Файл: УРОКИ ВДОХНОВЕНИЯ Новицкая Л..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уроки вдохновения

Всероссийское театральное общество 1984

Ocr Александр Свечников

Эстафета молодым к. С. Станиславский в Оперно-драматической студии Из воспоминаний

Вступление

Артистическая этика и дисциплина

Работа станиславского с ассистентами

Репетиции пьесы а. С. Грибоедова «горе от ума»

Пробные уроки преподавания системы

Станиславский занимается художественным чтением с ассистентами

Проект программы новой студии

Станиславский занимается со студийцами первая встреча

Работа над телесным аппаратом (освобождение мышц)

Действие

Предлагаемые обстоятельства. «если бы». Воображение

Логика и последовательность

Внимание

Наивность и вера

Общение

Темпо-ритм

Характерность

Мизансцена

Работа над словом

Подготовка речевого аппарата

Изучение законов речи

Орфоэпия

Художественное чтение

Внутренний монолог

Ритмика речи

Работа над ролью

Работа над пьесами шекспира «ромео и джульетта» и «гамлет» по методу физических действий

Работа над пьесой «ромео и джульетта»

Органический процесс и физические действия

Соединение логики мысли с логикой действия

Станиславский разбирает проделанную без него работу

Работа над пьесой «гамлет»1 Линия физических действий

Поиски органических действий

Органический процесс (сегодня — здесь — сейчас)

Добавление логики мыслей к логике действий

Оценка, анализ своего творчества

Работа над текстом

Поэтапная схема работы над пьесой

Завершение работы над спектаклем «ромео и джульетта»

Овладение характерностью

Перспектива роли, ритмический рисунок и атмосфера

Элементы психотехники актерского мастерства Тренинг и муштра

Методика воспитания мастерства актера

Освобождение мышц

Первый этап. Выработка мышечного контролера или наблюдателя

Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них

Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению

Второй этап. Центр тяжести и точки опоры

Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости

Раздел II. Перенесение центра тяжести, мгновенная ориентировка — нахождение центра тяжести и точек опоры при постоянном изменении положения тела

Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия

Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера

Четвертый этап. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны

Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства

Первый этап. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие

Раздел I. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно

Раздел II. Хотение — задача — действие

Второй этап. «если бы», предлагаемые обстоятельства

Раздел I. «Если бы»

Раздел II. Предлагаемые обстоятельства

Раздел III. Прелюдия

Раздел IV. Изменение предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету, меняет действие с этим предметом

Воображение

Первый этап. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях

Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)

Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости

Второй этап. Видения внутреннего зрения-кинолента видении

Третий этап. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного

Сценическое внимание

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств

Раздел II. Круги внимания

Раздел III. Развитие стойкости внимания

Раздел IV. Публичное одиночество

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения

Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)

Четвертый этап. Внимание как средство добывания творческого материала

Чувство правды, логика и последовательность

Первый этап. Найти, вызвать и почувствовать правду и веру в области тела (в малых, простых физических действиях)

Второй этап. Развитие логики и последовательности

Раздел I. Создание логической и последовательной линии физических действий (создание логики действий)

Раздел II. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)

Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях

Вера и сценическая наивность

Эмоциональная память

Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств

Второй этап. Развитие эмоциональной памяти

Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания

Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия

Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)

Раздел I. Внутренние манки

Раздел II. Внешние манки

Общение

Первый этап. Органический процесс общения

Второй этап. Условия, необходимые для общения

Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)

Раздел II. Способы, приемы общения

Раздел III. Приспособление

Третий этап. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения

Темпо-ритм

Первый этап. Изучение темпо-ритма действия

Раздел I. Развитие ощущения чувства ритма

Раздел II. От темпо-ритма к чувству

Раздел III. От чувства к темпо-ритму

Второй этап. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях

Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем

Раздел II. Десять номеров темпо-ритма

Характерность

Мизансцена

От этюда до спектакля

Сверхзадача, сквозное действие

Актеры готовятся к спектаклю (все в одной комнате). Уже было два звонка: а) несколько актеров готовы к выходу на сцену и заняты кто чем: один смотрится в зеркало, проверяя костюм, другой повторяет фразы роли, третий подклеивает усы и т. д.; б) актриса должна выходить первой, а ей до сих пор не даны некоторые детали костюма; в) один из актеров сидит перед зеркалом и гримируется-—ему выходить на сцену только в конце акта, другому же, заканчивающему грим, выходить надо через пять минут; г) костюмерша должна всех обслужить.

И далее идут все последующие упражнения на то же задание.

3) на рынке; 4) в поликлинике — зале ожидания; 5) на за воде, в цехе; 6) в партизанском отряде; 7) в лаборатории на учено-исследовательского института; 8) отъезд на строительство: отъезжающие и провожающие; 9) приезд группы молодежи на целинные земли; 10) дежурство школьников-пионеров в доме одинокой, старой, больной колхозницы.

Педагог должен следить, чтобы ученики, занятые в этих

340

упражнениях, не создавали ритм ради ритма, а целесообразно, оправданно и продуктивно действовали в ритме.

