ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 1355
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Всероссийское театральное общество 1984
Эстафета молодым к. С. Станиславский в Оперно-драматической студии Из воспоминаний
Артистическая этика и дисциплина
Работа станиславского с ассистентами
Репетиции пьесы а. С. Грибоедова «горе от ума»
Пробные уроки преподавания системы
Станиславский занимается художественным чтением с ассистентами
Станиславский занимается со студийцами первая встреча
Работа над телесным аппаратом (освобождение мышц)
Предлагаемые обстоятельства. «если бы». Воображение
Работа над пьесами шекспира «ромео и джульетта» и «гамлет» по методу физических действий
Работа над пьесой «ромео и джульетта»
Органический процесс и физические действия
Соединение логики мысли с логикой действия
Станиславский разбирает проделанную без него работу
Работа над пьесой «гамлет»1 Линия физических действий
Органический процесс (сегодня — здесь — сейчас)
Добавление логики мыслей к логике действий
Оценка, анализ своего творчества
Поэтапная схема работы над пьесой
Завершение работы над спектаклем «ромео и джульетта»
Перспектива роли, ритмический рисунок и атмосфера
Элементы психотехники актерского мастерства Тренинг и муштра
Методика воспитания мастерства актера
Первый этап. Выработка мышечного контролера или наблюдателя
Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них
Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению
Второй этап. Центр тяжести и точки опоры
Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости
Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия
Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера
Четвертый этап. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны
Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства
Первый этап. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие
Раздел I. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно
Раздел II. Хотение — задача — действие
Второй этап. «если бы», предлагаемые обстоятельства
Раздел II. Предлагаемые обстоятельства
Первый этап. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях
Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)
Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости
Второй этап. Видения внутреннего зрения-кинолента видении
Третий этап. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного
Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости
Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств
Раздел III. Развитие стойкости внимания
Раздел IV. Публичное одиночество
Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости
Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения
Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости
Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)
Четвертый этап. Внимание как средство добывания творческого материала
Чувство правды, логика и последовательность
Второй этап. Развитие логики и последовательности
Раздел II. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)
Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях
Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств
Второй этап. Развитие эмоциональной памяти
Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)
Первый этап. Органический процесс общения
Второй этап. Условия, необходимые для общения
Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)
Раздел II. Способы, приемы общения
Третий этап. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения
Первый этап. Изучение темпо-ритма действия
Раздел I. Развитие ощущения чувства ритма
Раздел II. От темпо-ритма к чувству
Раздел III. От чувства к темпо-ритму
Второй этап. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях
Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем
1-й эпизод. Беда! Авария!
1-й факт. Надо найти скорее поломку!
Задача девушки — хочу детально осмотреть все места, где возможна поломка.
2-й факт. Ага! Вот в чем дело!
Задача. Хочу быстро ликвидировать аварию.
2-й эпизод. Неожиданная помощь.
1-й факт. Вот докучливый парень! Ходят тут, мешают!
Задача девушки — скорей отделаться от него.
Задача молодого человека — хочу ей помочь.
2-й факт. Вот безобразие! Самоуправство!
Задача девушки — хочу убрать мешающего франта.
Задача молодого человека — хочу вызволить ее из беды.
3-й факт. Вот тебе и франт! Починил!
Задача девушки — хочу проверить.
Задача молодого человека — наблюдать за ней.
3-й эпизод. Пусть отдохнет!
1-й факт. Знакомство состоялось.
Задача девушки — хочу оправдаться, рассеять плохое впечатление о себе.
Задача молодого человека — хочу снять ее беспокойство (сделать вид, что ничего особенного не произошло).
2-й факт. Вот это парень!
Задача девушки — хочу быть привлекательной.
3-й факт. Пусть поспит!
Задача молодого человека — хочу заменить ее в работе, за« кончить пахоту последней борозды.
Этюд в действии.
1-й эпизод.
1-й. факт.
Ранний рассвет. Девушка работает на тракторе, заканчивая пахоту последней борозды колхозного поля. Вдруг раздался какой-то треск. Трактор остановился, что-то испортилось. Девушка вышла из кабины и стала искать поломку. Сначала она осмотрела мотор, потом взяла куртку и полезла под машину.
2-й факт.
Осмотрев машину, она взяла нужный инструмент, вновь забралась под машину и принялась за работу.
2-й эпизод.
1-й факт.
В это время недалеко от вспаханной борозды, где работала трактористка, появился молодой человек в модном светлом костюме с чемоданом в руке. Он всматривался вдаль и оглядывался по сторонам, как бы решая, куда идти дальше. Увидел
361
трактор, услышал стук. Подошел к трактору и, заглянув под него, увидел там работающего человека в синем комбинезоне. Обратился с вопросом: «Скажите, пожалуйста, как пройти мне до колхоза «Искра»?» Не получив ответа, снова, но уже громче, повторил свой вопрос. Из-под машины послышался торопливый ответ: «Идите прямо по шоссе, а на развилке дороги сверните налево...» И опять раздался стук. Человек поблагодарил, направился к шоссе, но потом остановился и решил помочь трактористке.
