Файл: УРОКИ ВДОХНОВЕНИЯ Новицкая Л..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 1121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уроки вдохновения

Всероссийское театральное общество 1984

Ocr Александр Свечников

Эстафета молодым к. С. Станиславский в Оперно-драматической студии Из воспоминаний

Вступление

Артистическая этика и дисциплина

Работа станиславского с ассистентами

Репетиции пьесы а. С. Грибоедова «горе от ума»

Пробные уроки преподавания системы

Станиславский занимается художественным чтением с ассистентами

Проект программы новой студии

Станиславский занимается со студийцами первая встреча

Работа над телесным аппаратом (освобождение мышц)

Действие

Предлагаемые обстоятельства. «если бы». Воображение

Логика и последовательность

Внимание

Наивность и вера

Общение

Темпо-ритм

Характерность

Мизансцена

Работа над словом

Подготовка речевого аппарата

Изучение законов речи

Орфоэпия

Художественное чтение

Внутренний монолог

Ритмика речи

Работа над ролью

Работа над пьесами шекспира «ромео и джульетта» и «гамлет» по методу физических действий

Работа над пьесой «ромео и джульетта»

Органический процесс и физические действия

Соединение логики мысли с логикой действия

Станиславский разбирает проделанную без него работу

Работа над пьесой «гамлет»1 Линия физических действий

Поиски органических действий

Органический процесс (сегодня — здесь — сейчас)

Добавление логики мыслей к логике действий

Оценка, анализ своего творчества

Работа над текстом

Поэтапная схема работы над пьесой

Завершение работы над спектаклем «ромео и джульетта»

Овладение характерностью

Перспектива роли, ритмический рисунок и атмосфера

Элементы психотехники актерского мастерства Тренинг и муштра

Методика воспитания мастерства актера

Освобождение мышц

Первый этап. Выработка мышечного контролера или наблюдателя

Раздел I. Научить определять излишние напряжения (зажимы) и освобождаться от них

Раздел II. Научиться подчинять мышцы своему намерению

Второй этап. Центр тяжести и точки опоры

Раздел I. Научить определять центр тяжести и точки опоры для большей устойчивости

Раздел II. Перенесение центра тяжести, мгновенная ориентировка — нахождение центра тяжести и точек опоры при постоянном изменении положения тела

Раздел I. Получение правильного мускульного ощущения данного действия

Раздел II. Добиться правильного ощущения мышц и напряжения при борьбе, не нарушая свободы партнера

Четвертый этап. Каждое движение, положение, поза должны быть оправданы, целесообразны, продуктивны

Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства

Первый этап. Целесообразное, обоснованное, продуктивное, подлинное действие

Раздел I. Научить действовать целесообразно, обоснованно, продуктивно

Раздел II. Хотение — задача — действие

Второй этап. «если бы», предлагаемые обстоятельства

Раздел I. «Если бы»

Раздел II. Предлагаемые обстоятельства

Раздел III. Прелюдия

Раздел IV. Изменение предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету, меняет действие с этим предметом

Воображение

Первый этап. Развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемой плоскостях

Раздел I. Развитие воображения в мире окружающих нас вещей (в реальной плоскости)

Раздел II. Развитие воображения и фантазии в воображаемой плоскости

Второй этап. Видения внутреннего зрения-кинолента видении

Третий этап. Воображение как помощник для обновления износившегося, истрепанного

Сценическое внимание

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости

Раздел I. Объекты — точки внимания на все пять чувств

Раздел II. Круги внимания

Раздел III. Развитие стойкости внимания

Раздел IV. Публичное одиночество

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости

Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения

Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)

Четвертый этап. Внимание как средство добывания творческого материала

Чувство правды, логика и последовательность

Первый этап. Найти, вызвать и почувствовать правду и веру в области тела (в малых, простых физических действиях)

Второй этап. Развитие логики и последовательности

Раздел I. Создание логической и последовательной линии физических действий (создание логики действий)

Раздел II. Создание логики переживания (создание логической и последовательной линии чувствований)

