ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1250
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
абсолютизма) и экономическим (развитие
мануфактуры и рынка).
[+8] Феодализм
развивался в Англии медленнее, чем на континенте.
Окончательное его оформление относят к периоду
после норманского завоевания 1066 г., когда
феодальный строй, сложившийся в герцогстве
Нормандском, был перенесен на английскую почву.
[+9]
Героическими веками в британской историографии
называется период, примерно 450-600 гг., когда
германские племена англов, саксов и ютов
завоевывали бывшую римскую провинцию Британию
(римские войска покинули ее в 407 г.), населенную в
основном кельтскими племенами бриттов. В
результате завоевания сложилось несколько
варварских королевств. Традиция принимает число
их равным семи (отсюда название периода от
завоевания до объединения Англии
"гептархия", т. е. "семивластье"), но на
деле количество их постоянно менялось. Что же
касается христианизации, то следует помнить, что,
во-первых, романизированное и частично,
кельтское население острова было приобщено к
христианству еще во времена Римской империи.
Во-вторых, в нач. V - сер.VII в. активную
миссионерскую деятельность в Англии вели
ирландские монахи, принадлежавшие к достаточно
независимой от Римского престола ветви
католической церкви, и влияние этой ветви было
велико не только в Ирландии, но и на севере Англии
и в Уэльсе. Но обычно под христианизацией Англии
понимают обращение островитян в римскую веру.
Началом этого процесса считают 597 г., когда папа
Григорий I отправил в Англию миссию во главе со
св. Августином. Завершение христианизации
историки относят к сер.VII в.
[+10] Период с
кон. VIII по нач.XI в. историки нередко именуют
"веком викингов". В этот период происходили
набеги викингов, т. е. дружин, составленных из
норманнов ("северных людей") - выходцев из
Скандинавии - по всей Европе, от Северного до
Средиземного моря. В кон. VIII в. викинги, в основном
датчане, обрушились на Англию, в сер. IX в. - на
Францию. Постепенно они переходили от пиратских
набегов к захвату земель и оседанию на них. К
кон.60-х годов IX в. значительная часть Англии была
в их руках. Только после побед короля самого
значительного из англосаксонских королевств -
Уэссекса Альфреда Великого (ок. 849-900, король с 871)
вторжения прекратились, но на северо-востоке
острова образовалась окончательно
присоединенная только в сер. IX в. область
датского права, где потомки завоевателей жили
под верховной властью английских королей, но по
своим законам. В 911 г. викинги создали в
Северо-Западной Франции герцогство Нормандию. С
90-х годов Х в. датчане снова начали завоевание
Англии, причем речь шла уже о присоединении ее к
сложившемуся к тому времени Датскому
королевству. В конечном итоге король Канут (Кнуд)
Великий (ок.995-1035) стал государем объединенных
Дании (с 1018). Норвегии (с 1026) и Англии (с 1016). После
его смерти начались усобицы между наследниками,
и в 1042 г. владычество датчан в Англии закончилось.
[+11] Имя
огненосца Прометея означает "мыслящий
прежде", "предвидящий", а имя его
брата-близнеца, бывшего причиной многих
несчастий для людей, Эпиметея, значит
"мыслящий после", "крепкий задним умом".
Здесь в виде метафоры А. Тойнби описывает перенос
экономического, политического и культурного
центра в XVI-XVII вв. из Средиземноморья на
северо-запад Европы. "Умершие и ушедшие
миры" это Греция и Рим, приковывавшие внимание
деятелей итальянского Ренессанса.
[+12] Родиной
Реформации была Германия, а началом ее считается
31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер выступил в
Виттенберге с 95-ю тезисами против некоторых
положений католического вероучения.
