ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1197
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
ислама господствующей религией был зороастризм.
[+37] В I в. н.э.
буддизм разделился на два течения-хинаяну
("Малую колесницу" или, в иной интерпретации,
"узкий путь") и махаяну ("Большую
колесницу" или "широкий путь"). Сторонники
первого течения считают Будду образцом и идеалом
поведения, но обычным человеком, отличным от
остальных тем, что он открыл путь спасения.
Достижение нирваны (трудноопределимого высшего
состояния, характеризующегося прекращением всех
желаний и разрывом цепи перерождений) возможно,
по учению хинаянистов. для каждого человека, но
исключительно путем личных усилий. В махаяне же
Будда приобретает черты высшего божества,
спасителя мира: в деле достижения нирваны
возможны посредники-бодхисатвы (личности,
получившие благодаря святой жизни возможность
перейти в нирвану еще при земном существовании,
но остающиеся в миру, чтобы помочь верующим) и -
шире вообще духовенство, отсутствующее в
хинаяне, где признается лишь монашество,
преданное только делу личного спасения. В
махаяне в отличие от хинаяны практикуется пышный
культ Будды и бодхисатв. В настоящее время в мире
насчитывается около 250 млн. буддистов.
[+38]
Наименование религии - джайнизм происходит от
прозвища ее основателя Махавиры
Вадхарманы-"Джина", т.е. "победитель".
Существовавший и существующий только в Индии
джайнизм близок к хинаянистскому буддизму, но
отличается более ригористическими требованиями.
[+39]
Экуменический (ойкуменический) - здесь:
вселенский, всемирный.
[+40] После
смерти сына и наследника Карла Великого
императора Людовика Благочестивого (778-840,
император с 814) его сыновья вступили в борьбу
между собой. Верденский договор закрепил раздел
Империи.
[+41] Король
Уэссекса Экберт (802-839, король с 825) соединил все
англосаксонские королевства под своей
гегемонией, но не объединил их в одно
государство.
[+42] Римским
валом называют систему укреплений, пересекающих
Великобританию от устья р. Тайн, до зал.
Солуэй-Ферт. Она была воздвигнута по приказу
императора Адриана (стена Адриана) в 122-124 гг. для
защиты от набегов с севера. Ок. 140 г. к Римской
Британии были присоединены территории к северу
от стены Адриана и воздвигнута новая стена от
зал. Форт-оф-Ферт до устья р. Клайд (стена
Антонина). Она была оставлена в 183 г. после
успешного восстания местных племен, и до ухода
римлян северной границей их владений оставалась
стена Адриана.
[+43] В 778-810 гг.
Карл Великий совершил ряд походов в Испанию и
распространил свое влияние до устья р. Эбро:
впрочем, собственно владения его королевства
доходили только до Барселоны. В XIII в. резко
ускорились процессы отвоевания испанскими
государствами земель у мавров (реконкиста).
Особую активность в этом проявляла Кастилия,
самое сильное из этих государств. Расположенные
в долине Гвадалквивира Севилья и Кордова пали
соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки
оказалось в руках кастильцев в 1260 г. Севилья
впоследствии стала центром испанской экспансии
в Новый Свет.
[+44] Карл
Великий присоединил к своим владениям Саксонию
(772 804), бывшую тогда областью, заселенной
языческими германскими племенами, и
насильственно христианизовал ее. Скандинавские
страны приняли христианство на рубеже Х-ХI вв.,
Польша - в 966 г. Россия включила в свои владения
Дальний Восток еще в XVIII в. Землепроходец И. Ю.
Москвитин достиг берегов Тихого океана
(Охотского моря) в 1639 г. Заселение этих районов
русскими происходило в XVIII-XIX вв.: христианизация
же аборигенного населения, начавшаяся еще в XVII в..
полностью не закончилась до 1917 г.
[+45] Имеется в
виду экономическая экспансия североитальянских
государств, в первую очередь Венеции, по
Апеннинскому полуострову, а не политические
завоевания. Что же касается крестовых походов XI-
XIII вв., то их явной целью было овладение Гробом
Господним и создание в Палестине
западнохристианского государства. Основной
силой крестоносцев было рыцарство (в большинстве
- французское), но морской транспорт и финансовое
обеспечение предоставляли итальянские
государства, в основном та же Венеция. Во время IV
крестового похода, когда крестоносцы вмешались в
династические распри в Константинополе и
захватили в конечном счете Византийскую империю,
создав т.н. Латинскую империю (название дано
позднейшими историками), то 3/8 ("одна четверть и
одна восьмая") территории бывших византийских
владений отошли к Венецианской республике.
[+46]
Венецианцы контролировали торговлю с Египтом, из
которого караванные пути вели до Индии. Но до
поездки Марко Поло (ок. 1254-1324), который в 1271-1275 гг.