Раздел III. Последовательность и непрерывность в движениях

Вера и сценическая наивность

Эмоциональная память

Первый этап. Развитие памяти пяти органов чувств

Второй этап. Развитие эмоциональной памяти

Раздел I. Воспитание в актере умения вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания

Раздел II. Воспитание в актерах умения находить связь и зависимость внутренней жизни образа и его физического бытия

Третий этап. Манки внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)

Раздел I. Внутренние манки

Раздел II. Внешние манки

Общение

Первый этап. Органический процесс общения

Второй этап. Условия, необходимые для общения

Раздел I. Внутренний материал для общения и объекты (то есть чем и с кем общаться)

Раздел II. Способы, приемы общения

Раздел III. Приспособление

Третий этап. Работа по развитию органического непрерывного процесса общения

Темпо-ритм

Первый этап. Изучение темпо-ритма действия

Раздел I. Развитие ощущения чувства ритма

Раздел II. От темпо-ритма к чувству

Раздел III. От чувства к темпо-ритму

Второй этап. Темпо-ритм в этюдах, отрывках, спектаклях

Раздел I. Научить определять свой темпо-ритм в каждой данной сцене и действовать в нем

Раздел II. Десять номеров темпо-ритма

Характерность

Мизансцена

От этюда до спектакля

Сверхзадача, сквозное действие

Педагог должен дать серию разных упражнений на беспредметные действия, выбирая «предметы», наиболее знакомые ученикам.

Упражнения.

  1. Вдеть нитку в иголку и шить.

  2. Чинить карандаш перочинным ножом.

  3. Писать письмо, заклеивать конверт.

  4. Надевать и снимать пальто, пиджак, кофту, носки, чулки, ботинки и т. д.

  5. Доставать из кошелька деньги и считать их.

  6. Кроить платье по выкройке.

  7. Причесываться перед зеркалом.

  8. Стирать белье — в тазу, стиральной машиной.

  9. Месить тесто и делать пирожки.

  1. Читать книгу.

  2. Чистить картофель.

  3. Мыть посуду — столовую, чайную.

  1. Чистить ягоды (клубнику) и варить варенье.

  2. Варить на плите щи, суп, борщ.

  3. Жарить яичницу-глазунью.

  4. Пить чай — с лимоном, сливками.

  5. Стелить постель.

  6. Укладывать вещи в чемодан.

  7. Чистить ботинки, сапоги, туфли.

  8. Подметать или мыть пол в комнате.

  9. Играть на музыкальных инструментах и т. д.

Такие действия должно совершать логически, последовательно, не пропуская ни одной, хотя бы и маленькой ступень-

286

ки. Каждого надо заставить проделать данные упражнения (или подобные им) много раз, проверяя правильность действий на настоящем предмете. Вначале следует требовать замедленного действия, сосредоточенного внимания к предмету. Научите создавать сознательный самоконтроль над каждым малым подсобным действием. А когда выработаются навыки,, тогда надо ускорить действия, но не пропуская ни одного момента, ни одной его ступеньки. Работа с воображаемыми предметами, то есть с «пустышкой», создает не только правду физического действия и веру в него, но развивает логику и последовательность, вырабатывает правильное отношение к. реальным предметам.

Упражнения.

  1. Взять те же упражнения на беспредметные действия, но наметить к каждому конкретные предлагаемые обстоятельства. Например, укладывать вещи в чемодан. В этом упражнении могут быть следующие предлагаемые обстоятельства: я укладываю в чемодан свои вещи, так как уезжаю в командировку на Север. Надо наметить, какая командировка, на какой срок и т. д.

  2. Взять опять те же примеры упражнений на беспредметные действия, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, легко познать физический процесс — снимать пальто. Пусть теперь участник проделает этот процесс в разных предлагаемых обстоятельствах:


а) снимать пальто, вернувшись с работы;

б) снимать пальто, придя из больницы, где находится; близкий друг в тяжелом состоянии;

в) снимать пальто в передней квартиры у знаменитого актера, к которому приехал с просьбой об участии в молодежном концерте;

г) снимать пальто в гардеробной театра, куда пришел с девушкой на спектакль.