«Что у вас там случилось? 1£акая поломка? Может быть, я могу вам помочь?» Ответа не последовало. Потом вдруг раздались слова: «Ой!.. этого недоставало!» И трактористка быстро поднялась, палец у нее был в крови. Увидев молодого человека, она сердито поглядела на него: «Ну, что вам здесь надо, ведь я сказала, как вам пройти к колхозу». Молодой человек снова предложил свою помощь. Девушка, насмешливо посмотрев на его модный светлый костюм, ответила: «Ах, идите вы, пожалуйста, своей дорогой, не мешайте работать»,— и направилась к кабине за бинтом, чтобы перевязать палец.
2-й факт.
Воспользовавшись ее задержкой в кабине, молодой человек заглянул под машину, потом, сняв пиджак, достал из своего чемодана инструмент и, забравшись под трактор, начал чинить его. Вернувшись из кабины и заметив все это, девушка возмутилась: «Немедленно прекратите, — требует она, — какой механик нашелся». Молодой человек отвечал: «Сейчас, сейчас, кончу. Ишь, какая сердитая!..» А девушка продолжала свое: «Я с вами не шучу, немедленно прекратите и выходите из-под машины, не задерживайте». Молодой человек строго приказал: «А ну-ка дайте мне ключ на 22, поскорей...» Поколебавшись немного, девушка подала ему требуемый инструмент, а сама, присев на корточки, стала следить за его ловкими движениями.
3-й факт.
Работа закончена. Молодой человек встал возле трактора: «Ну, вот и все в порядке, — сказал он, — можете продолжать пахать...» Девушка, недоверчиво посмотрев на него, полезла под машину, чтобы проверить, действительно ли все исправлено. Выбравшись оттуда с довольным видом, она сказал ему: «Спасибо». Быстро подала ему пачку мягких концов, чтобы он вытер руки.
3-й эпизод.
1-й факт.
Ну, давайте знакомиться: Иванов, механик, еду на работу в колхоз «Искра»...
Ах! Простите меня, что я вас так встретила... Мы вас давно ждем, —и, протянув ему руку, сказала: — Я Петрова, трактористка этого колхоза. — И, смущаясь, стала как бы оправдываться: — Я недавно работаю, да и почва здесь такая
362
глинистая... А погода, как видите, торопит нас. Пришлось работать ночью... устала...
Все понятно. Вот что. Давайте-ка ведро, воды принесу, здесь недалеко я видел ручеек. — И показав на мотор трактора, добавил: — Радиатор-то перегрелся...
Нет, нет, я сама, — возразила девушка. И, взяв ведро, хотела идти.
Молодой человек решительно отобрал у нее ведро:
— Отдохните, я сейчас! — И быстро пошел за водой.
2-й факт.
Девушка задумчиво посмотрела ему вслед, постояла, потом, взяв куртку из-под машины, села. Вынув из кармана комбинезона зеркальце, она посмотрелась в него, поправила косынку, и поежившись от утренней прохлады, прилегла, а вскоре и уснула.
3-й факт.
Молодой человек, вернувшись с ведром, увидел спящую девушку с зеркальцем в руке, улыбнулся, накрыл ее своим пиджаком. Потом налил в радиатор воды, сел на трактор и, включив его, начал пахать последнюю борозду.
Станиславский считал, что длительная работа над этюдом, с постепенным углублением его и отделкой, намного полезней нескольких незаконченных этюдов.
После работы над этюдами, созданными самими студентами, мы переходим к этюдам по репродукциям с картин известных художников. Здесь тема задана автором (художником), а действия, текст, исходя из темы, составляются студентами. Это первый этап подхода к роли. Взяв для работы картину, надо познакомиться с творчеством художника, изучить материалы, относящиеся к его творчеству и особенно к выбранной картине; хорошо почувствовать ее тему, что он хотел ею сказать. А приступая к этюду, нужно в первую очередь определить сверхзадачу своего этюда, & потом развить тему, данную художником, создать конкретные предлагаемые обстоятельства, взаимоотношения, определить характеры, наметить биографии, линию действий, мыслей, внутренних монологов, видений. Событие, указанное на картине, является одним из событий этюда. Оно может быть первым или последним. Сначала надо начинать с картин с одним действующим лицом, например: «Рыболов», «Голубятник», «Савояр» В. Перова; «Кочегар» Н. Ярошенко; «Девушка с персиками» В. Серова и т. д.
Приведу для примера два этюда: этюд по картине художника Н. Ярошенко «Кочегар» и этюд художника В. Перова «Савояр».
Этюд 1-й. «Кочегар» Н. Ярошенко. Мизансцена, данная художником, в этюде является первой.
363
Изучив материалы о художнике, студент установил, что «Ярошенко увидел в кочегаре не только жертву социальных условий, но и стойкого сильного представителя рабочего класса, подчеркнул печать сурового, сосредоточенного раздумья в его лице»1.
Поэтому он решил брать главной темой этюда не тяжелые условия труда кочегара, а пробуждение сознания, протеста против социальных условий. Я согласилась на предложенную тему, памятуя слова М. В. Нестерова: «Талант Ярошенко,— писал он, — был особый талант художника идейного».
