Файл: Управление инновациями Вертакова Симоненко.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 19772

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента

1.1. Нововведение как объект инновационного управления

1.2. Сущность и содержание инновации

1.3. Классификация и функции инноваций

ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента

2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента

3.1. Содержание и структура инновационного процесса

3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений

3.3. Методы поиска инновационных идей

3.4. Анализ реализации инновационного процесса

ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента

4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента

4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций

4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций

4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций

ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

5.1. Понятие и виды инновационных стратегий

5.2. Способы выбора инновационных стратегий

5.3. Формирование инновационных стратегий

ГЛАВА 6. Инновационное поведение

6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры

6.2. Исследование инновационной активности

6.3. Типы инновационного поведения фирм

ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента

7.1. Организационные формы инновационного менеджмента

7.2. Классификация инновационных организаций

7.3. Организационные структуры научно-технической сферы

ГЛАВА 8. Инновационная политика

8.1. Содержание и направления инновационной политики

8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии

8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

9.1. Управление инновационными затратами

9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию

9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе

ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности

10.1. Классификация и характеристика видов риска

10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе

10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности

ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений

11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов

11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта

11.3. Отбор проектов нововведений

ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности

12.1. Оценка эффективности инноваций

12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования

Контрольные задания по главам

Ответы на тренировочные задания

Глоссарий

Литература

Из табл. 2.1 видно, что методы инновационного менеджмента динамично усложнялись. На первых порах для успешного внедрения и использования научно-исследовательских разработок в коммерческих целях достаточно было организовать лабораторию и поставить во главе ее опытного ученого. Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не столько новые знания, сколько новые возможности и новые выгоды. Поэтому генерацию, отбор и реализацию инновационных идей необходимо, по меньшей мере, осуществлять на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, дисконтированного денежного потока.

2.3. Функции и методы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции. При этом под функцией управления понимают направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс.

К функциям субъекта управления иногда относят прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, координацию, стимулирование, контроль.

К функциям объекта управления относятся рисковое вложение капитала, управление финансированием, организация инновационного процесса, а также продвижение инноваций на рынке.

На рис 2.2 представлен один из вариантов группировки функций инновационного менеджмента.

По мнению Р.А. Фатхудинова, инновационный менеджмент является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию. Автор именно их считает функциями инновационного менеджмента.

Выделяют различные методы инновационного менеджмента. Согласно одной из классификаций, в инновационном менеджменте применяются методы принуждения, побуждения, убеждения, сетевые методы, методы анализа и методы прогнозирования.

Рис. 2.2. Функции инновационного менеджмента

Методы принуждения - методы менеджмента, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему. Эти методы опираются на следующие системы: законодательных актов страны и региона; нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации; планов, программ, проектов, заданий; оперативного руководства (власти).

Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития системы. Эти методы основаны на оптимизации управленческого решения и мотивации персонала на его реализацию.

К основному методу побуждения относится экономическое стимулирование персонала к достижению конечных целей системы управления. Возможны следующие направления такого стимулирования: максимальное удовлетворение физиологических потребностей работников, обеспечение их комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей.


Методы убеждения основаны на исследовании психологического портрета личности и на мотивации ее потребностей. Их структура и объем определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями конкретной личности.

Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу более трудной: легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать. Для того чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать его психологические установки.

К конкретным способам изучения и применения результатов для управления социально-психологическими процессами относятся:

мониторинг для нахождения объекта и предмета убеждения;

моделирование для отыскания оптимальных параметров предмета убеждения;

психотехнологии реализации рекомендаций проведенного моделирования;

моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.

Сетевое тонирование и управление - графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем. Основным элементом при этом методе является сетевой график, представляющий собой графическую модель всего комплекса работ, нацеленных на выполнение единого задания, в которой отражены логическая взаимосвязь, последовательность работ и связи между ними.

Методы анализа охватывают несколько принципов анализа:

1) единство анализа и синтеза, предполагающее разделение анализируемых сложных явлений, предметов на составные части с целью глубокого изучения их свойств и последующее рассмотрение их в целом по взаимосвязи и взаимозависимости;

2) выделение ведущего звена (ранжирование факторов), включающее постановку целей и установление способов их достижения;

3) обеспечение сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;

4) оперативность и своевременность;

5) количественная определенность.

К методам анализа относятся: метод сравнения, индексный метол, метод цепных подстановок, метод элиминирования, графический метод, факторный анализ и др.

Прогнозирование - это специфический вид человеческой деятельности, некий процесс, в котором применяются конкретные инструменты. В прогнозном процессе предметом деятельности выступает информация. После ее переработки, систематизации, упорядочения появляется возможность форматировать суждения о том, как изменится прогнозируемый объект.

Под методами прогнозирования подразумевают совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем развитии объекта. От типа объекта зависит тип применяемого метода


Всю совокупность методов прогнозирования, используемых в инновационном менеджменте, можно разделить на три группы:

1) фактографические (формализованные), базирующиеся на первичной информации об объекте (прогнозная экстраполяция, прогнозирование на основе регрессионных моделей, прогнозирование сезонных колебаний, прогнозирование на основе индикаторов и индексов, по аналогии, с применением сетевых моделей, прогнозный граф и др.);

2) экспертные, использующие информацию, получаемую от специалистов-экспертов, которые, в свою очередь, предварительно обобщают фактографическую или иную информацию (индивидуальные интервью, метод комиссий, метод «мозговой атаки», метод Дельфи и др.);

3) комбинированные на основе смешанных информационных массивов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой инновационный менеджмент?

