ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1060

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

ребенок физически наследует от родителя

определенные свойства; во-вторых, самим актом

рождения обретая некоторую самостоятельность,

ребенок, тем не менее, еще долгое время не может

жить без попечения родителей. Затем, когда он

достигает сознательного уровня, его детское

воображение находится под сильным влиянием

родительских чувств и представлений, а позднее,

становясь взрослым, он сам научается тщательному

исследованию родительских поступков и мыслей и

начинает имитировать их или, наоборот, избегать

повторения родительского опыта. Общее влияние,

которое оказывают родители на своих детей, без

сомнения, очень велико. Тем не менее, ребенок в

некотором смысле является самостоятельным

индивидуумом с момента, когда он начинает

сознавать самого себя. Когда же в период зрелости

он станет действительно независимым от

родителей и обретет собственный взгляд на мир,

способность решать свои жизненные проблемы

самостоятельно, он станет окончательно

независимым "новым взрослым" и будет в

состоянии породить потомство и дать ему

образование. При сравнении непрерывности жизней

родителя и ребенка с непрерывностью опыта в

жизни того или иного индивидуума нельзя

отрешиться от того непреложного факта, что

рождение и смерть воздвигают глубокую пропасть

между индивидуумами.

Ибо у жизни существ обязательно есть

перерывы.

Бродит движенье, неясным путем задевая живое.

(Лукреций. О природе вещей)

Некоторые предварительные итоги. Первая стадия

нашего исследования подошла к концу, и уже сейчас

можно подвести предварительные итоги:

а) умопостигаемые поля исторического

исследования, границы которых были

приблизительно установлены с учетом

исторического контекста данной страны,

представляют собой к настоящему времени

общества с более широкой протяженностью как в

пространстве, так и во времени, чем национальные

государства, города-государства или любые другие

политические союзы.

б) такие политические союзы (национальные

государства, города-государства и т.д.) не только

уже в своей пространственной протяженности, но и

короче во временной длительности обществ, в

состав которых они входят, как часть входит в


целое: они являются частным выражением

конкретных социальных общностей. Общество, а не

государство есть тот социальный "атом", на

котором следует фокусировать свое внимание

историку;

в) общество, включающее в себя независимые

национальные государства типа Великобритании, и

общество, состоящее из городов-государств типа

Афин, сопоставимы друг с другом, ибо представляют

собой общества единого вида,

г) ни одно из исследуемых обществ не охватывает

всего человечества, не распространяется на всю

обитаемую Землю и не имеет сверстников среди

обществ своего вида: наше западное общество,

например, не воспринималось как нечто целое, пока

эллинское общество, будучи одним из

первоначальных представителей обществ данного

вида, не достигло своей зрелости. В любом случае

полное время жизни отдельного общества не

совпадает со временем жизни вида:

д) непрерывность, преемственность в развитии

обществ выражены значительно слабее, чем

непрерывность между фазами истории одного

общества (настолько слабее, что есть смысл

различать эти два тина непрерывности), однако,

рассматривая временную связь между двумя

конкретными обществами различных эпох - в нашем

случае западным и эллинским, - мы обнаружим

отношения, которые метафорически можно было бы

назвать "сыновне-отеческими". В свете этих

выводов можно сделать еще ряд заключений,

подходя к Истории как исследованию человеческих

отношений. Ее подлинный предмет - жизнь общества,

взятая как во внутренних, так и во внешних ее

аспектах. Внутренняя сторона есть выражение

жизни любого данного общества в

последовательности глав его истории, в

совокупности всех составляющих его общин.

Внешний аспект - это отношения между отдельными

обществами, развернутые во времени и

пространстве.

В научном мире критика не есть нечто

исключительное. Считается естественным и

закономерным подвергать критике своих

предшественников, без лишних эмоций сознавая,

что новое поколение ученых может пересмотреть

выводы, считающиеся в данный период бесспорными.

Это - одно из положений этического кодекса,

закона столь фундаментального, что его

классические иллюстрации можно обнаружить в

первобытных ритуалах и мифологии.

С философской точки зрения это постоянно,


воспроизводящееся отрицание не несет в себе

трагедии, ибо мыслитель, оказавшийся

превзойденным, не становится вследствие этого

ненужным. Если научная мысль выдерживает пробный

камень критики, то она остается звеном в золотой

цепи Знания. В общий бурлящий поток каждый ученый

вливает свой кувшин чистой воды, и вечно-живые

струи устремляются полноводной рекой в пределы и

времена, неведомые ныне живущим.

Думаю, так укорять и бранить нас "праве

природа,

Ибо отжившее все вытесняется новым и вещи

Восстановляются вновь одни из других непременно.

И не уходит никто в преисподней мрачную бездну,

Ибо запас вещества поколеньям нужен грядущим,

Но и они за тобой последуют, жизнь завершивши:

И потому-то, как ты, они сгинули раньше и сгинут.

Так возникает всегда неизменно одно из другого.

(Лукреций. О природе вещей)

Мысль не может не развиваться, ибо таково

свойство человеческого разума. Конечно, поиском

факта ради самих фактов можно заниматься сколь

угодно долго. Однако рано или поздно ум человека,

вооруженный обилием данных, неизбежно придет к

заключению, что все это множество фактов

необходимо некоторым способом упорядочить.

