ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1149
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
Штаты Америки.
[+22]
Германские и итальянские государства (единых
Германии и Италии не существовало до XIX в.) не
выдержали конкуренции в заморской торговле с
Испанией, Португалией, Англией, Францией,
Голландией, ибо они слишком держались за
привычные регионы коммерции Балтику (Германия) и
Средиземноморье (Италия). Все перечисленное
относится именно к государствам, так как среди
английских и испанских мореплавателей в XV-XVI вв.
было немало итальянцев; в завоевании и освоении
Америки принимали участие немецкие подданные
императора Карла V (он же испанский король Карл I).
Что же касается датчан, шведов и курляндцев, то их
участие в заокеанской торговле и колонизации
было куда менее значительным и более поздним, чем
перечисленных государств. Курляндцы пытались
основать в XVII в. колонию в устье р. Гамбия на
западном побережье Африки, а в нач. XVIII в.
некоторое время владели о. Тобаго в Вест-Индии.
Швеция в 1784 г. приобрела у Франции о.
Сен-Бартелеми в Карибском море, но в 1878 г. продала
его обратно Франции. Датская Вест-Индская
компания в период 1672-1733 гг. завладела частью
Виргинских островов, расположенных близ о.
Пуэрто-Рико. В 1795 г. Датская Корона откупила эти
острова у почти разорившейся компании, и они
находились во владении Дании до 1917 г., когда были
проданы США.
[+23] Войны
между Францией и ее противниками на рубеже XVIII-XIX
вв. делятся, более или менее условно, на
Революционные (1792-1799) и Наполеоновские (1799-1815). Они
проходили в основном на полях Европы.
Единственным исключением была т.н. Египетская
экспедиция 1789-1801 гг., когда французская армия во
главе с генералом Бонапартом предприняла
безуспешную попытку захватить полуавтономный в
рамках Турецкой империи Египет. Еще одно
столкновение Франции с исламским миром захват
объединенной русско-турецкой эскадрой под
командованием Ф.Ф. Ушакова в 1800 г. Ионических
островов, некогда принадлежавших Венеции, а в 1797
г. переданных Франции. Надо сказать, что основной
целью Франции был не захват территорий (хотя
этого сбрасывать со счетов тоже нельзя), а
нанесение ущерба Англии и ее союзникам. Главная
цель египетского похода - перерезать путь в
Индию. Роль же Оттоманской империи в европейской
войне была довольно пассивной.
[+24]
Установление дипломатических отношений между
западными державами и Россией, с одной стороны, и
дальневосточными государствами - с другой,
началось еще в XIX в. Первые договоры с Китаем и
Японией были неравноправными для этих держав и
закрепляли либо захват их территорий
европейскими государствами (для Китая), либо (для
обеих стран) весьма невыгодные торговые
соглашения (низкие тарифы на ввозимые
европейские товары) и консульскую юрисдикцию, то
есть подвластность граждан европейских
государств (а также США и России) на территории
Китая и Японии собственным законам и собственной
власти, представленной консульской или
посольской администрацией. Китай не вырвался из
пут этих договоров до сер. XX в., Япония же начиная
с 1888 г. (договор с Мексикой) стремилась к
пересмотру указанных соглашений, что ей
постепенно удалось (например договор с Англией в
1894, с Россией - в 1895). Правда, весь этот второй тур
заключения договоров был направлен на решение
внутренних задач Японии, и первой активной
внешней дипломатической акцией (а не военной,
подобно японо-китайской войне 1894-1895) было
заключение в 1902 г. готовившегося еще с 1898 г.
англо-японского союзного договора,
направленного против влияния России на Дальнем
Востоке.