2. Изобразите схему инновационного менеджмента.

3. В каких аспектах можно рассматривать понятие «инновационный менеджмент»?

4. Что предполагает осуществление инновационного менеджмента в целом и с какими дисциплинами он связан?

5. Назовите этапы развития инновационного менеджмента.

6. Какие требования предъявляются к профессиональной компетенции инновационных менеджеров?

7. Какие выделяют функции инновационного менеджмента?

8. Охарактеризуйте основные методы инновационного менеджмента.

9. Перечислите способы изучения и применения результатов и процессе управления.

Тренировочные задания

Задача 2.1. Выполнить прогноз по фактическим данным о валовом сборе зерна в области за 1955-2006 гг. (табл. 1, рис. 1) эконометрическими (количественными) методами. В частности, применить методы прогнозной экстраполяции трендов.

Таблица 1

Валовой сбор зерна в Курской области в хозяйствах всех категорий по годам

Годы

Валовый сбор, тыс. т

Годы

Валовый сбор, тыс. т

Годы

Валовый сбор, тыс. т

Годы

Валовый сбор, тыс. т

1955

1141,9

1969

1524,9

1983

1993,6

1997

2742,2

1956

923,1

1970

1469,9

1984

2776,5

1998

2730,8

1957

1104,7

1971

1086,6

1985

2289,6

1999

2031,7

1958

777,1

1972

1592,1

1986

2286,0

2000

2534,5

1959

831,5

1973

1670,2

1987

1427,6

2001

2682,8

1960

890,9

1974

1668,1

1988

1516,9

2002

2153,7

1961

936,3

1975

1787,0

1989

1383,4

2003

1489,6

1962

911,7

1976

2048,1

1990

1913,1

2004

1459,4

1963

1206,7

1977

2756,2

1991

1982,3

2005

1776,4

1964

840,7

1978

2008,0

1992

1732,8

2006

1290,0

1965

1015,5

1979

2144,7

1993

2037,4



1966

1054,5

1980

2067,8

1994

2331,3



1967

1115,5

1981

2189,7

1995

2838,6



1968

1020,2

1982

2244,2

1996

2230,3




Рис. 1. Динамика валового сбора зерна в Курской области

Тестовые задания

1. Инновационный менеджмент - это:

1.1. Деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества того или иного намеченного свойства в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений.

1.2. Самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей на основе рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1.3. Система управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).

1.4. Совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями.

1.5. Верны все перечисленные варианты ответа.

1.6. Правильных ответов нет.

2. В чем состоит цель инновационного менеджера?

2.1. В управлении подготовкой производства новой продукции.

2.2. В контроле качества новой продукции.

2.3. В снижении риска функционирования фирмы и в создании комфортных условий для сотрудников.

3. Объектом в инновационном менеджменте:

3.1. Являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

3.2. Может быть, один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

3.3. Оба ответа верные.

4. Факторный подход в инновационном менеджменте:

4.1. Рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

4.2. Рассматривает науку и технику как одни из важнейших факторов развития страны.

4.3. Среди приведенных нет правильного ответа.

5. Чем может быть обусловлена необходимость реструктуризации научно-исследовательской организации:

5.1. Интересами министерств и ведомств.

5.2. Тенденциями динамики промышленного производства.

5.3. Состоянием рыночной конъюнктуры.

5.4. Нет однозначного ответа.

6. Инновация выполняет следующие функции:

6.1. Воспроизводственную: инвестиционную: стимулирующую.

6.2. Мотивирующую, координирующую, планирующую.

6.3. Все ответы правильные.

6.4. Нет правильного ответа.

7. Объектом управления в инновационном менеджменте являются:

7.1. Инновации.

7.2. Инновационный процесс.

7.3. Экономические отношения между участниками рынка инноваций.

7.4. Верны все перечисленные варианты.

7.5. Правильных ответов среди приведенных нет.

7.6. Верны варианты 7.1 и 7.3.

8. Что не предполагается при осуществлении инновационного менеджмента:

8.1. Целенаправленный поиск идей инноваций.

8.2. Организация инновационного процесса.

8.3. Покупка новых товаров.

8.4. Продвижение и реализация инноваций на рынке.


8.5. Верны все перечисленные варианты.

8.6. Правильного ответа нет.

8.7. Верны варианты 8.2. и 8.4.

9. Методы принуждения - это:

9.1. Методы, которыми управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему.

9.2. Методы, нацеленные на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг в соответствии с идеологией и политикой развития системы.

9.3. Методы, основанные на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды.

9.4. Графоаналитические методы управления процессами создания (проектирования) любых систем.

9.5. Методы, основанные на разложении целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними.

9.6. Методы, позволяющие оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

9.7. Методы получения научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей.

9.8. Верны все перечисленные варианты.

9.9. Правильного ответа среди перечисленных нет.

9.10. Верны варианты 9.2 и 9.7.

Итоги по главе 2

Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей посредством рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Субъект управлений в инновационном менеджменте - один или группа специалистов, которые с помощью различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления (инновационного процесса).

Объект управления в инновационном менеджменте: инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентами, продавцами и покупателями).

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений. Существуют различные классификации функций управления инновациями, основанные на разнообразных принципах. При этом под функцией управления понимаются относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение ИП как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

Ситуационный подход включает анализ внешних и внутренних факторов успеха инноваций, систематизацию вероятных вариантов поведения и синтез оптимальных для сложившейся ситуации управленческих решений.