2. На определение темпо-ритма отдельных людей.

Педагог дает ученикам домашнее задание понаблюдать в повседневной жизни за толпой, определить в ней темпо-ритмы отдельных людей и решить, чем вызваны эти ритмы, какими предлагаемыми обстоятельствами, какой задачей:

1) на вокзале; 2) в театре, во время антракта; 3) в магазине; 4) на собрании; 5) на улице; 6) на сквере; 7) на почтамте; 8) у подъезда в кинотеатр и т. д.

3. На действие одного человека одновременно в разных темпо-ритмах.

Дается ученику два или три разных темпо-ритма (или он выбирает их сам).

1) Медленный, осторожно-внимательный и быстрый, страстный.

Одна из учениц горячим утюгом гладит кофточку с ажурными оборочками. Гладит осторожно, чтобы не спалить (темпо-ритм медленный, осторожно-внимательный). В то же время она рассказывает с увлечением своей подруге, зашедшей к ней, о виденном ею спектакле французского театра, приехавшего на гастроли в Москву (темпо-ритм быстрый, страстный).

2) Быстрый, деловой и медленный, сосредоточенно-внимательный.

Найти оправдание данным темпо-ритмам.

Надо идти на работу, убираю комнату, готовлю завтрак {быстрый, деловой темпо-ритм) и в то же время читаю на память сестренке отрывок из повести А. Пушкина «Дубровский» для диктанта по русскому языку (медленный темпо-ритм).


Опыт показывает, что для организации разных темпо-ритмов и действий надо сначала заставить выработать один темпо-ритм (например, в первом упражнении медленно-осторожный при глажении), и когда к нему привыкают, доводят его до механической приученности, тогда вводят действие в новом темпо-ритме (рассказ о гастролях в быстро-страстном темпо-ритме).

3) Действие в разных резко контрастных внешних и внут ренних ритмах.

В «Вишневом саду» А. Чехова, в четвертом действии, в сцене объяснения Лопахина с Варей, они оба внешне действуют спокойно, а внутренний ритм у них взволнованный, неспокойный. Или в «Нашествии» Л. Леонова — в третьем действии, в сцене допроса. У Федора Таланова, а особенно у Анны Николаевны и Ивана Тихоновича Талановых (матери и отца Федора) внутренний ритм диаметрально противоположный внешнему. У всех трех внешний ритм спокойный, а внутренний у Федора — приподнятый, настороженно-ожидающий, а у родителей его — тоскливо-тревожно-напряженный.

341

Методику проведения упражнений можно объяснить примерно так:

Педагог (обращаясь к ученику). Я вам даю внешний ритм — спокойный, внутренний же — быстрый, взбудораженно-радостный.

Ученик (рассказывает свои предлагаемые обстоятельства). Я получил назначение в геолого-разведочную экспедицию. Я очень доволен, что поеду в таежный край, но дома скрываю эту радость, чтобы не обижать мать. Мое действие: я готовлюсь к завтрашнему отъезду...

Педагог (обращаясь к ученице). Я вам даю два разных ритма: внешний — медленный, спокойный; внутренний же тревожный, напряженный.

Ученица. Я партизанка, послана с заданием в оккупированную зону.

Педагог. Продумайте детально тему и предлагаемые обстоятельства и начинайте действовать.

И далее ученица, по окончании этюда, просит у педагога разрешения проделать еще одно упражнение на эти же ритмы.

Ученица. Мои предлагаемые обстоятельства таковы. Я живу с сестрой. У меня есть любимый друг, который не нравится моей сестре, и она протестует против нашей дружбы и встреч. Мы сегодня с ним решили пойти в театр. Я сказала сестре (чтобы ее не волновать), что пойду по делу в общежитие института.

Педагог. Пожалуйста, начинайте действовать.

Ученица одевается, старается скрыть свое повышенное настроение. И когда оно вдруг невольно прорывается, ученица старается его чем-то оправдать перед сестрой, замаскировать.


Педагог дает ученикам темы, предлагая каждому оправдать свою тему, соединив два разных ритма (внешний и внутренний):

  1. В дни войны вы скрываете раненого партизана. Внезапно в ваш дом пришли неизвестные люди и застали его у вас.

  2. События в период революции 1905 года. Пришли на вокзал передать листовки отъезжающему товарищу.

  3. Вы работаете в подпольной комсомольской организации. Родители об этом не знают. Вечереет, надо идти на задание.

  4. Следователь и подсудимый.

  5. Иду с соседом (или соседкой), с которым дружу (а родители в ссоре с ним), весело беседуем, а сама все время настороже, не встретить бы кого-нибудь из знакомых.

  6. В артистической уборной. Вы актер, срочно введены в спектакль. Текст роли знаете еще некрепко.

  7. Вокзал. Ваша любимая уезжает работать в другой город. Надо незаметно от ее родных проститься еще раз с ней.

  8. Сквер. Знакомая девушка сидит с матерью на скамейке. Надо передать ей записку от друга.

342


Раздел II. Десять номеров темпо-ритма

В практике мастерства актера определены десять номеров темпо-ритма. Это деление условно, но в них дана характеристика степени нервной возбуждаемости.