В данных упражнениях при изменении предлагаемых обстоятельств логика и последовательность простых физических действий остаются те же. Возьмем, к примеру, действие: снимать пальто. Ведь при всех обстоятельствах — и вернувшись с работы домой, и придя из больницы, и находясь в передней квартиры знаменитого актера, — снимая пальто, вы должны обязательно расстегнуть пуговицы, вынуть руки из рукавов и; т. п. Меняется лишь ритм, отношение к вещи, манера поведения, то есть как вы будете делать.

Упражнения (групповые на беспредметное действие).

1. Кружок кройки и шитья (шить на машине, кроить, примерять на манекене, шить руками, делать выкройку, гладить детали платья и т. д.).

287

  1. Часовая мастерская (осмотр часов, ремонт механизмов, выставка на витрину часов разных систем и т. д.).

  2. Вечер. Студенческое общежитие. Каждый занят своим делом (читают, пишут письма, гладят костюмы, платья, пьют чай, пришивают пуговицы, играют на гитаре, поливают цветы и т. д.).


Второй этап. Развитие логики и последовательности

В жизни за нашей логикой и действиями следят подсознательное настороженное внимание и инстинктивная самопроверка. Но на сцене «приходится заменять механичность сознательной, логической и последовательной проверкой каждого момента физического действия»1.

Логика и последовательность не только нужны для зарождения правды и веры в нее, но они дисциплинируют и все другие элементы и в особенности внимание.

«Если все области человеческой природы артиста, — писал К. С. Станиславский, — заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой, то переживание окажется совершенным»1.

Раздел I. Создание логической и последовательной линии физических действий (создание логики действий)

На протяжении каждого упражнения, этюда, роли должна быть создана непрерывная логика действия, которая имеет исключительно важное значение, потому что логика действия рождает и логику переживания, идя, таким образом, через сознательное к подсознательному.

Каждое действие следует рассматривать как звено в логической цепи роли, для чего нужно прежде всего знать прошлое (прелюдию) и иметь перспективу на будущее. Обязательно надо создать логическую линию действий, которая должна тянуться из-за кулис и продолжаться в антракте. Каждое наше действие должно иметь причину и следствие, то есть исходить из предыдущего действия и рождать новое, которое из него логически вытекает.

Предлагая то или иное упражнение на линию физических действий, педагог напоминает, что каждое простое физическое действие распадается на ряд еще более мелких. Например, что значит «навести порядок на письменном столе»? Это значит совершить целую цепочку мелких физических действий: снять •со стола находящиеся на нем предметы, часть предметов положить на стулья, другую сдвинуть на край стола, взять тряпку, вытереть свободную поверхность стола, протереть сдвину-

288

тые предметы, поставить их на место и т. д. Как видите, столько мелких физических действий — снять, положить, сдвинуть, взять, вытереть, протереть, поставить, — и все они входят в одно простое действие (навести порядок на письменном столе).

Разберем это на одном из упражнений.

Педагог. Пожалуйста, начинайте упражнение. Представьте себе, что вы готовитесь к приезду своих лучших друзей.


Ученик, рассказав предлагаемые обстоятельства и прелюдию, намечает линию действия:

первое действие — привести в порядок комнату;

второе действие — приготовить сервировку праздничного стола;

третье действие — одеться самому к приходу гостей;

четвертое действие — еще раз осмотреть комнату;

пятое действие — приготовиться ждать.

Педагог. Ну что ж, линию действий вы наметили правильно, но каждое из намеченных вами действий распадается, как мы уже говорили, на ряд еще более мелких действий.

И, обращаясь к другому участнику, предлагает первое действие — привести в порядок комнату — разложить на более мелкие действия.

Уточняется линия более мелких действий:

а) осматривая комнату, соображаю, с чего начать уборку;

б) убираю разбросанные по стульям вещи: полотенце, плащ и др.;

в) навожу порядок на книжной полке;

г) подметаю пол и стираю пыль с мебели.

