Файл: УРОКИ ВДОХНОВЕНИЯ Новицкая Л..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1357

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уроки вдохновения

Всероссийское театральное общество 1984

Ocr Александр Свечников

Эстафета молодым к. С. Станиславский в Оперно-драматической студии Из воспоминаний

Вступление

Артистическая этика и дисциплина

Работа станиславского с ассистентами

Репетиции пьесы а. С. Грибоедова «горе от ума»

Пробные уроки преподавания системы

Станиславский занимается художественным чтением с ассистентами

Проект программы новой студии

Станиславский занимается со студийцами первая встреча

Работа над телесным аппаратом (освобождение мышц)

Действие

Предлагаемые обстоятельства. «если бы». Воображение

Логика и последовательность

Внимание

Наивность и вера

Общение

Темпо-ритм

Характерность

Мизансцена

Работа над словом

Подготовка речевого аппарата

Изучение законов речи

Орфоэпия

Художественное чтение

Внутренний монолог

Ритмика речи

Работа над ролью

Работа над пьесами шекспира «ромео и джульетта» и «гамлет» по методу физических действий

Работа над пьесой «ромео и джульетта»

Органический процесс и физические действия

Соединение логики мысли с логикой действия

Станиславский разбирает проделанную без него работу

Работа над пьесой «гамлет»1 Линия физических действий

Поиски органических действий

Органический процесс (сегодня — здесь — сейчас)

Добавление логики мыслей к логике действий

Оценка, анализ своего творчества

Работа над текстом

Поэтапная схема работы над пьесой

Завершение работы над спектаклем «ромео и джульетта»

Овладение характерностью

Перспектива роли, ритмический рисунок и атмосфера

Элементы психотехники актерского мастерства Тренинг и муштра

Методика воспитания мастерства актера

Освобождение мышц

Первый этап. Выработка мышечного контролера или наблюдателя

Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них

Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению

Второй этап. Центр тяжести и точки опоры

Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости

Раздел II. Перенесение центра тяжести, мгновенная ориентировка — нахождение центра тяжести и точек опоры при постоянном изменении положения тела

Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия

Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера

Четвертый этап. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны

Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства

Первый этап. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие

Раздел I. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно

Раздел II. Хотение — задача — действие

Второй этап. «если бы», предлагаемые обстоятельства

Раздел I. «Если бы»

Раздел II. Предлагаемые обстоятельства

Раздел III. Прелюдия

Раздел IV. Изменение предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету, меняет действие с этим предметом

Воображение

Первый этап. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях

Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)

Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости

Второй этап. Видения внутреннего зрения-кинолента видении

Третий этап. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного

Сценическое внимание

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств

Раздел II. Круги внимания

Раздел III. Развитие стойкости внимания

Раздел IV. Публичное одиночество

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения

Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)

Четвертый этап. Внимание как средство добывания творческого материала

Чувство правды, логика и последовательность

Первый этап. Найти, вызвать и почувствовать правду и веру в области тела (в малых, простых физических действиях)

Второй этап. Развитие логики и последовательности

Раздел I. Создание логической и последовательной линии физических действий (создание логики действий)

Раздел II. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)

Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях

Вера и сценическая наивность

Эмоциональная память

Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств

Второй этап. Развитие эмоциональной памяти

Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания

Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия

Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)

Раздел I. Внутренние манки

Раздел II. Внешние манки

Общение

Первый этап. Органический процесс общения

Второй этап. Условия, необходимые для общения

Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)

Раздел II. Способы, приемы общения

Раздел III. Приспособление

Третий этап. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения

Темпо-ритм

Первый этап. Изучение темпо-ритма действия

Раздел I. Развитие ощущения чувства ритма

Раздел II. От темпо-ритма к чувству

Раздел III. От чувства к темпо-ритму

Второй этап. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях

Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем

Раздел II. Десять номеров темпо-ритма

Характерность

Мизансцена

От этюда до спектакля

Сверхзадача, сквозное действие

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 6, с. 42—85.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 8, с. 95.

1Деление пьесы на «эпизоды» и «факты» в этот период стало вытеснять привычные прежде деления на большие и малые «куски». Константин Сергеевич искал новые термины, выражающие более точно действенную основу сценического произведения.

1Здесь и в дальнейшем в диалогах К. С. Станиславский будет именоваться «К. С.» Студийцы же примут имена репетируемых ими ролей.

1См. об этом в кн.:Топорков В. О. Станиславский на репетиции. М., «Искусство», 1950.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 402—454.

1СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 3, с. 33.

1Видения, по Станиславскому,— это образы, создаваемые внутренним зрением актера.

2Разумеется, это не надо понимать буквально: речь идет вовсе не об абсолютном отвлечении — подсознательно опыт все время учитывается.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 259.

2Там же.

1СтаниславскийК.С. Собр. соч., т. 2, с. 267.

2Там же, с. 269.

1СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 2, с. 284—285.

1СтаниславскийК.С. Собр. соч., т. 3, с. 152.

1Подробно об этом см. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 162.

2Там же, с. 160.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 167.