[+13] Период
кон. XVI-XVII в. ознаменовался и в Англии, и во Франции
социальными и политическими переменами, даже
потрясениями. В Англии это правление Елизаветы I
Тюдор (1533-1603, королева с 1558), приход к власти
династии Стюартов в 1603 г.. Английская революция
1642-1660 гг.. Реставрация в 1660 г.. Вторая революция 1688
г. Во Франции - религиозные войны (1562-1598),
воцарение династии Бурбонов в лице Генриха IV
(1553-1610. король Наварры с 1562, Франции - с 1586,
фактически - с 1594). правление кардиналов Ришелье
(1585-1642, глава Королевского совета с 1624) и Мазарини
(1602-1661, первый министр с 1643), Фронда (1648-1653) -
антиабсолютистское движение буржуазии
("Фронда городов" - 1648-1649) и высшей
аристократии ("Фронда принцев" - 1650-1653),
наконец, вершина могущества Франции, ее
"великий век" эпоха правления Людовика XIV
(1638- 1715. король с 1643. самостоятельно правил с 1661 ).
Общим в развитии обеих стран были переход от
феодального к буржуазному (или протобуржуазному)
государству, рост политического влияния
буржуазии и уменьшение или, во всяком случае,
модификация власти высшей аристократии. Но не
менее существенны и различия. В Англии
абсолютизм никогда не достигал такой мощи. как во
Франции. Буржуазия реализовывала там свое
влияние через местное самоуправление или палату
общин, аристократия - через палату лордов или
правительство, членами которого являлись ее
представители. Во Франции же происходило
ограничение и даже упразднение муниципального
самоуправления и высших сословных
законосовещательных учреждений Генеральных
Штатов, рост государственного аппарата, в
котором все большую роль играли представители
буржуазии, именно так достигавшие своих
политических целей: аристократия
концентрировалась вокруг двора, который был
силой весьма влиятельной, но куда менее
конструктивной, нежели палата лордов в Англии.
[+14] Массовое
переселение греков в основываемые ими колонии,
т.н. Великая колонизация. происходило в VIII-VII вв.
до н.э. Разные полисы выбирали разное направление
колонизации. Выходцы из расположенного на о.
Эвбея г. Халкида устремились в Италию, основали
ок. сер.VIII в. до н.э. г. Кумы (позднее переселенцы из
Кум поставили "Новый город"- Неаполь) на
Апеннинском полуострове и на ближайшей к нему
точке о. Сицилии - г. Занклу, позднее
переименованный в Мессану (совр. Мессина).
Халкидийцы же колонизовали расположенный на
северном побережье Эгейского моря полуостров
Халкидику. потеснив местные фракийские племена.
Активно участвовали в колонизации и полисы,
расположенные на Истмийском перешейке. Коринф и
Мегара. В 734 г. коринфийцы основали в Сицилии
Сиракузы, которым было суждено стать самым
мощным греческим полисом Западного
Средиземноморья. Заселенные эллинами области
Италии и Сицилии получили название Graecia Magna
(Великая Греция) - откуда и современное слово
"Греция", перенесенное на прародину.
[+15] Мессения,
область в юго-западной части Пелопоннеса
населенная дорийцами - ветвью греческого народа,
к которой принадлежали и спартанцы. В результате
Первой (734-724 до н.э., даты ориентировочные) и
Второй (2-я пол. VII в. до н.э.) Мессенских войск
Мессения была покорена Спартой.
[+16] В
переданной (или сочиненной) знаменитым греческим
историком Фукидидом (ок. 460-400 до н.э.) речи
виднейшего афинскою государственного деятеля.
стратега Перикла (ок. 490-419 до н.э.) сказано:
"...все наше государство есть школа Эллады".
[+17] Мощь и
богатство Афинского государства, позволявшие
проводить политику, направленную на смягчение
внутренних социальных противоречий за счет
государственной благотворительности, а также на
развитие культуры, основывались среди прочего на
беззастенчивой эксплуатации союзных и
подчиненных полисов. Это стало одной из причин
Пелопоннесской войны 431-404 гг. до н.э.,
закончившейся полным поражением Афин.
[+18] В 30-е годы
XIX в. немецкий историк И. Г. Дройзен ( 1808 - 1884) ввел
понятие "эллинизм" для обозначения
античного общества с 323 г. до н.э. (смерть
Александра Македонского) до 30 г. до н.э.