Приходит черед синтеза и интерпретации

накопленного. Затем вновь повторяется

предыдущий цикл; так развивается наука. Ни одно

собрание фактов никогда не является полным,

потому что Вселенная разомкнута. Равным образом

ни одно обобщение не является окончательным,

потому что со временем обнаружатся новые факты,

которые приведут к взрыву уже упорядоченной

научной схемы.

Этот ритм носит всеобщий характер. Чередование

накопления фактов и их интерпретации происходит

в физике. Не является исключением в этом смысле и

историческая наука. В дальнейшем мы увидим, что

периодическое чередование двух противоположных,

хотя и взаимно дополняющих видов умственной

деятельности, будучи имманентно присущим мысли

как таковой, особенно важно для научного поиска

ученых-историков и тем самым для самой Истории.

Примечания

[*1] См.: Vinogradoff.

Paul. Enalish Sodctv XVII. Oxiord. 1908.

[*2] Lord Acton.

Lectures on modem History. London, 1906.


[*3] Hammond. J.H. and

Barbara. The Rise of Modern Industry. London, 1925, Preface, pp. VIII-IX.

[*4] Название

"православно-христианское" более правильно,

поскольку это общество, в отличие от Западного

сохраняло религиозную лояльность как основной

принцип социального единства.

[*5] Но не

"индийское", так как оно выходит за границы

континентальной Индии, например Индонезийский

архипелаг (о. Бали), между тем как в Индии

существует и мусульманское общество.

[*6] В римском

значении слова, это люди, за которыми по переписи

не числилось никакого имущества, кроме детей (proles),

отсюда "пролетарии" - те, которые не

чувствуют никаких обязательств по отношению к

своей социальной группе.

[*7] Gibbon Е. The

History of the Decline and Fall of the Roman Empire, Ch. LXXXI.

Комментарии

[+1] Имеется в

виду прекращение существования Англии как

отдельного государства и превращение ее в часть

более обширного политического образования -

Великобритании.

[+2] Английские

короли, начиная с 1066 г., со времени завоевания

Англии норманнами во главе с герцогом

Нормандским Вильгельмом I, обладали

значительными владениями на континенте, особо

увеличившимися после восшествия на престол

Генриха II Плантагенета (1133-1189. король с 1154). графа

Анжуйского, Минского и Туреньского и его супруги

Алиеноры, герцогини Аквитанской, владевшей

обширными землями на юго-западе Франции. Эти

владения уменьшились к нач. XIV в.. снова

увеличились во время Столетней войны между

Англией и Францией (1337-1453) после поражения Англии

в этой войне за ней на континенте остался только

захваченный в 1347 г. Кале, окончательно перешедший

в руки Франции в 1558 г.

[+3] Имеется в

виду т. н. Промышленная революция, или

Промышленный переворот, происходивший в 60-е годы

XVIII в. 10-20-е годы XIX в. и состоявший в переходе от

мануфактуры к машинному производству; благодаря

этому перевороту окончательно сложилась

капиталистическая система.

[+4] Возникший

еще в кон. XIII в. английский парламент вел

многовековую борьбу с королевской властью за

право контроля над правительством. После

революции 1688 г. сложилась существующая доныне

система, по которой кабинет министров

назначается из представителей партии

большинства в палате общин и ответствен перед


этой палатой.

[+5] Начало

эпохи Великих географических открытий и

заморской колонизации положили Испания и

Португалия на рубеже XV-XVI вв. Англия включилась в

этот процесс позднее (хотя, например,

Североамериканский континент был достигнут в 1497

г. генуэзским моряком на английской службе

Джоном Кэботом - он же Джованни Кабото - но

новооткрытые земли были малопригодны для

заселения), организовав торговлю с испанскими

колониями в Новом Свете и пиратские нападения на

испанские и португальские суда. перевозившие

золото и пряности. В кон. XVI в. началось создание

поселений на атлантическом побережье Северной

Америки (Виргиния), в кон. XVIII в. в Австралии, в 20-е

годы XIX в. в Южной Африке, в сер. XIX в. в Новой

Зеландии. В XVII-XVIII вв. Англия захватила ряд

испанских и французских владений в Вест-Индии,

где (как и в южных регионах будущих США)

развивалось плантационное хозяйство с

использованием труда вывозимых из Африки

рабов-негров. Создание новой (после отпадения

колоний в Северной Америке) Британской

колониальной империи происходило в кон. XVIII-XIX в.,

когда Великобритания завладела огромными

территориями в Азии (прежде всего в Индии) и

Африке, и экономической основой этой империи

была эксплуатация местного населения.

[+6] Реформация

в Англии имела свои особенности: она проходила

медленнее, нежели в иных странах. Хотя

протестантские идеи проникли в Англию уже на

рубеже 10-20-х годов XVI в., основной процесс,

вызванный среди прочего отказом Святого

Престола признать развод короля Генриха VIII с

Екатериной Арагонской, протекал в 1529-1536 гг.

Результатом было создание англиканской церкви с

королем во главе, с архиепископами и епископами,

с сохранением большинства таинств, но без культа

мощей и икон и без целибата. Эта церковь, ставшая

государственной в Англии, вела до XVIII в. борьбу

как с католиками. так и различными

протестантскими сектами, члены которых

именовались диссидентами (от лат. dissidens -

"несогласный").

[+7]

Большинство современных ученых считают родиной

итальянского Возрождения Среднюю Италию

(конкретно - Тоскану), а начало его датируют то ли

концом XIII в.. то ли серединой XIV в. А. Тойнби

полагал Ренессанс не только культурным

процессом (возрождение наук и искусств с опорой

на античность). но и политическим (становление