добрался до Китая, прожил там семнадцать лет и в
1292-1295 гг. вернулся на родину, побывав в ряде стран
Юго-Восточной Азии, венецианских купцов на
Востоке не было. В конце XV в. окрепшая Оттоманская
империя перекрыла торговые пути из Европы в
Китай и Индию.
[+47] Некоторые
англосаксонские короли именовали себя
императорами, но это было скорее почетное
прозвание, нежели реальный титул.
[+48] По
терминологии А. Тойнби. "междуцарствие" -
промежуток от гибели одной цивилизации до
рождения другой. Здесь - период от начала
вторжений варваров в Римскую империю до
окончательного складывания варварских
королевств в Европе (последнее лангобардское -
образовалось в начале VII в.) и перехода варваров
из арианства в католичество (кроме франков, уже
обращенных в ортодоксальную веру).
[+49] Война с
Ганнибалом (Вторая Пуническая война) в 218-201 гг. до
н. э. не привела к активной экспансии Рима на
северо-запад, если не считать присоединения
Цизальпийской Галлии, т. е. бассейна р. Падуса (По)
от Альп до известного Рубикона (причем часть этих
земель была захвачена позднее, во II в. до н.э.), и
Испании (северо-западом по отношению к Риму
Пиренейский полуостров считается потому, что
дорога туда из Италии вела сначала на
северо-запад), полностью покоренной лишь во II в.
н.э. В целом же до 58-55 гг. до н.э. до походов Цезаря,
приращение территории Рима шло в юго-восточном
направлении: на Балканах и в Малой Азии. Что же
касается эпохи Августа и более поздних времен,
активность завоеваний действительно снизилась,
ибо возможности государства были исчерпаны.
Исключение составили Римская Британия,
завоевание которой началось еще при Цезаре, а
закончилось в 43-44 гг. н.э., и Дакия, область к
северу от Дуная, покоренная в 107 г. н.э. Империя
расширялась за счет административного
подчинения ранее зависимых государств, а военные
действия, если не считать восстаний и
междоусобиц, сосредоточились на границе с
Парфянским царством на Востоке, причем
многовековая война не принесла успеха ни одной
из сторон.
[+50] По мнению
знаменитого английского историка Эдуарда
Гиббона (1737-1794), выраженному в его "Истории
упадка и разрушения Римской империи". Рим
погубили варвары и христианство. А. Тойнби
солидаризируется с этими взглядами, равно как и с
идеями римских историков и моралистов о том, что
беды Рима начались после победы над Ганнибалом,
когда хлынувшая в Город добыча привела римлян к
забвению нравов предков, к разврату и
изнеженности. Для английского ученого
характерен взгляд на историю как бы с птичьего
полета: поэтому рост влияния христианской
церкви, возникшей никак не ранее I в.н.э., есть
следствие победы над Ганнибалом в III в. до н.э.
Разрыв между датами Второй Пунической войны и
временем первого вторжения варваров в Италию в
114-101 гг. до н.э. вообще не замечается и т.п.
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Начнем исследование с изучения исторических
предпосылок возникновения обществ того же вида,
что и западное, в надежде разглядеть черты,
аналогичные тем, что обнаруживаются в самом
основании западной истории. При наличии общих
черт можно говорить о наличии
"сыновне-отеческих" отношений между
западным и эллинским обществами.
Попробуем определить, какое общество
предшествовало православному христианскому. При
первом приближении мы не встречаем особых
трудностей, так как здесь налицо и универсальное
государство, и универсальная церковь, и движение
племен - явления не только аналогичные, но даже
идентичные тем, что уже встречались нам в
исследовании исторических оснований западного
общества, а значит, православное христианское
общество, подобно западному христианскому,
находится в "сыновнем родстве" с эллинским
обществом, а отсюда следует вывод, что одно
общество может находиться в "отечески
родственных" отношениях с несколькими разными
обществами. Чтобы понять, каким образом это
становится возможным, обратимся вновь к
географическому фактору.
Если мы попытаемся отыскать стержневую ось
православного христианского мира, то обнаружим,
что, подобно исходной линии западного общества,
она берет свое начало в центре эллинского мира, в
Эгейском море. Однако простерлась она в другом
направлении и на другое расстояние. Тогда как в
первом случае движение шло на северо-запад - от
Эгейского моря к Лотарингии, во втором случае оно
шло в северо-восточном направлении, пересекая по
диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя
между Константинополем и Неокесарией. Эта линия
значительно короче, чем линия между Римом и
Римской стеной. И это обусловлено тем
историческим фактом, что экспансия
православного общества была гораздо менее
масштабна, чем экспансия западнохристианского
общества.
Экспансия православного христианского
общества шла отнюдь не по прямой, и наша условная
осевая линия, будь она продолжена в обоих
направлениях, образовала бы фигуру полумесяца с
рогами, обращенными на северо-запад и