[+25] Разрыв
между западной и восточной ветвями
ортодоксальной христианской церкви основывался
на политических (тенденция к подчинению церкви
государству на Востоке и наоборот - на Западе) и
культурных (греческое наследие в Восточной
церкви, римское - в Западной) различиях между
христианскими Востоком и Западом. Постепенно
выявились и привели к непримиримым разногласиям
(более или менее кратковременные расколы были и
до XI в.) существенные различия в целом ряде
областей, основными из которых были - в
догматической сфере: Восточная церковь
признавала исхождение Святого Духа только от
Бога Отца, Западная - от Бога Отца и Бога Сына (т. н.
принцип филиокве, от лат, filioque - "и от
Сына"); в обрядовой: в Восточной церкви
безбрачие обязательно только для архиерейского
сана, в Западной для всего духовенства, в
Восточной церкви все участвующие в литургии
причащаются хлебом (обязательно квасным) и вином,
в Западной евхаристия под обоими видами доступна
только для духовенства, миряне же принимают
причастие исключительно опресноками, в
Восточной церкви богослужение происходит на
местных языках, в Западной - только на латыни
(сейчас это требование смягчено): в
организационной: в Восточной церкви каждый
патриарх абсолютно независим и за Римом до
раскола признавалось лишь довольно
неопределенное духовное первенство, в Западной -
папа почитался абсолютным главой всей Церкви.
Были и другие разногласия: допустимость для
священников бритья бороды, крещение погружением
или обливанием и т. п. Все вышесказанное привело к
тому, что в 1054 г. папа Лев IX отлучил патриарха
Константинопольского Михаила Кируллария от
церкви, а тот анафемствовал папу. Схизма
продолжается до сего дня, хотя в декабре 1965 г.
папа Павел VI и патриарх Константинопольский
Афинагор постановили "предать забвению"
анафему 1054 г.
[+26] В V в. по
всему христианскому миру развернулись т. н.
христологические споры: о проблеме соединения в
личности Христа божественного и человеческого.
Несториане (по имени основателя течения епископа
Константинопольского Нестория) настаивали на
том, что в Христе сосуществуют Бог-Сын и человек
Иисус, причем связь между ними условная и
относительная. Их крайние противники утверждали,
что Христос имеет единую природу (греч. ; отсюда название
монофизитов) - божественную. Ортодоксальным было
объявлено учение о том, что Христос двуприроден,
что божественное и человеческое пребывает в нем
нераздельно, но не слияние. Сторонники
осужденного в 431 г. на Эфесском Соборе
несторианства бежали в Иран, Среднюю Азию, Индию
и Китай, где образовали сплоченные группы,
объединявшие в основном купцов и ремесленников.
[+27] После
раскола 1054 г. Римский престол не оставлял попыток
воссоединения церквей под своим верховенством.
Некоторые императоры соглашались на унию в обмен
на помощь турок, в частности Иоанн VIII Палеолог
(1425-1448) уже на грани гибели Империи признал на
Флорентийско-Феррарском Соборе 1439 г. соединение
церквей. Но уния эта была решительно отвергнута
большей частью духовенства, аристократии и
народа агонизирующего Византийского
государства. Командующий византийским флотом
Лука Нотара публично заявил: "Лучше видеть
царствующей в Городе турецкую чалму, чем
латинскую тиару".
[+28] Владыка
государства Великих Моголов Джелал ад-Дин Акбар
(1542-1605, прав. с 1556) в стремлении сплотить свое
многонациональное и поликонфессиональное
государство, проводил политику самой широкой
религиозной терпимости. а затем объявил о
введении сконструированной им "божественной
веры", представлявшей смешение
ортодоксального ислама, вероучения исламских
сект и элементов многоразличных религий
туземного населения: венчал новую веру сам
государь, объявленный земным воплощением
единого Бога. Для строительства мавзолея своего
отца Хумаюна Акбар привлек итальянских мастеров,
при его дворе были художники из европейских
стран, в ряде миниатюр той эпохи просматривается
знакомство местных мастеров с гравюрами Дюрера.