И далее каждый из вызванных раскладывает данное ему большое действие на линию мелких действий.

Второе действие — приготовить сервировку праздничного стола:

а) вымыть руки после уборки;

б) постелить на стол чистую скатерть;

в) поставить вазу с цветами на стол;

г) достать из буфета и расставить на столе посуду;

д) открыть бутылку с вином, развязать коробки с конфетами и пирожными, взять с окна пакет с фруктами и вымыть их. Разложить все это на блюда;

е) взять из портфеля пачку бумажных салфеток и разложить их на столе.

Третье действие — привести себя в порядок:

а) посмотреться в зеркало, не нужно ли побриться;

б) сменить пиджак;

в) сменить галстук, выбрав наиболее подходящий по цвету;

г) причесаться.

Четвертое действие — еще раз осмотреть всю комнату: а) пройтись вокруг стола и что-то поправить на нем;

289

б) поправить стоящие стулья, ближе поставив их к столу;

в) потушить люстру и зажечь торшер. Пятое действие — приготовиться ждать:

а) сесть в кресло и занять себя чтением газеты;

б) то и дело смотреть на часы;

в)прислушиваться, не звонят ли.

Во время упражнения, ведя линию действий приготовления, участники не должны забывать об одном общем действии — проверять время, чтобы успеть все сделать к приходу гостей. Когда будет создана линия физических действий, заставьте одного из учеников вначале проделать упражнение несколько раз мысленно, а потом предложите ему действовать.


Вот продолжение тем последующих упражнений на создание линии простых физических действий:

  1. Вы приходите домой с газетой, в которой имеется новая таблица выигрышей по вещевой лотерее.

  2. Вам 18 лет. Вы первый раз идете на выборы.

  3. Вы активная общественница в большом жилом доме. Готовите новогодний праздник — елку для детворы этого дома. Праздник назначен на завтра, в 13 часов дня.

  4. Поселок на Дальнем Севере. Вы врач. Получили вызов к рабочему-лесорубу, находящемуся в смертельной опасности. Идти надо через тайгу 5—8 километров, а час назад было объявлено по радио, что начинается сильная пурга.

  5. Утро. Вы сидите под тентом на берегу моря. Читаете. У вас больное сердце. Вблизи от вас в лодку забрался мальчик лет пяти. Вдруг вы слышите его плач и крик «Ма-ма! Ма-ма!». Лодка отплывает от берега, подгоняемая набежавшими волнами.

8. Учительница и три школьника-пионера идут вдоль полотна железной дороги, и вдруг один из школьников кричит: «Смотрите, рельс лопнул!». А издали уже доносятся гудки электровоза.

Педагогу следует предлагать самим участникам составлять и давать темы упражнений друг другу.

Упражнения (на создание линии физических действий, действия с «пустышкой»).

1. Предложить одному из участников выбрать несколько беспредметных действий, логически соединить их и выполнять. Предварительно нафантазировать предлагаемые обстоятельства и прелюдию.

Для наглядности приведем один из примеров работы учащихся по данному заданию.

Ученица. Я беру следующие беспредметные действия: вымыть чашку с блюдцем, положить книги и тетради в портфель; написать записку; зашить дырку, надеть пальто и повязать на голову косынку. Мои предлагаемые обстоятельства таковы: я учусь в педагогическом институте. Живу вдвоем с ма-

290

мой. Сегодня у меня занятия начинаются в 11 часов утра. Мама разбудила меня, уходя в магазин, и сказала, чтобы я поставила чайник на плиту и напилась чаю, не дожидаясь ее.

Прелюдия: я встала, оделась, убрала кровать, умылась, поставила чайник на плиту, напилась чаю с бутербродами.

Намечаю линию физических действий:

Позавтракав, навожу порядок на столе:

а) мою чашку с блюдцем; б) смахиваю крошки со стола.

Собираю книги, тетради для института:

а) беру портфель, отпираю; б) вынимаю из него книги; в) отбираю нужные для сегодняшних занятий тетради и книги и кладу их в портфель; г) запираю портфель.