ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1033

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

ислама господствующей религией был зороастризм.

[+37] В I в. н.э.

буддизм разделился на два течения-хинаяну

("Малую колесницу" или, в иной интерпретации,

"узкий путь") и махаяну ("Большую

колесницу" или "широкий путь"). Сторонники

первого течения считают Будду образцом и идеалом

поведения, но обычным человеком, отличным от

остальных тем, что он открыл путь спасения.

Достижение нирваны (трудноопределимого высшего

состояния, характеризующегося прекращением всех

желаний и разрывом цепи перерождений) возможно,

по учению хинаянистов. для каждого человека, но

исключительно путем личных усилий. В махаяне же

Будда приобретает черты высшего божества,

спасителя мира: в деле достижения нирваны

возможны посредники-бодхисатвы (личности,

получившие благодаря святой жизни возможность

перейти в нирвану еще при земном существовании,

но остающиеся в миру, чтобы помочь верующим) и -

шире вообще духовенство, отсутствующее в

хинаяне, где признается лишь монашество,

преданное только делу личного спасения. В

махаяне в отличие от хинаяны практикуется пышный

культ Будды и бодхисатв. В настоящее время в мире

насчитывается около 250 млн. буддистов.

[+38]

Наименование религии - джайнизм происходит от

прозвища ее основателя Махавиры

Вадхарманы-"Джина", т.е. "победитель".

Существовавший и существующий только в Индии

джайнизм близок к хинаянистскому буддизму, но

отличается более ригористическими требованиями.

[+39]

Экуменический (ойкуменический) - здесь:

вселенский, всемирный.

[+40] После

смерти сына и наследника Карла Великого

императора Людовика Благочестивого (778-840,

император с 814) его сыновья вступили в борьбу

между собой. Верденский договор закрепил раздел

Империи.

[+41] Король

Уэссекса Экберт (802-839, король с 825) соединил все

англосаксонские королевства под своей

гегемонией, но не объединил их в одно

государство.

[+42] Римским

валом называют систему укреплений, пересекающих

Великобританию от устья р. Тайн, до зал.

Солуэй-Ферт. Она была воздвигнута по приказу

императора Адриана (стена Адриана) в 122-124 гг. для

защиты от набегов с севера. Ок. 140 г. к Римской

Британии были присоединены территории к северу

от стены Адриана и воздвигнута новая стена от


зал. Форт-оф-Ферт до устья р. Клайд (стена

Антонина). Она была оставлена в 183 г. после

успешного восстания местных племен, и до ухода

римлян северной границей их владений оставалась

стена Адриана.

[+43] В 778-810 гг.

Карл Великий совершил ряд походов в Испанию и

распространил свое влияние до устья р. Эбро:

впрочем, собственно владения его королевства

доходили только до Барселоны. В XIII в. резко

ускорились процессы отвоевания испанскими

государствами земель у мавров (реконкиста).

Особую активность в этом проявляла Кастилия,

самое сильное из этих государств. Расположенные

в долине Гвадалквивира Севилья и Кордова пали

соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки

оказалось в руках кастильцев в 1260 г. Севилья

впоследствии стала центром испанской экспансии

в Новый Свет.

[+44] Карл

Великий присоединил к своим владениям Саксонию

(772 804), бывшую тогда областью, заселенной

языческими германскими племенами, и

насильственно христианизовал ее. Скандинавские

страны приняли христианство на рубеже Х-ХI вв.,

Польша - в 966 г. Россия включила в свои владения

Дальний Восток еще в XVIII в. Землепроходец И. Ю.

Москвитин достиг берегов Тихого океана

(Охотского моря) в 1639 г. Заселение этих районов

русскими происходило в XVIII-XIX вв.: христианизация

же аборигенного населения, начавшаяся еще в XVII в..

полностью не закончилась до 1917 г.

[+45] Имеется в

виду экономическая экспансия североитальянских

государств, в первую очередь Венеции, по

Апеннинскому полуострову, а не политические

завоевания. Что же касается крестовых походов XI-

XIII вв., то их явной целью было овладение Гробом

Господним и создание в Палестине

западнохристианского государства. Основной

силой крестоносцев было рыцарство (в большинстве

- французское), но морской транспорт и финансовое

обеспечение предоставляли итальянские

государства, в основном та же Венеция. Во время IV

крестового похода, когда крестоносцы вмешались в

династические распри в Константинополе и

захватили в конечном счете Византийскую империю,

создав т.н. Латинскую империю (название дано

позднейшими историками), то 3/8 ("одна четверть и

одна восьмая") территории бывших византийских

владений отошли к Венецианской республике.

[+46]

Венецианцы контролировали торговлю с Египтом, из


которого караванные пути вели до Индии. Но до

поездки Марко Поло (ок. 1254-1324), который в 1271-1275 гг.