Сверхзадачей этюда студент взял — показать как у кочегара начинает просыпаться сознание, внутренний протест против тяжкой эксплуатации рабочих.
Сквозное действие кочегара — скорей познакомиться с содержанием листовки, приняв меры предосторожности.
1-й эпизод. У меня же — листовка! Надо ее прочесть!
1-й факт. Раздумье — принятие решения.
Задача — хочу прочесть.
2-й факт. Создание соответствующей обстановки.
Задача — хочу обезопасить себя.
3-й факт. Знакомство с текстом листовки.
Задача — хочу разобраться в написанном.
2-й эпизод. Идут! Надо замаскироваться.
1-й факт. Никак идет кто-то?
Задача — хочу оценить, уточнить происходящее вне котельной.
2-й факт. Создание обыденной рабочей обстановки.
Задача — замести следы.
Этюд происходит так.
1-й эпизод.
1-й факт. Кочегар-студент стоит у железной решетки, в руках у него профессиональное орудие — огромная кочерга, но он не работает — он задумался, сосредоточенно, сурово.
У него за пазухой листовка, переданная ему сегодня тайно его товарищем — рабочим фабрики; листовка жжет его грудь, — ему хочется познакомиться с ее содержанием, но читает он плохо, медленно, а вдруг кто войдет в это время в котельную — тогда все пропало. Но желание познакомиться с написанным сильнее страха быть раскрытым и он решается (это событие указано на картине).
2-й факт. Он прислушивается, что делается за стеной котельной, подходит к двери и тихонько закрывает задвижку. Быстро выпивает кружку воды — от тяжких волнений пересохло в горле, да и в котельной жуткая жара. Садится на деревянный обрубок, заменяющий ему стул.
364
3-й факт. Бережно, как драгоценность, вытаскивает листовку, расправляет ее и начинает по складам читать, часто останавливаясь, перечитывая одно и то же место, пытаясь понять написанное. Он не забывает и об осторожности, изредка прислушиваясь к тому, что происходит у входа в котельную. И снова углубляется в чтение. 2-й эпизод.
1-й факт. И вдруг вдали раздаются голоса, он настораживается: «Боже, это голос хозяина и еще чей-то» (внутренний монолог).
2-й факт. Быстро прячет 'листовку назад за пазуху, подкрадывается к двери и тихо, бесшумно отодвигает задвижку; хватает лопату, подбрасывает уголь в печь, берет кочергу и начинает «шуровать» в печи.
Этюд 2-й. «Савояр» В. Перова. В этюде мизансцена, данная художником, будет последней.
Искусствовед А. Леонов писал: «В Париже внимание Перова привлекает жизнь простого народа». И далее: «В творчестве Перова большое место занимают образы детей. Дети — простые, крестьянские, бедные дети — проходят через все его творчество. За границей Перов написал «Савояра» — обаятельного мальчика, нищего, уснувшего со своей обезьянкой на каменной ступени»1.
И студент берет сверхзадачей этюда — надо быть человечным, помогать людям, особенно детям.
Сквозное действие мальчика — заработать себе и обезьянке на хлеб, на еду.
Сквозное действие людей, к которым он обращался за помощью, привратника — выбросить его со двора;
хозяина соседнего дома — ругая, не допустить во двор (привратник и хозяин дома введены студентом в начало этюда; действуют они за кулисами, как и проходящая в дальнейшем мимо пара).
1-й эпизод. Попытка раздобыть хоть немного денег или какой-нибудь пищи: «Надо поесть самому и накормить обезьянку».
1-й факт. Выгнали — не вышло!
Задача — оценить случившееся, не сдаваться — поискать куда бы еще «толкнуться».
2-й факт. И здесь не выгорело!
Задача — взвесив положение, решаю пристроиться на ночевку, ведь уже скоро ночь.
3-й факт. Вот и место подходящее!
Задача — найдя подходящее место, устраиваюсь. .
4-й факт. Идут! Господин и дама! Надо попробовать еще раз.
Задача — хочу привлечь внимание музыкой.
365
2-й эпизод. Поздно! Надо устраиваться на ночлег!
1-й факт. Ну, что ж! Пообедаем и поужинаем!
Задача — хочу покормить обезьянку, единственного моего друга, и сам поесть.
2-й факт. Устройство на ночлег.
Задача — хочу поудобнее устроиться на ночь.
А вот этюд — в действии.
1-й эпизод.
1-й факт. Слышна незатейливая музыка на дудочке. И вдруг крик, ругань и на сцену падает вытолкнутый мальчик, а вслед за ним выбрасывается рваная шапчонка. Мальчик встает, гладит свою обезьянку, которая прижалась к нему, успокаивает ее; потом подбирает свою шапку и что-то ищет на земле, оказывается это мелкая монетка, которую, как видно, ему удалось заработать во дворе до появления привратника. Найдя ее, он тщательно прячет монетку в карман своих старых обтрепанных штанов. Затем задумывается, оглядывается кругом и решает войти во двор соседнего дома.