ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

Штаты Америки.

[+22]

Германские и итальянские государства (единых

Германии и Италии не существовало до XIX в.) не

выдержали конкуренции в заморской торговле с

Испанией, Португалией, Англией, Францией,

Голландией, ибо они слишком держались за

привычные регионы коммерции Балтику (Германия) и

Средиземноморье (Италия). Все перечисленное

относится именно к государствам, так как среди

английских и испанских мореплавателей в XV-XVI вв.

было немало итальянцев; в завоевании и освоении

Америки принимали участие немецкие подданные

императора Карла V (он же испанский король Карл I).

Что же касается датчан, шведов и курляндцев, то их

участие в заокеанской торговле и колонизации

было куда менее значительным и более поздним, чем

перечисленных государств. Курляндцы пытались

основать в XVII в. колонию в устье р. Гамбия на

западном побережье Африки, а в нач. XVIII в.

некоторое время владели о. Тобаго в Вест-Индии.

Швеция в 1784 г. приобрела у Франции о.

Сен-Бартелеми в Карибском море, но в 1878 г. продала

его обратно Франции. Датская Вест-Индская

компания в период 1672-1733 гг. завладела частью

Виргинских островов, расположенных близ о.

Пуэрто-Рико. В 1795 г. Датская Корона откупила эти

острова у почти разорившейся компании, и они

находились во владении Дании до 1917 г., когда были

проданы США.

[+23] Войны

между Францией и ее противниками на рубеже XVIII-XIX

вв. делятся, более или менее условно, на

Революционные (1792-1799) и Наполеоновские (1799-1815). Они

проходили в основном на полях Европы.

Единственным исключением была т.н. Египетская

экспедиция 1789-1801 гг., когда французская армия во

главе с генералом Бонапартом предприняла

безуспешную попытку захватить полуавтономный в

рамках Турецкой империи Египет. Еще одно

столкновение Франции с исламским миром захват

объединенной русско-турецкой эскадрой под

командованием Ф.Ф. Ушакова в 1800 г. Ионических

островов, некогда принадлежавших Венеции, а в 1797

г. переданных Франции. Надо сказать, что основной

целью Франции был не захват территорий (хотя

этого сбрасывать со счетов тоже нельзя), а

нанесение ущерба Англии и ее союзникам. Главная

цель египетского похода - перерезать путь в

Индию. Роль же Оттоманской империи в европейской

войне была довольно пассивной.

[+24]

Установление дипломатических отношений между


западными державами и Россией, с одной стороны, и

дальневосточными государствами - с другой,

началось еще в XIX в. Первые договоры с Китаем и

Японией были неравноправными для этих держав и

закрепляли либо захват их территорий

европейскими государствами (для Китая), либо (для

обеих стран) весьма невыгодные торговые

соглашения (низкие тарифы на ввозимые

европейские товары) и консульскую юрисдикцию, то

есть подвластность граждан европейских

государств (а также США и России) на территории

Китая и Японии собственным законам и собственной

власти, представленной консульской или

посольской администрацией. Китай не вырвался из

пут этих договоров до сер. XX в., Япония же начиная

с 1888 г. (договор с Мексикой) стремилась к

пересмотру указанных соглашений, что ей

постепенно удалось (например договор с Англией в

1894, с Россией - в 1895). Правда, весь этот второй тур

заключения договоров был направлен на решение

внутренних задач Японии, и первой активной

внешней дипломатической акцией (а не военной,

подобно японо-китайской войне 1894-1895) было

заключение в 1902 г. готовившегося еще с 1898 г.

англо-японского союзного договора,

направленного против влияния России на Дальнем

Востоке.

[+25] Разрыв

между западной и восточной ветвями

ортодоксальной христианской церкви основывался

на политических (тенденция к подчинению церкви

государству на Востоке и наоборот - на Западе) и

культурных (греческое наследие в Восточной

церкви, римское - в Западной) различиях между

христианскими Востоком и Западом. Постепенно

выявились и привели к непримиримым разногласиям

(более или менее кратковременные расколы были и

до XI в.) существенные различия в целом ряде

областей, основными из которых были - в

догматической сфере: Восточная церковь

признавала исхождение Святого Духа только от

Бога Отца, Западная - от Бога Отца и Бога Сына (т. н.

принцип филиокве, от лат, filioque - "и от

Сына"); в обрядовой: в Восточной церкви

безбрачие обязательно только для архиерейского

сана, в Западной для всего духовенства, в

Восточной церкви все участвующие в литургии

причащаются хлебом (обязательно квасным) и вином,

в Западной евхаристия под обоими видами доступна

только для духовенства, миряне же принимают

причастие исключительно опресноками, в

Восточной церкви богослужение происходит на


местных языках, в Западной - только на латыни

(сейчас это требование смягчено): в

организационной: в Восточной церкви каждый

патриарх абсолютно независим и за Римом до

раскола признавалось лишь довольно

неопределенное духовное первенство, в Западной -

папа почитался абсолютным главой всей Церкви.

Были и другие разногласия: допустимость для

священников бритья бороды, крещение погружением

или обливанием и т. п. Все вышесказанное привело к

тому, что в 1054 г. папа Лев IX отлучил патриарха

Константинопольского Михаила Кируллария от

церкви, а тот анафемствовал папу. Схизма

продолжается до сего дня, хотя в декабре 1965 г.

папа Павел VI и патриарх Константинопольский

Афинагор постановили "предать забвению"

анафему 1054 г.

[+26] В V в. по

всему христианскому миру развернулись т. н.

христологические споры: о проблеме соединения в

личности Христа божественного и человеческого.