добрался до Китая, прожил там семнадцать лет и в

1292-1295 гг. вернулся на родину, побывав в ряде стран

Юго-Восточной Азии, венецианских купцов на

Востоке не было. В конце XV в. окрепшая Оттоманская

империя перекрыла торговые пути из Европы в

Китай и Индию.

[+47] Некоторые

англосаксонские короли именовали себя

императорами, но это было скорее почетное

прозвание, нежели реальный титул.

[+48] По

терминологии А. Тойнби. "междуцарствие" -

промежуток от гибели одной цивилизации до

рождения другой. Здесь - период от начала

вторжений варваров в Римскую империю до

окончательного складывания варварских

королевств в Европе (последнее лангобардское -

образовалось в начале VII в.) и перехода варваров

из арианства в католичество (кроме франков, уже

обращенных в ортодоксальную веру).

[+49] Война с

Ганнибалом (Вторая Пуническая война) в 218-201 гг. до

н. э. не привела к активной экспансии Рима на

северо-запад, если не считать присоединения

Цизальпийской Галлии, т. е. бассейна р. Падуса (По)

от Альп до известного Рубикона (причем часть этих

земель была захвачена позднее, во II в. до н.э.), и

Испании (северо-западом по отношению к Риму

Пиренейский полуостров считается потому, что

дорога туда из Италии вела сначала на

северо-запад), полностью покоренной лишь во II в.

н.э. В целом же до 58-55 гг. до н.э. до походов Цезаря,

приращение территории Рима шло в юго-восточном

направлении: на Балканах и в Малой Азии. Что же

касается эпохи Августа и более поздних времен,

активность завоеваний действительно снизилась,

ибо возможности государства были исчерпаны.

Исключение составили Римская Британия,

завоевание которой началось еще при Цезаре, а

закончилось в 43-44 гг. н.э., и Дакия, область к

северу от Дуная, покоренная в 107 г. н.э. Империя

расширялась за счет административного

подчинения ранее зависимых государств, а военные

действия, если не считать восстаний и

междоусобиц, сосредоточились на границе с

Парфянским царством на Востоке, причем

многовековая война не принесла успеха ни одной

из сторон.

[+50] По мнению

знаменитого английского историка Эдуарда

Гиббона (1737-1794), выраженному в его "Истории

упадка и разрушения Римской империи". Рим


погубили варвары и христианство. А. Тойнби

солидаризируется с этими взглядами, равно как и с

идеями римских историков и моралистов о том, что

беды Рима начались после победы над Ганнибалом,

когда хлынувшая в Город добыча привела римлян к

забвению нравов предков, к разврату и

изнеженности. Для английского ученого

характерен взгляд на историю как бы с птичьего

полета: поэтому рост влияния христианской

церкви, возникшей никак не ранее I в.н.э., есть

следствие победы над Ганнибалом в III в. до н.э.

Разрыв между датами Второй Пунической войны и

временем первого вторжения варваров в Италию в

114-101 гг. до н.э. вообще не замечается и т.п.


Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Начнем исследование с изучения исторических

предпосылок возникновения обществ того же вида,

что и западное, в надежде разглядеть черты,

аналогичные тем, что обнаруживаются в самом

основании западной истории. При наличии общих

черт можно говорить о наличии

"сыновне-отеческих" отношений между

западным и эллинским обществами.

Попробуем определить, какое общество

предшествовало православному христианскому. При

первом приближении мы не встречаем особых

трудностей, так как здесь налицо и универсальное

государство, и универсальная церковь, и движение

племен - явления не только аналогичные, но даже

идентичные тем, что уже встречались нам в

исследовании исторических оснований западного

общества, а значит, православное христианское

общество, подобно западному христианскому,

находится в "сыновнем родстве" с эллинским

обществом, а отсюда следует вывод, что одно

общество может находиться в "отечески

родственных" отношениях с несколькими разными

обществами. Чтобы понять, каким образом это

становится возможным, обратимся вновь к

географическому фактору.

Если мы попытаемся отыскать стержневую ось

православного христианского мира, то обнаружим,

что, подобно исходной линии западного общества,

она берет свое начало в центре эллинского мира, в

Эгейском море. Однако простерлась она в другом

направлении и на другое расстояние. Тогда как в

первом случае движение шло на северо-запад - от

Эгейского моря к Лотарингии, во втором случае оно

шло в северо-восточном направлении, пересекая по

диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя

между Константинополем и Неокесарией. Эта линия

значительно короче, чем линия между Римом и

Римской стеной. И это обусловлено тем

историческим фактом, что экспансия

православного общества была гораздо менее

масштабна, чем экспансия западнохристианского

общества.

Экспансия православного христианского

общества шла отнюдь не по прямой, и наша условная

осевая линия, будь она продолжена в обоих

направлениях, образовала бы фигуру полумесяца с

рогами, обращенными на северо-запад и