: инициация, маркетинг, выпуск (производство), реализация инновации, продвижение, оценка экономической эффективности, диффузия. Последняя представляет собой распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи информации, свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения.

Субъектами инновационного процесса являются новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.

Согласно одному из мнений, обсуждаемому в литературе, инновационный процесс можно записать в виде следующей цепочки: фундаментальное (теоретическое) исследование - прикладные исследования - разработка - проектирование - строительство - освоение - промышленное производство - маркетинг - сбыт. На каждом из этапов ставятся свои цели и решаются определенные задачи.

Период, который начинается выполнением теоретических исследований, а заканчивается моментом, когда «новая» техника подлежит замене на более эффективную, называется жизненным циклом.

Самым важным и грудным этапом инициации является поиск идеи. Инновационная идея есть общее понятие об использовании определенных новшеств для осуществления определенного замысла. Поиск идеи - это творческий процесс, в котором можно выделить три этапа: замысел, превращение идеи в план работы, реализация плана работы. Важная роль в поиске идеи отводится воображению.

Наиболее эффективными методами поиска идеи являются методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики. стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Разработка и реализация инноваций может включать в себя тринадцать этапов, которые можно сгруппировать в четыре основные фазы, отражающие стадии жизненного цикла:

1) исследовательская - новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи;

2) конструкторская - нововведение от идеи «вырастает» до некоего серийно применимого образца;

3) концептуальная - образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах;

4) дистрибутивная - процесс разработки полностью завершен (наступает «спад» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.

К показателям состояния инновационного процесса относятся: квалификация научных кадров, исполнение маркетинговых прогнозов, расход инвестиционных средств на инновации, производственное ресурсосбережение, реализация проекта в заданные сроки, результативность инновационною развития.


Цикл инновационного развития замыкается анализом инновационного процесса. В зависимости от достигнутых результатов предприятие может перейти к поиску новых инновационных горизонтов либо придерживаться позиции постоянною улучшения производимых товаров и используемых технологий.

Изучив материалы данной главы, студент должен ЗНАТЬ:

- структуру и содержание инновационного процесса;

- процесс создания и освоения новой техники;

- этапы разработки и реализации инноваций.

и УМЕТЬ:

применять методы поиска идеи инноваций;

анализировать инновационный процесс.

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

> Основное содержание и сущность приемов инновационного менеджмента

> Приемы, воздействующие на инициацию и производство инноваций: маркетинговый прием управления, бенчмаркинг, бренд-стратегия (брендинг) инновации, инжиниринг и реинжиниринг инноваций

> Приемы, воздействующие на продвижение инноваций: ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер, франчайзинг.

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

Прием инновационного менеджмента - это способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), охватывающую инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.

Движение инновации от ее возникновения до диффузии связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Вследствие этого общим содержанием всех приемов инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между продуцентом, или продавцом, инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации - с другой.

Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и / или продажи нововведения. Эти направления определяются структурой инновационного процесса.

Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы.

1. Приемы, воздействующие только на производство инновации.

2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

Классификационная схема приемов инновационного менеджмента приведена на рис. 4.1.

Приемы первой группы имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

Вторая группа приемов инновационного менеджмента охватывает такие приемы, как инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бренд-стратегию инновации.


В состав третьей группы приемов инновационного менеджмента входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер. франчайзинг. Главная цель всех приемов данной группы - ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущем периоде.

Рис. 4.1. Схема приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

Маркетинговый прием управления. Известно более ста определений понятия «маркетинг». Американская ассоциация маркетинга в 1985 г. одобрила следующую формулировку: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций».

Маркетинг инноваций связан только с новыми продуктами и новыми технологиями (операциями). Особенности же маркетинга инноваций обусловлены двумя факторами:

наличие новых продуктов;

предложение новых операций, т. е. технологий, выставляемых на продажу.

Маркетинг инноваций представляет собой системный подход производителя к управлению производством инноваций и посредников (продавцов) - к управлению реализацией инноваций, а также покупателей - к управлению купленными инновациями.

Маркетинг инновации - это процесс, который включает планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывание служб сервиса.

Выделяют концепцию маркетинга и собственно маркетинговую деятельность.

Концепция маркетинга - это система взглядов или основной замысел в направлении анализа, планирования и управления производством, спросом и сбытом. Концепция маркетинга инноваций характеризует цель инновационной деятельности продуцента на рынке и направлена на удовлетворение потребностей определенной группы потребителей (рис. 4.2).

Спрос на инновации - это потребность в новых продуктах и операциях (технологиях).

Рис. 4.2. Концепция маркетинга инноваций

Процесс маркетинга инноваций включает несколько этапов. Он начинается с определения потребностей покупателя инновации. Затем проводится комплексное исследование рынка. Его целесообразно начинать с сегментирования рынка, с разбивки его на четкие группы продавцов и покупателей по различным признакам.

Маркетинговое исследование включает в себя обширный комплекс видов деятельности: изучение поведения продуцентов, продавцов и покупателей на рынке реализации данной инновации; анализ возможностей рынка в целом и его секторов; изучение инноваций по их привлекательности, качеству, доходности и другим характеристикам; анализ реализации инноваций; изучение конкурентов; выбор наиболее благоприятного сегмента рынка для данной инновации.