2ТопорковВ. О. «Станиславский на репетиции», с. 146.

1СтаниславскийК. С. Статьи. Речи, Беседы. Письма. М., Искусство, 1953, с. 681.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 234. 120

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 92.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3,с. 60.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 322.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3,с. 96.

2ТургеневИ. С. Собр. соч. в 10-ти т., т. 2, М., Гослитиздат, 1961, с. 221.

1СтаниславскийК. С. Собр.. соч., т. 3, с. 344.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 84.

1ЧеховА. П. Собр. соч. в 12-ти т. М., Госполитиздат, 1963, т. 9, с. 658—659.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 181.

1Обычные занятия со студийцами проводились на ул. Горького, д. 26, в помещении бывшей Второй студии МХАТ.

1Этот период «сидения на руках» на первом этапе работы над ролью по методу физических действий был тогда только что им введен. Станиславский учил, что пока точно не выявлена логика действий (а это процесс длительный и кропотливый), существует опасность для актера «набить» штамп. Рассказывая же линию своих физических действий и пока их не выполняя, актер лишь побуждает себя к действию, а повторением укрепляет в себе эти внутренние позывы.


1Перевод Анны Радловой.

1Материалом для этой главы послужили стенограммы Оперно-драматической студии Станиславского, записи и воспоминания В. А. Вяхиревой.

1Перевод М. Лозинского.

1Под атмосферой спектакля Станиславский рекомендовал понимать сумму конкретностей, связанных с эпохой, описанной в пьесе, временем и местом действия, и отношение к ним исполнителей. Созданию сценической атмосферы помогают декорации, свет, шумовые моменты, бутафория, мизансцены. Немалое значение здесь имеет самая скрупулезная работа режиссера и актеров над второстепенными ролями, народными сценами.

1Стенограммы занятий К. С. Станиславского в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 24, 25.

2Там же, с. 28.

3Там же, с. 299.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 303.

2Там же, с. 320.

3Там же, с. 322.

4Там же, с. 323.

5СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 269.

6Там же, с. 270.

7Там же, т. 2, с. 24.

1Станиславский К. С. Собр. соч., т. 2, с. 134.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 134—135.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 135.

1См.:СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 48.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 52.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 64.

3СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 57.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т„ 2, с. 68.

1СтаниславскийКС. Собр. соч., т. 2, с. 57.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 58.

2Подробно о многоэтажном «если бы» см. там же, с. 58, 59.

3СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 62.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 69.

2Там же.

3Подробно об этом см. там же, с. 71, 72

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 78.

1СтаниславскийК.С.Собр. соч., т, 2, с. 83.

2Там же, с. 84.

3Там же, с. 85.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 92.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 93.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 103.

1См.СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 108—113.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 109.

2Стенограммы занятий. Музей МХАТ.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т, 2, с. 120.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 123.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 125

2Там же, с. 130.

1ТолстойА. Н. Собр. соч. в 10-ти томах, М., Художественная литера тура, 1961, т. 10, с. 400.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 167.


3СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 208.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 177, 178.

2Там же, с. 187.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 184.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 184.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 191, 192.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 197.

3Там же, т. 3, с. 197.

1Из стенограмм занятий Оперно-драматической студии. Архив МХАТ.

2Там же.

1Станиславский К. С. Собр., соч., т. 2, с. 168, 169.

2Там же, с. 182.

3Там же, с. 170.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 216.

2СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 2, с. 224.

3Там же, с. 245.

1СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 2, с. 246.

2СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 2, с. 243.

1См.:СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 218.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 223—224.

1См.:СтаниславскийКС. Собр. соч., т. 2, с. 238.

2Там же, с. 227—228.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 245.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2,с. 244.

1Воспоминания даются в записи автора.

1См.:ГорчаковН. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского, с. 483.

1СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 2, с. 256.

2СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 2, с. 273.

1СтаниславскийК. С Собр. соч., т. 2, с. 250—251.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 272.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 272.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 268.

2Там же, с. 270, 271.

3СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 281

4Там же, с. 282.

5Там же, с. 284.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, 286.

2Там же.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 292.

1Из стенограмм занятий К. С. Станиславского в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 185.

3Там же, с. 156.

1Стенограммы занятий в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 187.

3Там же, с. 147.

1Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, с. 151.

2Там же.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с 164.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 158.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 205.

2Стенограммы занятий Станиславского в Оперно-драматической студии. Музей МХАТ.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 201.

2СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 3, с. 223, 224.

3Там же, с. 221.

4Там же, с. 222.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 233.


1Записано мною. —Л. Н.

1Сб «Ярошенко Н. Я.». М., Изобразительное искусство, 1956. Статья В. Прыткова.

1Сб. «В, Г. Перов». М., Изобразительное искусство, 1977.

1Государственная Третьяковская галерея. Краткий путеводитель. М., Изобразительное искусство, 1976. Статья Л. А. Большаковой.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 340.

2Там же, с. 333

3СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 338.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 334, 335.

1СтаниславскийК. С. Собр. соч., т. 2, с. 345.

2Там же, с. 363.