Несториане (по имени основателя течения епископа

Константинопольского Нестория) настаивали на

том, что в Христе сосуществуют Бог-Сын и человек

Иисус, причем связь между ними условная и

относительная. Их крайние противники утверждали,

что Христос имеет единую природу (греч. ; отсюда название

монофизитов) - божественную. Ортодоксальным было

объявлено учение о том, что Христос двуприроден,

что божественное и человеческое пребывает в нем

нераздельно, но не слияние. Сторонники

осужденного в 431 г. на Эфесском Соборе

несторианства бежали в Иран, Среднюю Азию, Индию

и Китай, где образовали сплоченные группы,

объединявшие в основном купцов и ремесленников.

[+27] После

раскола 1054 г. Римский престол не оставлял попыток

воссоединения церквей под своим верховенством.

Некоторые императоры соглашались на унию в обмен

на помощь турок, в частности Иоанн VIII Палеолог

(1425-1448) уже на грани гибели Империи признал на

Флорентийско-Феррарском Соборе 1439 г. соединение

церквей. Но уния эта была решительно отвергнута

большей частью духовенства, аристократии и

народа агонизирующего Византийского

государства. Командующий византийским флотом

Лука Нотара публично заявил: "Лучше видеть

царствующей в Городе турецкую чалму, чем

латинскую тиару".

[+28] Владыка

государства Великих Моголов Джелал ад-Дин Акбар

(1542-1605, прав. с 1556) в стремлении сплотить свое


многонациональное и поликонфессиональное

государство, проводил политику самой широкой

религиозной терпимости. а затем объявил о

введении сконструированной им "божественной

веры", представлявшей смешение

ортодоксального ислама, вероучения исламских

сект и элементов многоразличных религий

туземного населения: венчал новую веру сам

государь, объявленный земным воплощением

единого Бога. Для строительства мавзолея своего

отца Хумаюна Акбар привлек итальянских мастеров,

при его дворе были художники из европейских

стран, в ряде миниатюр той эпохи просматривается

знакомство местных мастеров с гравюрами Дюрера.

Видимо, синкретические устремления Акбара,

проявившиеся в религии, распространялись и на

искусство.

[+29] В 664 г. в г.

Уитби на английском побережье Северного моря

собрался синод английской церкви, на котором

сошлись римские миссионеры во главе со св.

Августином и миссионеры ирландские. Формально

целью синода было урегулирование обрядовых

разногласий (форма тонзуры, день празднования

Пасхи). На деле же речь шла о том, каким путем

пойдет английская церковь. Ирландская церковь

(ее воззрения, которые А. Тойнби полагает

элементом неразвившейся дальнезападной

христианской цивилизации, никогда не были

догматически оформлены) представляла собой

довольно рыхлое собрание отшельников и бродячих

проповедников, иногда в епископском сане,

группировавшихся вокруг бедных монастырей:

приходская организация среди мирян вообще

отсутствовала. Римская же церковь, победившая на

этом синоде, являлась мощной централизованной

иерархической структурой.

[+30] В 1934 г..

когда вышли в свет первые три тома "Постижения

истории", в мире насчитывалось 72 независимых

государства, не считая многочисленных колоний.

протекторатов и мандатных территорий, в том

числе 61 полностью независимое государство (среди

них и не существующие ныне, как Прибалтийские

республики), пять британских доминионов (видимо,

именно эти полигические образования включены в

число 66 государств), пять карликовых государств

Европы вроде Лихтенштейна или Андорры,

находившихся в таможенных и дипломатических

союзах с близлежащими державами, Исландия,

связанная личной унией с Данией, и Тибет,

формально пребывавший под весьма неопределенным


верховным сюзернитетом Китая, а фактически под

британским протекторатом. Трудно сказать, какие

государства А. Тойнби относит к тем, что не имели

связей с Соединенным королевством: скорее всего,

в их число входят по крайней мере СССР,

Монгольская Народная Республика и Тувинская

Народная Республика (с 1944 Тувинская автономная

область и составе РСФСР с 1961 Тувинская АССР)

[+31] Имеются в

виду Австралийский союз и Новая Зеландия.

[+32] Самое

крупное из основанных германцами в начале

средних веков государств франкское - выросло из

небольшого королевства салических франков, где

правила династия Меровингов, созданная в первой

половине V в. Клодионом (Хлойо) Волосатым

(династия получила название по имени сына

Клодиона, полулегендарного Меровея).

[+33] Англия ни

в какой мере не входила в состав Франкского

королевства. Что же касается Италии, большая

часть которой была захвачена германским народом

лангобардов (название области в Северной Италии -

Ломбардия произведено от имени этого народа) в 568

г., то созданное ими королевство было завоевано

Карлом Великим в 774 г. После распада империи Карла

некоторые его потомки по разным линиям были

королями Италии до 888 г. и в 894 г. В 951 г. Итальянскую

Корону, бывшую предметом вожделений различных

италийских и внеиталийских владетелей, принял

германский король Оттон I (912-973, король с 936,

император с 962) из Саксонской династии. С тех пор

до XIX в. Священная Римская империя и ее наследница

Австро-Венгрия продолжали претендовать то на всю

Италию, то на северную часть ее, но власть Империи

всегда рассматривалась на Апеннинском

полуострове как внешняя.

[+34] Термин

"Франки" как племенное название исчез в

Европе еще в Х в., т.е. задолго до конца средних

веков (А. Тойнби вообще не приемлет традиционного

разделения на древнюю, средневековую и новую

историю, ибо такое членение противоречит его

концепции отдельных цивилизаций), но продолжал

существовать кое-где до XIX в. в значении

"европейцы" на Востоке, как христианском

(редко, чаще "латиняне"), так и мусульманском.

[+35] Аридиая

(от лат. aridus - "сухой") зона - область

засушливого климата, зона сухих степей,

полупустынь и пустынь.

[+36] В Иране и

Средней Азии до арабского завоевания и принятия