Видимо, синкретические устремления Акбара,
проявившиеся в религии, распространялись и на
искусство.
[+29] В 664 г. в г.
Уитби на английском побережье Северного моря
собрался синод английской церкви, на котором
сошлись римские миссионеры во главе со св.
Августином и миссионеры ирландские. Формально
целью синода было урегулирование обрядовых
разногласий (форма тонзуры, день празднования
Пасхи). На деле же речь шла о том, каким путем
пойдет английская церковь. Ирландская церковь
(ее воззрения, которые А. Тойнби полагает
элементом неразвившейся дальнезападной
христианской цивилизации, никогда не были
догматически оформлены) представляла собой
довольно рыхлое собрание отшельников и бродячих
проповедников, иногда в епископском сане,
группировавшихся вокруг бедных монастырей:
приходская организация среди мирян вообще
отсутствовала. Римская же церковь, победившая на
этом синоде, являлась мощной централизованной
иерархической структурой.
[+30] В 1934 г..
когда вышли в свет первые три тома "Постижения
истории", в мире насчитывалось 72 независимых
государства, не считая многочисленных колоний.
протекторатов и мандатных территорий, в том
числе 61 полностью независимое государство (среди
них и не существующие ныне, как Прибалтийские
республики), пять британских доминионов (видимо,
именно эти полигические образования включены в
число 66 государств), пять карликовых государств
Европы вроде Лихтенштейна или Андорры,
находившихся в таможенных и дипломатических
союзах с близлежащими державами, Исландия,
связанная личной унией с Данией, и Тибет,
формально пребывавший под весьма неопределенным
верховным сюзернитетом Китая, а фактически под
британским протекторатом. Трудно сказать, какие
государства А. Тойнби относит к тем, что не имели
связей с Соединенным королевством: скорее всего,
в их число входят по крайней мере СССР,
Монгольская Народная Республика и Тувинская
Народная Республика (с 1944 Тувинская автономная
область и составе РСФСР с 1961 Тувинская АССР)
[+31] Имеются в
виду Австралийский союз и Новая Зеландия.
[+32] Самое
крупное из основанных германцами в начале
средних веков государств франкское - выросло из
небольшого королевства салических франков, где
правила династия Меровингов, созданная в первой
половине V в. Клодионом (Хлойо) Волосатым
(династия получила название по имени сына
Клодиона, полулегендарного Меровея).
[+33] Англия ни
в какой мере не входила в состав Франкского
королевства. Что же касается Италии, большая
часть которой была захвачена германским народом
лангобардов (название области в Северной Италии -
Ломбардия произведено от имени этого народа) в 568
г., то созданное ими королевство было завоевано
Карлом Великим в 774 г. После распада империи Карла
некоторые его потомки по разным линиям были
королями Италии до 888 г. и в 894 г. В 951 г. Итальянскую
Корону, бывшую предметом вожделений различных
италийских и внеиталийских владетелей, принял
германский король Оттон I (912-973, король с 936,
император с 962) из Саксонской династии. С тех пор
до XIX в. Священная Римская империя и ее наследница
Австро-Венгрия продолжали претендовать то на всю
Италию, то на северную часть ее, но власть Империи
всегда рассматривалась на Апеннинском
полуострове как внешняя.
[+34] Термин
"Франки" как племенное название исчез в
Европе еще в Х в., т.е. задолго до конца средних
веков (А. Тойнби вообще не приемлет традиционного
разделения на древнюю, средневековую и новую
историю, ибо такое членение противоречит его
концепции отдельных цивилизаций), но продолжал
существовать кое-где до XIX в. в значении
"европейцы" на Востоке, как христианском
(редко, чаще "латиняне"), так и мусульманском.
[+35] Аридиая
(от лат. aridus - "сухой") зона - область
засушливого климата, зона сухих степей,
полупустынь и пустынь.
[+36] В Иране и
Средней Азии до арабского завоевания и принятия