Самый обычный, нормальный, это № 5 (когда вы спокойно •совершаете действие, ни веселы, ни скучны).

№ 1 — это ритм проявления высшей апатии, бездейственности (однако надо помнить, что бездействие передается действием, движением, без которого не может быть ритма). Это ритм, например, усталого, больного, убитого горем до отупения человека.

№ 10 — это ритм наивысшего возбуждения, который бывает при полном наиэнергичнейшем действии, при панике. Н. П. Охлопков говорил, что в трагедиях У. Шекспира повышенные ритмы. Высоковольтные. Здесь речь идет о крайней мере напряжений и испытаний. Радости, скорби, мучения как бы перерастают бытовые представления о чувствах, переполняя меру обычного, повседневного.

Остальные номера располагаются соответственно Между 1 и 5,5 и 10.

Вот пример на ритм № 1. В пьесе «Вишневый сад» А. Чехова, в четвертом действии, конец монолога Фирса:

«...Я полежу... силушки-то у тебя нету... ничего не осталось, ничего... Эх, ты... недотепа (Лежит неподвижно)».

Пример на ритм № 10.

Отрывок из романа Б. Полевого «На диком бреге» — «Пожар на пароходе». У пассажиров парохода темпо-ритм № 10, и внешний и внутренний.

А сцена Аркадиной и Треплева из третьего действия пьесы «Чайка» А. Чехова может служить примером постепенного нарастания ритма от 5-го до 8-го номера.

Примеры на резкий переход ритмов:

В пьесе Н. Гоголя «Женитьба» (действие первое, явление тринадцатое) сцену обсуждения женихов Агафья Тихоновна ведет в ритме № 5—6; не выходит она из этого ритма и в сцене спора свахи с теткой. И вдруг звонок. «Ахти, это они... кто-нибудь из женихов» — и ритм сразу прыгает на № 8—9:

«Агафья Тихоновна (вскрикивает). Ух!

Арина Пантелеймоновна. Святые, помилуйте нас грешных! В комнате совсем не прибрано... (Схватывает все, что ни есть на столе, и бегает по комнате.)...

Агафья Тихоновна. Ах, тетушка, как мне быть, я чуть не в рубашке...»

Все забегали, заметались.

В пьесе «Бесприданница» А. Островского, во втором действии ритм Ларисы после ее взрыва («... Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели...» и т. д.) —№ 7. Затем он снижается в сцене мечта-


343

ний Карандышева о взятии реванша (со слов Карандышева: «Вот и обед сегодня для меня обойдется недешево» и кончая словами Огудаловой: «Да кто приехал-то?») до ритма № 5. А потом вновь взлетает вверх со слов Карандышева: «Ваш Сергей Сергеевич!».

Лариса в испуге встает:

«Поедемте в деревню, сейчас поедемте!.. Что вы меня не слушаете! Топите вы меня, толкаете в пропасть!» и так далее — ритм № 9—10.

После этих примеров можно приступить к упражнениям. Ниже я даю строки из записей уроков по темпо-ритму в театральном училище.

Упражнения

1. Педагог предлагает ученикам создать такие предлагаемые обстоятельства:

1) Когда возможно действовать только в ритме № 5. Ученица. Мои предлагаемые обстоятельства таковы: я

пришла домой. Спешить некуда. Весь вечер буду дома.

Педагог. Действуйте.

Ученица. Переоделась в халат. Надела домашние туфли. Помыла руки, села за стол и поела. Потом, взяв в руки книгу, легла на диван и стала читать.

2) Обстоятельства, при которых можно действовать в ритме № 7.

Ученица. К концу рабочего дня мне на фабрику позвонила подруга и сказала, что есть на сегодня билет в Большой театр. Фабрика, где я работаю, от дома далеко. (Наметив предлагаемые обстоятельства, она начала действовать.)

3) Сделать упражнение на постепенное нарастание ритмов от № 6 до № 9.

Ученица. Мои предлагаемые обстоятельства: город занят фашистами. Я связистка партизанского отряда. Мне надо срочно передать важные сведения в свой отряд. Радиопередатчик у меня скрыт на чердаке дома. Я взяла для маскировки таз с выстиранным бельем и поднялась на чердак. В момент передачи к дому подъехала машина. Слышна немецкая речь. Из машины выходят солдаты. Через несколько минут слышны тяжелые шаги на лестнице, ведущей на чердак.

4) Резкий переход ритма с № 5 на № 8.

Ученик. Сегодня я уезжаю на комсомольскую стройку. Времени до отхода поезда еще много. Укладываю последние вещи в чемодан. Вспомнил, что надо уложить в дорожную сумку еду и книгу для чтения (это будет ритм № 5). Вдруг раздается телефонный звонок. Это товарищ. Он сообщает, что произошла какая-то путаница и поезд вместо 15 часов отправляется в 14 часов. Надо сейчас же ехать на вокзал. Начинаю торопиться, быстро укладываю вещи, одеваюсь и еду на вокзал (ритм № 8).

344

В следующем упражнении педагог вызывает несколько групп учеников (по два, три, шесть человек) и дает им задания.