(завоевание Римом Египта, где правили Птолемеи,
потомки одного из полководцев Александра).
Позднейшие историки иногда включили н
эллинистическую эпоху и историю Рима. особенно
до III в. н.э. Результатом завоеваний Александра
стало распространение эллинский цивилизации на
чрезвычайно обширной территории Ближнего и
Среднею Востока. Возник определенный
греко-восточный синкретизм: политический
(сочетание восточной монархии и полисного строя),
экономический (сосуществование классического
рабства и эксплуатации сельской общины) и
культурный (смешение греческой и автохтонных
культур). Но одновременно с самым широким
культурным взаимодействием, с распространением
от Массилии (совр. Марсель) до Мессопотамии койнэ
(т.е. "общего" разговорного греческого языка,
сильно отличающегося от языка классического
периода) была и иная тенденция. Эта тенденция,
проявлявшаяся в тех кругах, которые, с неизбежной
долей модернизации, можно назвать
интеллигенцией, выражалась в сильном
архаизаторском и стилизаторском стремлении
сохранить высшие достижения классической
эллинской культуры, в первую очередь -
словесности. В писаниях представителей этих
кругов культивировался литературный язык
классической эпохи, основанный на аттическом
диалекте. Вообще в античном словоупотреблении
"аттическая речь" - это не столько язык
Софокла или Аристофана, сколько речь
образованного человека.
[+19] Левант -
название стран Восточного Средиземноморья от
Греции до Палестины, включая Кипр (это здесь и
имеется в виду), в узком смысле - Сирия и Ливан.
[+20] А. Тойнби
полагает, что политическое,
социально-экономическое и культурное развитие (в
данном случае в XVI-XVII вв.) стран, лежащих вне
пределов Западной Европы и ее колоний,
подчинялось иным законам, нежели в вышеуказанном
регионе. Английский историк считает, что
укрепление центральной власти, создание мощного
централизованного государства, развитие
бюрократического управления нельзя считать
аналогами западноевропейского абсолютизма ни в
допетровской России, ни в Турецкой империи с
правящим родом Османов (Оттоманов) во главе,
которая в период наивысшего могущества именно в
указанное время простиралась от Алжира до
Азербайджана и от Адена до Буды; ни в империи
Великих Моголов, основанной в Северной Индии
потомком Тимура Бабуром (1483- 1530) в 1526 г.; ни в Китае,
захваченном кочевниками маньчжурами в 1618-1644 г.,
основавшими правящую династию Цин; ни в Японии,
где после гражданской войны сегуны (с 1192 -
наследственные военные правители страны,
лишившие императоров всякой реальной власти) из
дома Токугава в 1603-1615 гг. довершили объединение
страны. Во всех этих странах не было ни сильной
аристократии (кроме Японии и до некоторой
степени, России), ни крепкой буржуазии. А. Тойнби
отрицал какое-либо самостоятельное развитие
капиталистических отношений в указанных странах
и полагал их достаточно позднюю политическую,
социально-экономическую и культурную
вестернизацию результатом исключительно
внешнего воздействия со стороны западного мира.
[+21]
Политическое развитие Европы в XVI-XVII вв.
протекало в одном направлении, но в двух
вариантах, условно называемых "французским"
и "английским". Под первым понимается
укрепление абсолютизма (например, в Испании), под
вторым-укрепление представительного правления
(в Республике Соединенных провинций, называемой
часто по крупнейшей из них Голландией, в
Швейцарии). Что же касается испанских,
португальских, французских, даже английских
(кроме Северной Америки) колоний, то протекавшие
в них процессы до XIX в., а кое-где и до XX в. почти
полностью определялись метрополией. Особый путь
- отсутствие феодальных отношений, широкое
самоуправление, религиозные и политические
свободы (но все это как бы в рамках
"английского" варианта) - был присущ
колониям, объединившимся позднее в Соединенные